Решение по делу № ТГ 07-06/2013- 230 З

Номер дела: ТГ 07-06/2013- 230 З
Дата публикации: 22 августа 2013, 15:03

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере размещения заказов в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти,

члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля размещения государственного заказа; <…>. – старший государственный инспектор отдела  контроля  размещения  государственного заказа (отсутствует); <…>- специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа; <…> - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,  кворум соблюден,

в присутствии представителей государственного заказчика - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее – Заказчик) – <…>. (доверенность от 15.08.2013г. № 131), <…> (доверенность от 15.08.2013г. № 129), <…> (доверенность от 25.12.2013г. № 186), <…>. (доверенность от 15.08.2013г. № 130), <…> (без доверенности),

в отсутствие представителя заявителя - ООО «ТелеМИП» (далее – Заявитель,  о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом – в деле имеется уведомление от 12.08.2013г. № ТГ 01-17-07/5081э),

рассмотрев жалобу ООО «ТелеМИП» на действия государственного заказчика – Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию объектов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) в субъектах Российской Федерации для строительства объектов ОКСИОН в городе Ижевск  (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0113100001913000019, далее – конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.08.2013г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО «ТелеМИП» на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.

По мнению Заявителя, в конкурсную документацию Заказчиком незаконно включено требование к участникам размещения заказа о наличии:

 - лицензии на разработку, производство шифровальных (криптографических) средств, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;

 - лицензии на разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;

 - лицензии на деятельность  по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, выданной ФСТЭК России.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. По мнению представителей Заказчика,  требования к участникам размещения заказа содержащиеся в документации об аукционе являются законными и обоснованными, поскольку связаны со спецификой работ, подлежащих выполнению в соответствии с условиями государственного контракта, а именно с необходимостью обеспечить должный уровень защиты информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения.

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела,  осуществив в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов  внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

 

22.07.2013г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0113100001913000019 на право заключить государственный контракт на выполнение работ по созданию объектов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) в субъектах Российской Федерации для строительства объектов ОКСИОН в городе Ижевск. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере – 41 845 000, 00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы сведения об итогах рассмотрения  первых частей аукционных заявок отсутствуют в связи с приостановлением размещения муниципального  заказа на этапе подачи аукционных заявок.

В соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путём проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В пункте 5 раздела 1 «Инструкция участникам размещения заказа», а также в пункте 4.19 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии:

- лицензии на разработку, производство шифровальных (криптографических) средств, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;

 - лицензии на разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;

 - лицензии на деятельность  по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, выданной ФСТЭК России.

1. Статьёй 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определён перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, среди них: деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также деятельность  по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации.

Согласно пунктам 5, 7 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации в объём работ, подлежащих выполнению в соответствии с государственным контрактом, включена деятельность по оснащению объектов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН), а именно терминальных комплексов и Регионального информационного центра, электронно – цифровой подписью.

В соответствии с пунктом 1 Положения «О лицензировании  деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012г. № 313 (далее – Положение),     средства электронной подписи относятся к шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации).

Согласно пункту 5 Положения лицензирование деятельности, определённой положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В связи с тем, что в соответствии с условиями конкурсной документации в ходе выполнения работ, составляющих предмет государственного контракта, предусмотрено осуществление деятельности по разработке, производству информационной системы с использованием шифровальных (криптографических) средств, распространению шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ в области шифрования информации, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт действия Заказчика по установлению требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии на разработку, производство шифровальных (криптографических) средств, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России законными и обоснованными.

2.                     Согласно требованиям пункта 3.2.5 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации исполнитель должен выполнить работы по подключению создаваемых терминальных комплексов к сети ОКСИОН, используя инфраструктуру местных операторов связи, интегрировав новые каналы связи в существующую сеть ОКСИОН. При этом часть работ по настройке оборудования и программного обеспечения Исполнитель должен производить в информационном центре, в связи с чем будет иметь доступ к конфиденциальной информации (закрытой ключевой паре), хранящейся в информационном центре ОКСИОН.

