Постановление о наложении на ООО «Рентол» штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-99А

Дата публикации: 26 апреля 2010, 20:16


28 декабря 2009 года
г.Ижевск

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы дела № СЮ 06-07/2009-99А, возбужденного в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Рентол» (далее - ООО «Рентол») месторасположение: 109147, г. Москва, ул. Марксистская д. 5, стр.1, ИНН 7709358800, ОГРН 1027700403500,
в присутствии:
- защитника ООО «Рентол» - <…> (доверенность от 15 декабря 2009 года № 0143_Р).
Место рассмотрения дела: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М.Горького,73 (ранее – Советская, 1), каб. 195, 28 декабря 2009г. 13 час. 00 мин.,

у с т а н о в и л:

Решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу № СЮ 06-06/2009-40 ООО «Рентол» признано нарушившим пункты 3, 8 части 1 и часть 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и исполнении соглашения, которое привело и могло привести к разделу товарного рынка по ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов, к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, а также координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что при заключении договора купли-продажи недвижимого имущества от 23.12.2004г., между ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» 23.12.2004г. заключено соглашение о разграничении предметов торговли. В соответствии со статьей IV Соглашения стороны договорились, что ООО «Рентол» предоставлено эксклюзивное право осуществлять торговлю указанными в соглашении товарами (теле-, аудиоаппаратура, компьютерная техника, бытовая техника, доски гладильные, сушки для белья, швейные машины). В соответствии со статьей II Соглашения при совершении сделок со зданием или частью здания, расположенного по адресу г.Ижевск, ул.Удмуртская, 304, ООО «Байкал-Инвест» обязуется уведомлять третье лицо о наличии настоящего соглашения и заключить с третьим лицом соглашение, в соответствии с которым третье лицо не вправе будет осуществлять торговлю товарами, указанными в Соглашении.
За нарушение указанных условий Соглашения установлена ответственность в виде штрафных санкций и пени.

Во исполнение указанного Соглашения, ООО «Байкал-Инвест» при заключении договоров аренды заключило с арендаторами (ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «Драйв», ИП <…>., ООО «Компоненты бизнеса», ЗАО «ТД Центр Обувь», ООО «Формопласт», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>) аналогичные Соглашения о разграничении предметов торговли, которые являлись неотъемлемой частью договоров аренды.
В договорах аренды с указанными арендаторами имеются условия, согласно которым Арендатор берет на себя обязательство при использовании нежилых помещений соблюдать Соглашение о разграничении предметов торговли, которое является приложением №1 к договору аренды и содержит перечень товаров, которые не могут продаваться Арендатором в арендованном нежилом помещении.
В договорах аренды отмечается, что заключение договора аренды с данным условием является официальным уведомлением Арендатора Арендодателем, которое последний обязан делать в соответствии с Соглашением о разграничении предметов торговли от 23.12.2004г, заключенного с ООО «Рентол». Согласно условиям договоров аренды, за неисполнение Соглашения о разграничении предметов торговли, Арендаторы несут ответственность в виде штрафа в размере 20 000 000 (Двадцать миллионов) рублей, а также возмещения убытков, понесенных Арендодателем по Соглашению о разграничении предметов торговли.

Соглашение о разграничении предметов торговли между ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» заключено 23.12.2004г. Федеральный закон «О защите конкуренции» вступил в силу с 26.07.2006г. Вместе с тем, до 26.07.2006г. действовал Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», статья 6 которого содержала аналогичные запреты.
Поскольку Соглашение о разграничении предметов торговли, заключенное между ООО «Рентол» и ООО «Байкал-Инвест» продолжало свое действие после вступления в силу Федерального закона «О защите конкуренции» (т.е. после 26.07.2006г.), то данное соглашение является длящимся и нарушает требования статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

