Решение по делу № ТГ08-02/2012-116

Номер дела: ТГ 08-02/2012-116
Дата публикации: 10 июля 2013, 15:10

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>- председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, <…> – член Комиссии – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, <…> – член Комиссии – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев имеющиеся материалы дела № ТГ08-02/2012-116 в отношении Государственного Совета Удмуртской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

на заседании Комиссии 29.01.2013 года:

в присутствии представителей:

ответчика по делу – Государственного Совета Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 2918/1-9 от 13.09.2012 года

заинтересованного лица по делу – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 20/01-131 от 29.01.2013 года,

в отсутствии представителя заинтересованного лица по делу – Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, уведомленного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

в отсутствии представителя заявителя – ИП <…>,

на заседании Комиссии 12.03.2013 года:

в присутствии представителей:

представителя заявителя – ИП <…> – адвоката <…>, доверенность № 18АА 0234047 от 09.04.2012 года,

ответчика по делу – Государственного Совета Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 2918/1-9 от 13.09.2012 года

заинтересованного лица по делу – Правительства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 7-195/3 от 15.01.2013 года,

заинтересованного лица по делу – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 31/01-131 от 12.03.2013 года,

в отсутствии представителя заинтересованного лица по делу – Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, уведомленного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

на заседании Комиссии 06.05.2013 года:

в присутствии представителей:

ответчика по делу – Государственного Совета Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 2918/1-9 от 13.09.2012 года

заинтересованного лица по делу – Правительства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 7-195/3 от 15.01.2013 года,

заинтересованного лица по делу – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 20/01-131 от 29.01.2013 года,

в отсутствии представителей заявителя – ИП <…>, заинтересованного лица по делу – Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, уведомленных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

на заседании Комиссии 27.06.2013 года:

в присутствии представителей:

ответчика по делу – Государственного Совета Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 2918/1-9 от 13.09.2012 года

заинтересованного лица по делу – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 31/01-131 от 12.03.2013 года,

в отсутствии представителей заявителя – ИП <…>, заинтересованного лица по делу – Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, заинтересованного лица по делу – Правительства Удмуртской Республики, уведомленных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление ИП <…> (далее - Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации при организации и проведении в 2012 году конкурса на право заключения договора по организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике.

По мнению ИП <…>, установленный в конкурсной документации к названному конкурсу критерий оценки конкурсных предложений - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» нарушает его права, ограничивает доступ на рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Удмуртской Республике новых участников.

В ходе проведенной проверки было установлено, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, являющееся организатором указанного конкурса, при его проведении, в том числе установлении критериев оценки конкурсных предложений участников, руководствовалось требованиями Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 года № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике» (далее – Закон № 38-РЗ).

Критерий оценки «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» является обязательным к применению при проведении конкурсов на основании пункта 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ.

Таким образом, Удмуртским УФАС России по результатам рассмотрения заявление ИП <…> были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Государственного Совета Удмуртской Республики по принятию пункта 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ, устанавливающего для организаторов торгов обязанность применять критерий оценки конкурсных предложений «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок», вследствие чего и было возбуждено настоящее дело.

 

На заседаниях Комиссии представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в своём заявлении, дополнительно пояснила следующее.

Критерий оценки конкурсных предложений - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» ограничивает доступ на рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Удмуртской Республике новых участников, ранее не осуществлявших такие перевозки.

Единственной законной возможностью осуществления социально-значимых пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам для транспортной организации или индивидуального предпринимателя является участие в конкурсе на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания и победа в нем.

Участники конкурса, которые ранее не обслуживали маршруты регулярного сообщения и не побеждали в конкурсах на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания ставятся в заведомо невыгодные условия осуществления деятельности по сравнению с участниками, которые уже обслуживали маршруты и у которых заключены (были заключены) договоры с Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики на осуществление социально-значимых перевозок.

Пункт 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ, устанавливающий указанный критерий оценки противоречит требованиям статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

На заседаниях Комиссии представитель ответчика по делу письменно и устно пояснил, что введение рассматриваемого критерия оценки не ограничивает права участников конкурса, которые не выполняли ранее социально-значимые перевозки.

Предусмотренный Законом № 38-РЗ конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок носит открытый характер, является доступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Потеря участником конкурса баллов по оспариваемому критерию не может быть расценена как ограничение конкуренции, поскольку определение победителя конкурса осуществляется на основании оценки всех одиннадцати критериев, установленных Законом № 38-РЗ, которые также в одинаковой степени относятся ко всем участникам конкурса.

 

На заседаниях Комиссии представители заинтересованных лиц по делу Правительства Удмуртской Республики, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики поддержали пояснения, данные представителем ответчика по делу.

 

Рассмотрев представленные лицами, участвующими в деле, документы и информацию, выслушав пояснения заявителя, ответчика по делу, заинтересованных лиц, Комиссией установлено следующее.

 

30.12.2011 года исполняющим обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики <…> утверждена Конкурсная документация к конкурсу на право заключения договора по организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике (далее – Конкурсная документация).

Согласно приложению № 5 к Конкурсной документации конкурсные предложения участников оцениваются по 11 критериям, в том числе по критерию - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок».

Суммарный максимальный балл, который может быть присвоен конкурсному предложению участника по 11 критериям равен 60.

При этом, по критерию «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» установлены следующие показатели выставления баллов: в случае выполнения социально-значимых перевозок – 10 баллов, в случае не выполнения указанных перевозок – 0 баллов.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 26.03.2012 года на участие в торгах лоту № 3 «Новая Казмаска – Ижевск» было подано 3 заявки от участников: ИП <…>, ООО «Близнецы», ИП <…>.

Победителем по лоту № 3 признана ИП <…>, заявке которой было присвоено 46,5 баллов, с учетом того, что ранее участником конкурса выполнялись социально-значимые перевозки и по этому критерию заявке ИП <…> был присвоен максимальный балл – 10. Балл, присвоенный заявке ООО «Близницы» равен 40, а заявке ИП <…> присвоен 41 балл.

 

В соответствии с письмом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 20.11.2012 года № 4444/01-125, критерий оценки конкурсных предложений «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» был включен в Конкурсную документацию в соответствии с требованиями Закона № 38-РЗ.

Закон № 38-РЗ регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок межмуниципального сообщения, пролегающих по территориям двух и более муниципальных районов, городских округов в Удмуртской Республике.

В соответствии со статьей 7 Закона № 38-РЗ  регулярные перевозки осуществляются на основании выданной маршрутной карты и в соответствии с договором об организации регулярных перевозок, который заключается между Уполномоченным органом и перевозчиком на конкурсной основе.

Статьей 8 Закона № 38-РЗ предусмотрен исчерпывающий перечень критериев оценки конкурсных предложений, которые должны быть установлены в конкурсной документации, в том числе «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» (п. 11 ч. 2 ст. 8 Закона № 38-РЗ).

При этом, под социально значимыми перевозками понимаются перевозки льготных категорий граждан, осуществляемые перевозчиками в соответствии с договорами о возмещении выпадающих доходов, а также пригородные перевозки пассажиров в сельской местности, осуществляемые перевозчиками в соответствии с договорами о возмещении убытков (статья 3 Закона № 38-РЗ).

 

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства УР от 19.12.2005 года № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» (далее – постановление Правительства УР № 170) Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики:

- заключает с перевозчиками договоры об обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики;

- осуществляет финансирование меры социальной поддержки, установленной пунктом 1 указанного постановления, в соответствии с распределением сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками по форме согласно приложению к указанному постановлению, за счет и в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, в свою очередь, утверждает порядок распределения сумм между перевозчиками в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики (пункт 5 постановления Правительства УР № 170).

В соответствии с письмом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики от 21.05.2012 года № 01-36/2132, Министерство заключает договоры для осуществления социально-значимых пассажирских перевозок пригородного сообщения на основании списка транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социально-значимые перевозки, предоставленного Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.

Согласно письму Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 19.07.2012 года № 2751/07-26, Министерство направляет списки перевозчиков, осуществляющих социально-значимые перевозки пассажиров транспортом общего пользования в Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики на основании: по межмуниципальным маршрутам – результатов проведения конкурсов на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания; по внутримуниципальным маршрутам – письменных обращений муниципальных образований».

 

Таким образом, единственной законной возможностью осуществления социально-значимых пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам для транспортной организации или индивидуального предпринимателя является участие в конкурсе на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания и победа в нем.

Участники конкурса, которые ранее не обслуживали маршруты регулярного сообщения и не побеждали в конкурсах на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания ставятся в заведомо невыгодные условия участия в торгах и, как следствие, в осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с участниками, которые уже обслуживали маршруты и у которых заключены (были заключены) договоры с Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики на осуществление социально-значимых перевозок, поскольку по одному из критериев оценки всегда будут получать 0 баллов.

Критерий оценки «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» не гарантирует и не свидетельствует о готовности и намерении участника конкурса осуществлять социально-значимые перевозки в будущем.

Отсутствие у участника конкурса опыта осуществления социально-значимых перевозок не является критерием определения качества услуг претендента, не характеризует его квалификацию, не может свидетельствовать об обеспечении безопасности пассажирских перевозок на территории Удмуртской Республики.

Указанный критерий ставит в неравные условия деятельности на рынке пассажирских перевозок на территории Удмуртской Республики хозяйствующих субъектов, соответствующих всем предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации требованиям и имеющим необходимые документы и разрешения, но не участвовавших ранее в отношениях по государственному финансированию социально-значимых перевозок, и хозяйствующих субъектов, имеющих (имевших) заключенные с Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики договоры на осуществление социально-значимых перевозок.

Комиссия Удмуртского УФАС России проанализировав Конкурсную документацию Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики пришла к выводу, что по рассматриваемому критерию установлен максимальный балл – 10, что составляет 17% от общего максимального числа баллов.

В связи с изложенным, критерий «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» является существенным и необоснованным препятствием к победе в конкурсе для хозяйствующих субъектов, которые заявились на конкурс впервые, поскольку по указанному критерию оценки всегда будут получать 0 баллов.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 05.12.2007 года № 65-РЗ «О Государственном Совете Удмуртской Республики» Государственный Совет Удмуртской Республики является законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики, постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Удмуртской Республики.

Закон Удмуртской Республики от 15.10.2008 года № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике», установивший обязательный критерий оценки конкурсных предложений - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок», принят Государственным Советом Удмуртской Республики.

Действия Государственного Совета Удмуртской Республики по принятию (изданию) в редакции и действию пункта 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ, устанавливающего для организаторов торгов обязанность применения критерия оценки конкурсных предложений «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок», нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку использование указанного критерия приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров на пригородных и междугородних маршрутах межмуниципального сообщения на территории Удмуртской Республики.

 

27.06.2013 года на заседание Комиссии Удмуртского УФАС России было представлено постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 25.06.2013 г. № 155-V, которым принят Закон Удмуртской Республики «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике». Пункт 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ принят в следующей редакции: «отсутствие нарушений выполнения условий и требований договора об организации регулярных перевозок за последние 12 месяцев до дня размещения на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещения о проведении конкурса. При этом участник конкурса, ранее не заключавший договор об организации регулярных перевозок, считается не нарушавшим условий договора об организации регулярных перевозок».

По мнению Комиссии Удмуртского УФАС России действием пункта 8 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ, в указанной редакции устранено нарушение антимонопольного законодательства.

Оценив представленный ответчиком по делу – Государственным Советом Удмуртской Республики нормативный правовой акт, Комиссия приходит к выводу о добровольном устранении ответчиком по делу нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.140 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339,

 

р  е  ш  и  л  а  :

1. Признать Государственный Совет Удмуртской Республики нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части принятия (действия) пункта 11 части 2 статьи 8 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 года № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике», устанавливающего обязательный критерий оценки конкурсных предложений - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров на пригородных и междугородних маршрутах межмуниципального сообщения на территории Удмуртской Республики.

2. Прекратить рассмотрение дела № ТГ08-02/2012-116 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Государственного Совета Удмуртской Республики в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Председатель Комиссии                                                                    <…>

Члены Комиссии                                                                                            <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

stdClass Object ( [vid] => 13922 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № ТГ08-02/2012-116 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13923 [type] => solution [language] => ru [created] => 1375096330 [changed] => 1375096330 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1375096330 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>- председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, <…> – член Комиссии – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, <…> – член Комиссии – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев имеющиеся материалы дела № ТГ08-02/2012-116 в отношении Государственного Совета Удмуртской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

на заседании Комиссии 29.01.2013 года:

в присутствии представителей:

ответчика по делу – Государственного Совета Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 2918/1-9 от 13.09.2012 года

заинтересованного лица по делу – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 20/01-131 от 29.01.2013 года,

в отсутствии представителя заинтересованного лица по делу – Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, уведомленного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

в отсутствии представителя заявителя – ИП <…>,

на заседании Комиссии 12.03.2013 года:

в присутствии представителей:

представителя заявителя – ИП <…> – адвоката <…>, доверенность № 18АА 0234047 от 09.04.2012 года,

ответчика по делу – Государственного Совета Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 2918/1-9 от 13.09.2012 года

заинтересованного лица по делу – Правительства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 7-195/3 от 15.01.2013 года,

заинтересованного лица по делу – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 31/01-131 от 12.03.2013 года,

в отсутствии представителя заинтересованного лица по делу – Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, уведомленного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

на заседании Комиссии 06.05.2013 года:

в присутствии представителей:

ответчика по делу – Государственного Совета Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 2918/1-9 от 13.09.2012 года

заинтересованного лица по делу – Правительства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 7-195/3 от 15.01.2013 года,

заинтересованного лица по делу – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 20/01-131 от 29.01.2013 года,

в отсутствии представителей заявителя – ИП <…>, заинтересованного лица по делу – Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, уведомленных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

на заседании Комиссии 27.06.2013 года:

в присутствии представителей:

ответчика по делу – Государственного Совета Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 2918/1-9 от 13.09.2012 года

заинтересованного лица по делу – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 31/01-131 от 12.03.2013 года,

в отсутствии представителей заявителя – ИП <…>, заинтересованного лица по делу – Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, заинтересованного лица по делу – Правительства Удмуртской Республики, уведомленных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление ИП <…> (далее - Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации при организации и проведении в 2012 году конкурса на право заключения договора по организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике.

