Постановление о наложении на ООО "Аргон-Сервис" штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-108А

Дата публикации: 16 декабря 2009, 03:00


16 декабря 2009 года
г.Ижевск

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-108А, возбужденного в отношении ООО «Аргон-Сервис» (адрес 426000, г. Ижевск, ул. Молодежная 6, ИНН 1833026157).
Потерпевшими по делу являются – ЗАО ТФ «Индустриальная», Ассоциация предприятий «Леон», ИП <…> как лица, которые обратились с заявлением по факту резкого увеличения с 01.01.2009г. стоимости тарифа для организаций на услугу вывоза ТБО.
Дело рассмотрено:
в присутствии законного представителя директора ООО «Аргон-Сервис» - <…>,
в отсутствии потерпевших по делу: ЗАО ТФ «Индустриальная», Ассоциация предприятий «Леон», ИП <…>, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела. От ЗАО ТФ «Индустриальная» и ИП <…> поступили ходатайства о рассмотрении дела №СЮ 06-07/2009-108А без их присутствия;
место рассмотрения дела: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Советская, 1, каб 195, 16 декабря 2009г. 13-30ч.

УСТАНОВИЛ:

13.11.2009г. решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу №ММ 06-06/2009-44 ООО «Аргон-Сервис» признано нарушившим пункт 6 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в ведении согласованных действий по экономическому, технологическому и иным образом не обоснованному установлению различных цен на одну и ту же услугу.
08.12.2009г. в отношении ООО «Аргон-Сервис» был составлен протокол об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-108А в присутствии законного представителя – директора <…>, подписан им. Копия протокола вручена законному представителю, о чем свидетельствует подпись в протоколе.
08.12.2009г. протокол передан на рассмотрение. Определением о назначении времени и места рассмотрения дела дело назначено к рассмотрению на 16.12.2009г. Ходатайств, объяснений, доказательств, отводов не поступало.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
С целью выявления перечня хозяйствующих субъектов и определения долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг сбора и вывоза отходов производства и потребления Удмуртское УФАС России провело исследование товарного рынка услуг по сбору и вывозу отходов производства и потребления (за исключением 1 и 2 классов опасности).
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, определялся на основании сведений представленных самими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и вывозу отходов, потребителями данных услуг, а также с учетом иных сведений. Состав хозяйствующих субъектов на 01.01.2009г., оказывающих услуги по сбору и вывозу отходов производства и потребления в г. Ижевске образуют: ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Уралсервис», ООО «Аргон-сервис», ООО Торговый дом «Уралоптторг», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой», ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО «Чистый Двор Сервис», ООО «Эко-Мед», ООО «Многопрофильное предприятие «Комфорт», ООО «Стройснаб», ООО «Ареал», ООО «Соболь», ООО «Спецтранс», ЗАО «Ижевский авторемонтный завод», ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <..>.
Доля хозяйствующих субъектов, в отношении которых возбуждено дело №ММ 06-06/2009-44, а именно ООО «Чистый двор сервис» (5,9%), ООО «Аргон-Сервис» (3,9%), ИП <...> (9,7%), ООО «Ремонтная жилищная компания» (3,2%), ООО Торговый дом «Уралоптторг» (4,0%), ОАО «Спецавтохозяйство» (52,13%), ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» (6,5%), ООО «Спецтранс» (2,5%), ООО «Соболь» (1,6%), что в совокупности составляет 89,43 %, что создает возможность воздействовать в одностороннем порядке на общие условия обращения услуг по сбору и вывозу отходов. Указанные выше хозяйствующие субъекты не составляют одну группу лиц и имеют существенные доли на данном рынке. Данные сведения подтверждаются аналитическим отчетом по результатам анализа рынка, сведениями, представленными хозяйствующими субъектами, участниками рынка.

Согласно статье 8 ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

В результате жизнедеятельности человека, производственной деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей образуются отходы, которые подлежат сбору и вывозу на места их размещения (полигоны).
В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 №607
- под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации;
- под отходами производства понимают остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
Согласно примечанию ГОСТ 30772-2001 в последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (их иногда называют твердыми бытовыми отходами
- ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.
Таким образом, ГОСТ 30772-2001 предполагает разделение отходов на 2 вида: отходы производства и отходы потребления.
Как следует из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2008 №12-29/8900, твердые отходы разделяются на две неодинаковые группы: на отходы производства и отходы потребления. Под отходами производства подразумевают то, что образовалось в результате функционирования промышленных областей – добычи и обогащения полезных ископаемых, энергетики, металлургии, химии и коксохимии, машиностроения и металлообработки, деревообработки и целлюлозно-бумажного производства, легкой промышленности, строительной индустрии и т.п. Отходы потребления, по другой классификации называются твердыми бытовыми отходами (ТБО). Последние образуются, как непосредственно в домашних хозяйствах, так и в коммунальной сфере в целом. Основные компоненты отходов потребления – использованная упаковка, пищевые остатки, отработанные товары и материалы (в том числе опасные – аккумуляторы, батарейки, ртутные и обычные лампы накаливания, бытовая химия), изношенные автомобильные шины, уличный мусор, срезанные ветви, листья и т.п.
Также в письме Минприроды России указывается, что в федеральном классификационном каталоге отходов в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике.
Как следует из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.01.2009 №1144-АД/14, к твердым бытовым отходам относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств, опавшие листья, крупногабаритные отходы.

Потребителями услуг по сбору и вывозу отходов потребления являются как физические лица, приобретающие услуги для собственных нужд, так и юридические лица, индивидуальные предприниматели, приобретающие услуги для производственных нужд и иные организации и учреждения. В соответствии со статьей 16 закона об отходах производства и потребления транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
• наличие паспорта опасных отходов;
• наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
• соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
• наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2008 № 786 (в ред. Приказа МПР от 30.07.2003 № 663) каждому классу отходов присваивается индивидуальный код.
Каждому виду отходов присваивается класс опасности согласно критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее ОПС), утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
Отходам с очень высокой и высокой степенью вредного воздействия опасных отходов на ОПС присваивается 1 – 2 класс опасности.
К отходам 3-5 классов опасности относят отходы из жилищ несортированные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли, лампы электрические, провода эмалированные, потерявшие потребительские свойства и др. отходы с периодом самовосстановления от 3 до 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия. Такие отходы образуются как в результате жизнедеятельности населения, так и в процессе коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.
В ходе рассмотрения заявлений, установлено, что технология сбора и вывоза отходов производства и потребления 3-5 классов опасности является единой. Данный факт подтверждает управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике и хозяйствующие субъекты, участвующие в деле. Также из пояснений хозяйствующих субъектов установлено, что сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществляется по средствам специализированного транспортного средства (мусоровоза) с боковой загрузкой из специальных, предназначенных для сбора отходов контейнеров со специально оборудованных для контейнеров площадок, различия между технологией транспортировки отходов образующихся от населения и от деятельности иных лиц отсутствуют.
Поскольку технология сбора и вывоза едина, то затраты на оказание таких услуг являются едиными и не могут быть различны.
На данные услуги заключается договор единой формы «Договор на оказание услуг по сбору и вывозу отходов производства и потребления».
Хозяйствующие субъекты также пояснили, что увеличение тарифа «для прочих организаций» связано с прямым увеличением доли выручки, за счет которой полученные денежные средства они распределяют по текущим затратам.
Таким образом, организации-перевозчики отходов решили проблему пополнения собственных оборотных средств не путем снижения затрат своих услуг, а путем повышения стоимости тарифов.
Несмотря на единую технологию и отсутствие экономического обоснования такими хозяйствующими субъектами, как ООО «Чистый двор сервис», ООО «Аргон-Сервис», ИП <…>, ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО Торговый дом Уралоптторг», ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» установлены различные тарифы услуги сбора, вывоза отходов производства и потребления (за исключением 1 и 2 классов опасности) в зависимости от потребителя данных услуг.

Учитывая, что отходы потребления образуются как от населения, так и от организаций, технология сбора и вывоза отходов потребления является одинаковой, то установление различных тарифов на услуги сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для населения (с жилого фонда) и от организаций является экономически, технологически и иным образом необоснованным.
Таким образом, проанализировав вышеизложенное можно сделать следующий вывод:
• все хозяйствующие субъекты, занимающиеся сбором и вывозом отходов производства и потребления и заключающие с потребителями данных услуг договоры на сбор и вывоз данных отходов, устанавливают два различных тарифа: тариф для населения и тариф для прочих организаций;
• все хозяйствующие субъекты, занимающиеся сбором и вывозом отходов производства и потребления, имеют разные уровни затрат. Факторов, увеличивающие затраты, которые в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов, отсутствует;
• результат установления различных цен при одинаковой технологической обработке отходов соответствует экономическим интересам каждого из них, т.к. каждый из них извлекает большую выгоду;
• указанные хозяйствующие субъекты занимают существенную долю на рынке услуг сбора и вывоза отходов производства и потребления, обладают значительной рыночной властью и имеют возможность воздействовать друг на друга и на общие условия обращения услуги на рынке;
• отходы от организаций, находящиеся на территории жилых домов, собираются с тех же контейнеров, что и отходы с жилого фонда;
• технология сбора и вывоза отходов от прочих организаций и отходов от населения едина и затраты на оказание таких услуг являются едиными;
• установление различных тарифов на услуги для населения и для организаций известно каждому хозяйствующему субъекту. Разные тарифы установлены путем повторений поведения друг друга.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, действия ООО «Чистый Двор Сервис», ООО «Аргон-Сервис», ИП <...>, ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО Торговый Дом «Уралоптторг», ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» нарушают пункт 6 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, который запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

При рассмотрении материалов дела установлено событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Событием административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, являются установленный в ходе рассмотрения дела №ММ 06-06/2009-44 факт ведения ООО «Аргон-Сервис» согласованных действий с ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Чистый Двор Сервис», ООО ТД «Уралоптторг», ООО «РСП «ИжРемСтрой», ООО «Ремонтная жилищная компания», ИП <...>, выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации) с 01.01.2009г.
Способ совершения – противоправные действия, выразившиеся в ведении согласованных действий путем экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации).
Объект правонарушения – отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающим согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения:
Место совершения правонарушения – нарушение совершено по месту нахождения и месту осуществления деятельности ООО «Аргон-Сервис» Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Молодежная, 6.
Время совершения правонарушения – по материалам дела установлен факт ведения согласованных действий выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации) с 01.01.2009г. правонарушение является длящимся, продолжалось со стороны ООО «Аргон-Сервис» до 01.11.2009г., до устранения нарушения путем исполнения предписания антимонопольного органа. Факт нарушения установлен 13 ноября 2009г. при рассмотрении дела №ММ 06-06/2009-44.
Субъект правонарушения - ООО «Аргон-Сервис» (426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Молодежная, 6; ИНН 1833026157).
Субъективная сторона – характеризуется виной, ООО «Аргон-Сервис» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учтено, что нарушение допущено впервые, а также то, что ООО «Аргон-Сервис» приняло меры по исполнению выданного Удмуртским УФАС России предписания об устранении нарушения и его последствий.
При рассмотрении дела оснований для освобождения ООО «Аргон-Сервис» от административной ответственности не установлено.
ООО «Аргон-Сервис» в соответствии с примечанием к статье 14.32 КоАП РФ добровольно не обращалось в антимонопольный орган с заявлением о ведении согласованных действий ограничивающих конкуренцию.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с часть 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Согласно сведениям о доходах, полученных ООО «Аргон-Сервис» за 2008 год общая сумма выручки ООО «Аргон-Сервис составляет 51 864 000 руб. Согласно справке, представленной ООО «Аргон-Сервис», сумма выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение составляет 5 480 187,29 рублей, что составляет 10,57% от общей суммы выручки общества, т.е. менее 75%.
Таким образом, подлежит применению санкция в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Минимальный штраф равен одной сотой (0,01) от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение составляет: 0,01* 5 480 187,29 руб. = 54 801,87 рублей, что составляет 0,11% от общей суммы выручки общества.
Максимальный штраф равен пятнадцати сотым (0,15) от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение составляет: 0,15* 5 480 187,29 руб. = 822 028,09 рублей, что составляет 1,58% от общей суммы выручки общества.
Учитывая характер совершенного нарушения (что выразилось в введении согласованных действий по экономическому, технологическому и иным образом не обоснованному установлению различных цен на одну и ту же услугу) принимая во внимание установленные обстоятельства дела, считаю необходимым наложить штраф в размере 131 524,49 рублей, что составляет 2,4% от суммы выручки правонарушителя на рынке товара, на котором совершено правонарушение, данный размер штрафа не превышает максимальный размер штрафа по санкции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, частью первой статьи 14.32, статьей 23.48, статьей 29.9, статьей 29.10, статьей 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:
Наложить на ООО «Аргон-Сервис» (месторасположение 426000, г. Ижевск, ул. Молодежная 6, ИНН 1833026157), административный штраф в размере 2,4% от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, что составляет 131 524,49 (Сто тридцать одна тысяча пятьсот двадцать четыре рубля) 49 копеек за нарушение части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подпись должностного лица Удмуртского УФАС России

stdClass Object ( [vid] => 7584 [uid] => 1 [title] => Постановление о наложении на ООО "Аргон-Сервис" штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-108А [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7585 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320640389 [changed] => 1370517505 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517505 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


16 декабря 2009 года
г.Ижевск

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-108А, возбужденного в отношении ООО «Аргон-Сервис» (адрес 426000, г. Ижевск, ул. Молодежная 6, ИНН 1833026157).
Потерпевшими по делу являются – ЗАО ТФ «Индустриальная», Ассоциация предприятий «Леон», ИП <…> как лица, которые обратились с заявлением по факту резкого увеличения с 01.01.2009г. стоимости тарифа для организаций на услугу вывоза ТБО.
Дело рассмотрено:
в присутствии законного представителя директора ООО «Аргон-Сервис» - <…>,
в отсутствии потерпевших по делу: ЗАО ТФ «Индустриальная», Ассоциация предприятий «Леон», ИП <…>, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела. От ЗАО ТФ «Индустриальная» и ИП <…> поступили ходатайства о рассмотрении дела №СЮ 06-07/2009-108А без их присутствия;
место рассмотрения дела: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Советская, 1, каб 195, 16 декабря 2009г. 13-30ч.

УСТАНОВИЛ:

13.11.2009г. решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу №ММ 06-06/2009-44 ООО «Аргон-Сервис» признано нарушившим пункт 6 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в ведении согласованных действий по экономическому, технологическому и иным образом не обоснованному установлению различных цен на одну и ту же услугу.
08.12.2009г. в отношении ООО «Аргон-Сервис» был составлен протокол об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-108А в присутствии законного представителя – директора <…>, подписан им. Копия протокола вручена законному представителю, о чем свидетельствует подпись в протоколе.
08.12.2009г. протокол передан на рассмотрение. Определением о назначении времени и места рассмотрения дела дело назначено к рассмотрению на 16.12.2009г. Ходатайств, объяснений, доказательств, отводов не поступало.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
С целью выявления перечня хозяйствующих субъектов и определения долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг сбора и вывоза отходов производства и потребления Удмуртское УФАС России провело исследование товарного рынка услуг по сбору и вывозу отходов производства и потребления (за исключением 1 и 2 классов опасности).
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, определялся на основании сведений представленных самими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и вывозу отходов, потребителями данных услуг, а также с учетом иных сведений. Состав хозяйствующих субъектов на 01.01.2009г., оказывающих услуги по сбору и вывозу отходов производства и потребления в г. Ижевске образуют: ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Уралсервис», ООО «Аргон-сервис», ООО Торговый дом «Уралоптторг», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой», ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО «Чистый Двор Сервис», ООО «Эко-Мед», ООО «Многопрофильное предприятие «Комфорт», ООО «Стройснаб», ООО «Ареал», ООО «Соболь», ООО «Спецтранс», ЗАО «Ижевский авторемонтный завод», ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <..>.
Доля хозяйствующих субъектов, в отношении которых возбуждено дело №ММ 06-06/2009-44, а именно ООО «Чистый двор сервис» (5,9%), ООО «Аргон-Сервис» (3,9%), ИП <...> (9,7%), ООО «Ремонтная жилищная компания» (3,2%), ООО Торговый дом «Уралоптторг» (4,0%), ОАО «Спецавтохозяйство» (52,13%), ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» (6,5%), ООО «Спецтранс» (2,5%), ООО «Соболь» (1,6%), что в совокупности составляет 89,43 %, что создает возможность воздействовать в одностороннем порядке на общие условия обращения услуг по сбору и вывозу отходов. Указанные выше хозяйствующие субъекты не составляют одну группу лиц и имеют существенные доли на данном рынке. Данные сведения подтверждаются аналитическим отчетом по результатам анализа рынка, сведениями, представленными хозяйствующими субъектами, участниками рынка.

Согласно статье 8 ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

В результате жизнедеятельности человека, производственной деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей образуются отходы, которые подлежат сбору и вывозу на места их размещения (полигоны).
В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 №607
- под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации;
- под отходами производства понимают остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
Согласно примечанию ГОСТ 30772-2001 в последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (их иногда называют твердыми бытовыми отходами
- ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.
Таким образом, ГОСТ 30772-2001 предполагает разделение отходов на 2 вида: отходы производства и отходы потребления.
Как следует из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2008 №12-29/8900, твердые отходы разделяются на две неодинаковые группы: на отходы производства и отходы потребления. Под отходами производства подразумевают то, что образовалось в результате функционирования промышленных областей – добычи и обогащения полезных ископаемых, энергетики, металлургии, химии и коксохимии, машиностроения и металлообработки, деревообработки и целлюлозно-бумажного производства, легкой промышленности, строительной индустрии и т.п. Отходы потребления, по другой классификации называются твердыми бытовыми отходами (ТБО). Последние образуются, как непосредственно в домашних хозяйствах, так и в коммунальной сфере в целом. Основные компоненты отходов потребления – использованная упаковка, пищевые остатки, отработанные товары и материалы (в том числе опасные – аккумуляторы, батарейки, ртутные и обычные лампы накаливания, бытовая химия), изношенные автомобильные шины, уличный мусор, срезанные ветви, листья и т.п.
Также в письме Минприроды России указывается, что в федеральном классификационном каталоге отходов в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике.
Как следует из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.01.2009 №1144-АД/14, к твердым бытовым отходам относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств, опавшие листья, крупногабаритные отходы.

Потребителями услуг по сбору и вывозу отходов потребления являются как физические лица, приобретающие услуги для собственных нужд, так и юридические лица, индивидуальные предприниматели, приобретающие услуги для производственных нужд и иные организации и учреждения. В соответствии со статьей 16 закона об отходах производства и потребления транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
• наличие паспорта опасных отходов;
• наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
• соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
• наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2008 № 786 (в ред. Приказа МПР от 30.07.2003 № 663) каждому классу отходов присваивается индивидуальный код.
Каждому виду отходов присваивается класс опасности согласно критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее ОПС), утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
Отходам с очень высокой и высокой степенью вредного воздействия опасных отходов на ОПС присваивается 1 – 2 класс опасности.
К отходам 3-5 классов опасности относят отходы из жилищ несортированные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли, лампы электрические, провода эмалированные, потерявшие потребительские свойства и др. отходы с периодом самовосстановления от 3 до 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия. Такие отходы образуются как в результате жизнедеятельности населения, так и в процессе коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.
В ходе рассмотрения заявлений, установлено, что технология сбора и вывоза отходов производства и потребления 3-5 классов опасности является единой. Данный факт подтверждает управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике и хозяйствующие субъекты, участвующие в деле. Также из пояснений хозяйствующих субъектов установлено, что сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществляется по средствам специализированного транспортного средства (мусоровоза) с боковой загрузкой из специальных, предназначенных для сбора отходов контейнеров со специально оборудованных для контейнеров площадок, различия между технологией транспортировки отходов образующихся от населения и от деятельности иных лиц отсутствуют.
Поскольку технология сбора и вывоза едина, то затраты на оказание таких услуг являются едиными и не могут быть различны.
На данные услуги заключается договор единой формы «Договор на оказание услуг по сбору и вывозу отходов производства и потребления».
Хозяйствующие субъекты также пояснили, что увеличение тарифа «для прочих организаций» связано с прямым увеличением доли выручки, за счет которой полученные денежные средства они распределяют по текущим затратам.
Таким образом, организации-перевозчики отходов решили проблему пополнения собственных оборотных средств не путем снижения затрат своих услуг, а путем повышения стоимости тарифов.
Несмотря на единую технологию и отсутствие экономического обоснования такими хозяйствующими субъектами, как ООО «Чистый двор сервис», ООО «Аргон-Сервис», ИП <…>, ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО Торговый дом Уралоптторг», ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» установлены различные тарифы услуги сбора, вывоза отходов производства и потребления (за исключением 1 и 2 классов опасности) в зависимости от потребителя данных услуг.

Учитывая, что отходы потребления образуются как от населения, так и от организаций, технология сбора и вывоза отходов потребления является одинаковой, то установление различных тарифов на услуги сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для населения (с жилого фонда) и от организаций является экономически, технологически и иным образом необоснованным.
Таким образом, проанализировав вышеизложенное можно сделать следующий вывод:
• все хозяйствующие субъекты, занимающиеся сбором и вывозом отходов производства и потребления и заключающие с потребителями данных услуг договоры на сбор и вывоз данных отходов, устанавливают два различных тарифа: тариф для населения и тариф для прочих организаций;
• все хозяйствующие субъекты, занимающиеся сбором и вывозом отходов производства и потребления, имеют разные уровни затрат. Факторов, увеличивающие затраты, которые в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов, отсутствует;
• результат установления различных цен при одинаковой технологической обработке отходов соответствует экономическим интересам каждого из них, т.к. каждый из них извлекает большую выгоду;
• указанные хозяйствующие субъекты занимают существенную долю на рынке услуг сбора и вывоза отходов производства и потребления, обладают значительной рыночной властью и имеют возможность воздействовать друг на друга и на общие условия обращения услуги на рынке;
• отходы от организаций, находящиеся на территории жилых домов, собираются с тех же контейнеров, что и отходы с жилого фонда;
• технология сбора и вывоза отходов от прочих организаций и отходов от населения едина и затраты на оказание таких услуг являются едиными;
• установление различных тарифов на услуги для населения и для организаций известно каждому хозяйствующему субъекту. Разные тарифы установлены путем повторений поведения друг друга.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, действия ООО «Чистый Двор Сервис», ООО «Аргон-Сервис», ИП <...>, ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО Торговый Дом «Уралоптторг», ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» нарушают пункт 6 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, который запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

При рассмотрении материалов дела установлено событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Событием административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, являются установленный в ходе рассмотрения дела №ММ 06-06/2009-44 факт ведения ООО «Аргон-Сервис» согласованных действий с ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Чистый Двор Сервис», ООО ТД «Уралоптторг», ООО «РСП «ИжРемСтрой», ООО «Ремонтная жилищная компания», ИП <...>, выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации) с 01.01.2009г.
Способ совершения – противоправные действия, выразившиеся в ведении согласованных действий путем экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации).
Объект правонарушения – отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающим согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения:
Место совершения правонарушения – нарушение совершено по месту нахождения и месту осуществления деятельности ООО «Аргон-Сервис» Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Молодежная, 6.
Время совершения правонарушения – по материалам дела установлен факт ведения согласованных действий выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации) с 01.01.2009г. правонарушение является длящимся, продолжалось со стороны ООО «Аргон-Сервис» до 01.11.2009г., до устранения нарушения путем исполнения предписания антимонопольного органа. Факт нарушения установлен 13 ноября 2009г. при рассмотрении дела №ММ 06-06/2009-44.
Субъект правонарушения - ООО «Аргон-Сервис» (426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Молодежная, 6; ИНН 1833026157).
Субъективная сторона – характеризуется виной, ООО «Аргон-Сервис» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учтено, что нарушение допущено впервые, а также то, что ООО «Аргон-Сервис» приняло меры по исполнению выданного Удмуртским УФАС России предписания об устранении нарушения и его последствий.
При рассмотрении дела оснований для освобождения ООО «Аргон-Сервис» от административной ответственности не установлено.
ООО «Аргон-Сервис» в соответствии с примечанием к статье 14.32 КоАП РФ добровольно не обращалось в антимонопольный орган с заявлением о ведении согласованных действий ограничивающих конкуренцию.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с часть 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Согласно сведениям о доходах, полученных ООО «Аргон-Сервис» за 2008 год общая сумма выручки ООО «Аргон-Сервис составляет 51 864 000 руб. Согласно справке, представленной ООО «Аргон-Сервис», сумма выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение составляет 5 480 187,29 рублей, что составляет 10,57% от общей суммы выручки общества, т.е. менее 75%.
Таким образом, подлежит применению санкция в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Минимальный штраф равен одной сотой (0,01) от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение составляет: 0,01* 5 480 187,29 руб. = 54 801,87 рублей, что составляет 0,11% от общей суммы выручки общества.
Максимальный штраф равен пятнадцати сотым (0,15) от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение составляет: 0,15* 5 480 187,29 руб. = 822 028,09 рублей, что составляет 1,58% от общей суммы выручки общества.
Учитывая характер совершенного нарушения (что выразилось в введении согласованных действий по экономическому, технологическому и иным образом не обоснованному установлению различных цен на одну и ту же услугу) принимая во внимание установленные обстоятельства дела, считаю необходимым наложить штраф в размере 131 524,49 рублей, что составляет 2,4% от суммы выручки правонарушителя на рынке товара, на котором совершено правонарушение, данный размер штрафа не превышает максимальный размер штрафа по санкции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, частью первой статьи 14.32, статьей 23.48, статьей 29.9, статьей 29.10, статьей 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:
Наложить на ООО «Аргон-Сервис» (месторасположение 426000, г. Ижевск, ул. Молодежная 6, ИНН 1833026157), административный штраф в размере 2,4% от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, что составляет 131 524,49 (Сто тридцать одна тысяча пятьсот двадцать четыре рубля) 49 копеек за нарушение части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подпись должностного лица Удмуртского УФАС России

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>


16 декабря 2009 года
г.Ижевск



Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике , рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-108А, возбужденного в отношении ООО «Аргон-Сервис» (адрес 426000, г. Ижевск, ул. Молодежная 6, ИНН 1833026157).

Потерпевшими по делу являются – ЗАО ТФ «Индустриальная», Ассоциация предприятий «Леон», ИП как лица, которые обратились с заявлением по факту резкого увеличения с 01.01.2009г. стоимости тарифа для организаций на услугу вывоза ТБО.

Дело рассмотрено:

в присутствии законного представителя директора ООО «Аргон-Сервис» - ,

в отсутствии потерпевших по делу: ЗАО ТФ «Индустриальная», Ассоциация предприятий «Леон», ИП , надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела. От ЗАО ТФ «Индустриальная» и ИП поступили ходатайства о рассмотрении дела №СЮ 06-07/2009-108А без их присутствия;

место рассмотрения дела: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Советская, 1, каб 195, 16 декабря 2009г. 13-30ч.



УСТАНОВИЛ:



13.11.2009г. решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу №ММ 06-06/2009-44 ООО «Аргон-Сервис» признано нарушившим пункт 6 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в ведении согласованных действий по экономическому, технологическому и иным образом не обоснованному установлению различных цен на одну и ту же услугу.

08.12.2009г. в отношении ООО «Аргон-Сервис» был составлен протокол об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-108А в присутствии законного представителя – директора , подписан им. Копия протокола вручена законному представителю, о чем свидетельствует подпись в протоколе.

08.12.2009г. протокол передан на рассмотрение. Определением о назначении времени и места рассмотрения дела дело назначено к рассмотрению на 16.12.2009г.
Ходатайств, объяснений, доказательств, отводов не поступало.



В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

С целью выявления перечня хозяйствующих субъектов и определения долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг сбора и вывоза отходов производства и потребления Удмуртское УФАС России провело исследование товарного рынка услуг по сбору и вывозу отходов производства и потребления (за исключением 1 и 2 классов опасности).

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, определялся на основании сведений представленных самими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и вывозу отходов, потребителями данных услуг, а также с учетом иных сведений. Состав хозяйствующих субъектов на 01.01.2009г., оказывающих услуги по сбору и вывозу отходов производства и потребления в г. Ижевске образуют: ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Уралсервис», ООО «Аргон-сервис», ООО Торговый дом «Уралоптторг», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой», ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО «Чистый Двор Сервис», ООО «Эко-Мед», ООО «Многопрофильное предприятие «Комфорт», ООО «Стройснаб», ООО «Ареал», ООО «Соболь», ООО «Спецтранс», ЗАО «Ижевский авторемонтный завод», ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <..>.

Доля хозяйствующих субъектов, в отношении которых возбуждено дело №ММ 06-06/2009-44, а именно ООО «Чистый двор сервис» (5,9%), ООО «Аргон-Сервис» (3,9%), ИП <...> (9,7%), ООО «Ремонтная жилищная компания» (3,2%), ООО Торговый дом «Уралоптторг» (4,0%), ОАО «Спецавтохозяйство» (52,13%), ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» (6,5%), ООО «Спецтранс» (2,5%), ООО «Соболь» (1,6%), что в совокупности составляет 89,43 %, что создает возможность воздействовать в одностороннем порядке на общие условия обращения услуг по сбору и вывозу отходов. Указанные выше хозяйствующие субъекты не составляют одну группу лиц и имеют существенные доли на данном рынке. Данные сведения подтверждаются аналитическим отчетом по результатам анализа рынка, сведениями, представленными хозяйствующими субъектами, участниками рынка.



Согласно статье 8 ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям.



В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.



В результате жизнедеятельности человека, производственной деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей образуются отходы, которые подлежат сбору и вывозу на места их размещения (полигоны).

В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 №607

- под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации;

- под отходами производства понимают остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Согласно примечанию ГОСТ 30772-2001 в последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (их иногда называют твердыми бытовыми отходами
- ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.

Таким образом, ГОСТ 30772-2001 предполагает разделение отходов на 2 вида: отходы производства и отходы потребления.

Как следует из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2008 №12-29/8900, твердые отходы разделяются на две неодинаковые группы: на отходы производства и отходы потребления. Под отходами производства подразумевают то, что образовалось в результате функционирования промышленных областей – добычи и обогащения полезных ископаемых, энергетики, металлургии, химии и коксохимии, машиностроения и металлообработки, деревообработки и целлюлозно-бумажного производства, легкой промышленности, строительной индустрии и т.п. Отходы потребления, по другой классификации называются твердыми бытовыми отходами (ТБО). Последние образуются, как непосредственно в домашних хозяйствах, так и в коммунальной сфере в целом. Основные компоненты отходов потребления – использованная упаковка, пищевые остатки, отработанные товары и материалы (в том числе опасные – аккумуляторы, батарейки, ртутные и обычные лампы накаливания, бытовая химия), изношенные автомобильные шины, уличный мусор, срезанные ветви, листья и т.п.

Также в письме Минприроды России указывается, что в федеральном классификационном каталоге отходов в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике.

Как следует из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.01.2009 №1144-АД/14, к твердым бытовым отходам относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств, опавшие листья, крупногабаритные отходы.



Потребителями услуг по сбору и вывозу отходов потребления являются как физические лица, приобретающие услуги для собственных нужд, так и юридические лица, индивидуальные предприниматели, приобретающие услуги для производственных нужд и иные организации и учреждения.
В соответствии со статьей 16 закона об отходах производства и потребления транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:

• наличие паспорта опасных отходов;

• наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

• соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

• наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2008 № 786 (в ред. Приказа МПР от 30.07.2003 № 663) каждому классу отходов присваивается индивидуальный код.

Каждому виду отходов присваивается класс опасности согласно критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее ОПС), утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».

Отходам с очень высокой и высокой степенью вредного воздействия опасных отходов на ОПС присваивается 1 – 2 класс опасности.

К отходам 3-5 классов опасности относят отходы из жилищ несортированные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли, лампы электрические, провода эмалированные, потерявшие потребительские свойства и др. отходы с периодом самовосстановления от 3 до 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия. Такие отходы образуются как в результате жизнедеятельности населения, так и в процессе коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.

В ходе рассмотрения заявлений, установлено, что технология сбора и вывоза отходов производства и потребления 3-5 классов опасности является единой. Данный факт подтверждает управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике и хозяйствующие субъекты, участвующие в деле. Также из пояснений хозяйствующих субъектов установлено, что сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществляется по средствам специализированного транспортного средства (мусоровоза) с боковой загрузкой из специальных, предназначенных для сбора отходов контейнеров со специально оборудованных для контейнеров площадок, различия между технологией транспортировки отходов образующихся от населения и от деятельности иных лиц отсутствуют.

Поскольку технология сбора и вывоза едина, то затраты на оказание таких услуг являются едиными и не могут быть различны.

На данные услуги заключается договор единой формы «Договор на оказание услуг по сбору и вывозу отходов производства и потребления».

Хозяйствующие субъекты также пояснили, что увеличение тарифа «для прочих организаций» связано с прямым увеличением доли выручки, за счет которой полученные денежные средства они распределяют по текущим затратам.
Таким образом, организации-перевозчики отходов решили проблему пополнения собственных оборотных средств не путем снижения затрат своих услуг, а путем повышения стоимости тарифов.

Несмотря на единую технологию и отсутствие экономического обоснования такими хозяйствующими субъектами, как ООО «Чистый двор сервис», ООО «Аргон-Сервис», ИП , ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО Торговый дом Уралоптторг», ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» установлены различные тарифы услуги сбора, вывоза отходов производства и потребления (за исключением 1 и 2 классов опасности) в зависимости от потребителя данных услуг.



Учитывая, что отходы потребления образуются как от населения, так и от организаций, технология сбора и вывоза отходов потребления является одинаковой, то установление различных тарифов на услуги сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для населения (с жилого фонда) и от организаций является экономически, технологически и иным образом необоснованным.

Таким образом, проанализировав вышеизложенное можно сделать следующий вывод:

• все хозяйствующие субъекты, занимающиеся сбором и вывозом отходов производства и потребления и заключающие с потребителями данных услуг договоры на сбор и вывоз данных отходов, устанавливают два различных тарифа: тариф для населения и тариф для прочих организаций;

• все хозяйствующие субъекты, занимающиеся сбором и вывозом отходов производства и потребления, имеют разные уровни затрат. Факторов, увеличивающие затраты, которые в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов, отсутствует;

• результат установления различных цен при одинаковой технологической обработке отходов соответствует экономическим интересам каждого из них, т.к. каждый из них извлекает большую выгоду;

• указанные хозяйствующие субъекты занимают существенную долю на рынке услуг сбора и вывоза отходов производства и потребления, обладают значительной рыночной властью и имеют возможность воздействовать друг на друга и на общие условия обращения услуги на рынке;

• отходы от организаций, находящиеся на территории жилых домов, собираются с тех же контейнеров, что и отходы с жилого фонда;

• технология сбора и вывоза отходов от прочих организаций и отходов от населения едина и затраты на оказание таких услуг являются едиными;

• установление различных тарифов на услуги для населения и для организаций известно каждому хозяйствующему субъекту. Разные тарифы установлены путем повторений поведения друг друга.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, действия ООО «Чистый Двор Сервис», ООО «Аргон-Сервис», ИП <...>, ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО Торговый Дом «Уралоптторг», ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» нарушают пункт 6 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, который запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.



При рассмотрении материалов дела установлено событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Событием административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, являются установленный в ходе рассмотрения дела №ММ 06-06/2009-44 факт ведения ООО «Аргон-Сервис» согласованных действий с ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Чистый Двор Сервис», ООО ТД «Уралоптторг», ООО «РСП «ИжРемСтрой», ООО «Ремонтная жилищная компания», ИП <...>, выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации) с 01.01.2009г.

Способ совершения – противоправные действия, выразившиеся в ведении согласованных действий путем экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации).

Объект правонарушения – отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающим согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.
Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения:

Место совершения правонарушения – нарушение совершено по месту нахождения и месту осуществления деятельности ООО «Аргон-Сервис» Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Молодежная, 6.

Время совершения правонарушения – по материалам дела установлен факт ведения согласованных действий выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации) с 01.01.2009г. правонарушение является длящимся, продолжалось со стороны ООО «Аргон-Сервис» до 01.11.2009г., до устранения нарушения путем исполнения предписания антимонопольного органа. Факт нарушения установлен 13 ноября 2009г. при рассмотрении дела №ММ 06-06/2009-44.

Субъект правонарушения - ООО «Аргон-Сервис» (426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Молодежная, 6; ИНН 1833026157).

Субъективная сторона – характеризуется виной, ООО «Аргон-Сервис» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учтено, что нарушение допущено впервые, а также то, что ООО «Аргон-Сервис» приняло меры по исполнению выданного Удмуртским УФАС России предписания об устранении нарушения и его последствий.

При рассмотрении дела оснований для освобождения ООО «Аргон-Сервис» от административной ответственности не установлено.

ООО «Аргон-Сервис» в соответствии с примечанием к статье 14.32 КоАП РФ добровольно не обращалось в антимонопольный орган с заявлением о ведении согласованных действий ограничивающих конкуренцию.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с часть 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Согласно сведениям о доходах, полученных ООО «Аргон-Сервис» за 2008 год общая сумма выручки ООО «Аргон-Сервис составляет 51 864 000 руб. Согласно справке, представленной ООО «Аргон-Сервис», сумма выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение составляет 5 480 187,29 рублей, что составляет 10,57% от общей суммы выручки общества, т.е. менее 75%.

Таким образом, подлежит применению санкция в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Минимальный штраф равен одной сотой (0,01) от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение составляет: 0,01* 5 480 187,29 руб. = 54 801,87 рублей, что составляет 0,11% от общей суммы выручки общества.

Максимальный штраф равен пятнадцати сотым (0,15) от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение составляет: 0,15* 5 480 187,29 руб. = 822 028,09 рублей, что составляет 1,58% от общей суммы выручки общества.

Учитывая характер совершенного нарушения (что выразилось в введении согласованных действий по экономическому, технологическому и иным образом не обоснованному установлению различных цен на одну и ту же услугу) принимая во внимание установленные обстоятельства дела, считаю необходимым наложить штраф в размере 131 524,49 рублей, что составляет 2,4% от суммы выручки правонарушителя на рынке товара, на котором совершено правонарушение, данный размер штрафа не превышает максимальный размер штрафа по санкции.



На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.2,
частью первой статьи 14.32, статьей 23.48, статьей 29.9, статьей 29.10, статьей 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,



ПОСТАНОВИЛ:

Наложить на ООО «Аргон-Сервис» (месторасположение 426000, г. Ижевск, ул. Молодежная 6, ИНН 1833026157), административный штраф в размере 2,4% от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, что составляет 131 524,49 (Сто тридцать одна тысяча пятьсот двадцать четыре рубля) 49 копеек за нарушение части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.



Подпись должностного лица Удмуртского УФАС России

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование на финансовых рынках [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-12-16 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-12-16 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320640389 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )