г. Ижевск Дело № А71 -9799/2014
06 ноября 2014г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи <…>, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «КЭМ», г.Ижевск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, г.Ижевск об оспаривании постановления от 04.08.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ06-07/2014-29А, без вызова сторон, уведомленных о начавшемся судебном процессе,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «КЭМ» (далее - ООО «КЭМ», общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (Удмуртское УФАС России) от 04.08.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ06-07/2014-29А, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Ответчик требование заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Из материалов дела следует, что решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу № СЮ 05-03/2014-58 ООО «КЭМ» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившегося в установлении и взимании платы по договору № 246 от 01.10.2013 без установленного РЭК УР тарифа.
По результатам рассмотрения дела Комиссией УФАС по УР установлено следующее.
Между ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» и ГСК «Кристалл» заключен договор энергоснабжения № Ц3283 от 01.01.2013 г. (далее - договор №Ц3283).
Согласно п. 1.1 договора № Ц3283 гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии.
Между ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) и покупки электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях №4 от 29.10.2010 в целях энергоснабжения ГСК «Кристалл».
Согласно приложению № 2 к договору № Ц3283 объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Спортивная, ГСК «Кристалл», находится в перечне точек поставки, объектов, приборов учета, измерительных комплексов и параметров, по которым производится расчет за отпущенную электрическую энергию (мощность) ГСК «Кристалл».
Точка поставки (граница балансовой принадлежности): в местах присоединения кабельных наконечников КЛ-0,4 кВ к отходящим контактам рубильника QS-1 в РУ-0,4 кВ ТП ООО «КЭМ» ф.4 ПС 110/6кВ «Смирново».
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности между ООО «КЭМ» и ГСК «Кристалл» потребительская электроустановка КЛ-0,4 кВ на ВРУ-0,4 кВ ГСК «Кристалл» подключена к сетям ООО «КЭМ» РУ- 0,4 кВ ТП (2x400 кВа) - ООО «КЭМ» Ф-4 ПС 110/6кВ «Смирново».
Граница балансовой принадлежности между ООО «КЭМ» и ГСК «Кристалл» устанавливается в местах присоединения кабельных наконечников КЛ-0,4 кВ к отходящим контактам рубильника QS-1 в РУ-0,4 кВ ТП ООО «КЭМ» Ф-4 ПС 110/6кВ «Смирново».
Таким образом, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что энергопринимающие устройства ГСК «Кристалл» присоединены к электрическим сетям ООО «КЭМ», которое не является сетевой организацией, следовательно, энергопринимающие устройства ГСК «Кристалл» технологически присоединены к электрическим сетям сетевой организации опосредованно. Между ООО «КЭМ» и ГСК «Кристалл» заключен договор № 246 от 01.10.2013 г. (далее - договор № 246).
Согласно пункту 1.2 договора № 246 ГСК «Кристалл» получает право через принадлежащее ООО «КЭМ» имущество принимать от третьих лиц электрическую энергию и компенсирует ООО «КЭМ» затраты на содержание указанного имущества.
Пунктом 3.1 договора № 246 установлено, что ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за расчетным, ГСК «Кристалл» выплачивает ООО «КЭМ» сумму компенсации затрат на содержание имущества.
Пунктом 3.2 договора № 246 установлено, что сумма компенсации составляет 5 886,78 рублей в месяц, в т.ч. НДС 18 %.
Пунктом 3.3 договора № 246 установлено, что ГСК «Кристалл» согласно представленному ООО «КЭМ» счету выплачивает ООО «КЭМ» дополнительную компенсацию расходов по аварийному, плановому и внеплановому ремонту, реконструкции и переоборудованию имущества в части пропорциональной доле потребления ГСК «Кристалл» в общем объеме потребления электроэнергии и воды лицами, подключенным к сетям ООО «КЭМ» (к имуществу).
Договор № 246 вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2014. Стороны пришли к соглашению о распространении действия настоящего договора на отношения сторон, существующие до заключения, на период с 01.01.2013 (пункт 5.1 договора № 246).
В соответствии с п. 4.2 договора № 246 в случае невнесения платежей (полностью или частично) ГСК «Кристалл» за расчетный период, ООО «КЭМ» вправе отключить (отсоединить) ГСК «Кристалл» от своих сетей (имущества).
Из заявления ГСК «Кристалл» следует, что в декабре 2013 года в адрес ГСК «Кристалл» поступил договор № 246 от ООО «КЭМ». В связи с тем, что в соответствии с п. 4.2 договора № 246 в случае невнесения платежей ГСК «Кристалл» за расчетный период, ООО «КЭМ» вправе отключить ГСК «Кристалл» от своих сетей, ГСК «Кристалл» было вынуждено произвести оплату в сумме 23547,12 рублей за октябрь 2013 года - декабрь
- года, январь 2014 года.
ГСК «Кристалл» представлены акт выполненных работ, услуг № 1145 от 31.12.2013 по договору № 246 от 01.10.2013, акт выполненных работ, услуг № 11 от 28.02.2014 по договору № 246 от 01.10.2013, счет- фактура №КЭМ00000175 от 28.02.2014, счет-фактура № КЭМ000001502 от
31.12.2013.
Перечисление ГСК «Кристалл» в пользу ООО «КЭМ» суммы в размере 23547руб.12коп. подтверждает платежное поручение № 419 от
- представленное ООО «КЭМ», о возврате денежных средств по платежному поручению № 5 от 04.02.2014 по договору № 246.
Таким образом, из представленных документов и информации следует, что ГСК «Кристалл» оплатило ООО КЭМ» услуги по договору № 246 в сумме 23547руб.12коп. за октябрь 2013 года - декабрь 2013 года, январь
- года.
Поскольку энергопринимающие устройства ГСК «Кристалл» присоединены к электрическим сетям ООО «КЭМ», то услуги по передаче электрической энергии оказываются с использованием электросетевого хозяйства ООО «КЭМ».
Поскольку ООО «КЭМ» в адрес ГСК «Кристалл» выставляло счета на оплату услуг по договору № 246, ГСК «Кристалл» оплатил услуги по договору № 246 в сумме 23547руб.12коп. за октябрь-декабрь 2013 года, январь 2014 года, т.е. ООО «КЭМ» возмездно оказывает услуги по передаче электрической энергии, без установленного РЭК УР тарифа, то ООО «КЭМ» по отношению к ГСК «Кристалл» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение.
Учитывая, что ООО «КЭМ» не является сетевой организацией, для ООО «КЭМ» тариф на услуги по передаче электрической энергии РЭК УР не установлен, то ООО «КЭМ» не имеет правовых оснований заключать договор №246 или не вправе препятствовать перетоку электрической энергии через принадлежащие ему на праве собственности объекты электросетевого хозяйства и требовать за эту плату.
Действия ООО «КЭМ», выразившиеся в установлении и взимании платы по договору №246, без установленного РЭК УР тарифа, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Указанные факты свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ.
По факту злоупотребления доминирующим положением в отношении ООО «КЭМ» 24.06.2014 составлен протокол об административном правонарушении № СЮ 06-07/2014-29А, предусмотренном ч.2 ст.14.31 КоАП РФ в отношении ООО «КЭМ».
Постановлением УФАС по УР от 04.08.2014 № СЮ06-07/2014-29А ООО «КЭМ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании его незаконным.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что ООО «КЭМ» не занимает доминирующее положение в отношении ГСК «Кристалл», ООО «КЭМ» не совершало действий, характеризующихся как злоупотребление доминирующим положением, действия ООО «КЭМ» не привели к ограничению конкуренции или ущемлению прав ГСК «Кристалл».
Предписание № СЮ 05-03/2014-58, выданное по результатам рассмотрения дела № СЮ 05-03/2014-58 о нарушении антимонопольного законодательства исполнено. ООО «КЭМ» возвратило денежные средства, взимаемые по договору №246 и обратилось в РЭК УР с заявлением о согласовании и установлении тарифа, связанного с транспортировкой электроэнергии. Заявитель считает, что в данном случае подлежит применению ст. 2.9 КоАП РФ.
В обоснование возражений по делу ответчик указал, что доводы заявителя являются необоснованными, противоречащими материалам дела. Процессуальных нарушений административным органом не допущено. Довод о малозначительности является безосновательным.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике»).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона «Об электроэнергетике» одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона «Об электроэнергетике» нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
На основании статьи 21 Закона «Об электроэнергетике» постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.204 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила № 861), постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Правила № 442).
В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 27.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Указанные действия заявителя образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оспариваемым постановлением заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст.14.31 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у ООО «КЭМ» отсутствовала возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства. Не содержат материалы дела и доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
В соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства составляет один год.
Согласно ч.6 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Решение Удмуртского УФАС России по делу № СЮ05-03/2014-58, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, изготовлено 05.06.2014, следовательно, оспариваемое постановление от 04.08.2014 вынесено в пределах срока давности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что ООО «КЭМ» не занимает доминирующее положение в отношении ГСК «Кристалл», ООО «КЭМ» не совершало действий, характеризующихся как злоупотребление доминирующим положением, действия ООО «КЭМ» не привели к ограничению конкуренции или ущемлению прав ГСК «Кристалл» судом отклоняются как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Довод заявителя о малозначительности также судом отклоняется по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (п.18.1 Постановления).
В обоснование довода о малозначительности совершенного правонарушения заявитель указал на то, что ООО «КЭМ» возвратило денежные средства, взимаемые по договору №246 и обратилось в РЭК УР с заявлением о согласовании и установлении тарифа, связанного с транспортировкой электроэнергии.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное обществом, как малозначительное, не представлено. Учитывая изложенное, основания расценивать совершенное заявителем правонарушение, как малозначительное, отсутствуют.
Согласно статье 211 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рассмотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий. Указанных в названной норме обстоятельств, при рассмотрении дела в части оспаривания постановления от 04.08.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ06-07/2014-29А судом не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, в удовлетворении заявления ООО «КЭМ» следует отказать полностью.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 04.08.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ06-07/2014-29А, вынесенного в отношении ООО «КЭМ».
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья <…>
stdClass Object
(
[vid] => 16323
[uid] => 5
[title] => Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу № А71 -9799/2014 (ООО «КЭМ»)
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 16324
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1415856290
[changed] => 1415856290
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1415856290
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
г. Ижевск Дело № А71 -9799/2014
06 ноября 2014г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи <…>, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «КЭМ», г.Ижевск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, г.Ижевск об оспаривании постановления от 04.08.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ06-07/2014-29А, без вызова сторон, уведомленных о начавшемся судебном процессе,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «КЭМ» (далее - ООО «КЭМ», общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (Удмуртское УФАС России) от 04.08.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ06-07/2014-29А, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Ответчик требование заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Из материалов дела следует, что решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу № СЮ 05-03/2014-58 ООО «КЭМ» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившегося в установлении и взимании платы по договору № 246 от 01.10.2013 без установленного РЭК УР тарифа.
По результатам рассмотрения дела Комиссией УФАС по УР установлено следующее.
Между ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» и ГСК «Кристалл» заключен договор энергоснабжения № Ц3283 от 01.01.2013 г. (далее - договор №Ц3283).
Согласно п. 1.1 договора № Ц3283 гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии.
Между ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) и покупки электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях №4 от 29.10.2010 в целях энергоснабжения ГСК «Кристалл».
Согласно приложению № 2 к договору № Ц3283 объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Спортивная, ГСК «Кристалл», находится в перечне точек поставки, объектов, приборов учета, измерительных комплексов и параметров, по которым производится расчет за отпущенную электрическую энергию (мощность) ГСК «Кристалл».
Точка поставки (граница балансовой принадлежности): в местах присоединения кабельных наконечников КЛ-0,4 кВ к отходящим контактам рубильника QS-1 в РУ-0,4 кВ ТП ООО «КЭМ» ф.4 ПС 110/6кВ «Смирново».
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности между ООО «КЭМ» и ГСК «Кристалл» потребительская электроустановка КЛ-0,4 кВ на ВРУ-0,4 кВ ГСК «Кристалл» подключена к сетям ООО «КЭМ» РУ- 0,4 кВ ТП (2x400 кВа) - ООО «КЭМ» Ф-4 ПС 110/6кВ «Смирново».
Граница балансовой принадлежности между ООО «КЭМ» и ГСК «Кристалл» устанавливается в местах присоединения кабельных наконечников КЛ-0,4 кВ к отходящим контактам рубильника QS-1 в РУ-0,4 кВ ТП ООО «КЭМ» Ф-4 ПС 110/6кВ «Смирново».
Таким образом, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что энергопринимающие устройства ГСК «Кристалл» присоединены к электрическим сетям ООО «КЭМ», которое не является сетевой организацией, следовательно, энергопринимающие устройства ГСК «Кристалл» технологически присоединены к электрическим сетям сетевой организации опосредованно. Между ООО «КЭМ» и ГСК «Кристалл» заключен договор № 246 от 01.10.2013 г. (далее - договор № 246).
Согласно пункту 1.2 договора № 246 ГСК «Кристалл» получает право через принадлежащее ООО «КЭМ» имущество принимать от третьих лиц электрическую энергию и компенсирует ООО «КЭМ» затраты на содержание указанного имущества.
Пунктом 3.1 договора № 246 установлено, что ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за расчетным, ГСК «Кристалл» выплачивает ООО «КЭМ» сумму компенсации затрат на содержание имущества.
Пунктом 3.2 договора № 246 установлено, что сумма компенсации составляет 5 886,78 рублей в месяц, в т.ч. НДС 18 %.
Пунктом 3.3 договора № 246 установлено, что ГСК «Кристалл» согласно представленному ООО «КЭМ» счету выплачивает ООО «КЭМ» дополнительную компенсацию расходов по аварийному, плановому и внеплановому ремонту, реконструкции и переоборудованию имущества в части пропорциональной доле потребления ГСК «Кристалл» в общем объеме потребления электроэнергии и воды лицами, подключенным к сетям ООО «КЭМ» (к имуществу).
Договор № 246 вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2014. Стороны пришли к соглашению о распространении действия настоящего договора на отношения сторон, существующие до заключения, на период с 01.01.2013 (пункт 5.1 договора № 246).
В соответствии с п. 4.2 договора № 246 в случае невнесения платежей (полностью или частично) ГСК «Кристалл» за расчетный период, ООО «КЭМ» вправе отключить (отсоединить) ГСК «Кристалл» от своих сетей (имущества).
Из заявления ГСК «Кристалл» следует, что в декабре 2013 года в адрес ГСК «Кристалл» поступил договор № 246 от ООО «КЭМ». В связи с тем, что в соответствии с п. 4.2 договора № 246 в случае невнесения платежей ГСК «Кристалл» за расчетный период, ООО «КЭМ» вправе отключить ГСК «Кристалл» от своих сетей, ГСК «Кристалл» было вынуждено произвести оплату в сумме 23547,12 рублей за октябрь 2013 года - декабрь
- года, январь 2014 года.
ГСК «Кристалл» представлены акт выполненных работ, услуг № 1145 от 31.12.2013 по договору № 246 от 01.10.2013, акт выполненных работ, услуг № 11 от 28.02.2014 по договору № 246 от 01.10.2013, счет- фактура №КЭМ00000175 от 28.02.2014, счет-фактура № КЭМ000001502 от
31.12.2013.
Перечисление ГСК «Кристалл» в пользу ООО «КЭМ» суммы в размере 23547руб.12коп. подтверждает платежное поручение № 419 от
- представленное ООО «КЭМ», о возврате денежных средств по платежному поручению № 5 от 04.02.2014 по договору № 246.
Таким образом, из представленных документов и информации следует, что ГСК «Кристалл» оплатило ООО КЭМ» услуги по договору № 246 в сумме 23547руб.12коп. за октябрь 2013 года - декабрь 2013 года, январь
- года.
Поскольку энергопринимающие устройства ГСК «Кристалл» присоединены к электрическим сетям ООО «КЭМ», то услуги по передаче электрической энергии оказываются с использованием электросетевого хозяйства ООО «КЭМ».
Поскольку ООО «КЭМ» в адрес ГСК «Кристалл» выставляло счета на оплату услуг по договору № 246, ГСК «Кристалл» оплатил услуги по договору № 246 в сумме 23547руб.12коп. за октябрь-декабрь 2013 года, январь 2014 года, т.е. ООО «КЭМ» возмездно оказывает услуги по передаче электрической энергии, без установленного РЭК УР тарифа, то ООО «КЭМ» по отношению к ГСК «Кристалл» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение.
Учитывая, что ООО «КЭМ» не является сетевой организацией, для ООО «КЭМ» тариф на услуги по передаче электрической энергии РЭК УР не установлен, то ООО «КЭМ» не имеет правовых оснований заключать договор №246 или не вправе препятствовать перетоку электрической энергии через принадлежащие ему на праве собственности объекты электросетевого хозяйства и требовать за эту плату.
Действия ООО «КЭМ», выразившиеся в установлении и взимании платы по договору №246, без установленного РЭК УР тарифа, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Указанные факты свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ.
По факту злоупотребления доминирующим положением в отношении ООО «КЭМ» 24.06.2014 составлен протокол об административном правонарушении № СЮ 06-07/2014-29А, предусмотренном ч.2 ст.14.31 КоАП РФ в отношении ООО «КЭМ».
Постановлением УФАС по УР от 04.08.2014 № СЮ06-07/2014-29А ООО «КЭМ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании его незаконным.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что ООО «КЭМ» не занимает доминирующее положение в отношении ГСК «Кристалл», ООО «КЭМ» не совершало действий, характеризующихся как злоупотребление доминирующим положением, действия ООО «КЭМ» не привели к ограничению конкуренции или ущемлению прав ГСК «Кристалл».
Предписание № СЮ 05-03/2014-58, выданное по результатам рассмотрения дела № СЮ 05-03/2014-58 о нарушении антимонопольного законодательства исполнено. ООО «КЭМ» возвратило денежные средства, взимаемые по договору №246 и обратилось в РЭК УР с заявлением о согласовании и установлении тарифа, связанного с транспортировкой электроэнергии. Заявитель считает, что в данном случае подлежит применению ст. 2.9 КоАП РФ.
В обоснование возражений по делу ответчик указал, что доводы заявителя являются необоснованными, противоречащими материалам дела. Процессуальных нарушений административным органом не допущено. Довод о малозначительности является безосновательным.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике»).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона «Об электроэнергетике» одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона «Об электроэнергетике» нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
На основании статьи 21 Закона «Об электроэнергетике» постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.204 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила № 861), постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Правила № 442).
В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 27.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Указанные действия заявителя образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оспариваемым постановлением заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст.14.31 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у ООО «КЭМ» отсутствовала возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства. Не содержат материалы дела и доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
В соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства составляет один год.
Согласно ч.6 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Решение Удмуртского УФАС России по делу № СЮ05-03/2014-58, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, изготовлено 05.06.2014, следовательно, оспариваемое постановление от 04.08.2014 вынесено в пределах срока давности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что ООО «КЭМ» не занимает доминирующее положение в отношении ГСК «Кристалл», ООО «КЭМ» не совершало действий, характеризующихся как злоупотребление доминирующим положением, действия ООО «КЭМ» не привели к ограничению конкуренции или ущемлению прав ГСК «Кристалл» судом отклоняются как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Довод заявителя о малозначительности также судом отклоняется по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (п.18.1 Постановления).
В обоснование довода о малозначительности совершенного правонарушения заявитель указал на то, что ООО «КЭМ» возвратило денежные средства, взимаемые по договору №246 и обратилось в РЭК УР с заявлением о согласовании и установлении тарифа, связанного с транспортировкой электроэнергии.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное обществом, как малозначительное, не представлено. Учитывая изложенное, основания расценивать совершенное заявителем правонарушение, как малозначительное, отсутствуют.
Согласно статье 211 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рассмотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий. Указанных в названной норме обстоятельств, при рассмотрении дела в части оспаривания постановления от 04.08.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ06-07/2014-29А судом не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, в удовлетворении заявления ООО «КЭМ» следует отказать полностью.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 04.08.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ06-07/2014-29А, вынесенного в отношении ООО «КЭМ».
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья <…>
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
г. Ижевск Дело № А71 -9799/2014
06 ноября 2014г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи <…>, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «КЭМ», г.Ижевск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, г.Ижевск об оспаривании постановления от 04.08.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ06-07/2014-29А, без вызова сторон, уведомленных о начавшемся судебном процессе,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «КЭМ» (далее - ООО «КЭМ», общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (Удмуртское УФАС России) от 04.08.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ06-07/2014-29А, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Ответчик требование заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Из материалов дела следует, что решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу № СЮ 05-03/2014-58 ООО «КЭМ» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившегося в установлении и взимании платы по договору № 246 от 01.10.2013 без установленного РЭК УР тарифа.
По результатам рассмотрения дела Комиссией УФАС по УР установлено следующее.
Между ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» и ГСК «Кристалл» заключен договор энергоснабжения № Ц3283 от 01.01.2013 г. (далее - договор №Ц3283).
Согласно п. 1.1 договора № Ц3283 гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии.
Между ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) и покупки электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях №4 от 29.10.2010 в целях энергоснабжения ГСК «Кристалл».
Согласно приложению № 2 к договору № Ц3283 объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Спортивная, ГСК «Кристалл», находится в перечне точек поставки, объектов, приборов учета, измерительных комплексов и параметров, по которым производится расчет за отпущенную электрическую энергию (мощность) ГСК «Кристалл».
Точка поставки (граница балансовой принадлежности): в местах присоединения кабельных наконечников КЛ-0,4 кВ к отходящим контактам рубильника QS-1 в РУ-0,4 кВ ТП ООО «КЭМ» ф.4 ПС 110/6кВ «Смирново».
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности между ООО «КЭМ» и ГСК «Кристалл» потребительская электроустановка КЛ-0,4 кВ на ВРУ-0,4 кВ ГСК «Кристалл» подключена к сетям ООО «КЭМ» РУ- 0,4 кВ ТП (2x400 кВа) - ООО «КЭМ» Ф-4 ПС 110/6кВ «Смирново».
Граница балансовой принадлежности между ООО «КЭМ» и ГСК «Кристалл» устанавливается в местах присоединения кабельных наконечников КЛ-0,4 кВ к отходящим контактам рубильника QS-1 в РУ-0,4 кВ ТП ООО «КЭМ» Ф-4 ПС 110/6кВ «Смирново».
Таким образом, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что энергопринимающие устройства ГСК «Кристалл» присоединены к электрическим сетям ООО «КЭМ», которое не является сетевой организацией, следовательно, энергопринимающие устройства ГСК «Кристалл» технологически присоединены к электрическим сетям сетевой организации опосредованно. Между ООО «КЭМ» и ГСК «Кристалл» заключен договор № 246 от 01.10.2013 г. (далее - договор № 246).
Согласно пункту 1.2 договора № 246 ГСК «Кристалл» получает право через принадлежащее ООО «КЭМ» имущество принимать от третьих лиц электрическую энергию и компенсирует ООО «КЭМ» затраты на содержание указанного имущества.
Пунктом 3.1 договора № 246 установлено, что ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за расчетным, ГСК «Кристалл» выплачивает ООО «КЭМ» сумму компенсации затрат на содержание имущества.
Пунктом 3.2 договора № 246 установлено, что сумма компенсации составляет 5 886,78 рублей в месяц, в т.ч. НДС 18 %.
Пунктом 3.3 договора № 246 установлено, что ГСК «Кристалл» согласно представленному ООО «КЭМ» счету выплачивает ООО «КЭМ» дополнительную компенсацию расходов по аварийному, плановому и внеплановому ремонту, реконструкции и переоборудованию имущества в части пропорциональной доле потребления ГСК «Кристалл» в общем объеме потребления электроэнергии и воды лицами, подключенным к сетям ООО «КЭМ» (к имуществу).
Договор № 246 вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2014. Стороны пришли к соглашению о распространении действия настоящего договора на отношения сторон, существующие до заключения, на период с 01.01.2013 (пункт 5.1 договора № 246).
В соответствии с п. 4.2 договора № 246 в случае невнесения платежей (полностью или частично) ГСК «Кристалл» за расчетный период, ООО «КЭМ» вправе отключить (отсоединить) ГСК «Кристалл» от своих сетей (имущества).
Из заявления ГСК «Кристалл» следует, что в декабре 2013 года в адрес ГСК «Кристалл» поступил договор № 246 от ООО «КЭМ». В связи с тем, что в соответствии с п. 4.2 договора № 246 в случае невнесения платежей ГСК «Кристалл» за расчетный период, ООО «КЭМ» вправе отключить ГСК «Кристалл» от своих сетей, ГСК «Кристалл» было вынуждено произвести оплату в сумме 23547,12 рублей за октябрь 2013 года - декабрь
- года, январь 2014 года.
ГСК «Кристалл» представлены акт выполненных работ, услуг № 1145 от 31.12.2013 по договору № 246 от 01.10.2013, акт выполненных работ, услуг № 11 от 28.02.2014 по договору № 246 от 01.10.2013, счет- фактура №КЭМ00000175 от 28.02.2014, счет-фактура № КЭМ000001502 от
31.12.2013.
Перечисление ГСК «Кристалл» в пользу ООО «КЭМ» суммы в размере 23547руб.12коп. подтверждает платежное поручение № 419 от
- представленное ООО «КЭМ», о возврате денежных средств по платежному поручению № 5 от 04.02.2014 по договору № 246.
Таким образом, из представленных документов и информации следует, что ГСК «Кристалл» оплатило ООО КЭМ» услуги по договору № 246 в сумме 23547руб.12коп. за октябрь 2013 года - декабрь 2013 года, январь
- года.
Поскольку энергопринимающие устройства ГСК «Кристалл» присоединены к электрическим сетям ООО «КЭМ», то услуги по передаче электрической энергии оказываются с использованием электросетевого хозяйства ООО «КЭМ».
Поскольку ООО «КЭМ» в адрес ГСК «Кристалл» выставляло счета на оплату услуг по договору № 246, ГСК «Кристалл» оплатил услуги по договору № 246 в сумме 23547руб.12коп. за октябрь-декабрь 2013 года, январь 2014 года, т.е. ООО «КЭМ» возмездно оказывает услуги по передаче электрической энергии, без установленного РЭК УР тарифа, то ООО «КЭМ» по отношению к ГСК «Кристалл» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение.
Учитывая, что ООО «КЭМ» не является сетевой организацией, для ООО «КЭМ» тариф на услуги по передаче электрической энергии РЭК УР не установлен, то ООО «КЭМ» не имеет правовых оснований заключать договор №246 или не вправе препятствовать перетоку электрической энергии через принадлежащие ему на праве собственности объекты электросетевого хозяйства и требовать за эту плату.
Действия ООО «КЭМ», выразившиеся в установлении и взимании платы по договору №246, без установленного РЭК УР тарифа, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Указанные факты свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ.
По факту злоупотребления доминирующим положением в отношении ООО «КЭМ» 24.06.2014 составлен протокол об административном правонарушении № СЮ 06-07/2014-29А, предусмотренном ч.2 ст.14.31 КоАП РФ в отношении ООО «КЭМ».
Постановлением УФАС по УР от 04.08.2014 № СЮ06-07/2014-29А ООО «КЭМ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании его незаконным.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что ООО «КЭМ» не занимает доминирующее положение в отношении ГСК «Кристалл», ООО «КЭМ» не совершало действий, характеризующихся как злоупотребление доминирующим положением, действия ООО «КЭМ» не привели к ограничению конкуренции или ущемлению прав ГСК «Кристалл».
Предписание № СЮ 05-03/2014-58, выданное по результатам рассмотрения дела № СЮ 05-03/2014-58 о нарушении антимонопольного законодательства исполнено. ООО «КЭМ» возвратило денежные средства, взимаемые по договору №246 и обратилось в РЭК УР с заявлением о согласовании и установлении тарифа, связанного с транспортировкой электроэнергии. Заявитель считает, что в данном случае подлежит применению ст. 2.9 КоАП РФ.
В обоснование возражений по делу ответчик указал, что доводы заявителя являются необоснованными, противоречащими материалам дела. Процессуальных нарушений административным органом не допущено. Довод о малозначительности является безосновательным.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике»).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона «Об электроэнергетике» одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона «Об электроэнергетике» нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
На основании статьи 21 Закона «Об электроэнергетике» постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.204 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила № 861), постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Правила № 442).
В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 27.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Указанные действия заявителя образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оспариваемым постановлением заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст.14.31 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у ООО «КЭМ» отсутствовала возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства. Не содержат материалы дела и доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
В соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства составляет один год.
Согласно ч.6 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Решение Удмуртского УФАС России по делу № СЮ05-03/2014-58, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, изготовлено 05.06.2014, следовательно, оспариваемое постановление от 04.08.2014 вынесено в пределах срока давности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что ООО «КЭМ» не занимает доминирующее положение в отношении ГСК «Кристалл», ООО «КЭМ» не совершало действий, характеризующихся как злоупотребление доминирующим положением, действия ООО «КЭМ» не привели к ограничению конкуренции или ущемлению прав ГСК «Кристалл» судом отклоняются как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Довод заявителя о малозначительности также судом отклоняется по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (п.18.1 Постановления).
В обоснование довода о малозначительности совершенного правонарушения заявитель указал на то, что ООО «КЭМ» возвратило денежные средства, взимаемые по договору №246 и обратилось в РЭК УР с заявлением о согласовании и установлении тарифа, связанного с транспортировкой электроэнергии.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное обществом, как малозначительное, не представлено. Учитывая изложенное, основания расценивать совершенное заявителем правонарушение, как малозначительное, отсутствуют.
Согласно статье 211 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рассмотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий. Указанных в названной норме обстоятельств, при рассмотрении дела в части оспаривания постановления от 04.08.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ06-07/2014-29А судом не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, в удовлетворении заявления ООО «КЭМ» следует отказать полностью.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 04.08.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ06-07/2014-29А, вынесенного в отношении ООО «КЭМ».
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья <…>
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => А71 -9799/2014
[format] =>
[safe_value] => А71 -9799/2014
)
)
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => А71 -9799/2014
[format] =>
[safe_value] => А71 -9799/2014
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 13
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 13
[vid] => 3
[name] => Судебные решения
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 5
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 1
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 1
[vid] => 6
[name] => Электроэнергетика
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 130
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 130
[vid] => 1
[name] => антимонопольное регулирование; ООО «КЭМ»
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-11-13 05:20:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-11-13 05:20:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1415856290
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Удмуртское УФАС России
)