Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики «Центральная районная аптека № 24» злоупотребляет доминирующим положением


22 июля 2009 года Удмуртское УФАС России приняло решение о признании ГУП УР «ЦРА № 24» нарушившим пункты 3), 6), 10) части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела, возбужденного по заявлению гражданина Балтачева В. Н., установлено, что ГУП УР «ЦРА № 24» занимает доминирующее положение на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения в границах муниципального образования «Красногорский район».

ГУП УР «ЦРА № 24» при формировании цен на расфасованные лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный Распоряжением правительства Российской Федерации от 29.03.2007 года № 376-р включало в стоимость расфасованных лекарственных средств стоимость услуг фасовки готовых лекарственных препаратов, а также стоимость фасовочного материала.

Предельные розничные надбавки на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и продукцию детского питания, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств устанавливаются Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики.

Как пояснили представители РЭК УР уровень предельных торговых надбавок установлен с учетом покрытия всех расходов, связанных с приобретением и реализацией лекарственных средств, в том числе расходов по транспортировке, хранению и упаковке.

Организации розничной торговли ( в том числе и при реализации лекарственных средств) могут использовать упаковочные материалы двумя способами:
- как вспомогательное средство для сохранности реализуемых товаров;
- как самостоятельный товар.
В первом случае, покупатели не оплачивают упаковку отдельно, а стоимость материалов, потребленных при подготовке товаров к продаже, относится на издержки обращения.

Во втором случае, если упаковочный материал продается как товар, то на него, как и на другие товары, необходимо оформить ценники. Покупка данного товара должна производиться покупателем по желанию, а стоимость такого упаковочного материала в издержки обращения не включается.

Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что ГУП УР «ЦРА № 24» злоупотребляет доминирующим положением путем навязывания покупателям невыгодных условий договора (включением в стоимость расфасованного лекарственного препарата дополнительных затрат на фасовочный материал и на услуги фасовки, и не доведением до покупателя информации о том, что вместе с лекарством он приобретает дополнительный вид товара и услуги, стоимость которых уже включена в стоимость лекарственного средства), что является нарушением пункта 3) части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Такое включение дополнительных затрат в стоимость расфасованных лекарственных средств привело к превышению установленных Региональной энергетической комиссией Удмуртской предельных торговых надбавок на лекарственные средства, что является нарушением пункта 10) части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»

Кроме этого, при рассмотрении дела установлено, что ГУП УР «ЦРА № 24» необоснованно устанавливает различные цены (тарифы) на одни и те же лекарственные средства, отпускаемые в целой упаковке и расфасованной упаковке, что является нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения дела, ГУП УР «ЦРА № 24» выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Материалы дела в отношении ГУП УР «ЦРА № 24» и должностного лица – директора ГУП УР «ЦРА № 24», переданы должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ злоупотребление доминирующим положением влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).