Письмо ФАС России «О рассмотрении обращения по вопросу применения Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
Вместе с тем, ФАС России сообщает свою позицию по поставленным в обращении вопросам.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг организациями, перечисленными в части 2 статьи 1 Закона о закупках, за исключением случаев, установленных в части 4 статьи 1 указанного закона.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках организации утверждают положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определить в положении о закупке способ закупки определенных товаров, работ, услуг.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен в приоритетном порядке использовать конкурентные способы закупки.
Вместе с тем, в случае, если в силу экономической целесообразности или иных существенных обстоятельств проведение конкурентных процедур является нецелесообразным или невозможным, заказчик вправе осуществлять закупку таких товаров, работ, услуг у единственного поставщика.

По вопросу, связанному с установлением Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики требований к организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, о возврате потребителю денежных средств, использованных на реализацию инвестиционных и производственных программ с привлечением подрядчиков без соблюдения конкурсных процедур, ФАС России направлен соответствующий запрос в Региональную энергетическую комиссию Удмуртской Республики о предоставлении информации и документов.


А.Б. Кашеваров