Суд согласился с позицией Удмуртского УФАС России о том, что неправомерные голоса членов Комиссии по землепользованию и застройке не могут оставаться безнаказанными

     Первомайский районный суд г. Ижевска подтвердил законность выводов Удмуртского УФАС России относительно обязанности членов Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска нести ответственность, предусмотренную статьей 14.9 КоАП РФ, как должностных лиц органа местного самоуправления в случае коллегиального принятия последними неправомерных решений, нарушающих антимонопольное законодательство.

         Напомним, ранее Администрация г. Ижевска была признана нарушившей п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в отказе от предоставления строительному застройщику ООО СЗ «Русский дом+» разрешения на размещение подъездных путей к МКД (законность принятого решения подтверждена решением Арбитражного суда УР по делу №А71-2/2022). На основании указанного решения виновные должностные лица – члены Комиссии по землепользованию и застройке, проголосовавшие за отказ в выдаче строительному застройщику названного разрешения, привлечены к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ с назначением наказания.

         При решении вопроса о привлечении виновных должностных лиц Администрации к административной ответственности возникла острая полемика:  члены Комиссии по землепользованию и застройке настаивали, что не считают себя должностными лицами – субъектами правонарушения. Как полагали члены Комиссии, принятие решений по предоставлению земельных участков не входит в их должностные обязанности, а сама Комиссия не является органом местного самоуправления, принимаемые Комиссией решения носят рекомендательный характер, что исключает применение к данным лицам категории «должностное лицо», являющейся обязательным признаком субъекта правонарушения, предусмотренного статьей 14.9 КоАП РФ.

         Фактически, позиция членов Комиссии по землепользованию и застройке сводилась к тому, что при голосовании на заседаниях Комиссии ни её члены, ни председатель Комиссии не могут нести предусмотренную законом ответственность, что свидетельствует о безнаказанности любых принимаемых Комиссией противоправных решений. Более того, при участии представителей Управления в судебных заседаниях по рассмотрению жалобы должностных лиц на постановление о назначении административного наказания было установлено, что лица, входящие в состав Комиссии, голосующие за принятие решений, не обладают достаточными познаниями и компетенцией по рассматриваемым Комиссией вопросам, зачастую участвуя в заседаниях и голосуя на основании директив вышестоящих лиц.

         Антимонопольный орган отмечает, что сама Комиссия сформирована в целях реализации Администрацией г. Ижевска полномочий в области предоставления земельных участков для строительства. Осуществление членами Комиссии функций представителей органа власти выражается в том, что они коллегиально вправе принимать решения, воздействующие на субъектов, не находящихся в служебной зависимости от них, в том числе посредством воздействия на условия предоставления разрешения на размещение подъездных путей и их использование на территории г. Ижевска.

         Таким образом, обладая при участии в Комиссии правом голоса, реализовав данное право, члены Комиссии были наделены распорядительными полномочиями по вопросу выдачи строительному застройщику разрешения, то есть осуществляли функцию органа власти и на тот момент являлись должностными лицами, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

         Действия членов Комиссии, проголосовавших за принятие решения по отказу в выдаче названного разрешения, являлись властно-распорядительными и повлекли негативные последствия в виде ограничения конкуренции строительному застройщику.

         Наличие состава административного правонарушения подтверждено Судом – отныне члены Комиссии по землепользованию и застройке должны добросовестно подходить к исполнению возложенных на них функций органа власти, отдавая свой голос при принятии решения с четким осознанием неотвратимости административной ответственности.