Состоялась пресс-конференция Удмуртского УФАС России на тему: «Предоставление государственных и муниципальных преференций»


29 апреля 2010 года, в рамках объединённого пресс-центра при Главном федеральном инспекторе по Удмуртской Республике, состоялась пресс-конференция с участием заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Герасимовой Татьяны Васильевны.

На пресс-коференции обсуждались такие вопросы, как порядок предоставления государственных и муниципальных преференций, о практике, складывающейся в Удмуртском УФАС России, по рассмотрению заявлений перевозчиков на право осуществлять пассажирские перевозки в пригородных и межмуниципальных сообщениях.

Во вступительной речи Татьяна Герасимова напомнила, что в августе 2009 года вступил в силу «второй антимонопольный пакет» поправок к законам, который направлен на совершенствование антимонопольного регулирования в целях наиболее эффективного развития конкуренции на товарных рынках и пресечения негативных действий со стороны отдельных хозяйствующих субъектов, которые причиняют этой конкуренции ущерб.
По словам заместителя руководителя, важным нововведением явилось изменение антимонопольного законодательства в части предоставления государственной помощи. Термин в законе теперь звучит иначе – государственные преференции. Под этим подразумевается предоставление федеральными и региональными органами власти, а также органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот. Закон расширил перечень целей, для которых возможно предоставление таких преференций.
К таким целям относятся:
1) обеспечение жизнедеятельности населениях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) развитие образования и науки;
3) проведение научных исследований;
4) защита окружающей среды;
5) сохранение, использование, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развитие культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
7) развитие физической культуры и спорта;
8) обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производство сельскохозяйственной продукции;
10) социальная защиты населения;
11) охрана труда;
12) охрана здоровья граждан;
13) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
14) определяемые другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации цели.
Следует учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещается использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям.

Так, в 2009 году с целью предоставления преференций, в адрес Удмуртского УФАС России поступило 19 обращений, на которые были даны положительные заключения. С начала 2010 года в Управление поступило 115 обращений о предоставлении преференций, в основном в целях производства сельскохозяйственной продукции и поддержки субъектов малого или среднего предпринимательства.

В качестве примера наиболее значимого дела, рассмотренного антимонопольным органом в 2009 году, Татьяна Герасимова отметила дело, возбуждённое в отношении Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска, по факту заключения договора на передачу в безвозмездное временное пользование муниципального имущества – 18 автомобилей скорой медицинской помощи без проведения торгов.

Не менее значимым делом для Удмуртского УФАС России явилось дело, возбуждённое по заявлению индивидуального прелпринимателя в отношении Администрации муниципального образования «Город Глазов», по факту проведения открытого конкурса на право заключить безвозмездные договоры по осуществлению пассажирских маршрутных автобусных перевозок в муниципальном образовании «Город Глазов» с нарушением требований антимонопольного законодательства.
Управлением при рассмотрении указанного дела было установлено, что Администрацией МО «Город Глазов» в целях реализации предоставленных действующим законодательством полномочий, в октябре 2009 года была разработана конкурсная документация открытого конкурса на право заключить безвозмездные договоры по осуществлению пассажирских маршрутных автобусных перевозок в муниципальном образовании «Город Глазов» по 11 лотам, т.е. по 11 маршрутам. Однако, лот № 1 и лот № 5 включали в себя по два маршрута, технологически и функционально не связанных между собой, поскольку перевозка пассажиров по каждому включенному в состав лота автомобильному маршруту является отдельной услугой, не связанной с услугами по перевозке по другому маршруту.
Данное обстоятельство привело к ограничению возможности перевозчиков участвовать в конкурсе по данным лотам, исходя из имеющегося у них количества транспортных средств, и повлекло за собой невозможность участия хозяйствующих субъектов, не обладающих достаточным количеством транспортных средств для обслуживания нескольких маршрутов, включенных в один лот, что могло привести и привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом в пределах города Глазова.
Антимонопольным органом было принято решение о признании Администрации МО «Город Глазов» нарушившей п.2) ч.1 ст.15, ч.1 ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции», в части препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также организации и проведении торгов с нарушением антимонопольных требований, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. На основании указанного решения Администрации было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путём совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Администрация МО «Город Глазов» обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики о признании данных ненормативных актов незаконными, однако, суд признал законность и обоснованность выводов административного органа.

В заключительной части пресс-конференции заместитель руководителя Удмуртского УФАС России ответила на интересующие журналистов вопросы, в том числе о том, кто может получить государственные или муниципальные преференции, что делать, если в преференции отказывают, а также о ценах на бензин.