Изменения в антимонопольном законодательстве (4 антимонопольный пакет)

Основные изменения в антимонопольном законодательстве, вступающие в силу с 05.01.2016 г.:

1. Расширение института предупреждения и распространение его на действия органов власти и местного самоуправления (ст.15), недобросовестную конкуренцию (кроме случаев нарушения исключительных прав) и иные формы злоупотребления доминирующим положением (необоснованное установление различных цен на один товар, создание дискриминационных условий).

Сейчас предупреждения выдаются только за факты злоупотребления доминирующим положением в части навязывания невыгодных условий договора и отказ от заключения договора. 

Суть предупреждения: устранение нарушения по выданному антимонопольным органом предупреждению до возбуждения дела, в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, к административной ответственности виновные лица не привлекаются. В случае неисполнения предупреждения – возбуждается дело, после признания факта нарушения - привлечение к административной ответственности.

2. Расширение перечня лиц, которым может быть направлено предостережение (включение в их число должностных лиц органов власти).

 Сейчас предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства направляется только хозяйствующим субъектам, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, если такое поведение может привести к нарушениям антимонопольного законодательства.

3. Упраздняется функция по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на товарном рынке более 35 процентов.

При каждом рассмотрении дела по признакам злоупотребления доминирующим положением будет проводиться анализ рынка и устанавливаться доминирующее положение конкретного хозяйствующего субъекта или коллективное доминирование.

4. Из ст. 5 Закона «О защите конкуренции» исключается положение о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 процентов.  С 05.01.2016г. такое положение не будет признаваться доминирующим.

5. Вносятся изменения в статью 10 Закона «О защите конкуренции – злоупотребление доминирующим положением. Внесённые изменения касаются субъектного состава лиц, в чьих интересах могут быть признаны факты злоупотребления доминирующим положением. Так в частности, злоупотреблением доминирующим положением могут быть признаны действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, а именно:

         - хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности;

         - неопределённого круга потребителей.

При этом следует отметить, что часть нарушений прав граждан перейдет в разряд административных правонарушений и будет сразу возбуждаться дело об административном правонарушении по конкретной статье КоАП РФ (например, ст. 9.21 КоАП РФ – нарушение правил недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) к сетям тепло-, водо-, газоснабжения, электроснабжения).

6. Дополнение Закона новой главой, предусматривающей подробное описание недопустимых практик недобросовестной конкуренции (вместо статьи 14 Закона появляется целая глава).

7. Уточнение части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» в части признания картелем соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами-покупателями. Сейчас картель – это сговор между хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими продажу товаров. С 05.01.2016г. картелем будет признаваться сговор, в том числе хозяйствующих субъектов-покупателей (например, несколько покупателей сговорятся не покупать товар определенного поставщика).

8. Заключение соглашений об осуществлении совместной деятельности будет осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.

9. Совершенствование процесса рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства: введение института предварительного заключения комиссии о выявленном нарушении, закрепление видов доказательств, критериев их относимости и допустимости. До вынесения решения Комиссия антимонопольного органа будет готовить такое заключение, а лица, участвующие в деле, вправе с ним знакомится и давать свои пояснения, дополнения и возражения.  Затем Комиссия с учётом поступивших пояснений принимает окончательное решение.

10. Наделение ФАС России полномочиями по пересмотру решений территориальных антимонопольных органов. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.