Нарушения Закона о контрактной системе, выявленные в действиях заказчиков, закупочных комиссий в период с 12 по 16 октября 2015 года

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В период с 12.10.2015 года по 16.10.2015 года Комиссией Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрено 11 жалоб участников закупок на действия заказчиков, комиссий по осуществлению закупок при проведении процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

3 жалобы признаны обоснованными, 6 жалоб признаны обоснованными частично, по итогам рассмотрения 8 жалоб заказчикам, комиссиям по осуществлению закупок выданы предписания об устранении выявленных нарушений. 

В действиях заказчиков, закупочных комиссий выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

  1. Размещение информации о закупке с нарушением требований, установленных Законом о контрактной системе. Заказчиком размещено извещение о проведении запроса котировок на выполнение работ по текущему ремонту легкового автомобиля. При рассмотрении материалов дела Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в отношении перечня работ, подлежащих выполнению, указана ссылка на приложение № 1 к извещению, при этом, данное приложение не размещено в составе документов закупки. С учетом требований статей 33, 73 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что отсутствие перечня работ, подлежащих выполнению, не обеспечивает объективного характера описания предмета закупки, в связи с чем, в действиях заказчика признано нарушение пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
  2. Установление требований к участникам закупки, не предусмотренных положениями Закона о контрактной системе. Заказчиком размещены извещения о проведении 4 электронных аукционов, документации об аукционах. Согласно положениям рассмотренных документаций об аукционах, заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, при этом, установлено требование о правомочности участника заключать контракт. Перечень единых требований, предъявляемых к участникам закупки, определен в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно части 6 статьи 31 Закона запрещено устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные действующим законодательством. Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не содержит такого требования к участникам закупки как правомочность участника заключать контракт. С учетом перечисленных норм действующего законодательства в действиях Заказчика признано нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Кроме того, заказчиком в извещениях о проведении аукциона, документациях об аукционах не установлено требование о том, что участник закупки не является оффшорной компанией, в связи с чем, в действиях заказчика признано нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, в отношении рассмотренных закупок выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
  3. Отсутствие в документации о закупке требования к участникам о соответствии положениям действующего законодательства. Заказчиком размещено извещение о проведении аукциона, документация об аукционе на выполнение работ по реконструкции здания. В состав работ включены работы по монтажу автоматической системы пожаротушения. Согласно нормам Закона о лицензировании монтаж систем пожаротушения является лицензируемым видом деятельности. В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 закона о контрактной системе заказчик устанавливает требование о соответствии нормам действующего законодательства участника закупки, осуществляющего выполнение работ, являющихся объектом закупки, а также, согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 64, статьи 66 Закона о контрактной системе заказчик должен установить требование о предоставлении участником закупки в составе заявки копии документа, подтверждающего его соответствие положениям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона. Заказчиком в документации об аукционе не установлено требование о наличии лицензии на осуществление вида работ, являющегося предметом закупки, и предоставлении копии данной лицензии в составе второй части заявки, в связи с чем, в действиях заказчика выявлено нарушение пункта 1 части 2, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Несоблюдение требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 года № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заказчиком размещены извещения и документации о проведении аукционов на закупку товаров, включенных в перечень товаров, на который распространяются положения об ограничении допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При рассмотрении материалов дел Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что для участия в аукционах поданы заявки, содержащие предложения о поставке товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, двух разных производителей. С учетом норм Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 года № 102 заявки участников закупки, предложивших товар, происходящий с территории иностранного государства, должны быть отклонены при наличии указанных условий. Вместе с тем, аукционная комиссия заказчика допустила к участию в закупке участников, заявки которых содержали предложение о поставке товара, происходящего с территории иностранного государства. По результатам рассмотрения дел, в действиях аукционной комиссии признано нарушения части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, выданы предписания об устранении выявленных нарушений.