Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике провело расширенное заседание по итогам деятельности за 2009 год


Сегодня, 12 февраля 2010 года, состоялось расширенное совещание Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, в ходе которой были подведены итоги деятельности Управления за 2009 год и определены задачи на 2010 год. В работе совещания приняли участие министр торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики Пономарёв Пётр Парфельевич, заместитель министра экономики Удмуртской Республики Шутов Юрий Михайлович, первый заместитель Председателя Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики Кашин Валерий Иванович, помощник Главного федерального инспектора по Удмуртской Республике Арсагова Ольга Васильевна.

В докладе руководитель Удмуртского УФАС России Михаил Михайлович Маренников отметил, что в 2009 году Удмуртским УФАС России осуществлялся контроль по всем направлениям, предусмотренным федеральным законодательством, в частности в соблюдении антимонопольного законодательства, контроля деятельности субъектов естественных монополий, соблюдении законодательства о рекламе и законодательства о размещении государственного заказа.
При реализации конкурентного права на территории Удмуртской Республики Удмуртским УФАС России особое внимание уделяется рассмотрению жалоб и обращений хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей на действия предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и, следовательно, имеющих возможность влиять на развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а также на действия органов власти и органов местного самоуправления, которые приводят либо могут привести к ограничению конкуренции, ущемлению интересов бизнеса, выстраиванию барьеров для входа в рынок, при дальнейшем развитии предприятий.
В 2009 году было рассмотрено 131 заявление по признакам нарушения ФЗ «О защите конкуренции». Наибольшее количество заявлений поступило по фактам монополистической деятельности в части злоупотребления доминирующим положением и заключения антиконкурентных соглашений и совершении согласованных действий, в отношении действий органов власти и органов местного самоуправления. В 2009 году выявлен 21 факт злоупотребления доминирующим положением, в том числе нарушения антимонопольного законодательства со стороны субъектов естественных монополий. Наибольшее количество нарушений выявлено на рынке электро-теплоэнергии, а также на рынке жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с введением в 2008 году в Федеральный закон «О защите конкуренции» статьи 17.1, которая регламентирует особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества - заключение договоров только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, в 2009 году Удмуртское УФАС России уделяло особое внимание контролю за соблюдением данной нормы закона.
В прошедшем году по фактам нарушения порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества было выявлено 30 нарушений, что в 10 раз выше показателя 2008 года. Основным видом нарушения является нарушение порядка предоставления муниципального имущества во временное пользование – отсутствие процедуры торгов.
Суммарное количество выявленных в 2009 году нарушений статьи 17 (антимонопольные требования к торгам) в отчётном периоде составило – 10, из них нарушений со стороны органов власти - 6, со стороны хозяйствующих субъектов – 4. В основном нарушения касаются нарушений порядка определения победителя торгов и ограничения конкуренции между участниками.
В 2009 году выявлено 4 нарушения статей 19-21 Закона «О защите конкуренции» (нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной преференции), основным нарушением является неполучение предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление государственной или муниципальной преференции. В 2009 году Удмуртским УФАС России рассмотрено 19 заявлений о предоставлении государственной и муниципальной преференции, по всем заявлениям были приняты положительные решения.

Контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд осуществляется Удмуртским УФАС России путём проведения плановых проверок и проведением внеплановых проверок в случае поступления информации от контрольных органов субъекта РФ, органов местного самоуправления либо поступления жалоб от участников размещения заказа.
На действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной, котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд Удмуртской Республики и нужд муниципальных образований республики в Удмуртское УФАС России в течение 2009 года поступило 194 жалобы (в 2008 году - 127) от участников размещения заказов различных уровней, из них 56 жалоб возвращены, 8 отозваны заявителями, 62 жалобы признаны необоснованными, 68 - обоснованными.
Кроме того, Удмуртским УФАС в течение 2009 года рассмотрено 47 обращений государственных, муниципальных заказчиков о включении в Реестр недобросовестных поставщиков. В результате рассмотренных обращений 14 поставщиков включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Руководитель Управления подчеркнул, что количество жалоб с каждым годом возрастает, что свидетельствует о возрастающем интересе предпринимателей к государственным и муниципальным заказам, о реальной и эффективной возможности защиты прав и интересов участников размещения заказа в досудебном порядке.

Так, особое внимание антимонопольная служба уделяет соблюдению Федерального закона «О рекламе», в частности рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения. В 2009 году значительно возросло количество нарушений в данной сфере: если в 2008 году было выявлено 6 фактов нарушений, то в 2009 году количество выявленных нарушений увеличилось в 2 раза – 13 фактов.
Возросло и количество нарушений при распространении рекламы пива и табачных изделий. ФЗ «О рекламе» существенно ограничивает требования к рекламе данных товаров, одно из них - реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе и табачных изделий обязательно должна содержать предупреждение о вреде их чрезмерного потребления, нельзя размещать такую рекламу вблизи детских, спортивных, общеобразовательных, медицинских учреждений, театров, цирков, музеев и т.д. Но, как показывает практика, многие участники рекламного рынка данными требованиями пренебрегают.

Среди приоритетов работы Удмуртского УФАС России на 2010 год М.М. Маренников обозначил: усиление работы по контролю за антиконкурентными действиями органов власти, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, сокращение необоснованных административных барьеров, анализ состояния конкуренции в отдельных отраслях и на региональных рынках, включая реализацию программы развития конкуренции в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы.