20 августа состоялась пресс-конференция Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, посвящённая основным положениям второго антимонопольного пакета, который вступает в действие 23 августа 2009 года


Сегодня, 20 августа 2009 года, в рамках проведения единой информационной политики Объединённого пресс-центра при Главном Федеральном инспекторе по Удмуртской Республике состоялась пресс-конференция руководителя Удмуртского УФАС России Михаила Маренникова об изменениях антимонопольного законодательства в связи с вступлением в силу второго антимонопольного пакета.

Открывая пресс-конференцию, руководитель Управления отметил, что 21 июля Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал второй антимонопольный пакет поправок к законам, нацеленных на дальнейшее совершенствование отечественных норм о защите конкуренции. Значительные изменения коснулись Федерального закона «О защите конкуренции», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, данный пакет призван активизировать применение уголовной ответственности за действия, ограничивающие конкуренцию (поправки внесены в 178 статью Уголовного Кодекса РФ).

Прежде всего, Михаил Маренников отметил изменения, внесённые в ФЗ «О защите конкуренции». Так, в данном законе меняется понятие и условия монопольно высокой цены на товар. В новой редакции закона, монопольно высокой ценой товара признаётся цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает:
- сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли;
- цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за её пределами.
Ранее Закон устанавливал необходимость определения указанных условий в совокупности, вне зависимости от наличия (отсутствия) сопоставимого и конкурентного рынка. Это создавало определённые сложности в доказывании монопольно высокой цены в тех ситуациях, когда отсутствуют сопоставимые и конкурентные рынки.

Также закон определяет, что монопольно высокой признаётся цена, установленная:
1) путём повышения ранее установленной цены товара, если при этом неизменными остались расходы, необходимые для производства и реализации товара, состав продавцов или покупателей товара, условия обращения товара на товарном рынке, или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) путём поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом:
- расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
- состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
- условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Следует отметить, что новая редакция Закона позволяет признать доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет менее чем 35 процентов.
Так, в частности введена часть 6.1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой по результатам проведённого антимонопольным органом анализа состояния конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара составляет менее чем 35 % и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, но который может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, если при этом в совокупности соблюдаются следующие условия:
1) хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;
2) доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
4) изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.

Изменилось антимонопольное законодательство и в части государственного контроля за экономической концентрацией.
В новой редакции Закона «О защите конкуренции» увеличены пороговые значения величины суммарной балансовой стоимости активов и выручки лиц, участвующих в сделках, на совершение которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа или последующее уведомление. Для получения предварительного согласия на совершение сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций суммарная балансовая стоимость активов увеличена с 3 млрд. рублей до 7 млрд. рублей; суммарная выручка от реализации товаров увеличена до 10 млрд. рублей (ранее была 6 млрд. рублей).

По сделкам, требующим уведомления антимонопольного органа, суммарная балансовая стоимость активов и суммарная выручка от реализации товаров увеличена с 200 млн. рублей до 400 млн. рублей.
В новой редакции закона более четко установлено, что при определении суммарной балансовой стоимости активов и выручки учитываются активы и выручка всей группы лиц.

По словам Михаила Маренникова, следует обратить внимание на то изменение, что требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок и действий, не применяется, если они осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным п.1) ч.1 ст.9 настоящего Федерального закона (владение более 50 % акций (долей) хозяйственного общества) либо если их осуществление предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Не менее важным нововведением, по словам руководителя антимонопольного ведомства Михаила Маренникова, является изменение антимонопольного законодательства и в части предоставления государственной помощи. Термин в законе теперь звучит иначе – государственные преференции. Под этим подразумевается предоставление преимущества хозяйствующему субъекту, которое согласуется с Федеральной антимонопольной службой. Помощь от государства можно получить, например, в виде скидки по аренде, льготного получения информации т.д. Закон расширил перечень целей, для которых возможно предоставление таких преференций. К таким целям относятся развитие культуры, спорта, образования и т.д.

Так же в новой редакции Закона уточнён порядок заключения договоров в отношении передачи государственного или муниципального имущества: расширен перечень субъектов, с которыми договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут заключаться без проведения торгов (конкурсов или аукционов). К таким субъектам, в частности, отнесены торгово-промышленные палаты, государственные или муниципальные учреждения, государственные корпорации и другие.
Установлено, что с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, должна размещаться на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет».

Значительные изменения претерпел и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Новшества коснулись ответственности должностных лиц органов власти и органов местного самоуправления, а так же должностных лиц организаций, осуществляющих функции органов власти. За действия (бездействие) должностных лиц органов власти, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к ограничению перемещения товаров (работ, услуг) предусмотрена административная ответственность - на должностных лиц может быть наложен административный штраф от 15 до 30 тысяч рублей, а при повторном привлечении к административному наказанию за аналогичное правонарушение размер штрафа увеличивается до 50 тысяч. Также Закон позволяет дисквалифицировать чиновника любого уровня за неоднократные нарушения антимонопольного законодательства на срок до 3-х лет.

Изменена ответственность за нарушения законодательства в сфере размещения заказов. Вводятся штрафы исходя из начальной максимальной цены контракта, то есть сейчас ответственность напрямую будет зависеть от суммы заказа - 1 % от суммы заказа (не менее 5.000 рублей и не более 50.000 рублей (в зависимости от состава правонарушения)). Также, нарушения в сфере размещения заказов разделяются не только по составам правонарушения, но размер ответственности разбивается еще и по дням. Чем длительней период совершения правонарушения, тем больше штраф.

Внесены изменения в статью 178 Уголовного кодекса РФ. Введена уголовная ответственность за антиконкурентные действия: ценовые сговоры, неоднократное злоупотребление доминирующим положением (к примеру, установление монопольно высоких или монопольно низких цен, ограничение доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам).
В случае доказывания факта недопущения, ограничения или устранения конкуренции, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, должностные лица будут привлечены к ответственности в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

За совершение указанного деяния (недопущение, ограничение или устранение конкуренции) лицом с использованием своего служебного положения, с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства, причинением особо крупного ущерба либо получения незаконного дохода в особо крупном размере (25 млн. рублей) – виновные лица наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.
Михаил Маренников подчеркнул, что правонарушитель может быть освобождён от уголовной ответственности, если лицо способствовало раскрытию данного преступления, возместило причиненный ущерб или перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате действий, предусмотренных настоящей статьей, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Подводя итог, руководитель Удмуртского УФАС России отметил, что антимонопольным органом, по состоянию на 03 августа 2009 года, взыскано и уплачено в бюджетную систему Российской Федерации административных штрафов на общую сумму 4 миллиона 114 тысяч 457 рублей 93 копейки, из них:
- за нарушение антимонопольного законодательства общая сумма уплаченного штрафа составляет – 1 581 483.41 рублей,
- за нарушение рекламного законодательства общая сумма уплаченного штрафа составляет – 1 303 974.52 рублей (в федеральный бюджет перечислено 521 589.80 рублей, в субъект РФ – 782 384.72 рублей),
- за нарушение законодательства о размещении заказов - общая сумма уплаченного штрафа составляет 1 089 000.00 рублей (в федеральный бюджет перечислено 569 000.00 рублей, в субъект РФ – 230 000.00 рублей, в местные – 290 000.00 рублей).

В заключительной части пресс-конференции Михаил Маренников ответил на интересующие журналистов вопросы, в том числе о деятельности Управления по контролю за ценами на оптовом и розничном рынках реализации нефтепродуктов, о фактах нарушения антимонопольного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами в 1-ом полугодии 2009 года.