Ситуация на топливном рынке Удмуртской Республики


На сегодняшний день, в Удмуртской Республике, как и во многих других регионах Российской Федерации также наблюдается несоответствие цен на розничных рынках автомобильных топлив ценам на нефть на мировых рынках и оптовым отпускным ценам с НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы).

В этой связи, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике проводится определённая работа по проверке деятельности на соответствие антимонопольному законодательству хозяйствующих субъектов, занятых в нефтяном сегменте.
Управление осуществляет мониторинг оптового и розничного рынка реализации автомобильного топлива на территории Удмуртской Республики, реагируя на действия участников данного товарного рынка, в том случае, если эти действия имеют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Так, 21 ноября 2008 года Удмуртским УФАС России в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в экономически и технологически необоснованном поддержании цены розничной реализации нефтепродуктов на территории Удмуртской Республики, при наличии опережающего темпа снижения оптовых закупочных цен и роста собственных издержек предприятия. В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для исследования всех обстоятельств дела, а также привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица – ОАО «Удмуртнефтепродукт», рассмотрение дела по решению Комиссии отложено на 21.05.2009г.

Кроме того, 24 февраля 2009 года Удмуртским УФАС России было возбуждено дело в отношении ОАО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», ОАО «Удмуртнефтепродукт», ООО АСПЭК-Нефтепродукт» и ООО «АЗС-Сервис» по признакам нарушения п.1) ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно п.1) ч.1 ст.11 данного Закона запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
В действиях указных Обществ по поддержанию розничных цен на нефтепродукты на территории Республики, при наличии опережающего темпа снижения оптовых закупочных цен и в условиях возможности рентабельного снижения розничных цен с августа 2008 года, имеются признаки нарушения п.1) ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении согласованных действий, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), надбавок (доплат), наценок.
Рассмотрение дела назначено на 02 апреля 2009 года.

В настоящее время в России существует практика доказывания согласованных действий хозяйствующих субъектов на рынке реализации нефтепродуктов, в том числе имеется и судебная практика по рассмотрению споров по указанным решениям.
Соответственно, прецедент создан, алгоритм доказывания согласованных действий существует и доказать наличие согласованных действий на товарном рынке на территории Удмуртской Республики вполне реально.
Согласованность действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке, согласно Постановлению Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30, может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договорённости об их совершении. Согласованность действий в данном случае достигается путём повторений действий одним хозяйствующим субъектом одновременно (или через несколько дней) действий другого. Данное поведение является следствием систематических и относительно синхронных действий указанных участников рынка, которое связано с изменением цен на соответствующие товары. Таким образом, каждый из участников соответствующих рынков заранее знает, что действия по изменению его цен повлекут за собой соответствующее изменение цен другого, в результате экономически обоснованного преследования выгоды и интересов каждого из них.

В случае признания нефтетрейдеров нарушившими антимонопольное законодательство, Удмуртским УФАС России будут возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении организаций и их должностных лиц, допустивших указанные нарушения.