Состоялось заседание Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Удмуртском УФАС России


27 января 2010 года, в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике состоялось очередное заседание Экспертного совета по вопросам применения законодательства о рекламе с участием экспертов в области маркетинга и рекламы, учебных заведений, СМИ.

Во вступительной речи заместитель руководителя Удмуртского УФАС России Сергей Васильевич Юшкин (Председатель Экспертного совета) представил присутствующим информацию об итогах работы Управления по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за 2009 год.
Так, было отмечено, что в отчётном периоде Управлением:
- рассмотрено 152 (в 2007 – 135, в 2008 - 827) фактов нарушения законодательства РФ о рекламе, указывающих на событие правонарушения;
- выявлено нарушений по 137 фактам (в 2007 – 111, в 2008 - 825);
- возбуждено дел 91 (в 2008 – 97), из них:
- принято решений о нарушении законодательства о рекламе – всего 78 (в 2007 – 101, в 2008 - 87), по 13 делам производство по делу прекращено (в 2008 - 19);
- выдано предписаний 72 (в 2007 – 38, в 2008 – 50);
- исполнено предписаний, выданных в отчётном периоде 60 (в 2007 – 25, в 2008 - 42);
- исполнено в отчётном периоде предписаний, выданных в прошлом отчётном периоде - 9.

Наибольшее количество нарушений установлено:
- при размещении рекламы с отсутствием части существенных условий, которые искажают смысл и вводят потребителей рекламы в заблуждение (часть 7 статьи 5) - 11 фактов;
- размещение рекламы алкогольной продукции с нарушениями требований статьи 21 - 14 фактов;
- размещение рекламы пива с нарушениями требований статьи 22 - 30 фактов;
- отсутствие предупреждения в рекламе о наличии противопоказаний к применению, использованию лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники (статья 24) – 13 факта;
- размещение рекламы табака с нарушением требований статьи 23 - 19 фактов;
- размещение рекламы потребительского кредитования с нарушением требований статьи 28 - 9 фактов;
- размещение недостоверной рекламы -9 фактов;
- реклама оружия с нарушением статьи 26 – 6 фактов.

В 2009 году было обжаловано 10 решений (в 2008 году – 8), из которых 2 решения отменены, и 40 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности по ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (18 постановлений отменено).

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 2008 году Удмуртским УФАС России возбуждено и рассмотрено 142 административных дела (в 2007 году – 122, в 2008 - 71) с последующим наложением штрафов на сумму более 2 млн. руб. (в 2007 году - более 2 млн. руб., в 2008 году – более 3 млн. руб.).
Необходимо заметить, что практически прекращено распространение рекламы с использованием непристойных образов, бранных слов и выражений. Если в 2007 году было установлено 25 фактов нарушений, в 2008 году не установлено ни одного факта, то в 2009 году – всего 1.

По мнению Сергея Юшкина, снижение количества возбуждённых дел, в первую очередь, связано с положительной работой антимонопольного органа по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства о рекламе. Для предупреждения фактов нарушения рекламного законодательства проводится мониторинг издаваемых в Республике периодических печатных изданий – газет и журналов (в возможном объёме), просматриваются и прослушиваются теле- и радиопрограммы. Для рекламодателей и рекламораспространителей проводятся семинары, в ходе которых доводятся последние изменения в рекламном законодательстве. Активно ведётся работа Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе, куда входят представители печатных, электронных средств массовой информации, высших учебных заведений, Удмуртского регионального отделения «ОПОРА России», Объединённого пресс-центра при Главном Федеральном инспекторе по Удмуртской Республике, специалисты в области наружной рекламы.

Особое внимание антимонопольная служба уделяет рекламе пива и табачных изделий. К примеру, в 2009 году специалистами Удмуртского УФАС России была проведена инспекционная проверка наружной рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также рекламы сигарет и табака, размещённой на торгово-остановочных комплексах, расположенных на территории г. Ижевска. В ходе данного мероприятия было проверено более 30 торговых павильонов, по результатам проверки было возбуждено 27 дел в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность в данных точках.
Основными нарушениями явились:
- распространение рекламы пива без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ч.3 ст.22 Закона «О рекламе»);
- распространение рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (в данном случае на торговых павильонах), что является нарушением п.4) ч.2 ст.23 ФЗ «О рекламе»;
- распространение наружной рекламы пива и сигарет ближе 100 метров от детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, планетариях – п.6) ч.2 ст.22, п.6) ч.2 ст.23 Закона «О рекламе».

Необходимо отметить, что надписи, содержащие слово «ПИВО», «СИГАРЕТЫ», «ТАБАК», «ВОДКА», размещённые на торговых павильонах, либо с помощью различного рода средств наружной рекламы (рекламных конструкций), являются рекламой данных товаров, так как указанная информация адресована неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – товару (пиву, алкогольной продукции, сигаретам), что способствует его реализации.

Пристальное внимание Удмуртское УФАС России оказывает и рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения. Сергей Юшкин подчеркнул, что в 2009 году значительно возросло количество нарушений в данной сфере. Если в 2008 году было выявлено 6 фактов нарушений, то в 2009 году количество выявленных нарушений увеличилось в 2 раза – 13 фактов, несмотря на то, что Удмуртское УФАС России периодически информирует СМИ и публикует на собственном сайте информационные материалы об основных положениях статьи 24 ФЗ «О рекламе», предупреждая заинтересованных лиц об административной ответственности, которая может наступить за распространение ненадлежащей рекламы.

Основной темой обсуждения на данном заседании стал вопрос «Содержит ли статья, размещённая в газете «Центр», под название: «Где в Ижевске «полакомиться клубничкой?», признаки рекламы».
Участниками Экспертного совета указанная статья признана рекламной, так как информация, содержащаяся в статье (о стриптиз-клубах города Ижевска), адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к средствам индивидуализации юридических лиц (наименование стриптиз-клубов и их место нахождение) и услугам, оказываемым этими заведениями (указывается режим работы и описание самой услуги, её стоимость), что формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования с последующим их продвижением на рынке.
Что касается содержащихся в данной статье образов девушек, изображённых в купальных костюмах, было отмечено, что в рекламе отсутствуют какие-либо непристойные или оскорбительные образы.

Также обсуждался вопрос о соответствии условий маркетинговой акции «Сдай SIM!», проводимой оператором сотовой связи «Билайн», требованиям антимонопольного законодательства и ФЗ «О рекламе». Было отмечено, что маркетинговая акция «Сдай SIM!», проводимая оператором сотовой связи «Билайн», предполагает возможность обмена неработающего оборудования (SIM-карт) других операторов связи. При этом содержание данной акции предполагает, что не будут прямо или косвенно упоминаться названия других операторов мобильной связи и некорректное сравнение с ними.
Таким образом, членами Экспертного совета было принято решение о том, что информация, содержащаяся в акции, не нарушает требований антимонопольного законодательства и законодательства РФ о рекламе.

Рассматривался вопрос относительно информации, размещённой в печатном СМИ, в рубрике под названием «АФИША». Специалистами было отмечено, что в случае если в афише указан анонс художественного фильма (мероприятия) и название кинотеатра (иного заведения), то данная информация не содержит признаки рекламы, но как только в анонсах появляется дополнительная информация, подчёркивающая преимущества и особенности того или иного центра досуга, либо услуги, оказываемой данным заведением, то информация будет считаться рекламной.