О результатах рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок в отношении соблюдения заказчиками требований Закона о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В период с 15 по 19 июня 2015 года Комиссией Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрено 7 жалоб участников закупок на действия заказчиков, комиссий по осуществлению закупок при проведении процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Две жалобы признаны обоснованными, по итогам рассмотрения трех жалоб заказчикам, комиссиям по осуществлению закупок выданы предписания об устранении выявленных нарушений. 

В действиях заказчиков выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

  1. Включение в описание объекта закупки требований к товару, не обусловленных потребностью заказчика, а также требований, носящих необъективный характер. Заказчиком при осуществлении закупки бензина автомобильного путем поставки через сеть АЗС установлено требование об отпуске бензина посредством использования топливных карт. Заявителем подана жалоба, в которой Заявитель, являющийся собственником АЗС на территории Удмуртской Республики, указал что топливные карты являются только системой учета движения нефтепродуктов и не являются платежным инструментом. При этом, по мнению Заявителя, используемая им на АЗС, система учета посредством ведения топливных ведомостей является аналогом топливным картам.

Рассмотрев материалы дела, пояснения сторон, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о том, что с учетом предмета закупки – бензин автомобильный, требование к системе учета движения нефтепродуктов посредством топливных карт не является установлением требования к товару, отражающим потребность Заказчика в определенных характеристиках товара, следовательно, формирование документации о закупке, содержащей такое требование без предоставления возможности участникам закупки предложить поставку нефтепродуктов с использованием системы учета, существующей у данного участника не соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.      

  1. Отказ в допуске к участию в закупке по основаниям не предусмотренным Законом о контрактной системе. Участником закупки подана жалоба на действия аукционной комиссии, которая, по мнению Заявителя, неправомерно признала заявку данного участника закупки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, в связи с тем, что в заявке отсутствовал документ, подтверждающий статус участника закупки в качестве авторизованного представителя перечисленных в документации производителей офисной техники.

При рассмотрении материалов дела установлено, что заказчиком в закупочной документации указано требование о представлении в составе первой части заявки документа (сертификата), подтверждающего статус участника закупки в качестве авторизованного представителя перечисленных в документации производителей офисной техники. Согласно решению аукционной комиссии по результатам рассмотрения первых частей заявок все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе, вместе с тем, на стадии рассмотрения вторых частей аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям документации об аукционе заявки, поданной участником закупки, в связи с тем, что в данной заявке отсутствует необходимый сертификат.

Рассмотрев заявку участника закупки, Комиссия установила, что заявка содержит документы, предусмотренные частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. С учетом требований части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, а также требований документации об аукционе, установленных ко второй части заявки. Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что действия членов аукционной комиссии являются нарушением части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, так как перечень оснований для признания заявки несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, содержащийся в части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе является исчерпывающим и не предоставляет аукционной комиссии возможности признания заявок несоответствующими, если заявки содержат документы, предусмотренные частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Также в ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика установлены нарушения части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в документации об электронном аукционе требования о наличии у участников закупки документа, подтверждающего статус авторизованного партнера перечисленных в документации производителей офисной техники, что не предусмотрено действующим законодательством, а также требования о представлении данного документа в составе заявки.     

  1. Установление заказчиком в документации об аукционе требований к участникам закупки не соответствующих положениям действующего законодательства, а также описание объекта закупки, не соответствующее требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заказчиком размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ. Заявителем подана жалоба о наличии в документации об аукционе требований об использовании товара при осуществлении работ, характеристики которого ограничивают количество участников закупки. Жалоба признана необоснованной.

Вместе с тем, при рассмотрении жалобы в действиях заказчика выявлены следующие нарушения: части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе по факту установления заказчиком требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки допусков СРО на выполнение отдельных видов работ, в то время как, действующим законодательством на виды, работ, содержащиеся в закупочной документации указанные допуски СРО не требуются; пункта 1 части 1 статьи 64 закона о контрактной системе, выразившееся в описании объекта закупки, не содержащего указания на показатели товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить потребность заказчика.