По мнению ИП <…>, установленный в конкурсной документации к названному конкурсу критерий оценки конкурсных предложений - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» нарушает его права, ограничивает доступ на рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Удмуртской Республике новых участников.

В ходе проведенной проверки было установлено, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, являющееся организатором указанного конкурса, при его проведении, в том числе установлении критериев оценки конкурсных предложений участников, руководствовалось требованиями Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 года № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике» (далее – Закон № 38-РЗ).

Критерий оценки «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» является обязательным к применению при проведении конкурсов на основании пункта 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ.

Таким образом, Удмуртским УФАС России по результатам рассмотрения заявление ИП <…> были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Государственного Совета Удмуртской Республики по принятию пункта 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ, устанавливающего для организаторов торгов обязанность применять критерий оценки конкурсных предложений «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок», вследствие чего и было возбуждено настоящее дело.

 

На заседаниях Комиссии представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в своём заявлении, дополнительно пояснила следующее.

Критерий оценки конкурсных предложений - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» ограничивает доступ на рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Удмуртской Республике новых участников, ранее не осуществлявших такие перевозки.

Единственной законной возможностью осуществления социально-значимых пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам для транспортной организации или индивидуального предпринимателя является участие в конкурсе на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания и победа в нем.

Участники конкурса, которые ранее не обслуживали маршруты регулярного сообщения и не побеждали в конкурсах на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания ставятся в заведомо невыгодные условия осуществления деятельности по сравнению с участниками, которые уже обслуживали маршруты и у которых заключены (были заключены) договоры с Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики на осуществление социально-значимых перевозок.

Пункт 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ, устанавливающий указанный критерий оценки противоречит требованиям статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

На заседаниях Комиссии представитель ответчика по делу письменно и устно пояснил, что введение рассматриваемого критерия оценки не ограничивает права участников конкурса, которые не выполняли ранее социально-значимые перевозки.

Предусмотренный Законом № 38-РЗ конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок носит открытый характер, является доступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Потеря участником конкурса баллов по оспариваемому критерию не может быть расценена как ограничение конкуренции, поскольку определение победителя конкурса осуществляется на основании оценки всех одиннадцати критериев, установленных Законом № 38-РЗ, которые также в одинаковой степени относятся ко всем участникам конкурса.

 

На заседаниях Комиссии представители заинтересованных лиц по делу Правительства Удмуртской Республики, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики поддержали пояснения, данные представителем ответчика по делу.

 

Рассмотрев представленные лицами, участвующими в деле, документы и информацию, выслушав пояснения заявителя, ответчика по делу, заинтересованных лиц, Комиссией установлено следующее.

 

30.12.2011 года исполняющим обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики <…> утверждена Конкурсная документация к конкурсу на право заключения договора по организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике (далее – Конкурсная документация).

Согласно приложению № 5 к Конкурсной документации конкурсные предложения участников оцениваются по 11 критериям, в том числе по критерию - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок».

Суммарный максимальный балл, который может быть присвоен конкурсному предложению участника по 11 критериям равен 60.

При этом, по критерию «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» установлены следующие показатели выставления баллов: в случае выполнения социально-значимых перевозок – 10 баллов, в случае не выполнения указанных перевозок – 0 баллов.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 26.03.2012 года на участие в торгах лоту № 3 «Новая Казмаска – Ижевск» было подано 3 заявки от участников: ИП <…>, ООО «Близнецы», ИП <…>.

Победителем по лоту № 3 признана ИП <…>, заявке которой было присвоено 46,5 баллов, с учетом того, что ранее участником конкурса выполнялись социально-значимые перевозки и по этому критерию заявке ИП <…> был присвоен максимальный балл – 10. Балл, присвоенный заявке ООО «Близницы» равен 40, а заявке ИП <…> присвоен 41 балл.

 

В соответствии с письмом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 20.11.2012 года № 4444/01-125, критерий оценки конкурсных предложений «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» был включен в Конкурсную документацию в соответствии с требованиями Закона № 38-РЗ.

Закон № 38-РЗ регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок межмуниципального сообщения, пролегающих по территориям двух и более муниципальных районов, городских округов в Удмуртской Республике.

В соответствии со статьей 7 Закона № 38-РЗ  регулярные перевозки осуществляются на основании выданной маршрутной карты и в соответствии с договором об организации регулярных перевозок, который заключается между Уполномоченным органом и перевозчиком на конкурсной основе.

Статьей 8 Закона № 38-РЗ предусмотрен исчерпывающий перечень критериев оценки конкурсных предложений, которые должны быть установлены в конкурсной документации, в том числе «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» (п. 11 ч. 2 ст. 8 Закона № 38-РЗ).

При этом, под социально значимыми перевозками понимаются перевозки льготных категорий граждан, осуществляемые перевозчиками в соответствии с договорами о возмещении выпадающих доходов, а также пригородные перевозки пассажиров в сельской местности, осуществляемые перевозчиками в соответствии с договорами о возмещении убытков (статья 3 Закона № 38-РЗ).

 

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства УР от 19.12.2005 года № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» (далее – постановление Правительства УР № 170) Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики:

- заключает с перевозчиками договоры об обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики;

- осуществляет финансирование меры социальной поддержки, установленной пунктом 1 указанного постановления, в соответствии с распределением сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками по форме согласно приложению к указанному постановлению, за счет и в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, в свою очередь, утверждает порядок распределения сумм между перевозчиками в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики (пункт 5 постановления Правительства УР № 170).

В соответствии с письмом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики от 21.05.2012 года № 01-36/2132, Министерство заключает договоры для осуществления социально-значимых пассажирских перевозок пригородного сообщения на основании списка транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социально-значимые перевозки, предоставленного Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.

Согласно письму Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 19.07.2012 года № 2751/07-26, Министерство направляет списки перевозчиков, осуществляющих социально-значимые перевозки пассажиров транспортом общего пользования в Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики на основании: по межмуниципальным маршрутам – результатов проведения конкурсов на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания; по внутримуниципальным маршрутам – письменных обращений муниципальных образований».

 

Таким образом, единственной законной возможностью осуществления социально-значимых пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам для транспортной организации или индивидуального предпринимателя является участие в конкурсе на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания и победа в нем.

Участники конкурса, которые ранее не обслуживали маршруты регулярного сообщения и не побеждали в конкурсах на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания ставятся в заведомо невыгодные условия участия в торгах и, как следствие, в осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с участниками, которые уже обслуживали маршруты и у которых заключены (были заключены) договоры с Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики на осуществление социально-значимых перевозок, поскольку по одному из критериев оценки всегда будут получать 0 баллов.

Критерий оценки «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» не гарантирует и не свидетельствует о готовности и намерении участника конкурса осуществлять социально-значимые перевозки в будущем.

Отсутствие у участника конкурса опыта осуществления социально-значимых перевозок не является критерием определения качества услуг претендента, не характеризует его квалификацию, не может свидетельствовать об обеспечении безопасности пассажирских перевозок на территории Удмуртской Республики.

Указанный критерий ставит в неравные условия деятельности на рынке пассажирских перевозок на территории Удмуртской Республики хозяйствующих субъектов, соответствующих всем предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации требованиям и имеющим необходимые документы и разрешения, но не участвовавших ранее в отношениях по государственному финансированию социально-значимых перевозок, и хозяйствующих субъектов, имеющих (имевших) заключенные с Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики договоры на осуществление социально-значимых перевозок.

Комиссия Удмуртского УФАС России проанализировав Конкурсную документацию Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики пришла к выводу, что по рассматриваемому критерию установлен максимальный балл – 10, что составляет 17% от общего максимального числа баллов.

В связи с изложенным, критерий «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» является существенным и необоснованным препятствием к победе в конкурсе для хозяйствующих субъектов, которые заявились на конкурс впервые, поскольку по указанному критерию оценки всегда будут получать 0 баллов.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 05.12.2007 года № 65-РЗ «О Государственном Совете Удмуртской Республики» Государственный Совет Удмуртской Республики является законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики, постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Удмуртской Республики.

Закон Удмуртской Республики от 15.10.2008 года № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике», установивший обязательный критерий оценки конкурсных предложений - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок», принят Государственным Советом Удмуртской Республики.

Действия Государственного Совета Удмуртской Республики по принятию (изданию) в редакции и действию пункта 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ, устанавливающего для организаторов торгов обязанность применения критерия оценки конкурсных предложений «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок», нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку использование указанного критерия приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров на пригородных и междугородних маршрутах межмуниципального сообщения на территории Удмуртской Республики.

 

27.06.2013 года на заседание Комиссии Удмуртского УФАС России было представлено постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 25.06.2013 г. № 155-V, которым принят Закон Удмуртской Республики «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике». Пункт 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ принят в следующей редакции: «отсутствие нарушений выполнения условий и требований договора об организации регулярных перевозок за последние 12 месяцев до дня размещения на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещения о проведении конкурса. При этом участник конкурса, ранее не заключавший договор об организации регулярных перевозок, считается не нарушавшим условий договора об организации регулярных перевозок».

По мнению Комиссии Удмуртского УФАС России действием пункта 8 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ, в указанной редакции устранено нарушение антимонопольного законодательства.

Оценив представленный ответчиком по делу – Государственным Советом Удмуртской Республики нормативный правовой акт, Комиссия приходит к выводу о добровольном устранении ответчиком по делу нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.140 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339,

 

р  е  ш  и  л  а  :

1. Признать Государственный Совет Удмуртской Республики нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части принятия (действия) пункта 11 части 2 статьи 8 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 года № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике», устанавливающего обязательный критерий оценки конкурсных предложений - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров на пригородных и междугородних маршрутах межмуниципального сообщения на территории Удмуртской Республики.

2. Прекратить рассмотрение дела № ТГ08-02/2012-116 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Государственного Совета Удмуртской Республики в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Председатель Комиссии                                                                    <…>

Члены Комиссии                                                                                            <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>- председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, <…> – член Комиссии – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, <…> – член Комиссии – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев имеющиеся материалы дела № ТГ08-02/2012-116 в отношении Государственного Совета Удмуртской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

на заседании Комиссии 29.01.2013 года:

в присутствии представителей:

ответчика по делу – Государственного Совета Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 2918/1-9 от 13.09.2012 года

заинтересованного лица по делу – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 20/01-131 от 29.01.2013 года,

в отсутствии представителя заинтересованного лица по делу – Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, уведомленного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

в отсутствии представителя заявителя – ИП <…>,

на заседании Комиссии 12.03.2013 года:

в присутствии представителей:

представителя заявителя – ИП <…> – адвоката <…>, доверенность № 18АА 0234047 от 09.04.2012 года,

ответчика по делу – Государственного Совета Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 2918/1-9 от 13.09.2012 года

заинтересованного лица по делу – Правительства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 7-195/3 от 15.01.2013 года,

заинтересованного лица по делу – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 31/01-131 от 12.03.2013 года,

в отсутствии представителя заинтересованного лица по делу – Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, уведомленного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

на заседании Комиссии 06.05.2013 года:

в присутствии представителей:

ответчика по делу – Государственного Совета Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 2918/1-9 от 13.09.2012 года

заинтересованного лица по делу – Правительства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 7-195/3 от 15.01.2013 года,

заинтересованного лица по делу – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 20/01-131 от 29.01.2013 года,

в отсутствии представителей заявителя – ИП <…>, заинтересованного лица по делу – Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, уведомленных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

на заседании Комиссии 27.06.2013 года:

в присутствии представителей:

ответчика по делу – Государственного Совета Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 2918/1-9 от 13.09.2012 года

заинтересованного лица по делу – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики – <…>, доверенность № 31/01-131 от 12.03.2013 года,

в отсутствии представителей заявителя – ИП <…>, заинтересованного лица по делу – Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, заинтересованного лица по делу – Правительства Удмуртской Республики, уведомленных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление ИП <…> (далее - Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации при организации и проведении в 2012 году конкурса на право заключения договора по организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике.

По мнению ИП <…>, установленный в конкурсной документации к названному конкурсу критерий оценки конкурсных предложений - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» нарушает его права, ограничивает доступ на рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Удмуртской Республике новых участников.

В ходе проведенной проверки было установлено, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, являющееся организатором указанного конкурса, при его проведении, в том числе установлении критериев оценки конкурсных предложений участников, руководствовалось требованиями Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 года № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике» (далее – Закон № 38-РЗ).

Критерий оценки «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» является обязательным к применению при проведении конкурсов на основании пункта 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ.

Таким образом, Удмуртским УФАС России по результатам рассмотрения заявление ИП <…> были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Государственного Совета Удмуртской Республики по принятию пункта 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ, устанавливающего для организаторов торгов обязанность применять критерий оценки конкурсных предложений «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок», вследствие чего и было возбуждено настоящее дело.

 

На заседаниях Комиссии представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в своём заявлении, дополнительно пояснила следующее.

Критерий оценки конкурсных предложений - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» ограничивает доступ на рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Удмуртской Республике новых участников, ранее не осуществлявших такие перевозки.

Единственной законной возможностью осуществления социально-значимых пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам для транспортной организации или индивидуального предпринимателя является участие в конкурсе на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания и победа в нем.

Участники конкурса, которые ранее не обслуживали маршруты регулярного сообщения и не побеждали в конкурсах на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания ставятся в заведомо невыгодные условия осуществления деятельности по сравнению с участниками, которые уже обслуживали маршруты и у которых заключены (были заключены) договоры с Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики на осуществление социально-значимых перевозок.

Пункт 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ, устанавливающий указанный критерий оценки противоречит требованиям статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

На заседаниях Комиссии представитель ответчика по делу письменно и устно пояснил, что введение рассматриваемого критерия оценки не ограничивает права участников конкурса, которые не выполняли ранее социально-значимые перевозки.

Предусмотренный Законом № 38-РЗ конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок носит открытый характер, является доступным для всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Потеря участником конкурса баллов по оспариваемому критерию не может быть расценена как ограничение конкуренции, поскольку определение победителя конкурса осуществляется на основании оценки всех одиннадцати критериев, установленных Законом № 38-РЗ, которые также в одинаковой степени относятся ко всем участникам конкурса.

 

На заседаниях Комиссии представители заинтересованных лиц по делу Правительства Удмуртской Республики, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики поддержали пояснения, данные представителем ответчика по делу.

 

Рассмотрев представленные лицами, участвующими в деле, документы и информацию, выслушав пояснения заявителя, ответчика по делу, заинтересованных лиц, Комиссией установлено следующее.

 

30.12.2011 года исполняющим обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики <…> утверждена Конкурсная документация к конкурсу на право заключения договора по организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике (далее – Конкурсная документация).

Согласно приложению № 5 к Конкурсной документации конкурсные предложения участников оцениваются по 11 критериям, в том числе по критерию - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок».

Суммарный максимальный балл, который может быть присвоен конкурсному предложению участника по 11 критериям равен 60.

При этом, по критерию «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» установлены следующие показатели выставления баллов: в случае выполнения социально-значимых перевозок – 10 баллов, в случае не выполнения указанных перевозок – 0 баллов.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок в Удмуртской Республике от 26.03.2012 года на участие в торгах лоту № 3 «Новая Казмаска – Ижевск» было подано 3 заявки от участников: ИП <…>, ООО «Близнецы», ИП <…>.

Победителем по лоту № 3 признана ИП <…>, заявке которой было присвоено 46,5 баллов, с учетом того, что ранее участником конкурса выполнялись социально-значимые перевозки и по этому критерию заявке ИП <…> был присвоен максимальный балл – 10. Балл, присвоенный заявке ООО «Близницы» равен 40, а заявке ИП <…> присвоен 41 балл.

 

В соответствии с письмом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 20.11.2012 года № 4444/01-125, критерий оценки конкурсных предложений «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» был включен в Конкурсную документацию в соответствии с требованиями Закона № 38-РЗ.

Закон № 38-РЗ регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок межмуниципального сообщения, пролегающих по территориям двух и более муниципальных районов, городских округов в Удмуртской Республике.

В соответствии со статьей 7 Закона № 38-РЗ  регулярные перевозки осуществляются на основании выданной маршрутной карты и в соответствии с договором об организации регулярных перевозок, который заключается между Уполномоченным органом и перевозчиком на конкурсной основе.

Статьей 8 Закона № 38-РЗ предусмотрен исчерпывающий перечень критериев оценки конкурсных предложений, которые должны быть установлены в конкурсной документации, в том числе «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» (п. 11 ч. 2 ст. 8 Закона № 38-РЗ).

При этом, под социально значимыми перевозками понимаются перевозки льготных категорий граждан, осуществляемые перевозчиками в соответствии с договорами о возмещении выпадающих доходов, а также пригородные перевозки пассажиров в сельской местности, осуществляемые перевозчиками в соответствии с договорами о возмещении убытков (статья 3 Закона № 38-РЗ).

 

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства УР от 19.12.2005 года № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» (далее – постановление Правительства УР № 170) Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики:

- заключает с перевозчиками договоры об обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики;

- осуществляет финансирование меры социальной поддержки, установленной пунктом 1 указанного постановления, в соответствии с распределением сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками по форме согласно приложению к указанному постановлению, за счет и в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, в свою очередь, утверждает порядок распределения сумм между перевозчиками в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики (пункт 5 постановления Правительства УР № 170).

В соответствии с письмом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики от 21.05.2012 года № 01-36/2132, Министерство заключает договоры для осуществления социально-значимых пассажирских перевозок пригородного сообщения на основании списка транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социально-значимые перевозки, предоставленного Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.

Согласно письму Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 19.07.2012 года № 2751/07-26, Министерство направляет списки перевозчиков, осуществляющих социально-значимые перевозки пассажиров транспортом общего пользования в Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики на основании: по межмуниципальным маршрутам – результатов проведения конкурсов на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания; по внутримуниципальным маршрутам – письменных обращений муниципальных образований».

 

Таким образом, единственной законной возможностью осуществления социально-значимых пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам для транспортной организации или индивидуального предпринимателя является участие в конкурсе на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания и победа в нем.

Участники конкурса, которые ранее не обслуживали маршруты регулярного сообщения и не побеждали в конкурсах на право заключения договоров об организации транспортного обслуживания ставятся в заведомо невыгодные условия участия в торгах и, как следствие, в осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с участниками, которые уже обслуживали маршруты и у которых заключены (были заключены) договоры с Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики на осуществление социально-значимых перевозок, поскольку по одному из критериев оценки всегда будут получать 0 баллов.

Критерий оценки «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» не гарантирует и не свидетельствует о готовности и намерении участника конкурса осуществлять социально-значимые перевозки в будущем.

Отсутствие у участника конкурса опыта осуществления социально-значимых перевозок не является критерием определения качества услуг претендента, не характеризует его квалификацию, не может свидетельствовать об обеспечении безопасности пассажирских перевозок на территории Удмуртской Республики.

Указанный критерий ставит в неравные условия деятельности на рынке пассажирских перевозок на территории Удмуртской Республики хозяйствующих субъектов, соответствующих всем предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации требованиям и имеющим необходимые документы и разрешения, но не участвовавших ранее в отношениях по государственному финансированию социально-значимых перевозок, и хозяйствующих субъектов, имеющих (имевших) заключенные с Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики договоры на осуществление социально-значимых перевозок.

Комиссия Удмуртского УФАС России проанализировав Конкурсную документацию Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики пришла к выводу, что по рассматриваемому критерию установлен максимальный балл – 10, что составляет 17% от общего максимального числа баллов.

В связи с изложенным, критерий «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок» является существенным и необоснованным препятствием к победе в конкурсе для хозяйствующих субъектов, которые заявились на конкурс впервые, поскольку по указанному критерию оценки всегда будут получать 0 баллов.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 05.12.2007 года № 65-РЗ «О Государственном Совете Удмуртской Республики» Государственный Совет Удмуртской Республики является законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики, постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Удмуртской Республики.

Закон Удмуртской Республики от 15.10.2008 года № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике», установивший обязательный критерий оценки конкурсных предложений - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок», принят Государственным Советом Удмуртской Республики.

Действия Государственного Совета Удмуртской Республики по принятию (изданию) в редакции и действию пункта 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ, устанавливающего для организаторов торгов обязанность применения критерия оценки конкурсных предложений «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок», нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку использование указанного критерия приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров на пригородных и междугородних маршрутах межмуниципального сообщения на территории Удмуртской Республики.

 

27.06.2013 года на заседание Комиссии Удмуртского УФАС России было представлено постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 25.06.2013 г. № 155-V, которым принят Закон Удмуртской Республики «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике». Пункт 11 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ принят в следующей редакции: «отсутствие нарушений выполнения условий и требований договора об организации регулярных перевозок за последние 12 месяцев до дня размещения на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещения о проведении конкурса. При этом участник конкурса, ранее не заключавший договор об организации регулярных перевозок, считается не нарушавшим условий договора об организации регулярных перевозок».

По мнению Комиссии Удмуртского УФАС России действием пункта 8 части 2 статьи 8 Закона № 38-РЗ, в указанной редакции устранено нарушение антимонопольного законодательства.

Оценив представленный ответчиком по делу – Государственным Советом Удмуртской Республики нормативный правовой акт, Комиссия приходит к выводу о добровольном устранении ответчиком по делу нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.140 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339,

 

р  е  ш  и  л  а  :

1. Признать Государственный Совет Удмуртской Республики нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части принятия (действия) пункта 11 части 2 статьи 8 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 года № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике», устанавливающего обязательный критерий оценки конкурсных предложений - «выполнение ранее участником конкурса социально-значимых перевозок», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров на пригородных и междугородних маршрутах межмуниципального сообщения на территории Удмуртской Республики.

2. Прекратить рассмотрение дела № ТГ08-02/2012-116 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Государственного Совета Удмуртской Республики в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Председатель Комиссии                                                                    <…>

Члены Комиссии                                                                                            <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 08-02 [format] => [safe_value] => 08-02 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => ТГ 08-02/2012-116 [format] => [safe_value] => ТГ 08-02/2012-116 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 15 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-10 11:10:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-27 11:10:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1375096330 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )