Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру в географических границах Игринского района Удмуртской Республики за период с 01.01.2011 года по 30.09.2012 года

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру проведены в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее  - Порядок проведения анализа).

Настоящее исследование проведено в связи с рассмотрением Удмуртским УФАС России дела № СЮ06-06/2013-1 в отношении МБУЗ «Игринская центральная районная больница» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -Закон «О защите конкуренции»), что выразилось в необоснованном завышении цен на услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру.

  Для оценки состояния конкуренции среды на рынке услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

  • временного интервала;
  • продуктовых границ товарного рынка;
  • географических границ товарного рынка;
  • состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
  • объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов;
  • уровня концентрации товарного рынка;
  • барьеров входа на товарный рынок;
  • состояния конкуренции на товарном рынке.

При исследовании данного рынка были использованы сведения, полученные от Администрации МО «Игринский район», Удмуртстата, Управления по лицензированию медицинской деятельности при Правительстве Удмуртской Республики, информация от хозяйствующих субъектов – участников рынка,  данные собственных исследований антимонопольного органа, а также иные источники информации.

 

 

 

 

 

I. Временной интервал исследования товарного рынка

 

Согласно части 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Пунктом 2.2 Порядка проведения анализа предусмотрено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Анализ рынка услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру, проведен в связи с рассмотрением Удмуртским УФАС России дела № СЮ06-06/2013-1 по заявлению ООО «Игринская энергетическая компания» в отношении МБУЗ «Игринская центральная районная больница» (далее - МБУЗ «Игринская ЦРБ») по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), что выразилось в необоснованном завышении цен на услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру. Заявление ООО «Игринская энергетическая компания» по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении МБУЗ «Игринская ЦРБ» поступило в Удмуртское УФАС России 23 октября 2012 года.

         Также при определении временного интервала учитывалась доступность информации на момент исследования рынка.

При определении временного интервала учтено, что рынок услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру не подвержен сезонным колебаниям, то есть является стабильным.

Цель исследования рынка – установление наличия (отсутствия) доминирующего положения МБУЗ «Игринская ЦРБ» на рынке услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру в географических границах товарного рынка. В связи с этим, для целей исследования рынка необходимо изучить характеристики рынка, сложившиеся в период с 01.01.2011 года по 30.09.2012 года.

На основании вышеизложенного, временной интервал исследования рынка определен как  – период с 01.01.2011 года по 30.09.2012 года.

 

 

II. Определение продуктовых границ рынка

        

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя: предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность хозяйствующих субъектов  на рынке услуг по медицинскому осмотру. При этом продуктовые границы определены на основе действующих нормативных актов, общероссийских классификаторов продукции, работ и услуг, видов экономической деятельности, опроса потребителей.

Данное исследование проведено в целях определения характеристик рынка услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру.

Мнение покупателей может отличаться в зависимости от способа и участия в обороте товара.

В качестве источников исходной информации при анализе состояния конкуренции на данном товарном рынке использовались сведения, представленные Администрацией МО «Игринский район», Удмуртстатом, Управлением по лицензированию медицинской деятельности при Правительстве Удмуртской Республики, информация и опрос потребителей услуг, информация от хозяйствующих субъектов – участников рынка, данные собственных исследований антимонопольного органа, а также иные источники информации.

Предварительное определение товара, согласно Порядку проведения анализа, проводится на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

д) товарных словарей или справочников товароведов;

е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;

ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

 

          В статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержатся определения основных понятий, в нем используемых:

         товар – объект гражданского права (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

         взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях)

         товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в т.ч. географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

         Предварительно продуктовые границы рынка определены как услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру исходя из существа заявления ООО «Игринская энергетическая компания».

 

 

Определение продуктовых границ товарного рынка на основании нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность

 

В соответствии со статьей 46 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Предварительный медицинский осмотр проводится при поступлении на работу или учебу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению.

Периодический медицинский осмотр проводится с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 302-н от 12.04.2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» установлены правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

 Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее - предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях:

1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;

2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;

3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;

4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

5) предупреждения несчастных случаев на производстве.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации).

Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.

В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности "профпатология" или имеющие действующий сертификат по специальности "профпатология".

Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог.

Состав врачебной комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр (далее - направление), выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.

Для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию следующие документы:

направление;

паспорт (или другой документ установленного образца, удостоверяющий его личность);

паспорт здоровья работника (при наличии);

решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

На лицо, проходящее предварительный осмотр, в медицинской организации оформляются:

1) медицинская карта амбулаторного больного, в которой отражаются заключения врачей-специалистов, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам предварительного или периодического медицинского осмотра;

2) паспорт здоровья работника.

Предварительный осмотр является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) факторов  (далее - Перечень факторов) и Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ).

По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией оформляются заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (далее - Заключение).

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 302-н от 12.04.2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.

Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

Список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя.

Поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в указанную медицинскую организацию.

Перед проведением периодического осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить лицу, направляемому на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр

Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического осмотра) на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра.

Календарный план согласовывается медицинской организацией с работодателем (его представителем) и утверждается руководителем медицинской организации.

Работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом.

Врачебная комиссия медицинской организации на основании указанных в поименном списке вредных производственных факторов или работ определяет необходимость участия в предварительных и периодических осмотрах соответствующих врачей-специалистов, а также виды и объемы необходимых лабораторных и функциональных исследований.

Порядок прохождения работником периодического осмотра аналогичен порядку прохождения предварительного осмотра.

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Услуги по медицинскому осмотру невозможно заменить на иные услуги, так считают 100% опрошенных. В то же время услуги по предварительному и периодическому осмотру не могут быть заменены на иные виды медицинских осмотров, исходя из целевого назначения.

 

На основании нормативных актов, регулирующих деятельность по оказанию медицинских осмотров, продуктовые границы определены как услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру.

 

Определение продуктовых границ товарного рынка на основании разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности

 

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики (УЛМД УР) № ЛО-18-01-000482 от 14.10.2010 г., выданной МУЗ «Игринская ЦРБ», учреждение имеет право на оказание услуг по медицинским осмотрам (предварительным и периодическим) при осуществлении специализированной медицинской помощи.

На основании лицензий на осуществление медицинской деятельности, продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру.

 

 

Определение продуктовых границ исходя из  условий договора

 

Согласно договору на платные медицинские услуги № 132 от 03.09.2012 г., заключенному ООО «Игринская энергетическая компания» с МБУЗ «Игринская ЦРБ», учреждение принимает на себя обязанности по проведению предварительных медицинских осмотров работников, поступающих на работу.

Согласно договору на платные медицинские услуги № 130 от 03.09.2012 г., заключенному ООО «Игринская энергетическая компания» с МБУЗ «Игринская ЦРБ», учреждение принимает на себя обязанности по проведению периодических медицинских осмотров работников заказчика.

Исходя из условий договора, продуктовые границы определены как услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру.

 

 

Определение продуктовых границ на основании общероссийских классификаторов

 

 

Согласно сведениям, представленным  МБУЗ «Игринская ЦРБ» (исх. № 1765 от 21.12.2012 г.), учреждению присвоен код ОКВЭД 85.11.1 (деятельность больничных учреждений  широкого  профиля  и специализированных).

Таким образом, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности не предусматривает самостоятельный вид деятельности – услуги  по предварительному и периодическому медицинскому осмотру.

В соответствии с Приказом ФАС России от 26.03.2008 г. № 95 «Об утверждении формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %» в сведениях о коде по группировкам общероссийских классификаторов (графа 6) в случае невозможности точной идентификации товара для целей статистического учета приводится код ОКВЭД, максимально близко соответствующий товарной позиции.

ОКВЭД 85.1 – деятельность в области здравоохранения является максимально приближенным кодом к товарному рынку: услуги  по предварительному и периодическому медицинскому осмотру.

На основании изложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как - услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру.

Результаты опроса лиц, пользовавшихся услугой по медицинскому осмотру в исследуемом временном периоде

 

По результатам опроса хозяйствующих субъектов, пользовавшихся услугами по медицинскому осмотру на территории Игринского района Удмуртской Республики Удмуртским УФАС России установлено следующее.

Среди известных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по медицинскому осмотру опрошенные лица указали только одного хозяйствующего субъекта – МБУЗ «Игринская ЦРБ».

81% опрошенных указали, что пользуются услугами по медицинскому осмотру по требованию законодательства, в частности хозяйствующие субъекты указывали Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 302-н от 12.04.2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

88% опрошенных лиц указали, что не имеют экономической, технической или иной возможности, учитывая цену, транспортные расходы и иные параметры воспользоваться услугами по медицинскому осмотру за пределами Игринского района Удмуртской Республики.

При проведении опроса потребителей услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру 33% опрошенных указали, что в случае если они имеют возможность воспользоваться услугой по медицинскому осмотру за пределами Игринского района Удмуртской Республики, то «У каких продавцов (организаций), расположенных за пределами Игринского района Удмуртской Республики,  они предпочтут пользоваться услугой по медицинскому осмотру, если цена на услугу в пределах Игринского района Удмуртской Республики долговременно (дольше 1 года) повысится на 5 - 10 процентов, а цена за пределами Игринского района Удмуртской Республики останется прежней» все равно будут пользоваться услугами в границах Игринского района Удмуртской Республики.

93% опрошенных указали, что не имеют возможности выбора организаций, которые оказывают услуги по медицинскому осмотру в географических границах Игринского района Удмуртской Республики, поскольку услуги оказывать только одна организация – МБУЗ «Игринская ЦРБ»(69% опрошенных).

На вопрос «Достаточное ли количество лиц, оказывают услуги по медицинскому осмотру в пределах Игринского района Удмуртской Республики 70% опрошенных ответили недостаточное.

61% опрошенных считают, что цена на услуги по медицинскому осмотру в границах Игринского района Удмуртской Республики, является завышенной, 26% считают цену обоснованной.

100% опрошенных указали, что услугу по медицинскому осмотру невозможно заменить другим видом работ и услуг.

По мнению большинства опрошенных (84%) конкуренция на рынке оказания услуг по медицинскому осмотру в географических границах Игринского района Удмуртской Республики отсутствует.

 

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру являются самостоятельным видом экономической деятельности, и не имеют заменителей. В связи с этим, продуктовые границы определены как услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру.

 

 

III. Определение географических границ рынка.

 

Процедура определения географических границ рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

         - предварительное определение границ;

         - выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого рынка.

При предварительном определении географических границ товарного рынка учитывается следующее: информация о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства; информация о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации; информация о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитывается следующее: требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.

Географические границы предварительно определены исходя из существа заявления ООО «Игринская энергетическая компания».

МБУЗ «Игринская ЦРБ» осуществляет свою деятельность по адресу: 427145, Удмуртская Республика, п. Игра, мрн. Нефтянников, 36. Соответственно, объект антимонопольного контроля действует в границах Игринского района Удмуртской Республики.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях МБУЗ «Игринская ЦРБ» установлены в границах Игринского района Удмуртской Республики.

Удмуртским УФАС России был проведен опрос хозяйствующих субъектов, которым оказывались услуги по предварительному и периодическому осмотру в географических границах Игринского района Удмуртской     Республики.

 По результатам проведения опроса было установлено, что 88% опрошенных лиц, не имеют экономической, технической или иной возможности, учитывая цену, транспортные расходы и иные параметры воспользоваться услугой по поверке средств измерений за пределами Игринского района Удмуртской Республики.

На основании изложенного, географическими границами рынка услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру является Игринский район Удмуртской Республики.

 

 

IV. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

 

Потребителями услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру являются хозяйствующие субъекты (работодатели), направляющие своих работников на медицинский осмотр, поскольку в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя в соответствии.

Продавцами на данном рынке являются хозяйствующие субъекты – предоставляющие услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру на основании соответствующей лицензии.

Согласно данным, представленным Удмуртстатом, на территории Игринского района Удмуртской Республики деятельность по оказанию медицинских услуг в 2011 году и в период с января по сентябрь 2012 года оказывало только МБУЗ «Игринская ЦРБ».

В соответствии с Указом Президента Удмуртской Республики от 06.12.2010 г. № 2012 Управление по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по лицензированию отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья.

На основании сведений Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республики (письмо № 132/02-03 от 21.02.2013 г.) Удмуртским УФАС России установлено, что лицензию на оказание услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру в границах Игринского района в исследуемый временной период имело только МБУЗ «Игринская ЦРБ» (адрес:427145, Удмуртская Республика, п. Игра, м-н Нефтянников, 36, ИНН 1809000863).

Пунктом 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» установлено понятие хозяйствующего субъекта: хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

МБУЗ «Игринская ЦРБ» в соответствии с уставом учреждения является некоммерческой организацией, которая вправе осуществлять приносящую доход деятельность, следовательно, является хозяйствующим субъектом в понимании Закона «О защите конкуренции».

Таким образом, в ходе проведенных исследований Удмуртским УФАС России установлено, что МБУЗ «Игринская центральная районная больница» является единственным хозяйствующим субъектом в Игринском районе Удмуртской Республики, оказывающим услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру.

 

 

 

V. Объем товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

 

         Количественной характеристикой объема рынка услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру является общее количество оказанных услуг по предварительному и периодическому  медицинскому осмотру  в географических границах Игринского района натуральном и стоимостном выражении.

Согласно письму МБУЗ «Игринская ЦРБ» № 1765 от 21.12.2012 г. учреждение не имеет возможности представить информации о количестве оказанных услуг по медицинскому осмотру в натуральном выражении. Таким образом, количественной характеристикой товарного рынка явилась выручка от оказания услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру.

Доля хозяйствующего субъекта – исполнителя на рассматриваемом товарном рынке (Di) - определяется как отношение выручки от оказания услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру хозяйствующего субъекта к общей выручке на рынке услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру в установленных географических границах (Di= Vi / Vm).

Учитывая, что географическими границами рынка услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру являются границы Игринского района Удмуртской Республики, а также то, что единственной организацией действующей на данном рынке является МБУЗ «Игринская ЦРБ», то общий объем рынка будет составлять выручка МБУЗ «Игринская ЦРБ» на рынке услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру в Игринском районе Удмуртской Республики.

         Таким образом, МБУЗ «Игринская ЦРБ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру в географических границах Игринского района Удмуртской Республики.

 

VI. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

         Для определения уровня концентрации используются следующие показатели:

         а) коэффициент рыночной концентрации  (CRn) сумма долей на товарном рынке  (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

         Как правило, для расчета коэффициента рыночной концентрации рассчитывают коэффициент концентрации 3-х крупнейших хозяйствующих субъектов СR-3.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) – сумма  квадратов долей  на товарном рынке  (выраженном в процентах)  всех хозяйствующих субъектов,  действующих на данном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации, а также индекс рыночной концентрации на рынке услуг по предварительному и периодическому в географических границах Игринского района Удмуртской Республики в 2011г., период с января по сентябрь 2012 г. составляет:

CR3 (2011г.) – 100%;

HHI (2011г.) – 10 000;

CR3 (январь-сентябрь 2012г.) – 100%;

HHI (январь-сентябрь 2012г.) – 10 000.

 

На основании вышеизложенного, можно указать, что рынок услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру в географических границах Игринского района относится к высококонцентрированному, и является монопольным рынком.

 

 

VII. Определение барьеров входа на рынок.

 

В связи с тем, что на территории Игринского района Удмуртской Республики услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру оказывает лишь МБУЗ «Игринская ЦРБ», то о барьерах входа на данный рынок был опрошен лишь данный хозяйствующий субъект.

МБУЗ «Игринская ЦРБ» указало, что барьеры входа на рынок отсутствуют, поскольку необходимость получения лицензии, разрешений, иных документов не является барьером, существенных капитальных вложений для получения соответствующих решений не требуется.

Вместе с тем, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности с наличием видов, работ (услуг), необходимых для оказания услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру в соответствии с Порядком проведения анализа является административным барьером.

Кроме того, для оказания услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру необходимо наличие специалистов, имеющих сертификат по специальности и прошедших обучение по разделу «Профпатология».

 

VIII. Оценка состояния конкурентной среды на рынке

        

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру в географических границах Игринского района Удмуртской Республики позволил определить рыночную структуру изучаемого товарного рынка и степень развитости конкуренции на данном товарном рынке.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рынок услуг по предварительному и периодическому медицинскому осмотру в географических границах Игринского района Удмуртской Республики относится к высококонцентрированному, и является монопольным рынком. Единственной организацией, действующей на данном рынке в географических границах Игринского района Удмуртской Республики является МБУЗ «Игринская ЦРБ».

 

 

 

Мероприятия Удмуртского УФАС России:

 

 1. Провести мероприятия по актуализации реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов;

 - включить в Реестр МБУЗ «Игринская центральная республиканская больница» (427145, Удмуртская Республика, п. Игра, м-н Нефтянников, 36, ИНН 1809000863) по оказанию услуг предварительному и периодическому медицинскому осмотру в географических границах Игринского района Удмуртской Республики с долей более 50%.

2. Установить контроль за поведением хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по предварительному и периодическому медицинскому осмотру на территории Игринского района Удмуртской Республики, с целью предупреждения и пресечения антиконкурентных действий и злоупотреблении доминирующим положением.

 

Подпись должностного лица Удмуртского УФАС России