Также пунктом 3.2.5 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации предусмотрено требование к подсистеме связи и передачи данных (ПСПД), в соответствии с которым ПСПД должна обеспечить необходимый уровень надёжности, защиты информации, пропускной способности при минимально возможных затратах.

Кроме того пунктом 3.2.6 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации предусмотрено требование к подсистеме информационной безопасности (ПИБ), согласно которому ПИБ должна обеспечивать :

 - конфиденциальность, целостность и подлинность информации, передаваемой по каналам связи между информационным центром и терминальными комплексами ОКСИОН;

 - защиту от воздействия компьютерных вирусов на информационные ресурсы ОКСИОН.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также пунктом 3 Положения «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации», утверждённого постановлением правительства Российской Федерации от 03.03.2012г. № 171, деятельность по разработке и производству технических средств защиты информации, защищённых технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно – технических) средств защиты, защищённых программных (программно – технических) средств обработки информации, программных (программно – технических) средств контроля защищённости информации подлежит лицензированию.

Согласно пункту 2 Положения «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации» лицензирование деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, а в части разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации, устанавливаемых на объектах Администрации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, - Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2004г. № 1327-р «Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации», совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 11.06.2006г. № 398/545/323 «О комиссиях по координации деятельности при создании общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в субъектах Российской Федерации», совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31.05.2005г. № 427/431/230 «Об организационном комитете по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей»      сбор, анализ и обобщение информации по вопросам, связанным с созданием и функционированием общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН), осуществляется в целях информирования  и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций на территории субъекта Российской Федерации и находится в ведении совместной межведомственной комиссии указанных органов.

В статье 1 Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом от 16.12.1997г. (ратифицирована Федеральным законом от 13.02.2001 N 19-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом") дано определение понятию «государственный или правительственный объект:

«это любой постоянный или временный объект или транспортное средство, используемые или занимаемые представителями государства, членами правительства, представителями законодательного или судебного органа, либо должностными лицами или служащими органа государственной власти или иного государственного органа или учреждения, либо служащими или должностными лицами межправительственной организации в связи с выполнением своих служебных обязанностей».

Принимая во внимание, что условиями конкурсной документации предусмотрено выполнение работ по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, в том числе на  правительственных объектах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о законности и обоснованности действий Заказчика по включению в документацию о торгах требования о наличии у участников размещения заказа лицензии на разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, а также лицензии на деятельность  по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, выданной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).

На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

Руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57,  частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 года № 498 г., Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ТелеМИП» на действия государственного заказчика – Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию объектов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) в субъектах Российской Федерации для строительства объектов ОКСИОН в городе Ижевск  (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0113100001913000019)  необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

stdClass Object ( [vid] => 14086 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № ТГ 07-06/2013- 230 З [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14087 [type] => solution [language] => ru [created] => 1377255875 [changed] => 1377255875 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1377255875 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере размещения заказов в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти,

члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля размещения государственного заказа; <…>. – старший государственный инспектор отдела  контроля  размещения  государственного заказа (отсутствует); <…>- специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа; <…> - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,  кворум соблюден,

в присутствии представителей государственного заказчика - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее – Заказчик) – <…>. (доверенность от 15.08.2013г. № 131), <…> (доверенность от 15.08.2013г. № 129), <…> (доверенность от 25.12.2013г. № 186), <…>. (доверенность от 15.08.2013г. № 130), <…> (без доверенности),

в отсутствие представителя заявителя - ООО «ТелеМИП» (далее – Заявитель,  о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом – в деле имеется уведомление от 12.08.2013г. № ТГ 01-17-07/5081э),

рассмотрев жалобу ООО «ТелеМИП» на действия государственного заказчика – Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию объектов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) в субъектах Российской Федерации для строительства объектов ОКСИОН в городе Ижевск  (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0113100001913000019, далее – конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.08.2013г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО «ТелеМИП» на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.

По мнению Заявителя, в конкурсную документацию Заказчиком незаконно включено требование к участникам размещения заказа о наличии:

 - лицензии на разработку, производство шифровальных (криптографических) средств, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;

 - лицензии на разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;

 - лицензии на деятельность  по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, выданной ФСТЭК России.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. По мнению представителей Заказчика,  требования к участникам размещения заказа содержащиеся в документации об аукционе являются законными и обоснованными, поскольку связаны со спецификой работ, подлежащих выполнению в соответствии с условиями государственного контракта, а именно с необходимостью обеспечить должный уровень защиты информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения.

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела,  осуществив в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов  внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

 

22.07.2013г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0113100001913000019 на право заключить государственный контракт на выполнение работ по созданию объектов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) в субъектах Российской Федерации для строительства объектов ОКСИОН в городе Ижевск. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере – 41 845 000, 00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы сведения об итогах рассмотрения  первых частей аукционных заявок отсутствуют в связи с приостановлением размещения муниципального  заказа на этапе подачи аукционных заявок.

В соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путём проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В пункте 5 раздела 1 «Инструкция участникам размещения заказа», а также в пункте 4.19 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии:

- лицензии на разработку, производство шифровальных (криптографических) средств, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;

 - лицензии на разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;

 - лицензии на деятельность  по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, выданной ФСТЭК России.

1. Статьёй 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определён перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, среди них: деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также деятельность  по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации.

Согласно пунктам 5, 7 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации в объём работ, подлежащих выполнению в соответствии с государственным контрактом, включена деятельность по оснащению объектов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН), а именно терминальных комплексов и Регионального информационного центра, электронно – цифровой подписью.

В соответствии с пунктом 1 Положения «О лицензировании  деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012г. № 313 (далее – Положение),     средства электронной подписи относятся к шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации).

Согласно пункту 5 Положения лицензирование деятельности, определённой положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В связи с тем, что в соответствии с условиями конкурсной документации в ходе выполнения работ, составляющих предмет государственного контракта, предусмотрено осуществление деятельности по разработке, производству информационной системы с использованием шифровальных (криптографических) средств, распространению шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ в области шифрования информации, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт действия Заказчика по установлению требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии на разработку, производство шифровальных (криптографических) средств, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России законными и обоснованными.

2.                     Согласно требованиям пункта 3.2.5 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации исполнитель должен выполнить работы по подключению создаваемых терминальных комплексов к сети ОКСИОН, используя инфраструктуру местных операторов связи, интегрировав новые каналы связи в существующую сеть ОКСИОН. При этом часть работ по настройке оборудования и программного обеспечения Исполнитель должен производить в информационном центре, в связи с чем будет иметь доступ к конфиденциальной информации (закрытой ключевой паре), хранящейся в информационном центре ОКСИОН.

Также пунктом 3.2.5 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации предусмотрено требование к подсистеме связи и передачи данных (ПСПД), в соответствии с которым ПСПД должна обеспечить необходимый уровень надёжности, защиты информации, пропускной способности при минимально возможных затратах.

Кроме того пунктом 3.2.6 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации предусмотрено требование к подсистеме информационной безопасности (ПИБ), согласно которому ПИБ должна обеспечивать :

 - конфиденциальность, целостность и подлинность информации, передаваемой по каналам связи между информационным центром и терминальными комплексами ОКСИОН;

 - защиту от воздействия компьютерных вирусов на информационные ресурсы ОКСИОН.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также пунктом 3 Положения «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации», утверждённого постановлением правительства Российской Федерации от 03.03.2012г. № 171, деятельность по разработке и производству технических средств защиты информации, защищённых технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно – технических) средств защиты, защищённых программных (программно – технических) средств обработки информации, программных (программно – технических) средств контроля защищённости информации подлежит лицензированию.

Согласно пункту 2 Положения «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации» лицензирование деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, а в части разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации, устанавливаемых на объектах Администрации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, - Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2004г. № 1327-р «Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации», совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 11.06.2006г. № 398/545/323 «О комиссиях по координации деятельности при создании общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в субъектах Российской Федерации», совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31.05.2005г. № 427/431/230 «Об организационном комитете по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей»      сбор, анализ и обобщение информации по вопросам, связанным с созданием и функционированием общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН), осуществляется в целях информирования  и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций на территории субъекта Российской Федерации и находится в ведении совместной межведомственной комиссии указанных органов.

В статье 1 Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом от 16.12.1997г. (ратифицирована Федеральным законом от 13.02.2001 N 19-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом") дано определение понятию «государственный или правительственный объект:

«это любой постоянный или временный объект или транспортное средство, используемые или занимаемые представителями государства, членами правительства, представителями законодательного или судебного органа, либо должностными лицами или служащими органа государственной власти или иного государственного органа или учреждения, либо служащими или должностными лицами межправительственной организации в связи с выполнением своих служебных обязанностей».

Принимая во внимание, что условиями конкурсной документации предусмотрено выполнение работ по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, в том числе на  правительственных объектах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о законности и обоснованности действий Заказчика по включению в документацию о торгах требования о наличии у участников размещения заказа лицензии на разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, а также лицензии на деятельность  по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, выданной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).

На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

Руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57,  частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 года № 498 г., Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ТелеМИП» на действия государственного заказчика – Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию объектов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) в субъектах Российской Федерации для строительства объектов ОКСИОН в городе Ижевск  (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0113100001913000019)  необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере размещения заказов в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти,

члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля размещения государственного заказа; <…>. – старший государственный инспектор отдела  контроля  размещения  государственного заказа (отсутствует); <…>- специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа; <…> - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа,  кворум соблюден,

в присутствии представителей государственного заказчика - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее – Заказчик) – <…>. (доверенность от 15.08.2013г. № 131), <…> (доверенность от 15.08.2013г. № 129), <…> (доверенность от 25.12.2013г. № 186), <…>. (доверенность от 15.08.2013г. № 130), <…> (без доверенности),

в отсутствие представителя заявителя - ООО «ТелеМИП» (далее – Заявитель,  о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом – в деле имеется уведомление от 12.08.2013г. № ТГ 01-17-07/5081э),

рассмотрев жалобу ООО «ТелеМИП» на действия государственного заказчика – Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию объектов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) в субъектах Российской Федерации для строительства объектов ОКСИОН в городе Ижевск  (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0113100001913000019, далее – конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.08.2013г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО «ТелеМИП» на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.

По мнению Заявителя, в конкурсную документацию Заказчиком незаконно включено требование к участникам размещения заказа о наличии:

 - лицензии на разработку, производство шифровальных (криптографических) средств, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;

 - лицензии на разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;

 - лицензии на деятельность  по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, выданной ФСТЭК России.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. По мнению представителей Заказчика,  требования к участникам размещения заказа содержащиеся в документации об аукционе являются законными и обоснованными, поскольку связаны со спецификой работ, подлежащих выполнению в соответствии с условиями государственного контракта, а именно с необходимостью обеспечить должный уровень защиты информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения.

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела,  осуществив в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов  внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

 

22.07.2013г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0113100001913000019 на право заключить государственный контракт на выполнение работ по созданию объектов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) в субъектах Российской Федерации для строительства объектов ОКСИОН в городе Ижевск. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере – 41 845 000, 00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы сведения об итогах рассмотрения  первых частей аукционных заявок отсутствуют в связи с приостановлением размещения муниципального  заказа на этапе подачи аукционных заявок.

В соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путём проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В пункте 5 раздела 1 «Инструкция участникам размещения заказа», а также в пункте 4.19 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии:

- лицензии на разработку, производство шифровальных (криптографических) средств, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;

 - лицензии на разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;

 - лицензии на деятельность  по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, выданной ФСТЭК России.

1. Статьёй 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определён перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, среди них: деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также деятельность  по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации.

Согласно пунктам 5, 7 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации в объём работ, подлежащих выполнению в соответствии с государственным контрактом, включена деятельность по оснащению объектов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН), а именно терминальных комплексов и Регионального информационного центра, электронно – цифровой подписью.

В соответствии с пунктом 1 Положения «О лицензировании  деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012г. № 313 (далее – Положение),     средства электронной подписи относятся к шифровальным (криптографическим) средствам (средствам криптографической защиты информации).

Согласно пункту 5 Положения лицензирование деятельности, определённой положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В связи с тем, что в соответствии с условиями конкурсной документации в ходе выполнения работ, составляющих предмет государственного контракта, предусмотрено осуществление деятельности по разработке, производству информационной системы с использованием шифровальных (криптографических) средств, распространению шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ в области шифрования информации, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт действия Заказчика по установлению требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии на разработку, производство шифровальных (криптографических) средств, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России законными и обоснованными.

2.                     Согласно требованиям пункта 3.2.5 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации исполнитель должен выполнить работы по подключению создаваемых терминальных комплексов к сети ОКСИОН, используя инфраструктуру местных операторов связи, интегрировав новые каналы связи в существующую сеть ОКСИОН. При этом часть работ по настройке оборудования и программного обеспечения Исполнитель должен производить в информационном центре, в связи с чем будет иметь доступ к конфиденциальной информации (закрытой ключевой паре), хранящейся в информационном центре ОКСИОН.

Также пунктом 3.2.5 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации предусмотрено требование к подсистеме связи и передачи данных (ПСПД), в соответствии с которым ПСПД должна обеспечить необходимый уровень надёжности, защиты информации, пропускной способности при минимально возможных затратах.

Кроме того пунктом 3.2.6 раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации предусмотрено требование к подсистеме информационной безопасности (ПИБ), согласно которому ПИБ должна обеспечивать :

 - конфиденциальность, целостность и подлинность информации, передаваемой по каналам связи между информационным центром и терминальными комплексами ОКСИОН;

 - защиту от воздействия компьютерных вирусов на информационные ресурсы ОКСИОН.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также пунктом 3 Положения «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации», утверждённого постановлением правительства Российской Федерации от 03.03.2012г. № 171, деятельность по разработке и производству технических средств защиты информации, защищённых технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно – технических) средств защиты, защищённых программных (программно – технических) средств обработки информации, программных (программно – технических) средств контроля защищённости информации подлежит лицензированию.

Согласно пункту 2 Положения «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации» лицензирование деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, а в части разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации, устанавливаемых на объектах Администрации Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, - Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2004г. № 1327-р «Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации», совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 11.06.2006г. № 398/545/323 «О комиссиях по координации деятельности при создании общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в субъектах Российской Федерации», совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31.05.2005г. № 427/431/230 «Об организационном комитете по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей»      сбор, анализ и обобщение информации по вопросам, связанным с созданием и функционированием общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН), осуществляется в целях информирования  и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций на территории субъекта Российской Федерации и находится в ведении совместной межведомственной комиссии указанных органов.

В статье 1 Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом от 16.12.1997г. (ратифицирована Федеральным законом от 13.02.2001 N 19-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом") дано определение понятию «государственный или правительственный объект:

«это любой постоянный или временный объект или транспортное средство, используемые или занимаемые представителями государства, членами правительства, представителями законодательного или судебного органа, либо должностными лицами или служащими органа государственной власти или иного государственного органа или учреждения, либо служащими или должностными лицами межправительственной организации в связи с выполнением своих служебных обязанностей».

Принимая во внимание, что условиями конкурсной документации предусмотрено выполнение работ по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, в том числе на  правительственных объектах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о законности и обоснованности действий Заказчика по включению в документацию о торгах требования о наличии у участников размещения заказа лицензии на разработку и производство средств защиты конфиденциальной информации, выданной центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, а также лицензии на деятельность  по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, выданной Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России).

На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.

Руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57,  частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 года № 498 г., Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ТелеМИП» на действия государственного заказчика – Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию объектов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) в субъектах Российской Федерации для строительства объектов ОКСИОН в городе Ижевск  (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0113100001913000019)  необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 07-06 [format] => [safe_value] => 07-06 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => ТГ 07-06/2013- 230 З [format] => [safe_value] => ТГ 07-06/2013- 230 З ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-22 11:03:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-08-19 11:03:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1377255875 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )