Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу №А71-10512/2007 А25 от 03 марта 2008 года

Дата публикации: 9 сентября 2008, 04:00

Резолютивная часть решения объявлена 29 февраля 2008г. Решение в полном объеме изготовлено 03 марта 2008г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи <...>

при ведении судьей протокола судебного заседания

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Муниципального учреждения «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике

третьи лица:

1.  ТСЖ «Красногеройская, 105»

2.         Администрация г. Ижевска

3.         Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики об оспаривании решения и предписания

с участием представителей сторон по доверенностям

от заявителя - <...>,

<...>

от ответчика - <...>

от третьего лица - председателя ТСЖ «Красногеройская, 105» <...>

Муниципальное учреждение «Городское жилищное управление -Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18.09.2007г. № 06-07/2007-51.

В судебном заседании 22.02.2008г. заявитель уточнил заявленные требования, просит признать незаконными пункты 1, 3 оспариваемого решения и абз.1 пункта 1 оспариваемого предписания.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что ответчиком сделан неправомерный вывод о нарушении заявителем пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», т.к. факт направления заявителем проекта договора энергоснабжения потребителю (ТСЖ) нельзя расценивать как обстоятельство, свидетельствующее о навязывании потенциальному контрагенту невыгодных для условий договора. Положение потребителя, зависимое от доминирующего ms соответствующем рынке субъекта, не препятствует оспариванию им конкретных условий договора путем переговоров либо в судебном порядке. Доказательства того, что заявитель понуждал ТСЖ к заключению договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде и навязывал ему условия договоров в принудительном порядке, отсутствуют. Заявитель считает ошибочным вывод ответчика о том, что ТСЖ во взаимоотношениях с ресурсоснабжающей организацией выступает не как юридическое лицо, а как физическое лицо, так как выступает от имени граждан. В договоре ресурсоснабжения, заключаемом заявителем, количество энергии определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии расчетным методом в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Минтопэнерго РФ 12 сентября 1995г. № Вк-4936. При отсутствии необходимых приборов для учета горячей воды, в соответствии с п. 9.9 Правил учета ресурсоснабжающая организация (заявитель) вправе количество потребленной абонентом (ТСЖ) горячей воды определить расчетным путем. Такой расчет предусмотрен Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя РФ от 06.05.2000г. № 105.

 

Кроме того, заявитель указал, что согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Такой порядок установлен Федеральным законом от 30.12.2004г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Названный закон создает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. В соответствии с ГОСТом 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) "Водоснабжение. Термины и определения", Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999г., под водоснабжением понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды. В тоже время Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., под обеспечением потребителя питьевой водой понимает холодное водоснабжение. Таким образом, Федеральный закон № 210-ФЗ предусматривает установление тарифа лишь на холодное водоснабжение. Пункт 15 Правил № 307 устанавливает, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Следовательно, имеется пробел законодательства, который не позволил заявителю установить тариф на горячее водоснабжение.

 

Ответчик требования заявителя не признал, указав в отзыве, что согласно ч.1 ст. 422 ГК РФ гражданско-правовой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными нормативно-правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам подлежат применению не только в том, случае, если стороной по договору является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных нужд. В силу подпункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества. ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. В соответствии со статей 548 ГК РФ, правила о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. ЖК РФ по отношению к ГК РФ является специальным законом. Согласно статье 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ. Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, основанных на ЖК РФ, определено, что условия договора о снабжении коммунальными ресурсами, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, размер платы за горячее водоснабжение определяется в соответствии с установленным органом местного самоуправления тарифом в руб./куб.м. и нормативом потребления горячего водоснабжения. В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Включение заявителем в договор условия расчета количества израсходованной горячейводы, исходя из показаний водомеров, находящихся на ЦТП, без учеЧу установленных нормативов потребления горячей воды и без надлежащим образом установленного тарифа на горячее водоснабжение, влияет на фактическую стоимость оказываемых услуг ТСЖ «Красногеройская, 105» но договору, приводит к ее увеличению и соответственно, необоснованным затратам и расходам граждан, проживающих в доме 105 по ул.Красногеройская, вынужденных оплачивать потери тепловой энергии на участке сетей от ЦТП до ввода в дом, связанных с ненадлежащей эксплуатацией МУ «ГЖУ» данного участка тепловых сетей и несвоевременным устранением порывов на них. Навязывание невыгодных условий договора заявителем выражается, в том числе и в фактическом выставлении счетов на оплату услуг по поставке тепловой энергии с указанием в них объема потребленной энергии (при отсутствии приборов учета), определенного расчетным методом, а не по нормативам потребления. Такой порядок определения количества потребленной тепловой энергии в горячей воде приводит к не обоснованному и прямо не предусмотренному федеральными законами, нормативными актами, выставлению требований ТСЖ о передаче финансовых средств ГЖУ. Кроме того, ответчик указал, что заявителем понятие «водоснабжение» ошибочно трактуется как только холодное водоснабжение питьевой водой.

 

Третье лицо - ТСЖ «Красногеройская, 105» в отзыве указало, что требования заявителя являются необоснованными, оспариваемые акты законными, ссылаясь на то, что после образования ТСЖ стоимость услуг по горячему водоснабжению для жильцов дома № 105 по улице Красногеройской увеличилась почти в два раза. Доказательством факта навязывания невыгодных условий со стороны заявителя третье лицо считает наличие протоколов разногласий к договору на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, предъявление финансовых документов (счетов-фактур) на оплату услуг по горячему водоснабжению в повышенном размере, угрозы ограничить горячее водоснабжение при неоплате счетов, оспаривание в суде решений антимопольного органа.

Третьи лица - Администрация г.Ижевска и Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики отзывы на заявленные требования не представили, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие указанных третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

 

При рассмотрении дела судом установлено следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление ТСЖ «Красногеройская, 105» по поводу незаконных действий МУ «ГЖУ- Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска», выразившихся в необоснованном установлении различных тарифов на поставку горячей воды для одного и того же потребителя - населения, навязывании ТСЖ «Красногеройская, 105» невыгодных условий договора, нарушении порядка ценообразования.

 

По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике принято

решение от 18.09.2007г. № 06-07/2007- 51, которым МУ «ГЖУ- Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» признано нарушившим пункты 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции». Нарушения выразились в навязывании контрагенту невыгодных для него и прямо не предусмотренных законодательством условий договора, а также в неисполнении обязанности по обращению в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 год.

На основании указанного решения ответчиком выдано заявителю предписание от 18.09.2007г. № 06-07/2007-51 о прекращении злоупотребления доминирующим положением и ущемления прав ТСЖ «Красногеройская, 105» и граждан, проживающих в доме 105 по улице Красногеройской.

Оценив представленные доказательства, суд считает требования заявителя о признании незаконными указанных решения и предписания ответчика неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно указанным Правилам при отсутствии в жилом доме общедомовых приборов учета размер платы за горячее водоснабжение должен рассчитываться с учетом количества граждан, проживающих в жилом помещении, норматива потребления горячего водоснабжения и тарифа на горячее водоснабжение, который устанавливается в соответствии с законодательством РФ - органом местного самоуправления для ресурсоснабжающей организации в рублях за куб.м.

В соответствии со ст.9 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.   По   завершении   проверки   обоснованности   предоставленных организацией                 коммунального комплекса      расчетов       финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

 

Администрацией г.Ижевска во исполнение положений Жилищного кодекса РФ принято постановление от 19.06.2006г. № 250 «О тарифной политике Администрации г.Ижевска на 2007 год», согласно которого руководителям организаций коммунального комплекса, в том числе МУ «ГЖУ», рекомендовано обратиться в Администрацию г.Ижевска за установлением тарифов на горячее водоснабжение

Заявитель в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 год не обратился.

 

Не установив тариф, в установленном действующим законодательством порядке, заявитель производил его расчет самостоятельно, выставляя счета ТСЖ «Красногеройская, 105» по оплате за горячее водоснабжение в виде платы за холодное водоснабжение для нужд горячего водоснабжения и платы за подогрев воды в рублях за Гкал с человека, а не в рублях за куб.м.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Заявитель оказывает услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде, следовательно, является субъектом естественной монополии. На основании части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

Действия заявителя при расчете платы за горячее водоснабжение без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок размера платы за коммунальные услуги, а также бездействие заявителя, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 год, являются нарушением установленного законодательством Российской Федерации действующего порядка ценообразования, что не допускается в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Судом не приняты доводы заявителя о наличии пробела в законодательстве, который не позволил ему установить тариф на горячее водоснабжение.

В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленным федеральным законом.

Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в частности, водоснабжение.

Согласно пункту 14 статьи 2 указанного закона тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006г. № 307 тариф на горячее водоснабжение устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации органом местного самоуправления в рублях за куб.м.

Таким образом, услуга горячего водоснабжения является коммунальной услугой, а тариф на горячее водоснабжение подлежит регулированию органами власти или органами местного самоуправления.

При этом понятие водоснабжение подразумевает под собой как горячее, так и холодное водоснабжение.

Согласно статье 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанных с предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ, статья 157 которого, обязывает размер платы за коммунальные услуги, в том числе и горячее водоснабжение, при отсутствии приборов учета определять исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из пункта 3.1 договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 18.07.2006г. № 824, заключенном между ТСЖ «Красногеройская, 105» и МУ «ГЖУ», учет количества израсходованной горячей воды производится согласно показаний водомеров, установленных на ЦТП и бойлерных, за вычетом расходов на собственные нужды ЦТП и распределяются «Потребителям» пропорционально нормам водопотребления, которые рассчитаны в соответствии с Постановлением Администрации г.Ижевска от 27.12.2004 года № 537/7, СНи 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Однако согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение определяется в том числе с учетом норматива потребления горячего водоснабжения - в руб./куб.м. Нормативы на водоснабжение утверждены Постановлением Администрации г.Ижевска от 10.12.2004 года № 546.

Включение в договор условий расчета количества израсходованной горячей воды, то есть исходя из показаний водомеров, находящихся на ЦТП, без учета установленных нормативов потребления горячей воды и без надлежащим образом утвержденного тарифа на горячее водоснабжение, нарушает пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции», в виде навязывания контрагенту невыгодных для него и прямо не предусмотренных законодательством условий договора.

Судом не приняты доводы заявителя о том, что направление проекта договора энергоснабжения ТСЖ нельзя расценивать как обстоятельство,, свидетельствующее о навязывании потенциальному контрагенту невыгодных для него условий договора, со ссылкой на ст.421 ГКРФ, устанавливающую свободу заключения договора.

Навязывание невыгодных условий договора заявителем выражается, в том числе, и в фактическом выставлении счетов на оплату услуг по поставке тепловой энергии с указанием в них объема потребленной энергии (при отсутствии приборов учета), определенного расчетным методом, а не по нормативам потребления. Такой порядок определения количества потребленной тепловой энергии в горячей воде приводит к не обоснованному и прямо не предусмотренному федеральными законами, нормативными актами, выставлению требований ТСЖ о передаче финансовых средств ГЖУ.

Не принят судом и довод заявителя о том, что при заключении договоров об оказании коммунальных услуг ТСЖ выступает не от имени граждан-жильцов.

Так, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 05.10.2007 года № 57 указано, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Кроме того, п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, предусмотрено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

При изложенных обстоятельствах оспариваемые заявителем решение и предписание ответчика являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

 

На основании ст.ПО АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

 

решил:

 

Отказать в удовлетворении требований Муниципального учреждения «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» о признании незаконными пунктов 1, 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18.09.2007г. №> 06-07/2007-51 и абз.1 пункта 1 предписания от 18.09.2007г. № 06-07/2007-51.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Пермь в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г.Екатеринбург в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

 

Судья
stdClass Object ( [vid] => 7706 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу №А71-10512/2007 А25 от 03 марта 2008 года [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7707 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320640389 [changed] => 1370517505 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517505 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 29 февраля 2008г. Решение в полном объеме изготовлено 03 марта 2008г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи <...>

при ведении судьей протокола судебного заседания

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Муниципального учреждения «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике

третьи лица:

1.  ТСЖ «Красногеройская, 105»

2.         Администрация г. Ижевска

3.         Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики об оспаривании решения и предписания

с участием представителей сторон по доверенностям

от заявителя - <...>,

<...>

от ответчика - <...>

от третьего лица - председателя ТСЖ «Красногеройская, 105» <...>

Муниципальное учреждение «Городское жилищное управление -Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18.09.2007г. № 06-07/2007-51.

В судебном заседании 22.02.2008г. заявитель уточнил заявленные требования, просит признать незаконными пункты 1, 3 оспариваемого решения и абз.1 пункта 1 оспариваемого предписания.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что ответчиком сделан неправомерный вывод о нарушении заявителем пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», т.к. факт направления заявителем проекта договора энергоснабжения потребителю (ТСЖ) нельзя расценивать как обстоятельство, свидетельствующее о навязывании потенциальному контрагенту невыгодных для условий договора. Положение потребителя, зависимое от доминирующего ms соответствующем рынке субъекта, не препятствует оспариванию им конкретных условий договора путем переговоров либо в судебном порядке. Доказательства того, что заявитель понуждал ТСЖ к заключению договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде и навязывал ему условия договоров в принудительном порядке, отсутствуют. Заявитель считает ошибочным вывод ответчика о том, что ТСЖ во взаимоотношениях с ресурсоснабжающей организацией выступает не как юридическое лицо, а как физическое лицо, так как выступает от имени граждан. В договоре ресурсоснабжения, заключаемом заявителем, количество энергии определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии расчетным методом в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Минтопэнерго РФ 12 сентября 1995г. № Вк-4936. При отсутствии необходимых приборов для учета горячей воды, в соответствии с п. 9.9 Правил учета ресурсоснабжающая организация (заявитель) вправе количество потребленной абонентом (ТСЖ) горячей воды определить расчетным путем. Такой расчет предусмотрен Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя РФ от 06.05.2000г. № 105.

 

Кроме того, заявитель указал, что согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Такой порядок установлен Федеральным законом от 30.12.2004г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Названный закон создает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. В соответствии с ГОСТом 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) "Водоснабжение. Термины и определения", Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999г., под водоснабжением понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды. В тоже время Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., под обеспечением потребителя питьевой водой понимает холодное водоснабжение. Таким образом, Федеральный закон № 210-ФЗ предусматривает установление тарифа лишь на холодное водоснабжение. Пункт 15 Правил № 307 устанавливает, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Следовательно, имеется пробел законодательства, который не позволил заявителю установить тариф на горячее водоснабжение.

 

Ответчик требования заявителя не признал, указав в отзыве, что согласно ч.1 ст. 422 ГК РФ гражданско-правовой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными нормативно-правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам подлежат применению не только в том, случае, если стороной по договору является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных нужд. В силу подпункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества. ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. В соответствии со статей 548 ГК РФ, правила о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. ЖК РФ по отношению к ГК РФ является специальным законом. Согласно статье 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ. Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, основанных на ЖК РФ, определено, что условия договора о снабжении коммунальными ресурсами, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, размер платы за горячее водоснабжение определяется в соответствии с установленным органом местного самоуправления тарифом в руб./куб.м. и нормативом потребления горячего водоснабжения. В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Включение заявителем в договор условия расчета количества израсходованной горячейводы, исходя из показаний водомеров, находящихся на ЦТП, без учеЧу установленных нормативов потребления горячей воды и без надлежащим образом установленного тарифа на горячее водоснабжение, влияет на фактическую стоимость оказываемых услуг ТСЖ «Красногеройская, 105» но договору, приводит к ее увеличению и соответственно, необоснованным затратам и расходам граждан, проживающих в доме 105 по ул.Красногеройская, вынужденных оплачивать потери тепловой энергии на участке сетей от ЦТП до ввода в дом, связанных с ненадлежащей эксплуатацией МУ «ГЖУ» данного участка тепловых сетей и несвоевременным устранением порывов на них. Навязывание невыгодных условий договора заявителем выражается, в том числе и в фактическом выставлении счетов на оплату услуг по поставке тепловой энергии с указанием в них объема потребленной энергии (при отсутствии приборов учета), определенного расчетным методом, а не по нормативам потребления. Такой порядок определения количества потребленной тепловой энергии в горячей воде приводит к не обоснованному и прямо не предусмотренному федеральными законами, нормативными актами, выставлению требований ТСЖ о передаче финансовых средств ГЖУ. Кроме того, ответчик указал, что заявителем понятие «водоснабжение» ошибочно трактуется как только холодное водоснабжение питьевой водой.

 

Третье лицо - ТСЖ «Красногеройская, 105» в отзыве указало, что требования заявителя являются необоснованными, оспариваемые акты законными, ссылаясь на то, что после образования ТСЖ стоимость услуг по горячему водоснабжению для жильцов дома № 105 по улице Красногеройской увеличилась почти в два раза. Доказательством факта навязывания невыгодных условий со стороны заявителя третье лицо считает наличие протоколов разногласий к договору на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, предъявление финансовых документов (счетов-фактур) на оплату услуг по горячему водоснабжению в повышенном размере, угрозы ограничить горячее водоснабжение при неоплате счетов, оспаривание в суде решений антимопольного органа.

Третьи лица - Администрация г.Ижевска и Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики отзывы на заявленные требования не представили, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие указанных третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

 

При рассмотрении дела судом установлено следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление ТСЖ «Красногеройская, 105» по поводу незаконных действий МУ «ГЖУ- Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска», выразившихся в необоснованном установлении различных тарифов на поставку горячей воды для одного и того же потребителя - населения, навязывании ТСЖ «Красногеройская, 105» невыгодных условий договора, нарушении порядка ценообразования.

 

По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике принято

решение от 18.09.2007г. № 06-07/2007- 51, которым МУ «ГЖУ- Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» признано нарушившим пункты 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции». Нарушения выразились в навязывании контрагенту невыгодных для него и прямо не предусмотренных законодательством условий договора, а также в неисполнении обязанности по обращению в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 год.

На основании указанного решения ответчиком выдано заявителю предписание от 18.09.2007г. № 06-07/2007-51 о прекращении злоупотребления доминирующим положением и ущемления прав ТСЖ «Красногеройская, 105» и граждан, проживающих в доме 105 по улице Красногеройской.

Оценив представленные доказательства, суд считает требования заявителя о признании незаконными указанных решения и предписания ответчика неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно указанным Правилам при отсутствии в жилом доме общедомовых приборов учета размер платы за горячее водоснабжение должен рассчитываться с учетом количества граждан, проживающих в жилом помещении, норматива потребления горячего водоснабжения и тарифа на горячее водоснабжение, который устанавливается в соответствии с законодательством РФ - органом местного самоуправления для ресурсоснабжающей организации в рублях за куб.м.

В соответствии со ст.9 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.   По   завершении   проверки   обоснованности   предоставленных организацией                 коммунального комплекса      расчетов       финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.

 

Администрацией г.Ижевска во исполнение положений Жилищного кодекса РФ принято постановление от 19.06.2006г. № 250 «О тарифной политике Администрации г.Ижевска на 2007 год», согласно которого руководителям организаций коммунального комплекса, в том числе МУ «ГЖУ», рекомендовано обратиться в Администрацию г.Ижевска за установлением тарифов на горячее водоснабжение

Заявитель в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 год не обратился.

 

Не установив тариф, в установленном действующим законодательством порядке, заявитель производил его расчет самостоятельно, выставляя счета ТСЖ «Красногеройская, 105» по оплате за горячее водоснабжение в виде платы за холодное водоснабжение для нужд горячего водоснабжения и платы за подогрев воды в рублях за Гкал с человека, а не в рублях за куб.м.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Заявитель оказывает услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде, следовательно, является субъектом естественной монополии. На основании части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

 

Действия заявителя при расчете платы за горячее водоснабжение без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок размера платы за коммунальные услуги, а также бездействие заявителя, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 год, являются нарушением установленного законодательством Российской Федерации действующего порядка ценообразования, что не допускается в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Судом не приняты доводы заявителя о наличии пробела в законодательстве, который не позволил ему установить тариф на горячее водоснабжение.

В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленным федеральным законом.

Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в частности, водоснабжение.

Согласно пункту 14 статьи 2 указанного закона тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006г. № 307 тариф на горячее водоснабжение устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации органом местного самоуправления в рублях за куб.м.

Таким образом, услуга горячего водоснабжения является коммунальной услугой, а тариф на горячее водоснабжение подлежит регулированию органами власти или органами местного самоуправления.

При этом понятие водоснабжение подразумевает под собой как горячее, так и холодное водоснабжение.

Согласно статье 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанных с предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ, статья 157 которого, обязывает размер платы за коммунальные услуги, в том числе и горячее водоснабжение, при отсутствии приборов учета определять исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из пункта 3.1 договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 18.07.2006г. № 824, заключенном между ТСЖ «Красногеройская, 105» и МУ «ГЖУ», учет количества израсходованной горячей воды производится согласно показаний водомеров, установленных на ЦТП и бойлерных, за вычетом расходов на собственные нужды ЦТП и распределяются «Потребителям» пропорционально нормам водопотребления, которые рассчитаны в соответствии с Постановлением Администрации г.Ижевска от 27.12.2004 года № 537/7, СНи 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Однако согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение определяется в том числе с учетом норматива потребления горячего водоснабжения - в руб./куб.м. Нормативы на водоснабжение утверждены Постановлением Администрации г.Ижевска от 10.12.2004 года № 546.

Включение в договор условий расчета количества израсходованной горячей воды, то есть исходя из показаний водомеров, находящихся на ЦТП, без учета установленных нормативов потребления горячей воды и без надлежащим образом утвержденного тарифа на горячее водоснабжение, нарушает пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции», в виде навязывания контрагенту невыгодных для него и прямо не предусмотренных законодательством условий договора.

Судом не приняты доводы заявителя о том, что направление проекта договора энергоснабжения ТСЖ нельзя расценивать как обстоятельство,, свидетельствующее о навязывании потенциальному контрагенту невыгодных для него условий договора, со ссылкой на ст.421 ГКРФ, устанавливающую свободу заключения договора.

Навязывание невыгодных условий договора заявителем выражается, в том числе, и в фактическом выставлении счетов на оплату услуг по поставке тепловой энергии с указанием в них объема потребленной энергии (при отсутствии приборов учета), определенного расчетным методом, а не по нормативам потребления. Такой порядок определения количества потребленной тепловой энергии в горячей воде приводит к не обоснованному и прямо не предусмотренному федеральными законами, нормативными актами, выставлению требований ТСЖ о передаче финансовых средств ГЖУ.

Не принят судом и довод заявителя о том, что при заключении договоров об оказании коммунальных услуг ТСЖ выступает не от имени граждан-жильцов.

Так, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 05.10.2007 года № 57 указано, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Кроме того, п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, предусмотрено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

При изложенных обстоятельствах оспариваемые заявителем решение и предписание ответчика являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

 

На основании ст.ПО АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

 

решил:

 

Отказать в удовлетворении требований Муниципального учреждения «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» о признании незаконными пунктов 1, 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18.09.2007г. №> 06-07/2007-51 и абз.1 пункта 1 предписания от 18.09.2007г. № 06-07/2007-51.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Пермь в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г.Екатеринбург в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

 

Судья [summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 29 февраля 2008г. Решение в полном объеме изготовлено 03 марта 2008г.


Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи <...>


при ведении судьей протокола судебного заседания


рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению


Муниципального учреждения «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска»


к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике


третьи лица:


1.  ТСЖ «Красногеройская, 105»


2.         Администрация г. Ижевска


3.         Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики об оспаривании решения и предписания


с участием представителей сторон по доверенностям


от заявителя - <...>,


<...>


от ответчика - <...>


от третьего лица - председателя ТСЖ «Красногеройская, 105» <...>


Муниципальное учреждение «Городское жилищное управление -Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18.09.2007г. № 06-07/2007-51.


В судебном заседании 22.02.2008г. заявитель уточнил заявленные требования, просит признать незаконными пункты 1, 3 оспариваемого решения и абз.1 пункта 1 оспариваемого предписания.


В обоснование заявленного требования заявитель указал, что ответчиком сделан неправомерный вывод о нарушении заявителем пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», т.к. факт направления заявителем проекта договора энергоснабжения потребителю (ТСЖ) нельзя расценивать как обстоятельство, свидетельствующее о навязывании потенциальному контрагенту невыгодных для условий договора. Положение потребителя, зависимое от доминирующего ms соответствующем рынке субъекта, не препятствует оспариванию им конкретных условий договора путем переговоров либо в судебном порядке. Доказательства того, что заявитель понуждал ТСЖ к заключению договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде и навязывал ему условия договоров в принудительном порядке, отсутствуют. Заявитель считает ошибочным вывод ответчика о том, что ТСЖ во взаимоотношениях с ресурсоснабжающей организацией выступает не как юридическое лицо, а как физическое лицо, так как выступает от имени граждан. В договоре ресурсоснабжения, заключаемом заявителем, количество энергии определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии расчетным методом в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Минтопэнерго РФ 12 сентября 1995г. № Вк-4936. При отсутствии необходимых приборов для учета горячей воды, в соответствии с п. 9.9 Правил учета ресурсоснабжающая организация (заявитель) вправе количество потребленной абонентом (ТСЖ) горячей воды определить расчетным путем. Такой расчет предусмотрен Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя РФ от 06.05.2000г. № 105.


 


Кроме того, заявитель указал, что согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Такой порядок установлен Федеральным законом от 30.12.2004г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Названный закон создает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. В соответствии с ГОСТом 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) "Водоснабжение. Термины и определения", Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999г., под водоснабжением понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды. В тоже время Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., под обеспечением потребителя питьевой водой понимает холодное водоснабжение. Таким образом, Федеральный закон № 210-ФЗ предусматривает установление тарифа лишь на холодное водоснабжение. Пункт 15 Правил № 307 устанавливает, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Следовательно, имеется пробел законодательства, который не позволил заявителю установить тариф на горячее водоснабжение.


 


Ответчик требования заявителя не признал, указав в отзыве, что согласно ч.1 ст. 422 ГК РФ гражданско-правовой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными нормативно-правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам подлежат применению не только в том, случае, если стороной по договору является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных нужд. В силу подпункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества. ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. В соответствии со статей 548 ГК РФ, правила о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. ЖК РФ по отношению к ГК РФ является специальным законом. Согласно статье 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ. Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, основанных на ЖК РФ, определено, что условия договора о снабжении коммунальными ресурсами, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, размер платы за горячее водоснабжение определяется в соответствии с установленным органом местного самоуправления тарифом в руб./куб.м. и нормативом потребления горячего водоснабжения. В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Включение заявителем в договор условия расчета количества израсходованной горячейводы, исходя из показаний водомеров, находящихся на ЦТП, без учеЧу установленных нормативов потребления горячей воды и без надлежащим образом установленного тарифа на горячее водоснабжение, влияет на фактическую стоимость оказываемых услуг ТСЖ «Красногеройская, 105» но договору, приводит к ее увеличению и соответственно, необоснованным затратам и расходам граждан, проживающих в доме 105 по ул.Красногеройская, вынужденных оплачивать потери тепловой энергии на участке сетей от ЦТП до ввода в дом, связанных с ненадлежащей эксплуатацией МУ «ГЖУ» данного участка тепловых сетей и несвоевременным устранением порывов на них. Навязывание невыгодных условий договора заявителем выражается, в том числе и в фактическом выставлении счетов на оплату услуг по поставке тепловой энергии с указанием в них объема потребленной энергии (при отсутствии приборов учета), определенного расчетным методом, а не по нормативам потребления. Такой порядок определения количества потребленной тепловой энергии в горячей воде приводит к не обоснованному и прямо не предусмотренному федеральными законами, нормативными актами, выставлению требований ТСЖ о передаче финансовых средств ГЖУ. Кроме того, ответчик указал, что заявителем понятие «водоснабжение» ошибочно трактуется как только холодное водоснабжение питьевой водой.


 


Третье лицо - ТСЖ «Красногеройская, 105» в отзыве указало, что требования заявителя являются необоснованными, оспариваемые акты законными, ссылаясь на то, что после образования ТСЖ стоимость услуг по горячему водоснабжению для жильцов дома № 105 по улице Красногеройской увеличилась почти в два раза. Доказательством факта навязывания невыгодных условий со стороны заявителя третье лицо считает наличие протоколов разногласий к договору на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, предъявление финансовых документов (счетов-фактур) на оплату услуг по горячему водоснабжению в повышенном размере, угрозы ограничить горячее водоснабжение при неоплате счетов, оспаривание в суде решений антимопольного органа.


Третьи лица - Администрация г.Ижевска и Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики отзывы на заявленные требования не представили, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие указанных третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.


 


При рассмотрении дела судом установлено следующее.


В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление ТСЖ «Красногеройская, 105» по поводу незаконных действий МУ «ГЖУ- Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска», выразившихся в необоснованном установлении различных тарифов на поставку горячей воды для одного и того же потребителя - населения, навязывании ТСЖ «Красногеройская, 105» невыгодных условий договора, нарушении порядка ценообразования.


 


По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике принято


решение от 18.09.2007г. № 06-07/2007- 51, которым МУ «ГЖУ- Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» признано нарушившим пункты 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции». Нарушения выразились в навязывании контрагенту невыгодных для него и прямо не предусмотренных законодательством условий договора, а также в неисполнении обязанности по обращению в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 год.


На основании указанного решения ответчиком выдано заявителю предписание от 18.09.2007г. № 06-07/2007-51 о прекращении злоупотребления доминирующим положением и ущемления прав ТСЖ «Красногеройская, 105» и граждан, проживающих в доме 105 по улице Красногеройской.


Оценив представленные доказательства, суд считает требования заявителя о признании незаконными указанных решения и предписания ответчика неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.


Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.


Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.


Согласно указанным Правилам при отсутствии в жилом доме общедомовых приборов учета размер платы за горячее водоснабжение должен рассчитываться с учетом количества граждан, проживающих в жилом помещении, норматива потребления горячего водоснабжения и тарифа на горячее водоснабжение, который устанавливается в соответствии с законодательством РФ - органом местного самоуправления для ресурсоснабжающей организации в рублях за куб.м.


В соответствии со ст.9 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.   По   завершении   проверки   обоснованности   предоставленных организацией                 коммунального комплекса      расчетов       финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.


 


Администрацией г.Ижевска во исполнение положений Жилищного кодекса РФ принято постановление от 19.06.2006г. № 250 «О тарифной политике Администрации г.Ижевска на 2007 год», согласно которого руководителям организаций коммунального комплекса, в том числе МУ «ГЖУ», рекомендовано обратиться в Администрацию г.Ижевска за установлением тарифов на горячее водоснабжение


Заявитель в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 год не обратился.


 


Не установив тариф, в установленном действующим законодательством порядке, заявитель производил его расчет самостоятельно, выставляя счета ТСЖ «Красногеройская, 105» по оплате за горячее водоснабжение в виде платы за холодное водоснабжение для нужд горячего водоснабжения и платы за подогрев воды в рублях за Гкал с человека, а не в рублях за куб.м.


В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий. Заявитель оказывает услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде, следовательно, является субъектом естественной монополии. На основании части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.


Согласно пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.


 


Действия заявителя при расчете платы за горячее водоснабжение без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок размера платы за коммунальные услуги, а также бездействие заявителя, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2007 год, являются нарушением установленного законодательством Российской Федерации действующего порядка ценообразования, что не допускается в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».


Судом не приняты доводы заявителя о наличии пробела в законодательстве, который не позволил ему установить тариф на горячее водоснабжение.


В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.


Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленным федеральным законом.


Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в частности, водоснабжение.


Согласно пункту 14 статьи 2 указанного закона тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.


Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006г. № 307 тариф на горячее водоснабжение устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации органом местного самоуправления в рублях за куб.м.


Таким образом, услуга горячего водоснабжения является коммунальной услугой, а тариф на горячее водоснабжение подлежит регулированию органами власти или органами местного самоуправления.


При этом понятие водоснабжение подразумевает под собой как горячее, так и холодное водоснабжение.


Согласно статье 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанных с предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ, статья 157 которого, обязывает размер платы за коммунальные услуги, в том числе и горячее водоснабжение, при отсутствии приборов учета определять исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Из пункта 3.1 договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 18.07.2006г. № 824, заключенном между ТСЖ «Красногеройская, 105» и МУ «ГЖУ», учет количества израсходованной горячей воды производится согласно показаний водомеров, установленных на ЦТП и бойлерных, за вычетом расходов на собственные нужды ЦТП и распределяются «Потребителям» пропорционально нормам водопотребления, которые рассчитаны в соответствии с Постановлением Администрации г.Ижевска от 27.12.2004 года № 537/7, СНи 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».


Однако согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение определяется в том числе с учетом норматива потребления горячего водоснабжения - в руб./куб.м. Нормативы на водоснабжение утверждены Постановлением Администрации г.Ижевска от 10.12.2004 года № 546.


Включение в договор условий расчета количества израсходованной горячей воды, то есть исходя из показаний водомеров, находящихся на ЦТП, без учета установленных нормативов потребления горячей воды и без надлежащим образом утвержденного тарифа на горячее водоснабжение, нарушает пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135 «О защите конкуренции», в виде навязывания контрагенту невыгодных для него и прямо не предусмотренных законодательством условий договора.


Судом не приняты доводы заявителя о том, что направление проекта договора энергоснабжения ТСЖ нельзя расценивать как обстоятельство,, свидетельствующее о навязывании потенциальному контрагенту невыгодных для него условий договора, со ссылкой на ст.421 ГКРФ, устанавливающую свободу заключения договора.


Навязывание невыгодных условий договора заявителем выражается, в том числе, и в фактическом выставлении счетов на оплату услуг по поставке тепловой энергии с указанием в них объема потребленной энергии (при отсутствии приборов учета), определенного расчетным методом, а не по нормативам потребления. Такой порядок определения количества потребленной тепловой энергии в горячей воде приводит к не обоснованному и прямо не предусмотренному федеральными законами, нормативными актами, выставлению требований ТСЖ о передаче финансовых средств ГЖУ.


Не принят судом и довод заявителя о том, что при заключении договоров об оказании коммунальных услуг ТСЖ выступает не от имени граждан-жильцов.


Так, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 05.10.2007 года № 57 указано, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.


Кроме того, п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, предусмотрено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.


При изложенных обстоятельствах оспариваемые заявителем решение и предписание ответчика являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.


 


На основании ст.ПО АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.


Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики


 


решил:


 


Отказать в удовлетворении требований Муниципального учреждения «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г.Ижевска» о признании незаконными пунктов 1, 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18.09.2007г. №> 06-07/2007-51 и абз.1 пункта 1 предписания от 18.09.2007г. № 06-07/2007-51.


Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Пермь в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г.Екатеринбург в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.


Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.


 

Судья [safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование на финансовых рынках [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-09-09 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-09-09 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320640389 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )