О результатах рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок в отношении соблюдения заказчиками требований Закона о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В период с 01 по 05 июня 2015 года Комиссией Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрено 7 жалоб участников закупок на действия заказчиков, комиссий по осуществлению закупок при проведении процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пять жалоб признаны частично обоснованными, две жалобы признаны обоснованными в полном объеме, по итогам рассмотрения шести жалоб заказчикам, комиссиям по осуществлению закупок выданы предписания об устранении выявленных нарушений. 

В действиях заказчиков выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

1.Включение в описание объекта закупки требований к товару, не обусловленных потребностью заказчика, а также требований, носящих необъективный характер.

1.1. В документации о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено требование о поставке перчаток медицинских опудренных, упакованных в картонный диспенсер, совместимый с настенными фиксаторами, укладка перчаток в диспенсере должна позволять извлекать перчатки по одной, без контакта руки и извлекаемой перчатки с другими перчатками в блоке. По мнению Заявителя, требование о поставке опудренных перчаток исключает упаковку таких перчаток в картонный диспенсер с указанной укладкой. На сегодняшний день ни один производитель не осуществляет упаковку опудренных перчаток, описанным в документации о проведении электронного аукциона способом. Заказчиком представлены пояснения, согласно которым при формировании описания объекта закупки допущена техническая ошибка, действительной потребностью заказчика является поставка неопудренных перчаток с указанным способом упаковки. Рассмотрев материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о том, что описание объекта закупки, размещенное в составе документации о проведении электронного аукциона не соответствует фактической потребности заказчика, а также, с учетом отсутствия на существующем рынке перчаток медицинских производителей, изготавливающих указанные перчатки, не является объективным и не позволяет подать заявку для участия в электронном аукционе, содержащую достоверные сведения о предлагаемом товаре. В действиях заказчика признано наличие нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.          

Кроме того, при осуществлении закупки Заказчиком в нарушение требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе не размещены разъяснения документации о закупке на запрос о даче таких разъяснений, также не установлены в извещении о проведении электронного аукциона требования к участникам закупки, предусмотренные пп. 3-5, 7-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

1.2. Заказчиком при осуществлении закупки бензина автомобильного путем поставки через сеть АЗС установлено требование об отпуске бензина посредством использования топливных карт. Минимально необходимое расположение АЗС установлено в с. Вавож, г. Ижевск. Заявителем подана жалоба, в которой Заявитель, являющийся собственником АЗС в с. Вавож, указал что топливные карты являются только системой учета движения нефтепродуктов и не являются платежным инструментом. При этом, по мнению Заявителя, используемая им на АЗС в с. Вавож, система учета посредством ведения топливных ведомостей является аналогом топливным картам.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о том, что с учетом предмета закупки – бензин автомобильный, требование к системе учета движения нефтепродуктов посредством топливных карт не является установлением требования к товару, отражающим потребность Заказчика в определенных характеристиках товара. Следовательно, формирование документации о закупке, содержащей такое требование без предоставления возможности участникам закупки предложить поставку нефтепродуктов с использованием системы учета, существующей у данного участника не соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, при рассмотрении материалов дела установлено, что в с. Вавож осуществляют деятельность по отпуску нефтепродуктов АЗС четырех различных собственников, из которых только 1 осуществляет отпуск нефтепродуктов путем использования топливных карт. С учетом изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о необходимости передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.     

2. Допуск к участию в электронном аукционе участника закупки, подавшего заявку, не содержащую конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке. Комиссией по осуществлению закупок допущен к участию в электронном аукционе участник закупки, подавший заявку, не содержащую информацию о характеристиках товара, предполагаемого к использованию при осуществлении работ, являющихся предметом контракта. Участником закупки в поданной заявке указана ссылка на соответствие товара требованиям ГОСТ. При рассмотрении материалов дела, в том числе, положений ГОСТ, ссылка на который указана в заявке участника закупки, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в данном ГОСТ содержатся характеристики соответствующего товара, вместе с тем, значения установленных характеристик вариативны. Следовательно, участником закупки в поданной заявке не указаны конкретные показатели значений в отношении характеристик товара, являющихся вариативными. В действиях закупочной комиссии признано нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.