Решение и предписание по делу № ТГ 07-06/2013-331 З

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: ТГ 07-06/2013-331 З
Дата публикации: 24 декабря 2013, 17:24

РЕШЕНИЕ:

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере размещения заказов в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти,

члены Комиссии: <…>. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа; <…>.  – старший государственный инспектор отдела  контроля  размещения  государственного   заказа; <…>– специалист – эксперт  отдела  контроля  размещения  государственного   заказа (отсутствует);  <…>- специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа (отсутствует), кворум соблюден,

 

в присутствии:

представителей Заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – Заказчик) <…> (приказ «О назначении» от 03.09.2012г. № 483-к), <…>,

заявитель направил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя ООО «ДиМедика» (исх. от 16.12.2013г. № 1394).

рассмотрев жалобу ООО «ДиМедика» на действия государственного заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – Заказчик, Поликлиника) при проведении запроса котировок (№ 0313300155213000078) на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года (далее по тексту – Запрос котировок), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России 24.07.2012г. № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

12.12.2013 года ООО «ДиМедика» обжаловало действия Заказчика в части включения в форму котировочной заявки требования о представлении участниками размещения заказа сведений о контактной информации участников (ИНН), указания в извещении о проведении Запроса котировок неверного МНН лекарственного средства, избыточных требований, относящихся к характеристикам товара (наличие отверстия для аспирации), перечню стоматологических операций, перечня противопоказаний, установления требования о количестве карпул в упаковке

Заказчиком представлены пояснения письменно, в соответствии с которыми заказчик указывает на то, что требование об указании в котировочной заявке сведений об ИНН участника размещения заказа установлено в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о размещении заказов. В качестве наименования закупаемого лекарственного средства ошибочно указано: артикаина гидрохлорид+эпинефрина гидрохлорид, при этом, по мнению Заказчика, данное указание не ввело в заблуждение потенциальных участников размещения заказа. Требование о наличии отверстия для аспирации и шкалы дозирования на картридже включено в целях удовлетворения существующей потребности Заказчика в части оказания максимально качественной и эффективной медицинской помощи, также Заказчик указывает, что данному требованию соответствуют лекарственные средства: «Убестезин», «Септанест», «Артикаин Инибса», Ультракаин». Требование о количестве картриджей в упаковке установлено в целях экономической целесообразности, при этом, если участником размещения заказа будет подана котировочная заявка с указанием лекарственного препарата, количество картриджей которого не соответствует установленному требованию, но при этом будет соблюдено общее количество картриджей, предложенных к поставке, такая заявка будет признана соответствующей требованиям извещения о проведении Запроса котировок. Установление широкого перечня стоматологических вмешательств, по мнению Заказчика, не влечет ограничения количества участников размещения заказа, так как все перечисленные стоматологические вмешательства включены в понятие инфильтрационная и проводниковая анестезия. Требование об отсутствии иных противопоказаний кроме указанных в извещении о проведении Запроса котировок установлено для исключения нежелательных реакций при применении лекарственного препарата. Также Заказчик указывает на возможность поставки лекарственных препаратов зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств (далее – ГРЛС) с различными торговыми наименованиями, в связи с чем, установление оспариваемых требований не повлекло ограничения количества участников размещения заказа.

При рассмотрении жалобы представители Заказчика поддержали пояснения, изложенные письменно, в полном объеме.        

  Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела,  осуществив в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

09.12.2013 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» размещено извещение № 0313300155213000078 на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года. Начальная максимальная цена контракта установлена в размере 200 433,00 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 17.12.2013г. № 0313300155213000078-П для участия в Запросе котировок поступило 3 котировочные заявки ООО РСК «Медицина», ООО «ТехноМед», ООО «ИжБиоМед». Участники размещения заказа, подавшие указанные котировочные заявки, допущены к участию в Запросе котировок. Победителем Запроса котировок признано ООО РСК «Медицина» предложившее наименьшую цену товара, подлежащего поставке – 200 000,00 руб. 

  1. Довод об установлении Заказчиком в форме котировочной заявки требований несоответствующих положениями Закона о размещении заказов, а именно ИНН участника размещения заказа,  Комиссия Удмуртского УФАС России признает необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать, в том числе, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица).

В приложении № 1 к извещению о проведении Запроса котировок «Котировочная заявка» Заказчиком установлено требование об указании сведений об ИНН участника размещения заказа. Данное требование соответствует пункту 2 статьи 44 Закона о размещении заказов.

  1. Довод жалобы об указании некорректного МНН в извещении о проведении Запроса котировок Комиссия Удмуртского УФАС России признает обоснованным.

          В соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок, в том числе, должно содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 Закона.

          Согласно требованиям части 3.3 статьи 34 Закона о размещении заказов в случае, если предметом аукциона является поставка лекарственных средств, в документации об аукционе должно содержаться указание их международных непатентованных наименований или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований лекарственных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 3.4 статьи 34 Закона.

          В извещении о проведении Запроса котировок (приложение № 2 к извещению) в графе «Наименование товара» Заказчиком указано: «артикаина гидрохлорид + эпинефрина гидрохлорид».

          В соответствии со сведениями, содержащимися в ГРЛС, зарегистрированы лекарственные средства с МНН Артикаин+Эпинефрин.

          С учетом изложенных обстоятельств, Заказчиком размещен заказ на закупку лекарственных средств без указания МНН, при условии наличия такого МНН.

          Действия Заказчика по размещению извещения о проведении Запроса котировок на поставку лекарственных средств без указания МНН закупаемого лекарственного средства являются нарушением пункта 4 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. 

  1. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о размещении заказов участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом и иными федеральными законами.

В извещении о проведении Запроса котировок (приложение № 2 к извещению «Наименование товара») в отношении лекарственных препаратов артикаина гидрохлорид + эпинефрина гидрохлорид установлено: в 1 картридже содержится не менее 1,7 мл раствора для инъекций. В упаковке 100 карпул.

Согласно данным Государственного реестра лекарственных средств в рамках МНН артикаин+эпинефрин 1:100 000 зарегистрированы лекарственные средства с различными торговыми наименованиями, соответствующие требованиям Заказчика, установленным в извещении о проведении Запроса котировок в отношении лекарственной формы и состава лекарственного препарата, с иным объемом наполнения картриджей и количеством картриджей в упаковке (Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок указано – карпулы).

Так как объем наполнения картриджа и количество единиц лекарственного препарата в упаковке не влияет на его терапевтические свойства, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя о неправомерном включении Заказчиком в извещение о проведении запроса котировок требования к объему наполнения картриджей и количеству картриджей в упаковке в отношении перечисленных лекарственных препаратов, которое может повлечь ограничение количества участников размещения заказа.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Удмуртского УФАС России признает довод жалобы о несоответствии положениям Закона о размещении заказов требования, установленного Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок, о количестве картриджей в упаковке лекарственного средства, а также об объеме наполнения картриджа обоснованным.

Действия Заказчика по включению в извещение о проведении Запроса котировок требований к товару, влекущих ограничение количества участников размещения заказа являются нарушением пункта 4 статьи 43 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

4. Доводы об установлении Заказчиком требований, ограничивающих количество участников размещения заказа, в части расширенного перечня стоматологических вмешательств, входящих в понятие инфильтрационная и проводниковая анестезия, перечная противопоказаний, установления требования о наличии отверстия для аспирации и наличия в поршне шкалы дозирования на картридже, Комиссия Удмуртского УФАС России признает необоснованными ввиду следующего.

Пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов предусмотрено, что требования к товару устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 Закона о размещении заказов.

В соответствии с частями 2.1, 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом.

Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок установлены следующие требования (графа «Характеристика товара»):

«Обязательно наличие отверстия для аспирации в поршне и шкалы дозирования на картридже.

Продолжительность анестезии должна составлять не менее 75 мин.
Показания к применению Артикаин+эпинефрин (1:100 000):
Инфильтрационная и проводниковая анестезия при стоматологических операциях на слизистой оболочке или костях, когда требуется создание условий более выраженной ишемии: операции на пульпе зуба (ампутация или экстирпация), удаление сломанного зуба (остеотомия), удаление зуба, пораженного апикальным пародонтитом, продолжительные хирургические вмешательства (например, операция по Колдуэллу-Люку), чрескожный остеосинтез, эксцизия кист, вмешательства на слизистой оболочке десны, резекция верхушки корня зуба, обработка полостей и обтачивание перед протезированием высокочувствительных зубов.

Препарат не имеет дополнительных противопоказаний кроме: повышенной чувствительности к артикаину или другим местно анестезирующим средствам амидного типа, за исключением случаев когда при гиперчувствительности к местноанестезирующим средствам амидного типа, аллергия на артикаин была исключена с помощью соответствующих исследований, проведенных с соблюдением всех необходимых правил и требований, повышенной чувствительности к эпинефрину, сульфитам (в том числе проявляющаяся в виде бронхиальной астмы), повышенной чувствительности к любым другим вспомогательным ингредиентам препарата, тяжелых нарушений функции синусового узла или тяжелых нарушений проводимости (такие как, выраженная брадикардия, атриовентрикулярная блокада 2-3 степени), острой декомпенсированной сердечной недостаточности. Возможность применения препарата при сопутствующих: Дефиците активности холинестеразы (с осторожностью). Стенокардии, атеросклерозе, постинфарктном кардиосклерозе, нарушениях мозгового кровообращения, инсульте в анамнезе. Хроническом бронхите, эмфиземе легких. Сахарном диабете. Нарушениях свертываемости крови (с осторожностью). Тяжелых нарушениях функции печени и почек.
Не имеет противопоказаний при беременности».

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 28.12.2010г. № 11017/10 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказа, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Исходя из положений части 1 статьи 1 Закона в размещенных заказах, в том числе, запросах котировок могут участвовать лишь те лица, которые  соответствуют  названным целям.

Поэтому включение в извещение о проведении запроса котировок условий, которые в итоге приводят к исключению  из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Учитывая, что БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» осуществляет социально значимую функцию по оказанию медицинской помощи пациента, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным довод Заказчика о том, что требования к наличию отверстия для аспирации в поршне и шкалы дозирования на картридже относится к качественным характеристикам товара, а также требованиям безопасности товара, имеющим значение для оказания качественной и безопасной медицинской помощи пациентам, и отражает действительную потребность Заказчика в поставке товара.

Изучив материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что требованию к применению лекарственного препарата МНН Артикаин+Эпинефрин «для инфильтрационной и проводниковой анестезии в стоматологии», отвечают  все лекарственные препараты с МНН Артикаин+Эпинефрин, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что в извещении о проведении Запроса котировок Заказчиком детально описаны состояния, при которых допустимо применение лекарственного препарата с МНН Артикаин+Эпинефрин, Комиссия Удмуртского УФАС России считает, что указанная характеристика товара не влечёт ограничения количества участников размещения заказа,  указывает на общее назначение лекарственного препарата и, соответственно, действительную потребность Заказчика.

Довод Заявителя, касающийся ограничения количества участников размещения заказа путём установления Заказчиком требования о перечне противопоказаний, Комиссия Удмуртского УФАС России считает несостоятельным, поскольку в ходе изучения материалов дела установлен факт включения Заказчиком по оспариваемой позиции необходимого максимума противопоказаний. Кроме того, извещение о проведении Запроса котировок не содержит положений, устанавливающих запрет на поставку лекарственного препарата с МНН Артикаин+ Эпинефрин с меньшим набором противопоказаний, указанных в инструкции по применению.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что при реализации своего права на установление конкретных характеристик товара, соответствующих действительным потребностям Заказчика, последним не было допущено злоупотреблений.

Принимая во внимание, что Заявителем не представлено доказательств нарушения права на конкурентное участие ООО «ДиМедика»  в указанном Запросе котировок, которое повлекло ограничение количества участников размещения заказа, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт правомерными действия Заказчика по установлению требований к качественным характеристикам товара, а также к требованиям безопасности товара.

На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 1 статьи 45, частью 3 статьи 47 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России 24.07.2012г. № 498, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ДиМедика» на действия государственного заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» при проведении запроса котировок (№ 0313300155213000078) на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года обоснованной в части неправомерного установления государственным заказчиком требования о количестве картриджей в упаковке лекарственного средства, объеме наполнения картриджей, размещения заказа на поставку лекарственных средств без указания МНН лекарственного средства.

2. Признать Заказчика - БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» нарушившим часть 1 статьи 1, часть 2 статьи 8, пункт 4 статьи 43, часть 2 статьи 45 Закона о размещении заказов в части нарушения порядка проведения запроса котировок.

3. Выдать государственному заказчику – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица государственного заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Председатель Комиссии                                                          <…>

Члены Комиссии                                                                      <…> 

                                                                                                 <…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ:

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере размещения заказов в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти,

члены Комиссии: <…>. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа; <…>  – старший государственный инспектор отдела  контроля  размещения  государственного   заказа; <…> – специалист – эксперт  отдела  контроля  размещения  государственного   заказа (отсутствует);  <…>- специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа (отсутствует), кворум соблюден,

на основании своего решения от 19 декабря 2013 года по делу
№ ТГ 07-06/2013-331 З о нарушении законодательства о размещении заказов, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО «ДиМедика» на действия государственного заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – Заказчик, Поликлиника) при проведении запроса котировок (№ 0313300155213000078) на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года (далее по тексту – Запрос котировок), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), руководствуясь частями 9, 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,

 

п р е д п и с ы в а е т:

 

  1. Государственному заказчику - БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» в течение 10 рабочих дней с момента получения  решения и предписания № ТГ 07-06/2013-331 З устранить выявленные нарушения Закона о размещении заказов путем аннулирования запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года.
  2. В течение трех дней с даты исполнения предписания проинформировать Комиссию Удмуртского УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих устранение нарушений законодательства о размещении заказов.

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Удмуртского УФАС России по контролю в сфере размещения заказа –  <…>

Настоящее предписание может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Примечание: В соответствии с частью 7 статьи 19.5 невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере пятисот тысяч рублей.

  

Председатель Комиссии:                                   

    <…>

  

Члены Комиссии:

                <…>

                <…>

  
  

 

stdClass Object ( [vid] => 14706 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № ТГ 07-06/2013-331 З [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14707 [type] => solution [language] => ru [created] => 1387891804 [changed] => 1391176472 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391176472 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ:

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере размещения заказов в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти,

члены Комиссии: <…>. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа; <…>.  – старший государственный инспектор отдела  контроля  размещения  государственного   заказа; <…>– специалист – эксперт  отдела  контроля  размещения  государственного   заказа (отсутствует);  <…>- специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа (отсутствует), кворум соблюден,

 

в присутствии:

представителей Заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – Заказчик) <…> (приказ «О назначении» от 03.09.2012г. № 483-к), <…>,

заявитель направил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя ООО «ДиМедика» (исх. от 16.12.2013г. № 1394).

рассмотрев жалобу ООО «ДиМедика» на действия государственного заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – Заказчик, Поликлиника) при проведении запроса котировок (№ 0313300155213000078) на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года (далее по тексту – Запрос котировок), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России 24.07.2012г. № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

12.12.2013 года ООО «ДиМедика» обжаловало действия Заказчика в части включения в форму котировочной заявки требования о представлении участниками размещения заказа сведений о контактной информации участников (ИНН), указания в извещении о проведении Запроса котировок неверного МНН лекарственного средства, избыточных требований, относящихся к характеристикам товара (наличие отверстия для аспирации), перечню стоматологических операций, перечня противопоказаний, установления требования о количестве карпул в упаковке

Заказчиком представлены пояснения письменно, в соответствии с которыми заказчик указывает на то, что требование об указании в котировочной заявке сведений об ИНН участника размещения заказа установлено в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о размещении заказов. В качестве наименования закупаемого лекарственного средства ошибочно указано: артикаина гидрохлорид+эпинефрина гидрохлорид, при этом, по мнению Заказчика, данное указание не ввело в заблуждение потенциальных участников размещения заказа. Требование о наличии отверстия для аспирации и шкалы дозирования на картридже включено в целях удовлетворения существующей потребности Заказчика в части оказания максимально качественной и эффективной медицинской помощи, также Заказчик указывает, что данному требованию соответствуют лекарственные средства: «Убестезин», «Септанест», «Артикаин Инибса», Ультракаин». Требование о количестве картриджей в упаковке установлено в целях экономической целесообразности, при этом, если участником размещения заказа будет подана котировочная заявка с указанием лекарственного препарата, количество картриджей которого не соответствует установленному требованию, но при этом будет соблюдено общее количество картриджей, предложенных к поставке, такая заявка будет признана соответствующей требованиям извещения о проведении Запроса котировок. Установление широкого перечня стоматологических вмешательств, по мнению Заказчика, не влечет ограничения количества участников размещения заказа, так как все перечисленные стоматологические вмешательства включены в понятие инфильтрационная и проводниковая анестезия. Требование об отсутствии иных противопоказаний кроме указанных в извещении о проведении Запроса котировок установлено для исключения нежелательных реакций при применении лекарственного препарата. Также Заказчик указывает на возможность поставки лекарственных препаратов зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств (далее – ГРЛС) с различными торговыми наименованиями, в связи с чем, установление оспариваемых требований не повлекло ограничения количества участников размещения заказа.

При рассмотрении жалобы представители Заказчика поддержали пояснения, изложенные письменно, в полном объеме.        

  Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела,  осуществив в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

09.12.2013 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» размещено извещение № 0313300155213000078 на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года. Начальная максимальная цена контракта установлена в размере 200 433,00 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 17.12.2013г. № 0313300155213000078-П для участия в Запросе котировок поступило 3 котировочные заявки ООО РСК «Медицина», ООО «ТехноМед», ООО «ИжБиоМед». Участники размещения заказа, подавшие указанные котировочные заявки, допущены к участию в Запросе котировок. Победителем Запроса котировок признано ООО РСК «Медицина» предложившее наименьшую цену товара, подлежащего поставке – 200 000,00 руб. 

  1. Довод об установлении Заказчиком в форме котировочной заявки требований несоответствующих положениями Закона о размещении заказов, а именно ИНН участника размещения заказа,  Комиссия Удмуртского УФАС России признает необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать, в том числе, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица).

В приложении № 1 к извещению о проведении Запроса котировок «Котировочная заявка» Заказчиком установлено требование об указании сведений об ИНН участника размещения заказа. Данное требование соответствует пункту 2 статьи 44 Закона о размещении заказов.

  1. Довод жалобы об указании некорректного МНН в извещении о проведении Запроса котировок Комиссия Удмуртского УФАС России признает обоснованным.

          В соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок, в том числе, должно содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 Закона.

          Согласно требованиям части 3.3 статьи 34 Закона о размещении заказов в случае, если предметом аукциона является поставка лекарственных средств, в документации об аукционе должно содержаться указание их международных непатентованных наименований или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований лекарственных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 3.4 статьи 34 Закона.

          В извещении о проведении Запроса котировок (приложение № 2 к извещению) в графе «Наименование товара» Заказчиком указано: «артикаина гидрохлорид + эпинефрина гидрохлорид».

          В соответствии со сведениями, содержащимися в ГРЛС, зарегистрированы лекарственные средства с МНН Артикаин+Эпинефрин.

          С учетом изложенных обстоятельств, Заказчиком размещен заказ на закупку лекарственных средств без указания МНН, при условии наличия такого МНН.

          Действия Заказчика по размещению извещения о проведении Запроса котировок на поставку лекарственных средств без указания МНН закупаемого лекарственного средства являются нарушением пункта 4 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. 

  1. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о размещении заказов участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом и иными федеральными законами.

В извещении о проведении Запроса котировок (приложение № 2 к извещению «Наименование товара») в отношении лекарственных препаратов артикаина гидрохлорид + эпинефрина гидрохлорид установлено: в 1 картридже содержится не менее 1,7 мл раствора для инъекций. В упаковке 100 карпул.

Согласно данным Государственного реестра лекарственных средств в рамках МНН артикаин+эпинефрин 1:100 000 зарегистрированы лекарственные средства с различными торговыми наименованиями, соответствующие требованиям Заказчика, установленным в извещении о проведении Запроса котировок в отношении лекарственной формы и состава лекарственного препарата, с иным объемом наполнения картриджей и количеством картриджей в упаковке (Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок указано – карпулы).

Так как объем наполнения картриджа и количество единиц лекарственного препарата в упаковке не влияет на его терапевтические свойства, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя о неправомерном включении Заказчиком в извещение о проведении запроса котировок требования к объему наполнения картриджей и количеству картриджей в упаковке в отношении перечисленных лекарственных препаратов, которое может повлечь ограничение количества участников размещения заказа.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Удмуртского УФАС России признает довод жалобы о несоответствии положениям Закона о размещении заказов требования, установленного Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок, о количестве картриджей в упаковке лекарственного средства, а также об объеме наполнения картриджа обоснованным.

Действия Заказчика по включению в извещение о проведении Запроса котировок требований к товару, влекущих ограничение количества участников размещения заказа являются нарушением пункта 4 статьи 43 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

4. Доводы об установлении Заказчиком требований, ограничивающих количество участников размещения заказа, в части расширенного перечня стоматологических вмешательств, входящих в понятие инфильтрационная и проводниковая анестезия, перечная противопоказаний, установления требования о наличии отверстия для аспирации и наличия в поршне шкалы дозирования на картридже, Комиссия Удмуртского УФАС России признает необоснованными ввиду следующего.

Пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов предусмотрено, что требования к товару устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 Закона о размещении заказов.

В соответствии с частями 2.1, 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом.

Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок установлены следующие требования (графа «Характеристика товара»):

«Обязательно наличие отверстия для аспирации в поршне и шкалы дозирования на картридже.

Продолжительность анестезии должна составлять не менее 75 мин.
Показания к применению Артикаин+эпинефрин (1:100 000):
Инфильтрационная и проводниковая анестезия при стоматологических операциях на слизистой оболочке или костях, когда требуется создание условий более выраженной ишемии: операции на пульпе зуба (ампутация или экстирпация), удаление сломанного зуба (остеотомия), удаление зуба, пораженного апикальным пародонтитом, продолжительные хирургические вмешательства (например, операция по Колдуэллу-Люку), чрескожный остеосинтез, эксцизия кист, вмешательства на слизистой оболочке десны, резекция верхушки корня зуба, обработка полостей и обтачивание перед протезированием высокочувствительных зубов.

Препарат не имеет дополнительных противопоказаний кроме: повышенной чувствительности к артикаину или другим местно анестезирующим средствам амидного типа, за исключением случаев когда при гиперчувствительности к местноанестезирующим средствам амидного типа, аллергия на артикаин была исключена с помощью соответствующих исследований, проведенных с соблюдением всех необходимых правил и требований, повышенной чувствительности к эпинефрину, сульфитам (в том числе проявляющаяся в виде бронхиальной астмы), повышенной чувствительности к любым другим вспомогательным ингредиентам препарата, тяжелых нарушений функции синусового узла или тяжелых нарушений проводимости (такие как, выраженная брадикардия, атриовентрикулярная блокада 2-3 степени), острой декомпенсированной сердечной недостаточности. Возможность применения препарата при сопутствующих: Дефиците активности холинестеразы (с осторожностью). Стенокардии, атеросклерозе, постинфарктном кардиосклерозе, нарушениях мозгового кровообращения, инсульте в анамнезе. Хроническом бронхите, эмфиземе легких. Сахарном диабете. Нарушениях свертываемости крови (с осторожностью). Тяжелых нарушениях функции печени и почек.
Не имеет противопоказаний при беременности».

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 28.12.2010г. № 11017/10 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказа, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Исходя из положений части 1 статьи 1 Закона в размещенных заказах, в том числе, запросах котировок могут участвовать лишь те лица, которые  соответствуют  названным целям.

Поэтому включение в извещение о проведении запроса котировок условий, которые в итоге приводят к исключению  из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Учитывая, что БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» осуществляет социально значимую функцию по оказанию медицинской помощи пациента, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным довод Заказчика о том, что требования к наличию отверстия для аспирации в поршне и шкалы дозирования на картридже относится к качественным характеристикам товара, а также требованиям безопасности товара, имеющим значение для оказания качественной и безопасной медицинской помощи пациентам, и отражает действительную потребность Заказчика в поставке товара.

Изучив материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что требованию к применению лекарственного препарата МНН Артикаин+Эпинефрин «для инфильтрационной и проводниковой анестезии в стоматологии», отвечают  все лекарственные препараты с МНН Артикаин+Эпинефрин, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что в извещении о проведении Запроса котировок Заказчиком детально описаны состояния, при которых допустимо применение лекарственного препарата с МНН Артикаин+Эпинефрин, Комиссия Удмуртского УФАС России считает, что указанная характеристика товара не влечёт ограничения количества участников размещения заказа,  указывает на общее назначение лекарственного препарата и, соответственно, действительную потребность Заказчика.

Довод Заявителя, касающийся ограничения количества участников размещения заказа путём установления Заказчиком требования о перечне противопоказаний, Комиссия Удмуртского УФАС России считает несостоятельным, поскольку в ходе изучения материалов дела установлен факт включения Заказчиком по оспариваемой позиции необходимого максимума противопоказаний. Кроме того, извещение о проведении Запроса котировок не содержит положений, устанавливающих запрет на поставку лекарственного препарата с МНН Артикаин+ Эпинефрин с меньшим набором противопоказаний, указанных в инструкции по применению.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что при реализации своего права на установление конкретных характеристик товара, соответствующих действительным потребностям Заказчика, последним не было допущено злоупотреблений.

Принимая во внимание, что Заявителем не представлено доказательств нарушения права на конкурентное участие ООО «ДиМедика»  в указанном Запросе котировок, которое повлекло ограничение количества участников размещения заказа, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт правомерными действия Заказчика по установлению требований к качественным характеристикам товара, а также к требованиям безопасности товара.

На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 1 статьи 45, частью 3 статьи 47 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России 24.07.2012г. № 498, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ДиМедика» на действия государственного заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» при проведении запроса котировок (№ 0313300155213000078) на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года обоснованной в части неправомерного установления государственным заказчиком требования о количестве картриджей в упаковке лекарственного средства, объеме наполнения картриджей, размещения заказа на поставку лекарственных средств без указания МНН лекарственного средства.

2. Признать Заказчика - БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» нарушившим часть 1 статьи 1, часть 2 статьи 8, пункт 4 статьи 43, часть 2 статьи 45 Закона о размещении заказов в части нарушения порядка проведения запроса котировок.

3. Выдать государственному заказчику – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица государственного заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Председатель Комиссии                                                          <…>

Члены Комиссии                                                                      <…> 

                                                                                                 <…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ:

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере размещения заказов в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти,

члены Комиссии: <…>. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа; <…>  – старший государственный инспектор отдела  контроля  размещения  государственного   заказа; <…> – специалист – эксперт  отдела  контроля  размещения  государственного   заказа (отсутствует);  <…>- специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа (отсутствует), кворум соблюден,

на основании своего решения от 19 декабря 2013 года по делу
№ ТГ 07-06/2013-331 З о нарушении законодательства о размещении заказов, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО «ДиМедика» на действия государственного заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – Заказчик, Поликлиника) при проведении запроса котировок (№ 0313300155213000078) на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года (далее по тексту – Запрос котировок), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), руководствуясь частями 9, 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,

 

п р е д п и с ы в а е т:

 

  1. Государственному заказчику - БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» в течение 10 рабочих дней с момента получения  решения и предписания № ТГ 07-06/2013-331 З устранить выявленные нарушения Закона о размещении заказов путем аннулирования запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года.
  2. В течение трех дней с даты исполнения предписания проинформировать Комиссию Удмуртского УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих устранение нарушений законодательства о размещении заказов.

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Удмуртского УФАС России по контролю в сфере размещения заказа –  <…>

Настоящее предписание может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Примечание: В соответствии с частью 7 статьи 19.5 невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере пятисот тысяч рублей.

  

Председатель Комиссии:                                   

    <…>

  

Члены Комиссии:

                <…>

                <…>

  
  

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ:

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере размещения заказов в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти,

члены Комиссии: <…>. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа; <…>.  – старший государственный инспектор отдела  контроля  размещения  государственного   заказа; <…>– специалист – эксперт  отдела  контроля  размещения  государственного   заказа (отсутствует);  <…>- специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа (отсутствует), кворум соблюден,

 

в присутствии:

представителей Заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – Заказчик) <…> (приказ «О назначении» от 03.09.2012г. № 483-к), <…>,

заявитель направил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя ООО «ДиМедика» (исх. от 16.12.2013г. № 1394).

рассмотрев жалобу ООО «ДиМедика» на действия государственного заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – Заказчик, Поликлиника) при проведении запроса котировок (№ 0313300155213000078) на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года (далее по тексту – Запрос котировок), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России 24.07.2012г. № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

12.12.2013 года ООО «ДиМедика» обжаловало действия Заказчика в части включения в форму котировочной заявки требования о представлении участниками размещения заказа сведений о контактной информации участников (ИНН), указания в извещении о проведении Запроса котировок неверного МНН лекарственного средства, избыточных требований, относящихся к характеристикам товара (наличие отверстия для аспирации), перечню стоматологических операций, перечня противопоказаний, установления требования о количестве карпул в упаковке

Заказчиком представлены пояснения письменно, в соответствии с которыми заказчик указывает на то, что требование об указании в котировочной заявке сведений об ИНН участника размещения заказа установлено в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о размещении заказов. В качестве наименования закупаемого лекарственного средства ошибочно указано: артикаина гидрохлорид+эпинефрина гидрохлорид, при этом, по мнению Заказчика, данное указание не ввело в заблуждение потенциальных участников размещения заказа. Требование о наличии отверстия для аспирации и шкалы дозирования на картридже включено в целях удовлетворения существующей потребности Заказчика в части оказания максимально качественной и эффективной медицинской помощи, также Заказчик указывает, что данному требованию соответствуют лекарственные средства: «Убестезин», «Септанест», «Артикаин Инибса», Ультракаин». Требование о количестве картриджей в упаковке установлено в целях экономической целесообразности, при этом, если участником размещения заказа будет подана котировочная заявка с указанием лекарственного препарата, количество картриджей которого не соответствует установленному требованию, но при этом будет соблюдено общее количество картриджей, предложенных к поставке, такая заявка будет признана соответствующей требованиям извещения о проведении Запроса котировок. Установление широкого перечня стоматологических вмешательств, по мнению Заказчика, не влечет ограничения количества участников размещения заказа, так как все перечисленные стоматологические вмешательства включены в понятие инфильтрационная и проводниковая анестезия. Требование об отсутствии иных противопоказаний кроме указанных в извещении о проведении Запроса котировок установлено для исключения нежелательных реакций при применении лекарственного препарата. Также Заказчик указывает на возможность поставки лекарственных препаратов зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств (далее – ГРЛС) с различными торговыми наименованиями, в связи с чем, установление оспариваемых требований не повлекло ограничения количества участников размещения заказа.

При рассмотрении жалобы представители Заказчика поддержали пояснения, изложенные письменно, в полном объеме.        

  Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела,  осуществив в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

09.12.2013 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» размещено извещение № 0313300155213000078 на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года. Начальная максимальная цена контракта установлена в размере 200 433,00 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 17.12.2013г. № 0313300155213000078-П для участия в Запросе котировок поступило 3 котировочные заявки ООО РСК «Медицина», ООО «ТехноМед», ООО «ИжБиоМед». Участники размещения заказа, подавшие указанные котировочные заявки, допущены к участию в Запросе котировок. Победителем Запроса котировок признано ООО РСК «Медицина» предложившее наименьшую цену товара, подлежащего поставке – 200 000,00 руб. 

  1. Довод об установлении Заказчиком в форме котировочной заявки требований несоответствующих положениями Закона о размещении заказов, а именно ИНН участника размещения заказа,  Комиссия Удмуртского УФАС России признает необоснованным ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать, в том числе, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица).

В приложении № 1 к извещению о проведении Запроса котировок «Котировочная заявка» Заказчиком установлено требование об указании сведений об ИНН участника размещения заказа. Данное требование соответствует пункту 2 статьи 44 Закона о размещении заказов.

  1. Довод жалобы об указании некорректного МНН в извещении о проведении Запроса котировок Комиссия Удмуртского УФАС России признает обоснованным.

          В соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок, в том числе, должно содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 Закона.

          Согласно требованиям части 3.3 статьи 34 Закона о размещении заказов в случае, если предметом аукциона является поставка лекарственных средств, в документации об аукционе должно содержаться указание их международных непатентованных наименований или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований лекарственных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 3.4 статьи 34 Закона.

          В извещении о проведении Запроса котировок (приложение № 2 к извещению) в графе «Наименование товара» Заказчиком указано: «артикаина гидрохлорид + эпинефрина гидрохлорид».

          В соответствии со сведениями, содержащимися в ГРЛС, зарегистрированы лекарственные средства с МНН Артикаин+Эпинефрин.

          С учетом изложенных обстоятельств, Заказчиком размещен заказ на закупку лекарственных средств без указания МНН, при условии наличия такого МНН.

          Действия Заказчика по размещению извещения о проведении Запроса котировок на поставку лекарственных средств без указания МНН закупаемого лекарственного средства являются нарушением пункта 4 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. 

  1. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о размещении заказов участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом и иными федеральными законами.

В извещении о проведении Запроса котировок (приложение № 2 к извещению «Наименование товара») в отношении лекарственных препаратов артикаина гидрохлорид + эпинефрина гидрохлорид установлено: в 1 картридже содержится не менее 1,7 мл раствора для инъекций. В упаковке 100 карпул.

Согласно данным Государственного реестра лекарственных средств в рамках МНН артикаин+эпинефрин 1:100 000 зарегистрированы лекарственные средства с различными торговыми наименованиями, соответствующие требованиям Заказчика, установленным в извещении о проведении Запроса котировок в отношении лекарственной формы и состава лекарственного препарата, с иным объемом наполнения картриджей и количеством картриджей в упаковке (Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок указано – карпулы).

Так как объем наполнения картриджа и количество единиц лекарственного препарата в упаковке не влияет на его терапевтические свойства, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя о неправомерном включении Заказчиком в извещение о проведении запроса котировок требования к объему наполнения картриджей и количеству картриджей в упаковке в отношении перечисленных лекарственных препаратов, которое может повлечь ограничение количества участников размещения заказа.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Удмуртского УФАС России признает довод жалобы о несоответствии положениям Закона о размещении заказов требования, установленного Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок, о количестве картриджей в упаковке лекарственного средства, а также об объеме наполнения картриджа обоснованным.

Действия Заказчика по включению в извещение о проведении Запроса котировок требований к товару, влекущих ограничение количества участников размещения заказа являются нарушением пункта 4 статьи 43 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

4. Доводы об установлении Заказчиком требований, ограничивающих количество участников размещения заказа, в части расширенного перечня стоматологических вмешательств, входящих в понятие инфильтрационная и проводниковая анестезия, перечная противопоказаний, установления требования о наличии отверстия для аспирации и наличия в поршне шкалы дозирования на картридже, Комиссия Удмуртского УФАС России признает необоснованными ввиду следующего.

Пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов предусмотрено, что требования к товару устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 Закона о размещении заказов.

В соответствии с частями 2.1, 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом.

Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок установлены следующие требования (графа «Характеристика товара»):

«Обязательно наличие отверстия для аспирации в поршне и шкалы дозирования на картридже.

Продолжительность анестезии должна составлять не менее 75 мин.
Показания к применению Артикаин+эпинефрин (1:100 000):
Инфильтрационная и проводниковая анестезия при стоматологических операциях на слизистой оболочке или костях, когда требуется создание условий более выраженной ишемии: операции на пульпе зуба (ампутация или экстирпация), удаление сломанного зуба (остеотомия), удаление зуба, пораженного апикальным пародонтитом, продолжительные хирургические вмешательства (например, операция по Колдуэллу-Люку), чрескожный остеосинтез, эксцизия кист, вмешательства на слизистой оболочке десны, резекция верхушки корня зуба, обработка полостей и обтачивание перед протезированием высокочувствительных зубов.

Препарат не имеет дополнительных противопоказаний кроме: повышенной чувствительности к артикаину или другим местно анестезирующим средствам амидного типа, за исключением случаев когда при гиперчувствительности к местноанестезирующим средствам амидного типа, аллергия на артикаин была исключена с помощью соответствующих исследований, проведенных с соблюдением всех необходимых правил и требований, повышенной чувствительности к эпинефрину, сульфитам (в том числе проявляющаяся в виде бронхиальной астмы), повышенной чувствительности к любым другим вспомогательным ингредиентам препарата, тяжелых нарушений функции синусового узла или тяжелых нарушений проводимости (такие как, выраженная брадикардия, атриовентрикулярная блокада 2-3 степени), острой декомпенсированной сердечной недостаточности. Возможность применения препарата при сопутствующих: Дефиците активности холинестеразы (с осторожностью). Стенокардии, атеросклерозе, постинфарктном кардиосклерозе, нарушениях мозгового кровообращения, инсульте в анамнезе. Хроническом бронхите, эмфиземе легких. Сахарном диабете. Нарушениях свертываемости крови (с осторожностью). Тяжелых нарушениях функции печени и почек.
Не имеет противопоказаний при беременности».

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 28.12.2010г. № 11017/10 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказа, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Исходя из положений части 1 статьи 1 Закона в размещенных заказах, в том числе, запросах котировок могут участвовать лишь те лица, которые  соответствуют  названным целям.

Поэтому включение в извещение о проведении запроса котировок условий, которые в итоге приводят к исключению  из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Учитывая, что БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» осуществляет социально значимую функцию по оказанию медицинской помощи пациента, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным довод Заказчика о том, что требования к наличию отверстия для аспирации в поршне и шкалы дозирования на картридже относится к качественным характеристикам товара, а также требованиям безопасности товара, имеющим значение для оказания качественной и безопасной медицинской помощи пациентам, и отражает действительную потребность Заказчика в поставке товара.

Изучив материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что требованию к применению лекарственного препарата МНН Артикаин+Эпинефрин «для инфильтрационной и проводниковой анестезии в стоматологии», отвечают  все лекарственные препараты с МНН Артикаин+Эпинефрин, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что в извещении о проведении Запроса котировок Заказчиком детально описаны состояния, при которых допустимо применение лекарственного препарата с МНН Артикаин+Эпинефрин, Комиссия Удмуртского УФАС России считает, что указанная характеристика товара не влечёт ограничения количества участников размещения заказа,  указывает на общее назначение лекарственного препарата и, соответственно, действительную потребность Заказчика.

Довод Заявителя, касающийся ограничения количества участников размещения заказа путём установления Заказчиком требования о перечне противопоказаний, Комиссия Удмуртского УФАС России считает несостоятельным, поскольку в ходе изучения материалов дела установлен факт включения Заказчиком по оспариваемой позиции необходимого максимума противопоказаний. Кроме того, извещение о проведении Запроса котировок не содержит положений, устанавливающих запрет на поставку лекарственного препарата с МНН Артикаин+ Эпинефрин с меньшим набором противопоказаний, указанных в инструкции по применению.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что при реализации своего права на установление конкретных характеристик товара, соответствующих действительным потребностям Заказчика, последним не было допущено злоупотреблений.

Принимая во внимание, что Заявителем не представлено доказательств нарушения права на конкурентное участие ООО «ДиМедика»  в указанном Запросе котировок, которое повлекло ограничение количества участников размещения заказа, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт правомерными действия Заказчика по установлению требований к качественным характеристикам товара, а также к требованиям безопасности товара.

На основании изложенного, руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 1 статьи 45, частью 3 статьи 47 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России 24.07.2012г. № 498, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ДиМедика» на действия государственного заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» при проведении запроса котировок (№ 0313300155213000078) на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года обоснованной в части неправомерного установления государственным заказчиком требования о количестве картриджей в упаковке лекарственного средства, объеме наполнения картриджей, размещения заказа на поставку лекарственных средств без указания МНН лекарственного средства.

2. Признать Заказчика - БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» нарушившим часть 1 статьи 1, часть 2 статьи 8, пункт 4 статьи 43, часть 2 статьи 45 Закона о размещении заказов в части нарушения порядка проведения запроса котировок.

3. Выдать государственному заказчику – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица государственного заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Председатель Комиссии                                                          <…>

Члены Комиссии                                                                      <…> 

                                                                                                 <…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ:

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере размещения заказов в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти,

члены Комиссии: <…>. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа; <…>  – старший государственный инспектор отдела  контроля  размещения  государственного   заказа; <…> – специалист – эксперт  отдела  контроля  размещения  государственного   заказа (отсутствует);  <…>- специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа (отсутствует), кворум соблюден,

на основании своего решения от 19 декабря 2013 года по делу
№ ТГ 07-06/2013-331 З о нарушении законодательства о размещении заказов, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО «ДиМедика» на действия государственного заказчика – БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – Заказчик, Поликлиника) при проведении запроса котировок (№ 0313300155213000078) на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года (далее по тексту – Запрос котировок), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), руководствуясь частями 9, 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,

 

п р е д п и с ы в а е т:

 

  1. Государственному заказчику - БУЗ УР «Городская поликлиника № 5 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» в течение 10 рабочих дней с момента получения  решения и предписания № ТГ 07-06/2013-331 З устранить выявленные нарушения Закона о размещении заказов путем аннулирования запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку средств, действующих на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания, на 4 квартал 2013 года.
  2. В течение трех дней с даты исполнения предписания проинформировать Комиссию Удмуртского УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих устранение нарушений законодательства о размещении заказов.

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Удмуртского УФАС России по контролю в сфере размещения заказа –  <…>

Настоящее предписание может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Примечание: В соответствии с частью 7 статьи 19.5 невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере пятисот тысяч рублей.

   

Председатель Комиссии:                                   

    <…>

   

Члены Комиссии:

                <…>

                <…>

   
   

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 07-06 [format] => [safe_value] => 07-06 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => ТГ 07-06/2013-331 З [format] => [safe_value] => ТГ 07-06/2013-331 З ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-24 13:24:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-19 13:24:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1387891804 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )