О результатах рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок в отношении соблюдения заказчиками требований Закона о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В период с 18 по 22 мая 2015 года Комиссией Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрено 5 жалоб участников закупок на действия заказчиков, комиссий по осуществлению закупок при проведении процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей.

          Три жалобы признаны обоснованными, по итогам рассмотрения данных заказчикам выданы предписания об устранении выявленных нарушений. 

          В действиях заказчиков выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

  1. Описание объекта закупки, не соответствующее требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе. Заказчиком при осуществлении закупки на поставку имитаторов запахов наркотических веществ, бризантных взрывчатых веществ в описание объекта закупки включено указание на составляющие элементы имитаторов запахов и процентное содержание данных составляющих элементов в одном наборе имитаторов. Вместе с тем, соблюдение процентного содержания, указанного Заказчиком в документации о закупке, являлось неисполнимым так как при сложении превышало 100% содержания всех элементов в одном наборе имитаторов. С учетом положений Закона о контрактной системе об объективном характере описания объекта закупки, а также правоприменительной практики Уральского округа, в действиях Заказчика признано нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  2. Несоблюдение Заказчиком требования Закона о контрактной системе о предоставлении разъяснений положений документации о закупке. В соответствии с положениями статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, поступившим от участника закупки не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе. Заказчик при получении запроса о разъяснении положений документации об электронном аукционе не предоставил соответствующие разъяснения, что не позволило данному участнику закупки сформировать заявку для участия в аукционе, содержащую предложение о товаре, соответствующем потребности Заказчика. Указанные действия Заказчика являются нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Также при проведении внеплановой проверки закупки выявлено нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в действиях комиссии по осуществлению закупок, что выразилось в допуске к участию в электронном аукционе участников закупки, подавших заявки с указание характеристик предлагаемого товара, несоответствующих потребности Заказчика, отраженной в описании объекта закупки.      

  1. Нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, регулирующих отношения в части формирования цены контракта. Заказчиком в проект контракта включено условие об изменении ценового предложения участника закупки в случае если данный участник не является плательщиком налога на добавленную стоимость, также проект контракта содержит порядок расчета понижающего коэффициента в зависимости от системы налогообложения, применяемой участником закупки. Исходя из положений Закона о контрактной системе Заказчик не наделен правом формирования цены контракта, так как ценой контракта является предложение участника закупки, также Заказчик не наделен правом применения каких-либо повышающих и понижающих коэффициентов относительно ценового предложения участника закупки. С учетом изложенного, в действиях Заказчика признано наличие нарушения части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.  

Кроме того, при проведении внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что Заказчиком в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона установлены единые требования к участникам закупки не в полном объеме, а именно, содержится только требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, также в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком установлено требование о предоставлении в первой части заявки исключительно согласия на выполнение работ, что не соответствует требованиям статьи 66 Закона о контрактной системе, так как, при осуществлении работ также  требуется использование соответствующего товара,  в связи с чем, заявка участника закупки наряду с согласием должна содержать конкретные показатели товара, предполагаемого к использованию.