На основании письменных и устных пояснений, а также в соответствии с уставами Обществ, бухгалтерскими балансами и информационным письмом об учете в Статрегистратуре Росстата от 09.06.2009 года установлено, что основными видами деятельности ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» являются операции с недвижимым имуществом (сдача в аренду недвижимого имущества).
01.01.2009г. помещения по адресу г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304 были переданы ООО «Рентол» в аренду ООО «Эльдорадо». В материалы дела представлена заверенная копия договора аренды торговых помещений от 01.01.2009г. Приложением №2 к договору аренды торговых помещений стороны определили ассортиментный перечень товаров. Согласно пункту 1.1. Приложения №2 к договору от 01.01.2009 года арендатору предоставлено право эксклюзивно осуществлять торговлю следующими видами товаров, предназначенных для личных, семейных, бытовых нужд, в здании торгового центра, расположенного по адресу г.Ижевск, ул.Удмуртская, д.304: телевизоры, плазменные панели, телевизоры проекционные, телевизоры LSD, моноблоки, видеомагнитофоны, видеоплееры, DVD проигрыватели, LD проигрыватели, видеопроекторы, экраны для видеопроекторов, деки Hi-Fi, усилители Hi-Fi, ресиверы Hi-Fi, акустические системы, музыкальные центры, магнитолы, пылесосы, мясорубки, миксеры, блендеры, ломтерезки, стиральные машины, посудомоечные машины, холодильники, морозильные камеры, газовые плиты, эл. плиты, варочные поверхности, печи СВЧ, компьютеры, мониторы, принтеры, картриджи для принтеров, сканеры, компьютерная техника-аксессуары, копировальные аппараты, уничтожители, факс-модемы, аудио-компоненты, швейные машины, видеокамеры, аксессуары для видеокамер, автомагнитолы, авточенджеры, автоусилители, автоакустика, фены, щипцы, утюги, кофеварки, кофемолки, кофемашины, комбайны, фритюрницы, грили, чайники, тостеры, ростеры, блинницы, хлебопечки, соковыжималки, пароварки, эл.бритвы, эпиляторы, триммеры, сумки холодильники, приборы климат контроля.
Исходя из вышеуказанного договора, соглашение о разграничении предметов торговли было заключено в интересах ООО «Рентол» и ООО «Эльдорадо», для предоставления последнему эксклюзивного права торговли указанными товарами в торговом центре, расположенном по адресу г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304.
Заключение соглашения от 23.12.2004г. о разграничении предметов торговли между ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» и предоставление последнему эксклюзивного права осуществлять торговлю определенными товарами в торговом центре, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул.Удмуртская, 304, а также заключение аналогичных договоров (изменялся только предмет торговли) между ООО «Байкал-Инвест» и ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «Драйв», ИП <…>, ООО «Компоненты бизнеса», ЗАО «ТД Центр Обувь», ООО «Формопласт», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…> могло привести и привело:
- к разделу товарного рынка по ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов, что не допускается в соответствии с пунктом 3) части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»;
- к созданию препятствий доступу на товарный рынок (рынок розничной торговли теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники, швейных машин, гладильных досок, сушек для белья) другим хозяйствующим субъектам, что является нарушением пункта 8) части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»;
Соглашение о разграничении предметов торговли заключено при осуществлении деятельности ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» на рынке сдачи в аренду недвижимого имущества. Заключенное соглашение направлено на ограничение конкуренции на рынке продажи теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники, швейных машин, гладильных досок, сушек для белья и других товаров, указанных в соглашении о разграничении предметов торговли. В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Событием административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, является установленный факт заключения ООО «Рентол» соглашения от 23 декабря 2004 года с ООО «Байкал-Инвест» о разграничении предметов торговли, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а равно участие в нем.

Состав нарушения образуют:
Объективная сторона – противоправное и недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством действие, выразившееся в заключении и реализации ограничивающего конкуренцию соглашения от 23.12.2004 года о разграничении предметов торговли хозяйствующими субъектами ООО «Рентол» и ООО «Байкал-Инвест» на рынке сдачи в аренду недвижимого имущества. Заключенное соглашение направлено на ограничение конкуренции на рынке продажи теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники и других товаров, указанных в соглашении о разграничении предметов торговли. Заключение данного Соглашения привело к нарушению пунктов 3), 8) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Объект правонарушения – отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающие осуществление монополистической деятельности, в виде заключения антиконкурентных соглашений. Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения:
Место совершение правонарушения – нарушение совершено по месту заключения и исполнения соглашения о разграничении предметов торговли – Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Удмуртская, д.304.
Способ совершения – противоправные действия, выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения и участия в нем (исполнение соглашения от 23.12.2004 года). Время совершения правонарушения – по материалам дела установлен факт заключения соглашения 23.12.2004г. Статья 14.32 КоАП РФ вступила в действие с 13.05.2007г., на момент вступления в силу данной статьи соглашение о разграничении предметов торговли действовало, так как данное Соглашение сторонами ежегодно пролонгировалось. Следовательно, характер данного правонарушения является длящимся. Фактическим обстоятельством, свидетельствующим о расторжении соглашения является Соглашение от 23 ноября 2009 года о прекращении действия Соглашения о разграничении предметов торговли б/н от 23.12.2004 года.
Таким образом, временем совершения правонарушения является период с 13.05.2007г. - с момента установления административной ответственности по 23 ноября 2009 года – с момента расторжения соглашения от 23.12.2004 года. Во исполнение соглашения о разграничении предметов торговли ООО «Байкал-Инвест» заключало аналогичные соглашения со своими арендаторами, так в частности заключены соглашения:
- 28.12.2008г. с ИП <…>
- 01.01.2009г. с ИП <…>
- 01.01.2009г. с ИП <…>
- 11.02.2009г. с ООО «Формопласт»;
- 01.02.2007г. с ЗАО «Торговый дом «Центр Обувь»;
- 07.06.2008г. с ООО «Компоненты бизнеса»;
- 01.10.2008г. с ИП <…>
- 01.12.2008г. с ООО «Драйв»;
- 01.03.2009г. с ИП <…>;
- 01.12.2008г. с ИП <…>;
- 18.12.2008г. с ИП <…>;
- 01.08.2008г. с ИП <…>

ООО «Рентол» со своей стороны 01.01.2009г. заключило соглашение аренды помещений в здании по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304 с ООО «Эльдорадо», предоставив ему эксклюзивное право продажи товаров, перечень которых аналогичен перечню товаров, указанному в соглашении о разграничении предметов торговли.
Данные обстоятельства указывают на то, что ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» исполняли соглашение от 23.12.2004г. о разграничении предметов торговли, в том числе в период 01.01.2009, 11.02.2009г., 01.03.2009г., поскольку во исполнение соглашения заключались аналогичные соглашения с арендаторами, что свидетельствует о длящемся характере правонарушения. Факт нарушения установлен на заседании комиссии Удмуртского УФАС России при рассмотрении дела №СЮ06-06/2009-40 – 8 октября 2009 года.
Субъект правонарушения – юридическое лицо - ООО «Рентол» (109147, г. Москва, ул. Марксистская, д.5, стр.1, ИНН 7709358800).
Субъективная сторона – характеризуется виной, ООО «Рентол» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учтено, что нарушение совершено впервые. ООО «Рентол» в соответствии с примечанием к статье 14.32 КоАП РФ добровольно не обращалось в антимонопольный орган с заявлением о заключении антиконкурентого соглашения и отказе от участия в нем.
При рассмотрении дела оснований для освобождения ООО «Рентол» от административной ответственности не установлено.

Отсутствуют основания для признания данного правонарушения малозначительным, так как статья 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит формальный состав. Антиконкурентные соглашения создают существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям по защите конкуренции, что в итоге посягает на интересы потребителей, поскольку последние при конкуренции имеют возможность выбора хозяйствующих субъектов с наилучшими условиями оказания услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Антиконкурентные соглашения в силу Федерального закона “О защите конкуренции” относятся к фактам монополистической деятельности, запрещенной Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, антимонопольным законодательством. Таким образом, факт заключения антиконкурентного соглашения не может рассматриваться в качестве малозначительного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году. На основании устных и письменных пояснений, представленных защитником ООО «Рентол», а также в соответствии с уставом Общества (редакция № 3) от 15 мая 2009 года и представленных налоговых сведений, в том числе бухгалтерских балансов, установлено, что ООО «Рентол» не осуществляет деятельность на рынке продаж теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники, швейных машин, гладильных досок, сушек для белья и других товаров, указанных в соглашении о разграничении предметов торговли.
Таким образом, в связи с тем, что ООО «Рентол» не осуществляет деятельности на рынке продажи теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники, то есть на рынке, которого совершено административное правонарушение, то к ООО «Рентол» нельзя применить административный штраф, рассчитанный от суммы выручки правонарушителя от реализации товара, так как Общество не осуществляет деятельности на данном рынке. Однако санкция части 1 статьи 14.32 предусматривает, что штраф не должен составлять менее 100 000 рублей, следовательно, административный штраф в отношении ООО «Рентол» составляет 100 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, части 1 статьи 14.32, статьей 23.48, статьей 29.9, статьей 29.10, статьей 29.11, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

1. Наложить на юридическое лицо — Общество с ограниченной ответственностью «Рентол» (месторасположение: 109147, г. Москва, ул. Марксистская д. 5, стр.1, ИНН 7709358800, ОГРН 1027700403500) административный штраф в размере — 100 000 (Сто тысяч) рублей, за нарушение части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Подпись должностного лица Удмуртского УФАС России

stdClass Object ( [vid] => 10124 [uid] => 1 [title] => Постановление о наложении на ООО «Рентол» штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-99А [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10126 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320644270 [changed] => 1370517505 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517505 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


28 декабря 2009 года
г.Ижевск

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы дела № СЮ 06-07/2009-99А, возбужденного в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Рентол» (далее - ООО «Рентол») месторасположение: 109147, г. Москва, ул. Марксистская д. 5, стр.1, ИНН 7709358800, ОГРН 1027700403500,
в присутствии:
- защитника ООО «Рентол» - <…> (доверенность от 15 декабря 2009 года № 0143_Р).
Место рассмотрения дела: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М.Горького,73 (ранее – Советская, 1), каб. 195, 28 декабря 2009г. 13 час. 00 мин.,

у с т а н о в и л:

Решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу № СЮ 06-06/2009-40 ООО «Рентол» признано нарушившим пункты 3, 8 части 1 и часть 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и исполнении соглашения, которое привело и могло привести к разделу товарного рынка по ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов, к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, а также координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что при заключении договора купли-продажи недвижимого имущества от 23.12.2004г., между ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» 23.12.2004г. заключено соглашение о разграничении предметов торговли. В соответствии со статьей IV Соглашения стороны договорились, что ООО «Рентол» предоставлено эксклюзивное право осуществлять торговлю указанными в соглашении товарами (теле-, аудиоаппаратура, компьютерная техника, бытовая техника, доски гладильные, сушки для белья, швейные машины). В соответствии со статьей II Соглашения при совершении сделок со зданием или частью здания, расположенного по адресу г.Ижевск, ул.Удмуртская, 304, ООО «Байкал-Инвест» обязуется уведомлять третье лицо о наличии настоящего соглашения и заключить с третьим лицом соглашение, в соответствии с которым третье лицо не вправе будет осуществлять торговлю товарами, указанными в Соглашении.
За нарушение указанных условий Соглашения установлена ответственность в виде штрафных санкций и пени.

Во исполнение указанного Соглашения, ООО «Байкал-Инвест» при заключении договоров аренды заключило с арендаторами (ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «Драйв», ИП <…>., ООО «Компоненты бизнеса», ЗАО «ТД Центр Обувь», ООО «Формопласт», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>) аналогичные Соглашения о разграничении предметов торговли, которые являлись неотъемлемой частью договоров аренды.
В договорах аренды с указанными арендаторами имеются условия, согласно которым Арендатор берет на себя обязательство при использовании нежилых помещений соблюдать Соглашение о разграничении предметов торговли, которое является приложением №1 к договору аренды и содержит перечень товаров, которые не могут продаваться Арендатором в арендованном нежилом помещении.
В договорах аренды отмечается, что заключение договора аренды с данным условием является официальным уведомлением Арендатора Арендодателем, которое последний обязан делать в соответствии с Соглашением о разграничении предметов торговли от 23.12.2004г, заключенного с ООО «Рентол». Согласно условиям договоров аренды, за неисполнение Соглашения о разграничении предметов торговли, Арендаторы несут ответственность в виде штрафа в размере 20 000 000 (Двадцать миллионов) рублей, а также возмещения убытков, понесенных Арендодателем по Соглашению о разграничении предметов торговли.

Соглашение о разграничении предметов торговли между ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» заключено 23.12.2004г. Федеральный закон «О защите конкуренции» вступил в силу с 26.07.2006г. Вместе с тем, до 26.07.2006г. действовал Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», статья 6 которого содержала аналогичные запреты.
Поскольку Соглашение о разграничении предметов торговли, заключенное между ООО «Рентол» и ООО «Байкал-Инвест» продолжало свое действие после вступления в силу Федерального закона «О защите конкуренции» (т.е. после 26.07.2006г.), то данное соглашение является длящимся и нарушает требования статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

На основании письменных и устных пояснений, а также в соответствии с уставами Обществ, бухгалтерскими балансами и информационным письмом об учете в Статрегистратуре Росстата от 09.06.2009 года установлено, что основными видами деятельности ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» являются операции с недвижимым имуществом (сдача в аренду недвижимого имущества).
01.01.2009г. помещения по адресу г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304 были переданы ООО «Рентол» в аренду ООО «Эльдорадо». В материалы дела представлена заверенная копия договора аренды торговых помещений от 01.01.2009г. Приложением №2 к договору аренды торговых помещений стороны определили ассортиментный перечень товаров. Согласно пункту 1.1. Приложения №2 к договору от 01.01.2009 года арендатору предоставлено право эксклюзивно осуществлять торговлю следующими видами товаров, предназначенных для личных, семейных, бытовых нужд, в здании торгового центра, расположенного по адресу г.Ижевск, ул.Удмуртская, д.304: телевизоры, плазменные панели, телевизоры проекционные, телевизоры LSD, моноблоки, видеомагнитофоны, видеоплееры, DVD проигрыватели, LD проигрыватели, видеопроекторы, экраны для видеопроекторов, деки Hi-Fi, усилители Hi-Fi, ресиверы Hi-Fi, акустические системы, музыкальные центры, магнитолы, пылесосы, мясорубки, миксеры, блендеры, ломтерезки, стиральные машины, посудомоечные машины, холодильники, морозильные камеры, газовые плиты, эл. плиты, варочные поверхности, печи СВЧ, компьютеры, мониторы, принтеры, картриджи для принтеров, сканеры, компьютерная техника-аксессуары, копировальные аппараты, уничтожители, факс-модемы, аудио-компоненты, швейные машины, видеокамеры, аксессуары для видеокамер, автомагнитолы, авточенджеры, автоусилители, автоакустика, фены, щипцы, утюги, кофеварки, кофемолки, кофемашины, комбайны, фритюрницы, грили, чайники, тостеры, ростеры, блинницы, хлебопечки, соковыжималки, пароварки, эл.бритвы, эпиляторы, триммеры, сумки холодильники, приборы климат контроля.
Исходя из вышеуказанного договора, соглашение о разграничении предметов торговли было заключено в интересах ООО «Рентол» и ООО «Эльдорадо», для предоставления последнему эксклюзивного права торговли указанными товарами в торговом центре, расположенном по адресу г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304.
Заключение соглашения от 23.12.2004г. о разграничении предметов торговли между ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» и предоставление последнему эксклюзивного права осуществлять торговлю определенными товарами в торговом центре, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул.Удмуртская, 304, а также заключение аналогичных договоров (изменялся только предмет торговли) между ООО «Байкал-Инвест» и ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ИП <…>, ООО «Драйв», ИП <…>, ООО «Компоненты бизнеса», ЗАО «ТД Центр Обувь», ООО «Формопласт», ИП <…>, ИП <…>, ИП <…> могло привести и привело:
- к разделу товарного рынка по ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов, что не допускается в соответствии с пунктом 3) части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»;
- к созданию препятствий доступу на товарный рынок (рынок розничной торговли теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники, швейных машин, гладильных досок, сушек для белья) другим хозяйствующим субъектам, что является нарушением пункта 8) части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»;
Соглашение о разграничении предметов торговли заключено при осуществлении деятельности ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» на рынке сдачи в аренду недвижимого имущества. Заключенное соглашение направлено на ограничение конкуренции на рынке продажи теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники, швейных машин, гладильных досок, сушек для белья и других товаров, указанных в соглашении о разграничении предметов торговли. В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Событием административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, является установленный факт заключения ООО «Рентол» соглашения от 23 декабря 2004 года с ООО «Байкал-Инвест» о разграничении предметов торговли, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а равно участие в нем.

Состав нарушения образуют:
Объективная сторона – противоправное и недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством действие, выразившееся в заключении и реализации ограничивающего конкуренцию соглашения от 23.12.2004 года о разграничении предметов торговли хозяйствующими субъектами ООО «Рентол» и ООО «Байкал-Инвест» на рынке сдачи в аренду недвижимого имущества. Заключенное соглашение направлено на ограничение конкуренции на рынке продажи теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники и других товаров, указанных в соглашении о разграничении предметов торговли. Заключение данного Соглашения привело к нарушению пунктов 3), 8) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Объект правонарушения – отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающие осуществление монополистической деятельности, в виде заключения антиконкурентных соглашений. Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения:
Место совершение правонарушения – нарушение совершено по месту заключения и исполнения соглашения о разграничении предметов торговли – Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Удмуртская, д.304.
Способ совершения – противоправные действия, выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения и участия в нем (исполнение соглашения от 23.12.2004 года). Время совершения правонарушения – по материалам дела установлен факт заключения соглашения 23.12.2004г. Статья 14.32 КоАП РФ вступила в действие с 13.05.2007г., на момент вступления в силу данной статьи соглашение о разграничении предметов торговли действовало, так как данное Соглашение сторонами ежегодно пролонгировалось. Следовательно, характер данного правонарушения является длящимся. Фактическим обстоятельством, свидетельствующим о расторжении соглашения является Соглашение от 23 ноября 2009 года о прекращении действия Соглашения о разграничении предметов торговли б/н от 23.12.2004 года.
Таким образом, временем совершения правонарушения является период с 13.05.2007г. - с момента установления административной ответственности по 23 ноября 2009 года – с момента расторжения соглашения от 23.12.2004 года. Во исполнение соглашения о разграничении предметов торговли ООО «Байкал-Инвест» заключало аналогичные соглашения со своими арендаторами, так в частности заключены соглашения:
- 28.12.2008г. с ИП <…>
- 01.01.2009г. с ИП <…>
- 01.01.2009г. с ИП <…>
- 11.02.2009г. с ООО «Формопласт»;
- 01.02.2007г. с ЗАО «Торговый дом «Центр Обувь»;
- 07.06.2008г. с ООО «Компоненты бизнеса»;
- 01.10.2008г. с ИП <…>
- 01.12.2008г. с ООО «Драйв»;
- 01.03.2009г. с ИП <…>;
- 01.12.2008г. с ИП <…>;
- 18.12.2008г. с ИП <…>;
- 01.08.2008г. с ИП <…>

ООО «Рентол» со своей стороны 01.01.2009г. заключило соглашение аренды помещений в здании по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304 с ООО «Эльдорадо», предоставив ему эксклюзивное право продажи товаров, перечень которых аналогичен перечню товаров, указанному в соглашении о разграничении предметов торговли.
Данные обстоятельства указывают на то, что ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» исполняли соглашение от 23.12.2004г. о разграничении предметов торговли, в том числе в период 01.01.2009, 11.02.2009г., 01.03.2009г., поскольку во исполнение соглашения заключались аналогичные соглашения с арендаторами, что свидетельствует о длящемся характере правонарушения. Факт нарушения установлен на заседании комиссии Удмуртского УФАС России при рассмотрении дела №СЮ06-06/2009-40 – 8 октября 2009 года.
Субъект правонарушения – юридическое лицо - ООО «Рентол» (109147, г. Москва, ул. Марксистская, д.5, стр.1, ИНН 7709358800).
Субъективная сторона – характеризуется виной, ООО «Рентол» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учтено, что нарушение совершено впервые. ООО «Рентол» в соответствии с примечанием к статье 14.32 КоАП РФ добровольно не обращалось в антимонопольный орган с заявлением о заключении антиконкурентого соглашения и отказе от участия в нем.
При рассмотрении дела оснований для освобождения ООО «Рентол» от административной ответственности не установлено.

Отсутствуют основания для признания данного правонарушения малозначительным, так как статья 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит формальный состав. Антиконкурентные соглашения создают существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям по защите конкуренции, что в итоге посягает на интересы потребителей, поскольку последние при конкуренции имеют возможность выбора хозяйствующих субъектов с наилучшими условиями оказания услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Антиконкурентные соглашения в силу Федерального закона “О защите конкуренции” относятся к фактам монополистической деятельности, запрещенной Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, антимонопольным законодательством. Таким образом, факт заключения антиконкурентного соглашения не может рассматриваться в качестве малозначительного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году. На основании устных и письменных пояснений, представленных защитником ООО «Рентол», а также в соответствии с уставом Общества (редакция № 3) от 15 мая 2009 года и представленных налоговых сведений, в том числе бухгалтерских балансов, установлено, что ООО «Рентол» не осуществляет деятельность на рынке продаж теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники, швейных машин, гладильных досок, сушек для белья и других товаров, указанных в соглашении о разграничении предметов торговли.
Таким образом, в связи с тем, что ООО «Рентол» не осуществляет деятельности на рынке продажи теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники, то есть на рынке, которого совершено административное правонарушение, то к ООО «Рентол» нельзя применить административный штраф, рассчитанный от суммы выручки правонарушителя от реализации товара, так как Общество не осуществляет деятельности на данном рынке. Однако санкция части 1 статьи 14.32 предусматривает, что штраф не должен составлять менее 100 000 рублей, следовательно, административный штраф в отношении ООО «Рентол» составляет 100 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, части 1 статьи 14.32, статьей 23.48, статьей 29.9, статьей 29.10, статьей 29.11, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

1. Наложить на юридическое лицо — Общество с ограниченной ответственностью «Рентол» (месторасположение: 109147, г. Москва, ул. Марксистская д. 5, стр.1, ИНН 7709358800, ОГРН 1027700403500) административный штраф в размере — 100 000 (Сто тысяч) рублей, за нарушение части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Подпись должностного лица Удмуртского УФАС России

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>


28 декабря 2009 года
г.Ижевск



Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике , рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы дела № СЮ 06-07/2009-99А, возбужденного в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Рентол» (далее - ООО «Рентол») месторасположение: 109147, г. Москва, ул. Марксистская д. 5, стр.1, ИНН 7709358800, ОГРН 1027700403500,


в присутствии:

- защитника ООО «Рентол» - (доверенность от 15 декабря 2009 года № 0143_Р).

Место рассмотрения дела: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М.Горького,73 (ранее – Советская, 1), каб. 195, 28 декабря 2009г. 13 час. 00 мин.,



у с т а н о в и л:



Решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу № СЮ 06-06/2009-40 ООО «Рентол» признано нарушившим пункты 3, 8 части 1 и часть 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и исполнении соглашения, которое привело и могло привести к разделу товарного рынка по ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов, к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, а также координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что при заключении договора купли-продажи недвижимого имущества от 23.12.2004г., между ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» 23.12.2004г. заключено соглашение о разграничении предметов торговли. В соответствии со статьей IV Соглашения стороны договорились, что ООО «Рентол» предоставлено эксклюзивное право осуществлять торговлю указанными в соглашении товарами (теле-, аудиоаппаратура, компьютерная техника, бытовая техника, доски гладильные, сушки для белья, швейные машины). В соответствии со статьей II Соглашения при совершении сделок со зданием или частью здания, расположенного по адресу г.Ижевск, ул.Удмуртская, 304, ООО «Байкал-Инвест» обязуется уведомлять третье лицо о наличии настоящего соглашения и заключить с третьим лицом соглашение, в соответствии с которым третье лицо не вправе будет осуществлять торговлю товарами, указанными в Соглашении.

За нарушение указанных условий Соглашения установлена ответственность в виде штрафных санкций и пени.


Во исполнение указанного Соглашения, ООО «Байкал-Инвест» при заключении договоров аренды заключило с арендаторами (ИП , ИП , ИП , ООО «Драйв», ИП ., ООО «Компоненты бизнеса», ЗАО «ТД Центр Обувь», ООО «Формопласт», ИП , ИП , ИП ) аналогичные Соглашения о разграничении предметов торговли, которые являлись неотъемлемой частью договоров аренды.

В договорах аренды с указанными арендаторами имеются условия, согласно которым Арендатор берет на себя обязательство при использовании нежилых помещений соблюдать Соглашение о разграничении предметов торговли, которое является приложением №1 к договору аренды и содержит перечень товаров, которые не могут продаваться Арендатором в арендованном нежилом помещении.

В договорах аренды отмечается, что заключение договора аренды с данным условием является официальным уведомлением Арендатора Арендодателем, которое последний обязан делать в соответствии с Соглашением о разграничении предметов торговли от 23.12.2004г, заключенного с ООО «Рентол».
Согласно условиям договоров аренды, за неисполнение Соглашения о разграничении предметов торговли, Арендаторы несут ответственность в виде штрафа в размере 20 000 000 (Двадцать миллионов) рублей, а также возмещения убытков, понесенных Арендодателем по Соглашению о разграничении предметов торговли.



Соглашение о разграничении предметов торговли между ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» заключено 23.12.2004г.
Федеральный закон «О защите конкуренции» вступил в силу с 26.07.2006г. Вместе с тем, до 26.07.2006г. действовал Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», статья 6 которого содержала аналогичные запреты.

Поскольку Соглашение о разграничении предметов торговли, заключенное между ООО «Рентол» и ООО «Байкал-Инвест» продолжало свое действие после вступления в силу Федерального закона «О защите конкуренции» (т.е. после 26.07.2006г.), то данное соглашение является длящимся и нарушает требования статьи 11 Закона «О защите конкуренции».



На основании письменных и устных пояснений, а также в соответствии с уставами Обществ, бухгалтерскими балансами и информационным письмом об учете в Статрегистратуре Росстата от 09.06.2009 года установлено, что основными видами деятельности ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» являются операции с недвижимым имуществом (сдача в аренду недвижимого имущества).

01.01.2009г. помещения по адресу г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304 были переданы ООО «Рентол» в аренду ООО «Эльдорадо». В материалы дела представлена заверенная копия договора аренды торговых помещений от 01.01.2009г. Приложением №2 к договору аренды торговых помещений стороны определили ассортиментный перечень товаров. Согласно пункту 1.1. Приложения №2 к договору от 01.01.2009 года арендатору предоставлено право эксклюзивно осуществлять торговлю следующими видами товаров, предназначенных для личных, семейных, бытовых нужд, в здании торгового центра, расположенного по адресу г.Ижевск, ул.Удмуртская, д.304: телевизоры, плазменные панели, телевизоры проекционные, телевизоры LSD, моноблоки, видеомагнитофоны, видеоплееры, DVD проигрыватели, LD проигрыватели, видеопроекторы, экраны для видеопроекторов, деки Hi-Fi, усилители Hi-Fi, ресиверы Hi-Fi, акустические системы, музыкальные центры, магнитолы, пылесосы, мясорубки, миксеры, блендеры, ломтерезки, стиральные машины, посудомоечные машины, холодильники, морозильные камеры, газовые плиты, эл. плиты, варочные поверхности, печи СВЧ, компьютеры, мониторы, принтеры, картриджи для принтеров, сканеры, компьютерная техника-аксессуары, копировальные аппараты, уничтожители, факс-модемы, аудио-компоненты, швейные машины, видеокамеры, аксессуары для видеокамер, автомагнитолы, авточенджеры, автоусилители, автоакустика, фены, щипцы, утюги, кофеварки, кофемолки, кофемашины, комбайны, фритюрницы, грили, чайники, тостеры, ростеры, блинницы, хлебопечки, соковыжималки, пароварки, эл.бритвы, эпиляторы, триммеры, сумки холодильники, приборы климат контроля.

Исходя из вышеуказанного договора, соглашение о разграничении предметов торговли было заключено в интересах ООО «Рентол» и ООО «Эльдорадо», для предоставления последнему эксклюзивного права торговли указанными товарами в торговом центре, расположенном по адресу г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304.

Заключение соглашения от 23.12.2004г. о разграничении предметов торговли между ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» и предоставление последнему эксклюзивного права осуществлять торговлю определенными товарами в торговом центре, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул.Удмуртская, 304, а также заключение аналогичных договоров (изменялся только предмет торговли) между ООО «Байкал-Инвест» и ИП , ИП , ИП , ИП , ООО «Драйв», ИП , ООО «Компоненты бизнеса», ЗАО «ТД Центр Обувь», ООО «Формопласт», ИП , ИП , ИП могло привести и привело:

- к разделу товарного рынка по ассортименту реализуемых товаров и составу продавцов, что не допускается в соответствии с пунктом 3) части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»;

- к созданию препятствий доступу на товарный рынок (рынок розничной торговли теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники, швейных машин, гладильных досок, сушек для белья) другим хозяйствующим субъектам, что является нарушением пункта 8) части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции»;

Соглашение о разграничении предметов торговли заключено при осуществлении деятельности ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» на рынке сдачи в аренду недвижимого имущества. Заключенное соглашение направлено на ограничение конкуренции на рынке продажи теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники, швейных машин, гладильных досок, сушек для белья и других товаров, указанных в соглашении о разграничении предметов торговли.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Событием административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, является установленный факт заключения ООО «Рентол» соглашения от 23 декабря 2004 года с ООО «Байкал-Инвест» о разграничении предметов торговли, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а равно участие в нем.


Состав нарушения образуют:

Объективная сторона – противоправное и недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством действие, выразившееся в заключении и реализации ограничивающего конкуренцию соглашения от 23.12.2004 года о разграничении предметов торговли хозяйствующими субъектами ООО «Рентол» и ООО «Байкал-Инвест» на рынке сдачи в аренду недвижимого имущества. Заключенное соглашение направлено на ограничение конкуренции на рынке продажи теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники и других товаров, указанных в соглашении о разграничении предметов торговли. Заключение данного Соглашения привело к нарушению пунктов 3), 8) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Объект правонарушения – отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающие осуществление монополистической деятельности, в виде заключения антиконкурентных соглашений.
Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения:

Место совершение правонарушения – нарушение совершено по месту заключения и исполнения соглашения о разграничении предметов торговли – Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Удмуртская, д.304.

Способ совершения – противоправные действия, выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения и участия в нем (исполнение соглашения от 23.12.2004 года).
Время совершения правонарушения – по материалам дела установлен факт заключения соглашения 23.12.2004г. Статья 14.32 КоАП РФ вступила в действие с 13.05.2007г., на момент вступления в силу данной статьи соглашение о разграничении предметов торговли действовало, так как данное Соглашение сторонами ежегодно пролонгировалось. Следовательно, характер данного правонарушения является длящимся. Фактическим обстоятельством, свидетельствующим о расторжении соглашения является Соглашение от 23 ноября 2009 года о прекращении действия Соглашения о разграничении предметов торговли б/н от 23.12.2004 года.

Таким образом, временем совершения правонарушения является период с 13.05.2007г. - с момента установления административной ответственности по 23 ноября 2009 года – с момента расторжения соглашения от 23.12.2004 года.
Во исполнение соглашения о разграничении предметов торговли ООО «Байкал-Инвест» заключало аналогичные соглашения со своими арендаторами, так в частности заключены соглашения:


- 28.12.2008г. с ИП

- 01.01.2009г. с ИП

- 01.01.2009г. с ИП

- 11.02.2009г. с ООО «Формопласт»;

- 01.02.2007г. с ЗАО «Торговый дом «Центр Обувь»;

- 07.06.2008г. с ООО «Компоненты бизнеса»;

- 01.10.2008г. с ИП

- 01.12.2008г. с ООО «Драйв»;

- 01.03.2009г. с ИП ;

- 01.12.2008г. с ИП ;

- 18.12.2008г. с ИП ;

- 01.08.2008г. с ИП


ООО «Рентол» со своей стороны 01.01.2009г. заключило соглашение аренды помещений в здании по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304 с ООО «Эльдорадо», предоставив ему эксклюзивное право продажи товаров, перечень которых аналогичен перечню товаров, указанному в соглашении о разграничении предметов торговли.

Данные обстоятельства указывают на то, что ООО «Байкал-Инвест» и ООО «Рентол» исполняли соглашение от 23.12.2004г. о разграничении предметов торговли, в том числе в период 01.01.2009, 11.02.2009г., 01.03.2009г., поскольку во исполнение соглашения заключались аналогичные соглашения с арендаторами, что свидетельствует о длящемся характере правонарушения. Факт нарушения установлен на заседании комиссии Удмуртского УФАС России при рассмотрении дела №СЮ06-06/2009-40 – 8 октября 2009 года.

Субъект правонарушения – юридическое лицо - ООО «Рентол» (109147, г. Москва, ул. Марксистская, д.5, стр.1, ИНН 7709358800).

Субъективная сторона – характеризуется виной, ООО «Рентол» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учтено, что нарушение совершено впервые.
ООО «Рентол» в соответствии с примечанием к статье 14.32 КоАП РФ добровольно не обращалось в антимонопольный орган с заявлением о заключении антиконкурентого соглашения и отказе от участия в нем.

При рассмотрении дела оснований для освобождения ООО «Рентол» от административной ответственности не установлено.


Отсутствуют основания для признания данного правонарушения малозначительным, так как статья 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит формальный состав. Антиконкурентные соглашения создают существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям по защите конкуренции, что в итоге посягает на интересы потребителей, поскольку последние при конкуренции имеют возможность выбора хозяйствующих субъектов с наилучшими условиями оказания услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Антиконкурентные соглашения в силу Федерального закона “О защите конкуренции” относятся к фактам монополистической деятельности, запрещенной Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, антимонопольным законодательством.
Таким образом, факт заключения антиконкурентного соглашения не может рассматриваться в качестве малозначительного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.


В соответствии с частью 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
На основании устных и письменных пояснений, представленных защитником ООО «Рентол», а также в соответствии с уставом Общества (редакция № 3) от 15 мая 2009 года и представленных налоговых сведений, в том числе бухгалтерских балансов, установлено, что ООО «Рентол» не осуществляет деятельность на рынке продаж теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники, швейных машин, гладильных досок, сушек для белья и других товаров, указанных в соглашении о разграничении предметов торговли.

Таким образом, в связи с тем, что ООО «Рентол» не осуществляет деятельности на рынке продажи теле-, аудиоаппаратуры, компьютерной техники, бытовой техники, то есть на рынке, которого совершено административное правонарушение, то к ООО «Рентол» нельзя применить административный штраф, рассчитанный от суммы выручки правонарушителя от реализации товара, так как Общество не осуществляет деятельности на данном рынке. Однако санкция части 1 статьи 14.32 предусматривает, что штраф не должен составлять менее 100 000 рублей, следовательно, административный штраф в отношении ООО «Рентол» составляет 100 000 рублей.


На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, части 1 статьи 14.32, статьей 23.48, статьей 29.9, статьей 29.10, статьей 29.11, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,



п о с т а н о в и л:



1. Наложить на юридическое лицо — Общество с ограниченной ответственностью «Рентол» (месторасположение: 109147, г. Москва, ул. Марксистская д. 5, стр.1, ИНН 7709358800, ОГРН 1027700403500) административный штраф в размере — 100 000 (Сто тысяч) рублей, за нарушение части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.




Подпись должностного лица Удмуртского УФАС России

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование на финансовых рынках [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-26 16:16:18 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-26 16:16:18 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320644270 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )