В Удмуртском УФАС России прошла пресс-конференция, посвященная вопросам антимонопольного регулирования

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике состоялась пресс-конференция по итогам работы в 2022 году в сфере антимонопольного законодательства. Встречу с журналистами провел руководитель Управления Евгений Капсудин.

 

Перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок

 

Управлением в ходе рассмотрения поступающих обращений и информации, размещенной в СМИ, установлено, что в ряде муниципальных образований Удмуртской Республики не организованы регулярные перевозки пассажиров по регулируемым тарифам. Местные администрации организуют перевозки по нерегулируемым тарифам, в результате чего население сталкивается с проблемой досрочного прекращения перевозок, непредоставлением льгот на проезд перевозчиками.

Фактически органы местного самоуправления не выполняют возложенные на них задачи по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, чем нарушают права неопределенного круга лиц, а также ограничивают конкуренцию, не предоставляя потенциальным перевозчикам, желающим перевозить пассажиров по регулируемым тарифам, возможности участвовать в конкурентных процедурах на право осуществлять такие перевозки.

Управлением выданы предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Администрации МО «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» и Администрации МО «Город Можга» путем проведения конкурентных процедур на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на автобусах по регулируемым тарифам.

Указанный превентивный подход будет применен управлением в отношении иных муниципальных районов Удмуртии.

 

Обращение с ТКО

 

С внедрением так называемой «мусорной» реформы в управление поступало большое количество жалоб на действия регионального оператора по обращению с ТКО. Основные нарушения сводились к навязыванию невыгодных условий договора при применении одновременно нескольких нормативов накопления ТКО в части одного объекта потребителя, при применении двойных стандартов к потребителям в части определения способа коммерческого учета ТКО, а также невключении в способы складирования и накопления отходов контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах.

В целях минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства Удмуртское УФАС России в 2021 году в инициативном порядке понудило ООО «САХ» внедрить в деятельность института антимонопольного комплаенса. Данный подход является прецедентным в деятельности рег.оператора на территории РФ.

Результатом достижения является восстановление прав контрагентов ООО «САХ» в сфере обращения с ТКО, самостоятельное выявление и добровольное прекращение навязывания невыгодных условий договора своим контрагентам, в том числе в рамках преддоговорных отношений. Такие действия приводят к более быстрому устранению нарушений и восстановлению интересов контрагентов. Значимым показателем является уменьшение количества обращений на неправомерные действия ООО «САХ», которое в добровольном порядке устранило нарушения антимонопольного законодательства на стадии рассмотрения заявлений до вынесения предупреждений, что составило 25% от общего числа рассмотренных жалоб на действия регионального оператора. По итогам работы за 2022 год в отношении регионального оператора не возбуждено ни одного дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Правила размещения НТО

 

Архитектурный облик города является не только его визитной карточкой, но и основой, обеспечивающей комфортное и безопасное проживание граждан.

Много комментариев было получено по случаю выдачи Администрации г. Ижевска предупреждения, направленного на создание равных условий размещения НТО на территории МО «Город Ижевск», как на муниципальных, так и на частных землях, включая придомовые территории, с установлением одинаковых мер реагирования и контроля по соблюдению участниками бизнеса Правил благоустройства.

В данном случае, превентивные меры реагирования позволили выявить не просто факты формального бездействия органа местного самоуправления, а поднять на повестку важный вопрос, требующий его разрешения как на федеральном, так и на региональном уровне.

Позиция управления была услышана и принята Администрацией, в настоящее время при последней с нашим участием формируется рабочая группа с целью проработки данных вопросов посредством межведомственного взаимодействия.

 

Рынок продовольственных товаров

 

Значительную долю обращений, поступивших в Удмуртское УФАС России в первое полугодие 2022 года, составили жалобы на рост цен на продовольственные товары.

Рост цен на продовольственные товары был также установлен результатами мониторинга на социально значимые продовольственные товары первой необходимости.

Управлением был проведен комплексный анализ сложившейся ситуации и причин роста цен, по результатам которого был выявлен ряд проблем:

- на территории Удмуртской Республики отсутствует налаженный механизм логистического комплекса;

-  имеет место нехватка овоще и зернохранилищ, вследствие чего запасы плодоовощной и хлебобулочной продукции местного производства к концу года исчерпываются и не наращиваются производителями;

- зависимость от товаров, закупаемых за пределами региона, включая товары импортного происхождения.

На площадке Управления была организована рабочая встреча по вопросу доступности продовольственных товаров первой необходимости населению, где был обеспечен прямой диалог между органами гос.власти и бизнес-структур по освещению и разрешению вопросов, направленных на стабилизацию ситуации на продовольственном рынке.

По инициативе Управления поднят и проработан вопрос о недостаточности мест хранения (складских помещений) овощей, зерна и необходимости их увеличения, с целью наращивания объемов производимой продовольственной продукции, формировании и поддержании их запасов, резервов продовольствия, в том числе в период посевных работ, а также о необходимости наладить механизм работы логистического комплекса с целью обеспечения доступа продовольственных товаров местного производителя для реализации на полки в торговые сети   (предложения были направлены в Правительство УР).

Необходимо отметить, что колебания цен на продукты питания зачастую вызваны сезонным характером спроса. Так, например, перед праздником Пасхи увеличиваются цены на яйцо куриное. В целях недопущения искусственного завышения цен на яйцо куриное ООО «КОМОС ГРУПП» было выдано предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению АМЗ. Данные меры не допустили ожидаемый рост, а впоследствии стабилизировали минимальные розничные цены на яйцо куриное категории С1 в магазинах с 75,99 до 59 руб./10 шт.

 

Подключение к газораспределительным сетям

 

В сфере подключения к газораспределительным сетям до введения программы догазификации имелись системные нарушения, связанные с неверным определением категории потребителей, что исключало возможность применения льготных ставок, установлением более длительных сроков, чем это предусмотрено Правилами.

 В 2019-2020 г. АО «Газпром газораспределение Ижевск» начало выдавать проекты договоров о подключении к сетям газораспределения гражданам, рассчитывая плату за подключение не по «льготной» ставке в размере 46 000 рублей, а по стандартизированным тарифным ставкам, поскольку земельные участки заявителей не были включены в программу газификации. Несмотря на то, что заявители подпадали под первую категорию потребителей, плата за подключение составляла от 150 000 до 2 000 000 рублей в зависимости от расстояния, заявители были отнесены ко второй категории, кроме этого, срок подключения к сети газораспределения был установлен 3 года, вместо 1,5 лет.

Это вызвало массовые обращения граждан в 2020-2021 году на действия АО «Газпром газораспределение Ижевск». Удмуртским УФАС России в 2020-2021 году были возбуждены дела в отношении АО «Газпром газораспределение Ижевск» о нарушении части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, вынесены постановления, которые были оспорены в Арбитражный суд УР.

Судом не поддержана позиция антимонопольного органа о необходимости применения «льготной» ставки в отношении заявителей, чьи земельные участки не включены в программу газификации, но при этом расположены на расстоянии менее 200 метров от существующей сети газораспределения, а также не поддержана позиция о необходимости отнесения заявителей к первой категории потребителей.

Вместе с тем суд встал на сторону Управления, признав неправомерным действия АО «Газпром газораспределение Ижевск» по установления в проектах договоров о подключении срока подключения равного 3 годам вместо 1,5 лет.

Применение же стандартизированных тарифных ставок вызвало недовольства граждан, которые обращались к Президенту РФ В.В. Путину с жалобами о недоступности подключения к сетям газораспределения. Ввиду этого, Президентом РФ В.В. Путиным было принято решение разработать меры к упрощению процедуры подключения к сетям газораспределения и установить бесплатное подключение к сетям до границ участков заявителей. С началом реализации программы догазификации количество жалоб значительно снизилось.

           

 

 

Техническое обслуживание ВДГО и ВКГО

 

За последние годы Управлением были выявлены нарушения антимонопольного законодательства на рынке технического обслуживания газового оборудования, выразившиеся в отказе АО «Газпром газораспределение Ижевск» специализированным организациям в заключении соглашений об аварийно-диспетчерском обслуживании, обосновывая свой отказ тем, что по объектам, указанным в соглашении, у газораспределительной организации имеются действующие договоры на техническое обслуживание и ремонт ВДГО, что привело к ограничению конкуренции и является нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения дел Комиссией управления были приняты решения о признании нарушения, в целях прекращения злоупотребления доминирующим положением АО «Газпром газораспределение Ижевск» были выданы предписания о необходимости направления в адрес специализированных организаций проектов соглашений об аварийно – диспетчерском обслуживании (предписания исполнены в полном объеме).

Применение эффективных мер административного воздействия позволили устранить препятствия и барьеры доступа на товарный рынок по техническому обслуживанию газового оборудования, устанавливаемые АО «Газпром газораспределение Ижевск», являющимся единственной газораспределительной организацией на территории Удмуртской Республики и занимающим доминирующее положение на рынке аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на территории Удмуртской Республики с долей 100%, для субъектов малого бизнеса.

Действенным результатом работы ведомства является заключение со всеми специализированными организациями соглашений об аварийно – диспетчерском обслуживании и, как следствие, отсутствие жалоб в указанной сфере.

 

Выявление нарушений требований Закона «О рекламе»

Последние годы наибольшее количество нарушений Закона «О рекламе» выявляется при рассылке рекламы по сетям электросвязи (спам-реклама) и рекламы на рынке финансовых услуг. Данная тенденция характерна как для Удмуртской Республики, так и в целом для России.

В связи с вышеуказанным, в 2022 году Удмуртским УФАС России был усилен контроль за рекламой финансовых услуг. Количество выявленных нарушений Закона «О рекламе» за истекший период 2022 года превысило аналогичные показатели за 2021 год. В этом году Управление работало во взаимодействии с Национальным Банком Удмуртской Республики (сотрудникам Банка разъяснялись требования законодательства, порядок фиксации нарушений, освещались типичные нарушения), в связи с чем, возросло количество обращений и материалов, поступивших от Банка. Сотрудники НацБанка УР регулярно выходили с рейдами, по результатам которых направляли в Удмуртское УФАС России материалы выявленных признаков нарушений Закона «О рекламе» на рынке финансовых услуг.

Управление обращалось с исками в суд с требованиями о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, в случае если рекламораспространитель не реагировал на требования Управления.

Материалы также направлялись в прокуратуру УР в целях пресечения незаконной предпринимательской деятельности лицами, которые не имеют права оказывать финансовые услуги. Указанная работа в конечном итоге направлена на пресечение деятельности недобросовестных лиц, оказывающих финансовые услуги в нарушение требований законодательства.

Также граждане часто жалуются на получение нежелательной рекламы по сетям электросвязи в отсутствие их согласия.

В целях борьбы со спам-рекламой ФАС России и операторы связи подписали меморандум по противодействию голосовым вызовам абонентам. Операторы связи разработали специальные технические решения и алгоритмы, блокирующие поступление спам-звонков. Такая блокировка происходит только с согласия самих абонентов. Антиспам-сервисы защищают абонентов, в том числе от телефонного мошенничества. 

В продолжение проекта «Антиспам», реализуемого в рамках Меморандума, в 2022 году операторы связи («большая четверка»: «МТС», «Tele2», «Мегафон», «Билайн») запустили сервис обращений граждан: с помощью специальной формы на сайте операторов абонент может оставить жалобу на поступившую голосовую или спам-рекламу и оперативно получить ответ от своего оператора. Блокировка нежелательной рекламы будет происходить в течение 72 часов. Этот сервис также будет актуальным для блокировки нового вида спам-звонков и смс из-за рубежа с использованием подменных номеров.