Итоги работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике за 2009 год


Сегодня, 18 февраля 2010 года, в рамках проведения единой информационной политики Объединённого пресс-центра при Главном федеральном инспекторе по Удмуртской Республике, направленной на повышение информационной открытости территориальных органов федеральных структур на территории Удмуртской Республики, состоялась пресс-конференция с участием руководителя Удмуртского УФАС России Михаила Маренникова, в ходе которой были освещены итоги деятельности Управления за 2009 год и определены основные задачи на 2010 год.

Результаты деятельности Удмуртского УФАС России представляют собой следующее:
1. Антимонопольный контроль (на товарных рынках и рынке финансовых услуг).
При осуществлении антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках, Удмуртским УФАС России было рассмотрено 131 (в 2007 – 90, в 2008 – 136) заявление по признакам нарушения ФЗ «О защите конкуренции». Наибольшее количество заявлений поступило по фактам монополистической деятельности в части злоупотребления доминирующим положением и заключения антиконкурентных соглашений и совершении согласованных действий, в отношении действий органов власти и органов местного самоуправления. В сравнении с предыдущим годом наблюдается уменьшение количества поступивших заявлений, при этом возросло количество заявлений по фактам заключения антиконкурентных соглашений и согласованных действий, а также по фактам нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции», уменьшилось количество заявлений по фактам злоупотребления доминирующим положением.
В 2009 году выявлено 21 факт злоупотребления доминирующим положением (в 2007 году – 18, в 2008 году - 27), в том числе нарушения антимонопольного законодательства со стороны субъектов естественных монополий. Наибольшее количество нарушений выявлено на рынке электро-теплоэнергии, а также на рынке жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, за отчетный период Удмуртским УФАС России проанализировано 20 товарных рынков, из них 5 по заданию ФАС России. Это рынки - управления многоквартирными домами по городам с население более 100 000 жителей (г. Ижевск), электрической энергии, похоронных услуг, железобетонных изделий, услуг по распространению рекламы (наружная реклама), захоронения отходов производства и потребления за исключением отходов 1 и 2 классов опасности в географических границах г.Ижевска и Завьяловского района, розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, производства и реализации детских кроваток, производства и реализации табуретов, строительства и ремонта дорог, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и другие.

В отчётном периоде Управлением было выявлено 31 (в 2007 – 21, 2008 - 31) нарушение требований статьи 15 и 16 Закона «О защите конкуренции» (пресечение действий и актов органов власти, органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию). Антиконкурентными актами, действиями (бездействием) органов государственной власти и органов местного самоуправления затронуты следующие рынки, отрасли и сферы деятельности: рынок финансовых услуг, сфера деятельности - страховые услуги; рынок недвижимости, сфера деятельности – аренда и безвозмездное пользование государственным или муниципальным имуществом; рынок и сфера деятельности - ритуальные услуги; рынок и сфера деятельности – пассажирские автоперевозки.

Суммарное количество выявленных в 2009 году нарушений статьи 17 (антимонопольные требования к торгам) составило – 10, из них нарушений со стороны органов власти - 6, со стороны хозяйствующих субъектов – 4. В основном нарушения касаются нарушений порядка определения победителя торгов и ограничения конкуренции между участниками. Что касается статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» (нарушение порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества), то в 2009 году выявлено 30 нарушений, что в 10 раз выше показателя 2008 года (ст.17.1 вступила в силу с 03.07.2008г.). Основным видом нарушения является нарушение порядка предоставления муниципального имущества во временное пользование – отсутствие процедуры торгов.

В 2009 году выявлено 4 нарушения статей 19-21 Закона «О защите конкуренции» (нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной помощи), основное нарушение - неполучение предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление государственной или муниципальной преференции.
В рамках осуществления контроля за предоставлением государственной и муниципальной преференции в 2009 Удмуртским УФАС России рассмотрено 19 заявлений о предоставлении государственной и муниципальной преференции, по всем заявлениям были приняты положительные решения.

2. Контроль рекламной деятельности.
В сфере контроля за соблюдением ФЗ «О рекламе» Управлением в 2009 году рассмотрено 152 факта нарушения законодательства РФ о рекламе, указывающих на событие правонарушения (в 2007 году – 135, в 2008 – 827), возбуждено, расследовано и рассмотрено 142 административных дела (в 2007 году – 122, в 2008 - 71) с последующим наложением штрафов на сумму 2 334 тысячи руб. (в 2007 году – 2 345 тысячи руб., в 2008 году – 3 475 тысячи руб.)

Наибольшее количество нарушений установлено:
- при размещении рекламы с отсутствием части существенных условий, которые искажают смысл и вводят потребителей рекламы в заблуждение (часть 7 статьи 5) - 11 фактов;
- размещение рекламы алкогольной продукции с нарушениями требований статьи 21 - 14 фактов;
- размещение рекламы пива с нарушениями требований статьи 22 - 30 фактов;
- отсутствие предупреждения в рекламе о наличии противопоказаний к применению, использованию лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники (статья 24) – 13 факта;
- размещение рекламы табака с нарушением требований статьи 23 - 19 фактов;
- размещение рекламы потребительского кредитования с нарушением требований статьи 28 - 9 фактов;
- размещение недостоверной рекламы -9 фактов;
- реклама оружия с нарушением статьи 26 – 6 фактов.

3. Контроль размещения государственного заказа.
На действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной, котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд Удмуртской Республики и нужд муниципальных образований республики в Удмуртское УФАС России в течение 2009 года поступило и рассмотрено 194 жалобы от участников размещения заказов различных уровней (за 2007 год – 82 жалобы; 2008 год – 127 жалоб), из которых 56 жалоб возвращены, 8 отозваны заявителями, 62 жалобы признаны необоснованными, 68 - обоснованными.
Количество поступающих жалоб из квартала в квартал постоянно увеличивалось, что свидетельствует о возрастающем интересе предпринимателей к государственным и муниципальным заказам, о реальной и эффективной возможности защиты прав и интересов участников размещения заказа в досудебном порядке, а также является показателем результативности в работе Управления и доверия заявителей к данной инстанции обжалования действий заказчиков и уполномоченных органов. За прошедший год было проведено 132 проверки по контролю за соблюдением законодательства о размещении заказов, из них 5 - выездных контрольных мероприятий, 127 – камеральных (внеплановые проверки). По результатам проведенных проверок Управлением выдано 66 предписаний об устранении выявленных нарушений.

За 2009 год в Удмуртского УФАС России поступило 47 обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков, из них включено в Реестр – 14 (в 2007 году – поступило 41 обращение и включено в РНП – 8 субъектов, в 2008 году – 53 обращения и включено в РНП – 14). В 2009 году Удмуртским УФАС России возбуждено (рассмотрено) 290 административных дел, - по 119 делам наложены административные штрафы на общую сумму 3 874 тысяч рублей (в 2007 году – 72 500 рублей, в 2008 – 1 450 тысяч рублей).


Далее Михаил Маренников осветил примеры наиболее значимых дел, рассмотренных Удмуртским УФАС России в 2009 году, отметив при этом, что в прошлом году прецедентным стало дело, возбуждённое в отношении ОАО «Автовокзалы Удмуртии», по факту злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг терминалов (автостанций, автовокзалов) в границах городов и районов Удмуртии.
В ходе рассмотрения данного дела Комиссией Удмуртского УФАС России было установлено, что ОАО «Автовокзалы Удмуртии» при продаже билетов необоснованно взимало с пассажиров кассовый сбор в размере 3 рубля на пригородные маршруты и 7 рублей на междугородные маршруты. При этом при покупке билета непосредственно на автовокзале или автостанции уплата кассового сбора являлась обязательной. Кроме того, было установлено, что ОАО «Автовокзалы Удмуртии» заключало договоры с перевозчиками на оказание комплексных услуг, в том числе на продажу билетов на маршруты перевозчиков. За оказание услуг по договору автовокзалы получали от перевозчиков вознаграждение. Услуги автовокзала, в частности продажа билетов, являются неотъемлемой частью договора перевозки. Взимание кассового сбора при продаже билетов фактически навязывает пассажиру дополнительную плату за услуги, которые либо должны быть бесплатны (пользование залами ожидания, туалетами), либо оплачиваться пассажирами при непосредственном пользовании дополнительной услугой (камера хранения, бронирование билетов и т.п.), а также оплачиваться перевозчиками и быть включены в тариф на услуги перевозки (услуги за организацию продажи билетов, организация посадки и высадки пассажиров и т.п.).
В тоже время, при рассмотрении дела было установлено, что ОАО «Автовокзалы Удмуртии» необоснованно устанавливало различные цены (тарифы) на одну услугу (услуги автовокзалов и автостанций) для перевозчиков. На основании заключенных договоров установлено, что размер платы за услуги автовокзалов и автостанций для различных перевозчиков установлен от 10-16% с выручки, полученной от реализации билетов за провоз пассажиров.
Навязывание пассажирам невыгодных условий договора (необоснованное взимание финансовых средств за не оказанные услуги), а также установление различных цен (тарифов) на одну услугу (услуги автовокзалов и автостанций) для перевозчиков, Комиссия Удмуртского УФАС России расценила как нарушение антимонопольного законодательства (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ОАО «Автовокзалы Удмуртии» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики, который признал данные акты законными и обоснованными. 16 февраля 2010 года апелляционная инстанция также подтвердила законность выводов антимонопольного органа.

Одним из основных вопросов, волновавших журналистов, касался ситуации в области с ценами на лекарственные средства.
Руководитель Управления отметил дело, возбуждённое антимонопольным органом в отношении ГУП УР «ЦРА № 9» МО «Сюмсинский район» и ГУП УР «ЦРА № 18» МО «Якшур-Бодьинский район» по факту злоупотребления доминирующим положением путем нарушения установленного порядка ценообразования (превышение розничной торговой надбавки на лекарственные средства – «Ремантадин» (ГУП УР «ЦРА № 9»), «Феназепам» (ГУП УР «ЦРА № 18»).
В настоящее время, в целях определения коллективного доминирования ГУП УР «ЦРА № 9» на территории Сюмсинского района и ГУП УР «ЦРА№ 18» на территории Якшур - Бодьинского района на рынке розничной реализации лекарственных средств в 2009 г., Удмуртским УФАС России проводится анализ рынка розничной реализации лекарственных средств по состоянию на 2007-2009 г.г. Рассмотрение дела назначено на март 2010 года.

Не менее значимым делом для Удмуртского УФАС России является дело, возбуждённое Прокуратурами Октябрьского и Индустриального района г. Ижевска в отношении ЗАО «Прогресс-Фармаимпекс», по факту распространения недостоверной рекламы «АПТЕКА ОПТОВЫХ ЦЕН».
Управлением при рассмотрении указанных дел было установлено, что распространение ЗАО «Прогресс-Фармаимпекс» рекламы «АПТЕКА ОПТОВЫХ ЦЕН» над входными группами в аптеки по адресу: г. Ижевск, ул. 30 лет Победы, 19а и ул. Дзержинского, 50, является нарушением Федерального закона «О рекламе» (распространение недостоверной рекламы, в которой содержатся не соответствующие сведения о стоимости или цене товара, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара), в связи с чем, на ЗАО «Прогресс-Фармаимпекс» были наложены два административных штрафа в размере 40 тыс. рублей за каждое правонарушение. ЗАО «Прогресс-Фармаимпекс», не согласившись с постановлениями Удмуртского УФАС России, обжаловало их в Арбитражный суд Удмуртской Республики. Судом было установлено, что реклама «АПТЕКА ОПТОВЫХ ЦЕН», размещенная ЗАО «Прогресс-Фармаимпекс» над входными группами указанных аптек, содержит не соответствующие действительности сведения о том, что цены на лекарственные средства в аптеках являются оптовыми, поскольку лекарственные средства реализуются фактически по розничным ценам. В связи с изложенным, суд отказал обществу в заявленных требованиях о признании незаконными постановлений Удмуртского УФАС России.

В целях контроля за соблюдением порядка ценообразования на рынке розничной реализации лекарственных средств, в соответствии с распоряжением Главного федерального инспектора по Удмуртской Республике в 2009 году был создан Оперативный штаб, руководителем которого является Михаил Маренников. За период работы было проведено 7 заседаний оперативного штаба с участием представителей Прокуратуры Удмуртской Республики, Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по Удмуртской Республики, Управления Росздравнадзора по Удмуртской Республике, Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики, Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, Министерства здравоохранения Удмуртской Республики и Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики.
«На сегодняшний день ситуация, возникшая в Удмуртии по поводу роста цен на лекарственные средства, стабилизировалась, - отметил руководитель Удмуртского УФАС России. – В целом, в республике выстроена система контроля за ценообразованием на лекарственные препараты: в розничном звене контроль осуществляет Управление по лицензированию, медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики, в оптовом - территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Удмуртской Республике. Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики устанавливает предельные оптовые и розничные наценки на лекарственные средства в соответствии с утвержденной методикой Федеральной службы по тарифам, а также рассматривает дела в отношении организаций по выявленным нарушениям порядка ценообразования на лекарственные средства».

Успешно продолжает отстаивать свою позицию в судах Удмуртское УФАС России в отношении ООО «Чистый город», в действиях которого был признан факт нарушения антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов, что выразилось в нарушении порядка ценообразования, навязывании невыгодных условий договора, необоснованном установлении различных цен (тарифов) на одну услугу.
Суды всех трёх инстанций подтвердили законность решения и предписания антимонопольного органа. В настоящее время в Арбитражном суде Удмуртской Республики рассматривается заявление ООО «Чистый город», обжалующего постановление Удмуртского УФАС России о привлечении к административной ответственности.

В заключении Михаил Маренников напомнил, что существует официальный сайт Удмуртского УФАС России (www.udmurtia.fas.gov.ru), на котором размещены решения и предписания антимонопольного органа, судебные решения, имеется реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов. На страницах сайта регулярно выходят новости территориального органа, а также иная информация, которая может представлять интерес для пользователей сайта.
Кроме того, Управление активно взаимодействует со всеми средствами массовой информации. За 2009 год проведено 4 отчётных пресс-конференций и семинар для печатных СМИ, дано более 50 интервью электронным и печатным СМИ, информация о деятельности Удмуртского УФАС России регулярно размещается в региональных и местных печатных изданиях.
Данный факт свидетельствует о том, что Удмуртское УФАС России ведёт открытую для общественности и средств массовой информации деятельность, которая направлена на обеспечение соблюдения добросовестной конкуренции и защиту законных интересов хозяйствующих субъектов и граждан.