О конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам

Удмуртское УФАС России провело исследование рынка услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам в период со второго полугодия 2014 года по первое полугодие 2015 года.

Целью исследования является оценка изменения состояния конкурентной среды в результате реализации мероприятий Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ.

На территории Удмуртской Республики на сегодняшний день на пригородных и междугородных маршрутах, связывающих г.Ижевск с другими районами Удмуртской Республики, деятельность по перевозке пассажиров автомобильным пассажирским транспортом осуществляют 36 перевозчиков на 121 маршруте (48 междугородних, 45 пригородных, 28 пригородных (садоогородных), которые выполняют около 9000 рейсов в неделю, из них около 2500 на междугородных маршрутах, около 4500 на пригородных маршрутах и около 2000 на пригородных (садоогородных) маршрутах.

Согласно Стандарту развития конкуренции в субъектах РФ доля негосударственных (немуниципальных) перевозчиков на межмуниципальных маршрутах от общего количества перевозчиков на межмуниципальных маршрутах в субъекте РФ к 2016 году должна составлять не менее 75%.

Доля межмуниципальных маршрутов, на которых осуществляются перевозки пассажиров негосударственными (немуниципальными) перевозчиками, от общего количества межмуниципальных маршрутов в субъекте РФ к 2016 году должна составлять не менее 75%.

Доля рейсов по межмуниципальным автобусным маршрутам, осуществляемых негосударственными (немуниципальными) перевозчиками, от общего количества рейсов по межмуниципальным маршрутам в субъекте РФ к 2016 году должна составлять не менее 50%.

В период 2 полугодие 2014 года – 1 полугодие 2015 года на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах отсутствовали государственные перевозчики, в связи с этим все показатели составили 100%, то есть все показатели по рынку услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам, установленные новым Стандартом, достигнуты по состоянию на 2015 год.

Барьерами входа на рынок услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам согласно полученным ответам хозяйствующих субъектов являются: значительные капиталовложения; сроки окупаемости капитальных вложений; отсутствие эффективной поддержки отрасли; ограничения в виде законодательных актов, определяющих налоговую политику; ограничения в виде законодательных актов, определяющих экономическую политику; ограничения в предоставлении долгосрочных кредитов; решения органов власти в сфере перевозок; технические стандарты и стандарты качества; емкость товарного рынка, с учетом высокой степени насыщенности рынка и имеющегося уровня платежеспособного спроса.

Вместе с тем, Удмуртским УФАС России отдельно был исследован рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом в районах с наибольшим числом сельского населения на примере Увинского и Игринского районов Удмуртской Республики. С результатами исследования можно ознакомиться в разделе «Аналитические материалы».

Исследование показало, что в большинстве случаев перевозчики и маршруты внутри района распределены таким образом, что на каждом маршруте действует один перевозчик, что свидетельствует об отсутствии конкуренции на рынках пролегания конкретных маршрутов.

Количество и соотношение дорог с твердым/грунтовым покрытием свидетельствует о слабом развитии дорожного хозяйства в сельских районах, что создает дополнительные барьеры для входа на рынок новым перевозчикам, ввиду значительных затрат на ремонт и эксплуатацию транспортных средств.

Отсутствие регулярных маршрутов между населенными пунктами, связано в первую очередь с отсутствием регулярного спроса на такие маршруты. Вместе с тем, сеть маршрутов в административных районах устроена таким образом, что позволяет добраться из одного населенного пункта в другой через административный центр.

Помимо этого, Удмуртским УФАС России был проведен анализ рынка услуг перевозок пассажиров (и багажа) наземным транспортом на межмуниципальном маршруте, имеющем наибольшее количество перевозчиков и наибольший пассажиропоток. Предметом исследования был выбран маршрут Ижевск-Воткинск, на котором деятельность по перевозке оказывают 5 перевозчиков. По результатам анализа был составлен аналитический отчет, размещенный на сайте Удмуртского УФАС России в разделе «Аналитические материалы».