О результатах рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок в отношении соблюдения заказчиками требований Закона о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В период с 12 по 15 мая 2015 года Комиссией Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрено 5 жалоб участников закупок на действия заказчиков, комиссий по осуществлению закупок при проведении процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), 1 жалоба на действия комиссии по осуществлению закупок отозвана заявителем до рассмотрения по существу.

          Три жалобы признаны обоснованными, по итогам рассмотрения данных заказчикам выданы предписания об устранении выявленных нарушений. 

          В действиях заказчиков выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе:

  1. Включение в описание объекта закупки требований к товару, влекущих ограничение количества участников закупки. Заказчиком при осуществлении закупки: на участие в долевом строительстве жилых домов, объединены объекты капитального строительства – жилые дома, расположенные в различных районах муниципального образования. С учетом отсутствия функциональной взаимосвязи между населенными пунктами, в которых предполагается участие заказчика в долевом строительстве, наличия возможности у отдельных участников рынка долевого строительства принять участие в закупке при условии разделения объекта закупки по населенным пунктам Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о том, что объединение в одну закупку объектов долевого строительства, расположенных в различных населенных пунктах, влечет ограничение количества участников закупки. В действиях заказчика признано нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также наличие признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в рамках осуществления указанной закупки заказчиком допущены:

- нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении на официальном сайте в сети «Интернет» документации о закупке, содержащей не доступные для ознакомления с полным содержанием страницы;

- нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а именно, заказчиком не установлено требование о представлении участником закупки в составе заявки информации о товаре, предполагаемом к использованию при выполнении работ, в отношении показателей, установленных в документации о закупке, что не соответствует положениям статьи 66 Закона о контрактной системе.      

  1. Необоснованное уклонение заказчика от заключения контракта. Согласно положениям статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, также в данной норме закона определены сроки заключения контракта. В процессе заключения контракта на электронной торговой площадке заказчик отказался заключать контракт с победителем электронного аукциона, мотивируя отказ тем, что участником в отношении победителя электронного аукциона подано заявление о признании несостоятельным (банкротом). При рассмотрении материалов дела установлено, что данное заявление отозвано, между сторонами заключено мировое соглашение. С учетом того, что согласно положениям статьи 31 Закона о контрактной системе подача заявления о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) в отсутствие решения суда не свидетельствует о несоответствии участника закупки требованиям указанной статьи Закона в действиях заказчика, уклонившегося от заключения контракта, признано наличие нарушения части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе.     
  2. Нарушение заказчиком требований к описанию объекта закупки. В соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе запрещается включать в объект закупки требования, которые влекут ограничение количества участников закупки. Заказчиком размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона, в соответствии с требованиями которых к поставке требуется арочный металлодетектор, в качестве обязательного требования к поставляемому товару заказчик установил наличие сертификата качества и сертификата соответствия. С учетом положений Закона о техническом регулировании, а также соответствующих подзаконных актов, металлодетекторы не включены в состав продукции, подлежащей обязательной сертификации, следовательно, установление перечисленных требований к товару влечет ограничение количества участников закупки.  

          Также в ходе проведения внеплановой проверки в отношении указанной закупки в действиях членов комиссии по осуществлению закупки выявлено нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе. При формировании протокола рассмотрения первых частей заявок комиссией указано иное основание для признания заявок участников закупки несоответствующими требованиям документации об электронном аукционе, что предусмотрено Законом о контрактной системе.