В Удмуртском УФАС России прошла пресс-конференция, посвященная сфере закупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике состоялась пресс-конференция по итогам работы в 2022 году в сфере законодательства о закупках. Встречу с журналистами провел руководитель Управления Евгений Капсудин.

 

Изменения законодательства

 

За последние два года был принят масштабный пакет оптимизационных поправок законодательства о контрактной системе.

 В первую очередь обеспечено однообразие в толковании и применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ, Закон о контрактной системе); во-вторых, исключено дублирование и избыточное регулирование; в-третьих, установлены единые требования к процедурам определения поставщика, в-четвертых, максимально автоматизированы процедуры с использованием единой информационной систем. Значительно повышается роль Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок. В ЕИС ведется переписка заказчика с исполнителем по контракту, а также подача жалобы в контрольный орган. Эти меры направлены на обеспечение прозрачности взаимодействия между заказчиком и поставщиком, защиту прав предпринимателей, а также повышение возможностей для контроля.

В продолжение цифровизации госзакупок важнейшим нововведением стали положения, направленные на борьбу с "профессиональными жалобщиками", в частности введение электронного обжалования и процедуры универсальной предквалификации, которая заключается в предъявлении дополнительного требования к участникам закупки, а именно наличия опыта исполненного контракта на сумму не менее 20% от начальной (максимальной) цены закупки. Организации, которые не прошли ее, не могут подавать жалобы и намеренно препятствовать проведению закупок.

Кроме того, важным нововведением стала процедура электронного обжалования исключительно через ЕИС. В результате количество жалоб, поступивших за 11 месяцев 2022 г., снизилось на 25,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. (за 11 мес. 2021 г. подано – 327 жалоб, за 11 мес. 2022- 243 жалобы). Следует также отметить, что в 2022 г. снизилось количество обоснованных жалоб – 15,6% жалоб по сравнению с 18,2% в аналогичном периоде прошлого года (в 2021 г. – 47 обоснованных жалоб, в 2022- 27 жалоб).

Мы наблюдаем логичное снижение количества поданных жалоб, поскольку теперь жаловаться могут исключительно потенциальные участники рынка.

 

Закупки в условиях санкций

 

В 2022 г. на вектор развития сферы госзакупок большое влияние оказали внешние санкции. Законодателем был принят комплекс мер по смягчению регулирования в непростых экономических условиях. Например, расширен перечень оснований для закупок у единственного поставщика.

Так, статьей 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №46-ФЗ) установлено, что  до 31 декабря 2023 года включительно Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта  в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ), вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Одновременно с этим до конца 2023 г. продлен мораторий на антимонопольный контроль в отношении актов, принимаемых в соответствии со ст. 15 Закона № 46-ФЗ.

Согласно данным ЕИС, по состоянию на октябрь 2022 г. общее количество контрактов, заключенных с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на основании ст. 15 Закона № 46-ФЗ, составило более 500 млрд. руб.

В Удмуртской Республики, особенно к концу года,  также увеличивается доля закупок у единственного поставщика на основании ст. 15 Закона № 46-ФЗ. В Республике принято постановление Правительства УР от 06.04.2022 № 177, которым установлены дополнительные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Удмуртской Республики и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

         Необходимо акцентировать внимание на рисках использования такого инструмента, как единственный поставщик, определенный актом субъекта РФ. Риск нарушений при заключении таких контрактов заключается в выборе контрагента, который не соответствует в полном объеме положениям ст. 31 Закона № 44-ФЗ, при условии что актом субъекта РФ установлена необходимость соответствия контрагента положениям указанной нормы. При этом в ст. 31 Закона № 44-ФЗ имеются как единые требования, так и дополнительные. Соответственно, заключение контрактов без проведения конкурсных процедур на основании Закона №46-ФЗ должно проводиться строго в соответствии с порядком заключения таких контрактов, закрепленным в акте субъекта РФ. Иное будет свидетельствовать о неправомерном выборе способа закупки, что, в свою очередь, является нарушением уже Закона №44-ФЗ.

 

Реестр недобросовестных поставщиков

 

Статьей 104 Закона о контрактной системе и  Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлены порядок и процедура ведения реестра недобросовестных поставщиков.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

По смыслу Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.

С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

В 2022 году на 26% увеличилось количество поданных обращений заказчиков о включении сведений о поставщиках Реестр по сравнению в аналогичным периодом 2021 г. ( в 2021 г. подано 181 обращение, в 2022 г. – 244 обращений). Также на 3,93 % увеличилось количество включенных в РНП антимонопольным органом недобросовестных поставщиков. 

Столь негативная тенденция увеличения количества недобросовестных поставщиков вызвана не сколько внешнеэкономическими факторами: увеличением цен на поставляемые товары, нарушение логистических цепочек,  сложностями с импортозамещением, но и элементарной безответственностью поставщиков, желанием незаконного обогащения и получения прибыли.

Например, Управлением в реестр недобросовестных поставщиков включены сведения в отношении Общества, которое в установленный законом 5-дневный срок не осуществило подписание контракта, а также не совершало действий направленных на его заключение. Так, Общество откладывало подписание контракта на последний день установлено срока, а в указанный день вышел из строя единственный ноутбук.

Участники закупок,  имея значительный опыт участия в закупочных процедурах, не могут не знать, что существует множество ситуаций, способных привести к не подписанию Контракта в установленные Законом сроки (технические сбои и т.п.), однако беспричинно откладывают подписание контракта на последний день установленного срока.

 Заблаговременно осуществляя подписание Контракта, добросовестный участник закупки предупреждает возможные риски нарушений действующего законодательства со своей стороны. То есть, если бы Общество осуществило подписание Контракта заранее, в случае возникновения технической неисправности рабочего устройства с ЭЦП, имелось бы время для устранения данной проблемы.

Хочется обратить внимание поставщиков, что намеренно откладывать сроки подписания контрактов на последний день установленного срока, с целью более позднего подписания контракта для того, чтобы осуществить лучшую подготовку к исполнению условий договора бессмысленно и чревато последствиями,  поскольку независимо от дня подписания  контракта поставщиком в рамках 5-дневного регламентированного срока, контракт может быть  подписан заказчиком не ранее десяти дней после опубликования протокола (ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе) и будет считаться заключенным на 11 день.

В подобных случаях, антимонопольный орган с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, сформировал непреклонную позицию о необходимости наказания безответственных поставщиков и защиты государственных и муниципальных заказчиков.

 

«Недобросовестные риэлторы, квартиры для детей-сирот»

 

 Отдельного внимания заслуживает вопрос приобретения жилья для детей-сирот. Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР в рамках исполнения Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на постоянной основе осуществляет закупки жилых помещений. 

Чаще всего в таких закупках участвуют не собственники жилья, а риэлторы. Это обусловлено тем,  что для участия в закупке собственнику необходимо получить электронную цифровую подпись, пройти регистрацию в ЕИС и на электронной площадке, отслеживать размещенные закупки, в дальнейшем подать заявку, внести обеспечение и тд. То есть для простого обывателя это довольно сложный и трудоемкий процесс в который, как «квалифицированные» участники включаются риэлторы. Они заключают агентский договор с собственником квартиры и участвуют в закупке от его имени, либо идут дальше – за пару дней до аукциона выкупают жилое помещение.

Подобная практика участия в закупках риэлторов могла бы быть положительной, если бы не участие в закупках «не чистых на руку» риэлторов, которые преследуют цель не найти подходящую по параметрам квартиру, а реализовать уже  имеющиеся квартиры любыми способами и получить свое вознаграждение.

Так, Управлением в конце ноября 2022 г. рассмотрены 15 обращений Министерства строительства о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений о собственниках жилых помещений и риэлторах, которые с целью реализации имеющихся квартир подделывали технические паспорта и выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) намеренно занижая и завышая площадь жилых помещений.

К  жилому помещению предъявляется ряд требований: начиная от минимальной и максимальной площади квартиры, года постройки дома, заканчивая декоративным покрытием стен,  пола и потолка. В соответствии с Законом УР 8-РЗ площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из числа детей-сирот. В подтверждение соответствия жилого помещения требованиям по площади участник закупки в составе своей заявки должен приложить либо свидетельство о праве собственности, либо выписку из ЕГРН. В настоящее время данные выписки из Росреестра можно получить в электронном виде и в МФЦ.

Недобросовестные участники закупок, после публикации извещения в ЕИС, вносили изменения в выписки, полученные в электронном виде, где меняли на пару квадратных метров площади реализуемых квартир, для того, чтобы они подходили под заданные параметры.

Такие махинации вскрывались уже на стадии приемки квартир, когда Минстрой повторно заказывал выписку из ЕГРН, квартиры не были приняты, договоры расторгнуты в одностороннем порядке. В дальнейшем  Управлением, сведения о данных участниках включены в реестр недобросовестных поставщиков, они не смогут в ближайшие два года участвовать в госзакупках.