Конкуренция по стандарту

Конкуренция по стандарту

№081(4364) | 13 августа 2015
 
Для эффективного развития экономики необходимы, как минимум, две базовые вещи - благоприятный инвестиционный климат и развитая конкуренция. В каждом регионе условия и возможности для их формирования разные, что, впрочем, не исключает стандартизации процесса. Два года назад в России был разработан Стандарт развития конкуренции, который представляет собой ряд мероприятий по улучшению конкурентной среды в регионах и создание благоприятных рыночных условий с понятными и прозрачными правилами игры для представителей бизнеса. С текущего года по внедрению Стандарта развития конкуренции в каждой конкретной территории будет оцениваться эффективность деятельности глав субъектов РФ. 

Расширенный доступ

По мнению наблюдателей, необходимость в разработке и внедрении Стандартов развития конкуренции назрела давно. Сегодня частный бизнес зачастую не может на равных конкурировать с ФГУПами, ГУПами, МУПами и прочими госкомпаниями - какие бы ни были у первых качество услуг, уровень цен и сервисная линейка. Тому есть как чисто объективные, так и сугубо субъектные причины. Достаточно привести в пример ситуацию с развитием конкуренции в инфраструктурных отраслях - в железнодорожном транспорте, энергетике, газоснабжении и т. д., где уровень конкуренции традиционно низок. 

На местном уровне эта ниша представлена локальными монополиями - теми же водоканалами, поставщиками энергоресурсов, авиа- и ж/д-перевозчиками. Дефицит предложений сказывается в первую очередь на качестве услуг и в известном смысле дискриминирует права потребителей. 

Внедрение Стандарта развития конкуренции должно изменить ситуацию. Оптимизация конкурентной среды, прежде всего, в интересах малого и среднего бизнеса. Во-вторых, четкие и понятные правила игры позволят оптимизировать процессы государственно-частного партнерства. В-третьих, потребители получат расширенный доступ к услугам соответствующего качества по более выгодным ценам.

Важно, что регионы могут сами выбирать рынки, где нужно улучшить ситуацию с конкуренцией. В числе приоритетов, установленных на федеральном уровне, - рынки услуг дошкольного образования, медицинских услуг, услуг ЖКХ, рынок розничной торговли, услуг перевозок пассажиров наземным транспортом, рынок услуг связи. 

Местный формат

В Удмуртии работа по реализации требований Стандарта начата в 2014 году.
Определён уполномоченный орган по содействию развитию конкуренции - Министерство экономики республики, создан Совет по инвестиционной деятельности и конкурентной политике, в состав которого вошли представители министерств, регионального управления Федеральной антимонопольной службы России, предприниматели, общественники.

Недавно состоялось заседание совета, на котором определён республиканский Перечень социально значимых и приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции. Помимо обязательных рынков, в него вошёл рынок социальных услуг. По мнению совета, развитие в этой сфере негосударственного сектора увеличит охват населения социально значимыми услугами и повысит их качество.

По предложению Удмуртского УФАС России в Перечень включён рынок питьевого молока. Основанием стал анализ, проведённый Управлением и показавший, что уровень конкуренции среди производителей молока в республике довольно низкий, а производство молока длительного хранения (стерилизованного) вообще осуществляет одно предприятие - ОАО «Милком». Также УФАС предложил в качестве приоритета для содействия развитию конкуренции рынок строительства жилья эконом-класса и рынок розничной реализации лекарственных средств, в том числе в отдаленных районах республики.

Отраслевые министерства предложили включить в Перечень социально значимых и приоритетных рынков также рынки услуг кадастровых инженеров и строительства жилья (включая строительство жилья эконом-класса).

Именно в этих направлениях в ближайшее время будет проведён мониторинг состояния конкурентной среды, сформированы механизмы общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, налажена работа по решению организационных вопросов и проведению мероприятий по устранению административных барьеров, оптимизирована система госзакупок и управления объектами государственной собственности. 
 
 
Мнение экспертов:
 

Алексей Чуршин, министр здравоохранения Удмуртии:

- С 2016 года не менее 50% бесплатной медицинской помощи в системе ОМС должны оказывать негосударственные учреждения здравоохранения. Сегодня в Удмуртии 13% частных медицинских организаций, работающих в системе ОМС. Они оказывают только 0,1% объёмов медпомощи. В сфере фармуслуг доля негосударственных аптечных организаций должна составлять не менее 90% в их общем объёме. У нас этот показатель равен 70%, благодаря в том числе тому, что в прошлом году 26 аптечных организаций объединили в ГУП «Аптеки Удмуртии». После присоединения оставшихся ГУПов - «Фармация», «Вита-Фарм», Селтинской районной аптеки - мы достигнем контрольного показателя.

Повысить конкуренцию в сфере оказания услуг в медицинских организациях пока будет сложно, поскольку не все затраты включены в тариф ОМС. Если такое решение примут на федеральном уровне, тогда резко возрастёт конкуренция на рынке услуг ОМС. Мы её будем приветствовать: где конкуренция - там качество. Конечно, должен быть соответствующий надзор страховых медицинских организаций и экспертов фонда ОМС.

С другой стороны, на развитие конкурентной среды может повлиять уменьшение управляемости со стороны государства. Государственные ЛПУ сегодня выполняют ряд социальных функций, которые вряд ли захочет взять в больших объёмах частник. Например, проведение диспансеризации. Он скорее пойдёт туда, где есть инвестиционная составляющая - на рынок консультативных, диагностических, реабилитационных услуг. Не случайно в стационарном сегменте доля частных медицинских организаций очень мала.

Михаил Маренников, руководитель Удмуртского УФАС России:

- Внедрение стандарта развития конкуренции будет способствовать развитию рынков, сделает ситуацию более ясной и понятной для всех его участников на всех стадиях. На наш взгляд, необходимо развивать рынок строительства жилья экономкласса. В этом нас поддерживает Глава Удмуртии Александр Соловьёв. Отрасль имеет большое значение и для развития экономики, и для повышения уровня жизни населения, а это значит, что заниматься этим рынком необходимо. Поэтому со стороны государства и органов местного самоуправления важно создать благоприятные условия для ведения бизнеса. Должны быть определены показатели отрасли и методики её оценки. Сегодня только на прохождение различных согласительных и разрешительных процедур у предпринимателей уходит, по разным расчётам, до двух лет. В результате возникают барьеры развития рынка и коррупционные риски.

Стандарт развития конкуренции не только предполагает упрощение процедур, но и обеспечивает открытость информации о доступности ресурсов - наличии свободных земельных участков, инженерной инфраструктуры, подъездных путей и т. д. Если говорить о другом нашем предложении - рынок питьевого молока, - то необходимо провести мониторинг условий закупа сырья, сделать соответствующие выводы, с тем чтобы сформировать условия для повышения конкуренции среди переработчиков. Республика должна стимулировать конкуренцию на более чувствительных рынках, которые влияют на экономику и социальную стабильность. Результат этой работы будет зависеть, в первую очередь, от квалификации и ответственности работы соответствующих министров и в целом Правительства Удмуртской Республики.