Решение по делу № ТГ08-02/2012-97

Номер дела: ТГ 08-02/2012-97
Дата публикации: 25 июля 2013, 15:09

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>- председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, <…> – член Комиссии – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, <…> – член Комиссии – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев имеющиеся материалы дела № ТГ08-02/2012-97 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО «Город Глазов» по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 15 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в отношении МАУ «Здоровое питание» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

на заседании Комиссии 13.03.2013 года:

в присутствии представителей ответчика по делу – Администрации МО «Город Глазов» - <…>, доверенность от 04.02.2013 г. № 01-49/00305, <…>, доверенность от 12.03.2013 г. № 01-49/00626,

в отсутствии представителя заинтересованного лица по делу – МАУ «Здоровое питание» (поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя),

на заседании Комиссии 08.04.2013 года:

в присутствии представителей

ответчика по делу – Администрации МО «Город Глазов» - <…>, доверенность от 08.04.2013 г. № 01-49/00986, <…>, доверенность от 08.04.2013 г. № 01-49/00988,

заинтересованного лица по делу – МАУ «Здоровое питание» - <…>, директор, <…>, доверенность от 24.12.2012 г. № 05, <…>, доверенность от 29.12.2012 г. № 06,

на заседании Комиссии 11.06.2013 года:

в присутствии представителей

ответчика по делу – Администрации МО «Город Глазов» - <…>, доверенность от 08.04.2013 г. № 01-49/00986, <…>, доверенность от 12.03.2013 г. № 01-49/00626,

заинтересованного лица по делу – МАУ «Здоровое питание» - <…>, директор, <…>, доверенность от 24.12.2012 г. № 05, <…>, доверенность от 29.12.2012 г. № 06,

 

у с т а н о в и л а:

 

Основанием к возбуждению дела № ТГ08-02/2012-97 в отношении Администрации МО «Город Глазов» (далее – Администрация), МАУ «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» (далее – МАУ «Здоровое питание», Учреждение) явились материалы проверки Глазовской межрайонной прокуратуры (вх. № 8785 от 28.09.2012 года).

По результатам рассмотрения представленных документов и информации и было возбуждено настоящее дело.

На заседаниях Комиссии представители ответчика по делу Администрации письменно и устно пояснили, что МАУ «Здоровое питание» учреждено Администрацией в конце 2009 года в связи с необходимостью организации предоставления горячего питания в общеобразовательных учреждениях города Глазова. Организацией, оказывающей такие услуги ранее, являлось ЗАО «Спектр». Указанная необходимость была вызвана банкротством ЗАО «Спектр», а также обязанностью органов местного самоуправления по организации образовательного процесса в школах города Глазова, в том числе и организации питания учащихся школ.

В 2011-2012 годах МАУ «Здоровое питание» Администрацией были выданы муниципальные задания на оказание муниципальных услуг по школьному питанию.

Закупка продуктов, товаров для приготовления пищи для учащихся школ города Глазова осуществлялась МАУ «Здоровое питание» без проведения торгов.

Поставщиков продуктов питания МАУ «Здоровое питание» выбирает самостоятельно с учетом цен и качества. Полномочия учредителя МАУ «Здоровое питание» осуществляет Управление образования Администрации города Глазова, в соответствии с возложенными на него обязанностями.

С конца 2012 года организация питания учащихся школ города Глазова осуществляется самими образовательными учреждениями посредством проведения запросов котировок на оказание услуг по организации питания.

На заседаниях Комиссии представители заинтересованного лица по делу МАУ «Здоровое питание» письменно и устно пояснили, что в рассматриваемых действиях МАУ «Здоровое питание», Администрации города Глазова нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют. В 2011 году МАУ «Здоровое питание» согласно утвержденному для него муниципальному заданию самостоятельно оказывало услуги по организации предоставления горячего питания в общеобразовательных учреждениях г. Глазова, а также услуги по организации предоставления горячего питания в МУЗ «ГБ №1» в отделении восстановительного лечения – санаторий. Услуги по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова заключались в закупке необходимых продуктов питания и поставке их в адрес муниципальных дошкольных образовательных учреждений города.

 

Рассмотрев представленные лицами, участвующими в деле, документы и информацию, выслушав пояснения ответчиков по делу, Комиссией установлено следующее.

Постановлением Администрации от 05.10.2009 г. № 18/72 создано МАУ «Здоровое питание», утвержден его Устав.

Согласно пункту 2.1 Устава, предметом деятельности Учреждения является выполнение работ и оказание услуг по организации и осуществлению соответствующего установленным действующим законодательством нормам и требованиям, полноценного здорового питания детей и взрослых в муниципальных образовательных учреждениях и муниципальных учреждениях здравоохранения города Глазова. Поставка продуктов питания в дошкольные учреждения не является предметом деятельности МАУ «Здоровое питание».

31.12.2010 года постановлением Администрации города Глазова № 36/29 утверждено Муниципальное задание для МАУ «Здоровое питание» на 2011 год (далее – Муниципальное задание).

Разделом 1 Муниципального задания установлено наименование муниципальной услуги: «Услуга по организации предоставления горячего питания в общеобразовательных учреждениях города Глазова».

Разделом 2 Муниципального задания установлено наименование муниципальной услуги: «Услуга по организации предоставления горячего питания в муниципальном учреждении здравоохранения «ГБ №1» в отделении восстановительного лечения – санаторий».

Разделом 3 Муниципального задания установлено наименование муниципальной услуги: «Поставка продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения». Объем услуги по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения утвержден Администрацией города Глазова в размере 20 150 000 рублей. Раздел 3 муниципального задания действует с 10.01.2011 года по 30.06.2011 года.

Во исполнение Раздела 3 Муниципального задания для МАУ «Здоровое питание» на 2011 год, в 2011 году Учреждение заключало гражданско-правовые договоры с хозяйствующими субъектами на поставку продуктов питания для целей дальнейшей передачи таких товаров в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова.

 

В силу пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении, Закон № 131-ФЗ) организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения (часть 5 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании»).

Согласно части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Частью 1 статьи 54 Закона № 131-ФЗ установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов, Закон № 94-ФЗ).

Частью 2 статьи 3 Закона № 94-ФЗ определено, что под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В силу пункта 2 статьи 2 Закона № 210-ФЗ муниципальная услуга - предоставляемая органом местного самоуправления деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.

Заявителем является - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 Закона № 210-ФЗ, или в организации, указанные в пункте 5 статьи  2 Закона № 210-ФЗ, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме (пункт 3 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).

Таким образом, исходя из законодательного определения муниципальных услуг, получателем (приобретателем) услуг (работ) автономного учреждения являются физические лица (граждане) и юридические лица, а не орган местного самоуправления.

 

Из материалов дела следует, что на МАУ «Здоровое питание» возложена обязанность выполнять работы (поставка продуктов питания в муниципальные дошкольные учреждения г. Глазова).

Обеспечение продуктами питания воспитанников дошкольных образовательных учреждений в силу пункта 13 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, является полномочием органов местного самоуправления.

Исполнение функции по обеспечению воспитанников дошкольных образовательных учреждений возложено в силу части 5 статьи 51 об образовании на образовательные учреждения.

Следовательно, получателем бюджетных средств в пределах лимитов, установленных представительным органом местного самоуправления, является дошкольное образовательное учреждение (детский сад).

Поскольку получателями бюджетных средств должны были являться муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения, то и размещение заказов на поставку продуктов питания для воспитанников таких учреждений должно проводиться в рамках Закона о размещении заказов.

В нарушение требований Закона № 94-ФЗ бюджетные средства в сумме 20 150 000 рублей были направлены Администрацией в МАУ «Здоровое питание», а не муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждениям, либо муниципальный заказ должен был быть размещен Администрацией самостоятельно.

Исходя из фактических обстоятельств дела следует, что Администрация выдала МАУ «Здоровое питание» муниципальное задание на поставку продуктов питания, зная заранее, что в силу действующего законодательства автономное учреждение не может являться муниципальным (государственным) заказчиком следовательно выбор поставщиков продуктов питания для нужд муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений будет определен не по итогам торгов, а самостоятельным волеизъявлением должностных лиц МАУ «Здоровое питание».

Являясь учредителем МАУ «Здоровое питание», а также в силу Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» являясь членом попечительского совета Учреждения, Администрация, в лице её должностных лиц, обладала информацией о деятельности Учреждения, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, более того, утверждала указанные документы.

Таким образом, Администрация, заранее предполагая отсутствие конкурентных процедур при определении поставщиков продуктов питания для воспитанников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений ограничила, устранила, недопустила конкуренцию на рынке услуг по поставке продуктов питания для воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Глазова.

 

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в том числе, ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено выделение автономным учреждениям субсидий, в том числе, на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с муниципальным заданием, порядок предоставления и определения объема которых устанавливается местной администрацией.

Анализ вышеназванной нормы права позволяет прийти к выводу о том, что предоставление субсидий автономным учреждениям производится в случае выполнения ими муниципальных заданий по оказанию услуг или выполнению работ физическим и юридическим лицам, а не в отношении тех услуг (работ), которые оказываются для органа местного самоуправления в целях обеспечения муниципальных нужд.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своём Постановлении от 29.11.2011 г. № 8799/11 по делу № А66-7056/2010 указал, что в тех случаях, когда проведение торгов в силу закона является обязательным, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, материалами дела установлено, что системные действия Администрации и МАУ «Здоровое питание»:

- по утверждению Раздела 3 муниципального задания для муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» на 2011 год, в соответствии с которым Учреждение должно оказывать услуги по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения,

- по выделению для МАУ «Здоровое питание» субсидии в размере 20 150 000 рублей на выполнение указанного муниципального задания,

- по фактической передаче МАУ «Здоровое питание» полномочий по размещению муниципальных заказов на оказание услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова,

- по выбору Учреждением поставщиков продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова без проведения торгов,

ограничили круг участников процедур размещения заказов, в связи с чем, повлекли ограничение конкуренции на соответствующих товарных рынках, в то время как проведение торгов является одним из способов обеспечения конкуренции.

Принимаемые Администрацией, Учреждением решения, а также совершаемые ими действия должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, Закона о защите конкуренции.

 

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 

Действия Администрации по выдаче (утверждению) постановлением от 31.12.2010 г. № 36/29 МАУ «Здоровое питание» муниципального задания для муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» на 2011 год (Раздел 3), несоответствующего требованиям действующего законодательства, позволили МАУ «Здоровое питание» определять поставщиков продуктов питания для муниципальных нужд и финансируемых из бюджета муниципального образования «Город Глазов» без учета требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о размещении заказов, создали необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Действия Учреждения, как организации наделенной функциями Администрации города Глазова, дошкольных образовательных учреждений города Глазова, выразившиеся в размещении заказов на поставку продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова в 2011 году у определенных хозяйствующих субъектов без учета требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о размещении заказов, привели или могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова, создали таким хозяйствующим субъектам преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Постановлением Администрации от 27.05.2011 года № 18/42 «О внесении изменений в постановление Администрации города Глазова от 31.12.2010 № 36/29 «Об установлении муниципального задания для муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» в Раздел 3 муниципального задания для МАУ «Здоровое питание» на 2011 год внесены изменения: уменьшен объем денежных средств, выделенных для выполнения муниципального задания – до 12 711 000 рублей, а также сокращен срок выполнения муниципального задания – до 31.05.2011 года.

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства, установленное Комиссией Удмуртского УФАС России, ответчиками по делу – Администрацией, Учреждением, добровольно устранены 27.05.2011 года.

 

23.08.2009 года вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым введена в действие статья 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных лиц или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности.

Учитывая, что действия (бездействия) Администрации, Учреждения, нарушающие требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, совершены после вступления в силу данной нормы, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностных лиц Администрации муниципального образования «город Глазов», МАУ «Здоровое питание».

 

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.140 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339,

 

р  е  ш  и  л  а  :

 

1. Признать Администрацию муниципального образования «Город Глазов» нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части выдачи (утверждения) постановлением от 31.12.2010 г. № 36/29 МАУ «Здоровое питание» муниципального задания для муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» на 2011 год (Раздел 3), несоответствующего требованиям действующего законодательства, что позволило МАУ «Здоровое питание» определять поставщиков продуктов питания для муниципальных нужд и финансируемых из бюджета муниципального образования «Город Глазов» без учета требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о размещении заказов, что создало или могло создать необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова.

 

2. Признать МАУ «Здоровое питание», как организацию наделенную функциями Администрации муниципального образования «Город Глазов», нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части размещения заказов на поставку продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова в 2011 году у определенных хозяйствующих субъектов без проведения торгов, что привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова, что создало или могло создать необоснованные препятствования осуществлению деятельности иным хозяйствующим субъектам на соответствующем рынке.

 

3. Прекратить рассмотрение дела в отношении Администрации муниципального образования «Город Глазов» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

4. Прекратить рассмотрение дела в отношении МАУ «Здоровое питание» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

5. Передать материалы дела старшему государственному инспектору отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России <…> для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

    Председатель Комиссии                                                                    <…>

Члены Комиссии                                                                                            <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

stdClass Object ( [vid] => 13921 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № ТГ08-02/2012-97 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13922 [type] => solution [language] => ru [created] => 1375096215 [changed] => 1383049195 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1383049195 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>- председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, <…> – член Комиссии – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, <…> – член Комиссии – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев имеющиеся материалы дела № ТГ08-02/2012-97 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО «Город Глазов» по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 15 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в отношении МАУ «Здоровое питание» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

на заседании Комиссии 13.03.2013 года:

в присутствии представителей ответчика по делу – Администрации МО «Город Глазов» - <…>, доверенность от 04.02.2013 г. № 01-49/00305, <…>, доверенность от 12.03.2013 г. № 01-49/00626,

в отсутствии представителя заинтересованного лица по делу – МАУ «Здоровое питание» (поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя),

на заседании Комиссии 08.04.2013 года:

в присутствии представителей

ответчика по делу – Администрации МО «Город Глазов» - <…>, доверенность от 08.04.2013 г. № 01-49/00986, <…>, доверенность от 08.04.2013 г. № 01-49/00988,

заинтересованного лица по делу – МАУ «Здоровое питание» - <…>, директор, <…>, доверенность от 24.12.2012 г. № 05, <…>, доверенность от 29.12.2012 г. № 06,

на заседании Комиссии 11.06.2013 года:

в присутствии представителей

ответчика по делу – Администрации МО «Город Глазов» - <…>, доверенность от 08.04.2013 г. № 01-49/00986, <…>, доверенность от 12.03.2013 г. № 01-49/00626,

заинтересованного лица по делу – МАУ «Здоровое питание» - <…>, директор, <…>, доверенность от 24.12.2012 г. № 05, <…>, доверенность от 29.12.2012 г. № 06,

 

у с т а н о в и л а:

 

Основанием к возбуждению дела № ТГ08-02/2012-97 в отношении Администрации МО «Город Глазов» (далее – Администрация), МАУ «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» (далее – МАУ «Здоровое питание», Учреждение) явились материалы проверки Глазовской межрайонной прокуратуры (вх. № 8785 от 28.09.2012 года).

По результатам рассмотрения представленных документов и информации и было возбуждено настоящее дело.

На заседаниях Комиссии представители ответчика по делу Администрации письменно и устно пояснили, что МАУ «Здоровое питание» учреждено Администрацией в конце 2009 года в связи с необходимостью организации предоставления горячего питания в общеобразовательных учреждениях города Глазова. Организацией, оказывающей такие услуги ранее, являлось ЗАО «Спектр». Указанная необходимость была вызвана банкротством ЗАО «Спектр», а также обязанностью органов местного самоуправления по организации образовательного процесса в школах города Глазова, в том числе и организации питания учащихся школ.

В 2011-2012 годах МАУ «Здоровое питание» Администрацией были выданы муниципальные задания на оказание муниципальных услуг по школьному питанию.

Закупка продуктов, товаров для приготовления пищи для учащихся школ города Глазова осуществлялась МАУ «Здоровое питание» без проведения торгов.

Поставщиков продуктов питания МАУ «Здоровое питание» выбирает самостоятельно с учетом цен и качества. Полномочия учредителя МАУ «Здоровое питание» осуществляет Управление образования Администрации города Глазова, в соответствии с возложенными на него обязанностями.

С конца 2012 года организация питания учащихся школ города Глазова осуществляется самими образовательными учреждениями посредством проведения запросов котировок на оказание услуг по организации питания.

На заседаниях Комиссии представители заинтересованного лица по делу МАУ «Здоровое питание» письменно и устно пояснили, что в рассматриваемых действиях МАУ «Здоровое питание», Администрации города Глазова нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют. В 2011 году МАУ «Здоровое питание» согласно утвержденному для него муниципальному заданию самостоятельно оказывало услуги по организации предоставления горячего питания в общеобразовательных учреждениях г. Глазова, а также услуги по организации предоставления горячего питания в МУЗ «ГБ №1» в отделении восстановительного лечения – санаторий. Услуги по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова заключались в закупке необходимых продуктов питания и поставке их в адрес муниципальных дошкольных образовательных учреждений города.

 

Рассмотрев представленные лицами, участвующими в деле, документы и информацию, выслушав пояснения ответчиков по делу, Комиссией установлено следующее.

Постановлением Администрации от 05.10.2009 г. № 18/72 создано МАУ «Здоровое питание», утвержден его Устав.

Согласно пункту 2.1 Устава, предметом деятельности Учреждения является выполнение работ и оказание услуг по организации и осуществлению соответствующего установленным действующим законодательством нормам и требованиям, полноценного здорового питания детей и взрослых в муниципальных образовательных учреждениях и муниципальных учреждениях здравоохранения города Глазова. Поставка продуктов питания в дошкольные учреждения не является предметом деятельности МАУ «Здоровое питание».

31.12.2010 года постановлением Администрации города Глазова № 36/29 утверждено Муниципальное задание для МАУ «Здоровое питание» на 2011 год (далее – Муниципальное задание).

Разделом 1 Муниципального задания установлено наименование муниципальной услуги: «Услуга по организации предоставления горячего питания в общеобразовательных учреждениях города Глазова».

Разделом 2 Муниципального задания установлено наименование муниципальной услуги: «Услуга по организации предоставления горячего питания в муниципальном учреждении здравоохранения «ГБ №1» в отделении восстановительного лечения – санаторий».

Разделом 3 Муниципального задания установлено наименование муниципальной услуги: «Поставка продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения». Объем услуги по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения утвержден Администрацией города Глазова в размере 20 150 000 рублей. Раздел 3 муниципального задания действует с 10.01.2011 года по 30.06.2011 года.

Во исполнение Раздела 3 Муниципального задания для МАУ «Здоровое питание» на 2011 год, в 2011 году Учреждение заключало гражданско-правовые договоры с хозяйствующими субъектами на поставку продуктов питания для целей дальнейшей передачи таких товаров в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова.

 

В силу пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении, Закон № 131-ФЗ) организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения (часть 5 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании»).

Согласно части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Частью 1 статьи 54 Закона № 131-ФЗ установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов, Закон № 94-ФЗ).

Частью 2 статьи 3 Закона № 94-ФЗ определено, что под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В силу пункта 2 статьи 2 Закона № 210-ФЗ муниципальная услуга - предоставляемая органом местного самоуправления деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.

Заявителем является - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 Закона № 210-ФЗ, или в организации, указанные в пункте 5 статьи  2 Закона № 210-ФЗ, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме (пункт 3 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).

Таким образом, исходя из законодательного определения муниципальных услуг, получателем (приобретателем) услуг (работ) автономного учреждения являются физические лица (граждане) и юридические лица, а не орган местного самоуправления.

 

Из материалов дела следует, что на МАУ «Здоровое питание» возложена обязанность выполнять работы (поставка продуктов питания в муниципальные дошкольные учреждения г. Глазова).

Обеспечение продуктами питания воспитанников дошкольных образовательных учреждений в силу пункта 13 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, является полномочием органов местного самоуправления.

Исполнение функции по обеспечению воспитанников дошкольных образовательных учреждений возложено в силу части 5 статьи 51 об образовании на образовательные учреждения.

Следовательно, получателем бюджетных средств в пределах лимитов, установленных представительным органом местного самоуправления, является дошкольное образовательное учреждение (детский сад).

Поскольку получателями бюджетных средств должны были являться муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения, то и размещение заказов на поставку продуктов питания для воспитанников таких учреждений должно проводиться в рамках Закона о размещении заказов.

В нарушение требований Закона № 94-ФЗ бюджетные средства в сумме 20 150 000 рублей были направлены Администрацией в МАУ «Здоровое питание», а не муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждениям, либо муниципальный заказ должен был быть размещен Администрацией самостоятельно.

Исходя из фактических обстоятельств дела следует, что Администрация выдала МАУ «Здоровое питание» муниципальное задание на поставку продуктов питания, зная заранее, что в силу действующего законодательства автономное учреждение не может являться муниципальным (государственным) заказчиком следовательно выбор поставщиков продуктов питания для нужд муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений будет определен не по итогам торгов, а самостоятельным волеизъявлением должностных лиц МАУ «Здоровое питание».

Являясь учредителем МАУ «Здоровое питание», а также в силу Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» являясь членом попечительского совета Учреждения, Администрация, в лице её должностных лиц, обладала информацией о деятельности Учреждения, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, более того, утверждала указанные документы.

Таким образом, Администрация, заранее предполагая отсутствие конкурентных процедур при определении поставщиков продуктов питания для воспитанников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений ограничила, устранила, недопустила конкуренцию на рынке услуг по поставке продуктов питания для воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Глазова.

 

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в том числе, ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено выделение автономным учреждениям субсидий, в том числе, на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с муниципальным заданием, порядок предоставления и определения объема которых устанавливается местной администрацией.

Анализ вышеназванной нормы права позволяет прийти к выводу о том, что предоставление субсидий автономным учреждениям производится в случае выполнения ими муниципальных заданий по оказанию услуг или выполнению работ физическим и юридическим лицам, а не в отношении тех услуг (работ), которые оказываются для органа местного самоуправления в целях обеспечения муниципальных нужд.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своём Постановлении от 29.11.2011 г. № 8799/11 по делу № А66-7056/2010 указал, что в тех случаях, когда проведение торгов в силу закона является обязательным, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, материалами дела установлено, что системные действия Администрации и МАУ «Здоровое питание»:

- по утверждению Раздела 3 муниципального задания для муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» на 2011 год, в соответствии с которым Учреждение должно оказывать услуги по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения,

- по выделению для МАУ «Здоровое питание» субсидии в размере 20 150 000 рублей на выполнение указанного муниципального задания,

- по фактической передаче МАУ «Здоровое питание» полномочий по размещению муниципальных заказов на оказание услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова,

- по выбору Учреждением поставщиков продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова без проведения торгов,

ограничили круг участников процедур размещения заказов, в связи с чем, повлекли ограничение конкуренции на соответствующих товарных рынках, в то время как проведение торгов является одним из способов обеспечения конкуренции.

Принимаемые Администрацией, Учреждением решения, а также совершаемые ими действия должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, Закона о защите конкуренции.

 

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 

Действия Администрации по выдаче (утверждению) постановлением от 31.12.2010 г. № 36/29 МАУ «Здоровое питание» муниципального задания для муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» на 2011 год (Раздел 3), несоответствующего требованиям действующего законодательства, позволили МАУ «Здоровое питание» определять поставщиков продуктов питания для муниципальных нужд и финансируемых из бюджета муниципального образования «Город Глазов» без учета требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о размещении заказов, создали необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Действия Учреждения, как организации наделенной функциями Администрации города Глазова, дошкольных образовательных учреждений города Глазова, выразившиеся в размещении заказов на поставку продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова в 2011 году у определенных хозяйствующих субъектов без учета требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о размещении заказов, привели или могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова, создали таким хозяйствующим субъектам преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Постановлением Администрации от 27.05.2011 года № 18/42 «О внесении изменений в постановление Администрации города Глазова от 31.12.2010 № 36/29 «Об установлении муниципального задания для муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» в Раздел 3 муниципального задания для МАУ «Здоровое питание» на 2011 год внесены изменения: уменьшен объем денежных средств, выделенных для выполнения муниципального задания – до 12 711 000 рублей, а также сокращен срок выполнения муниципального задания – до 31.05.2011 года.

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства, установленное Комиссией Удмуртского УФАС России, ответчиками по делу – Администрацией, Учреждением, добровольно устранены 27.05.2011 года.

 

23.08.2009 года вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым введена в действие статья 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных лиц или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности.

Учитывая, что действия (бездействия) Администрации, Учреждения, нарушающие требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, совершены после вступления в силу данной нормы, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностных лиц Администрации муниципального образования «город Глазов», МАУ «Здоровое питание».

 

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.140 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339,

 

р  е  ш  и  л  а  :

 

1. Признать Администрацию муниципального образования «Город Глазов» нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части выдачи (утверждения) постановлением от 31.12.2010 г. № 36/29 МАУ «Здоровое питание» муниципального задания для муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» на 2011 год (Раздел 3), несоответствующего требованиям действующего законодательства, что позволило МАУ «Здоровое питание» определять поставщиков продуктов питания для муниципальных нужд и финансируемых из бюджета муниципального образования «Город Глазов» без учета требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о размещении заказов, что создало или могло создать необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова.

 

2. Признать МАУ «Здоровое питание», как организацию наделенную функциями Администрации муниципального образования «Город Глазов», нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части размещения заказов на поставку продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова в 2011 году у определенных хозяйствующих субъектов без проведения торгов, что привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова, что создало или могло создать необоснованные препятствования осуществлению деятельности иным хозяйствующим субъектам на соответствующем рынке.

 

3. Прекратить рассмотрение дела в отношении Администрации муниципального образования «Город Глазов» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

4. Прекратить рассмотрение дела в отношении МАУ «Здоровое питание» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

5. Передать материалы дела старшему государственному инспектору отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России <…> для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

    Председатель Комиссии                                                                    <…>

Члены Комиссии                                                                                            <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>- председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, <…> – член Комиссии – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, <…> – член Комиссии – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев имеющиеся материалы дела № ТГ08-02/2012-97 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО «Город Глазов» по признакам нарушения частей 1, 3 статьи 15 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в отношении МАУ «Здоровое питание» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

на заседании Комиссии 13.03.2013 года:

в присутствии представителей ответчика по делу – Администрации МО «Город Глазов» - <…>, доверенность от 04.02.2013 г. № 01-49/00305, <…>, доверенность от 12.03.2013 г. № 01-49/00626,

в отсутствии представителя заинтересованного лица по делу – МАУ «Здоровое питание» (поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя),

на заседании Комиссии 08.04.2013 года:

в присутствии представителей

ответчика по делу – Администрации МО «Город Глазов» - <…>, доверенность от 08.04.2013 г. № 01-49/00986, <…>, доверенность от 08.04.2013 г. № 01-49/00988,

заинтересованного лица по делу – МАУ «Здоровое питание» - <…>, директор, <…>, доверенность от 24.12.2012 г. № 05, <…>, доверенность от 29.12.2012 г. № 06,

на заседании Комиссии 11.06.2013 года:

в присутствии представителей

ответчика по делу – Администрации МО «Город Глазов» - <…>, доверенность от 08.04.2013 г. № 01-49/00986, <…>, доверенность от 12.03.2013 г. № 01-49/00626,

заинтересованного лица по делу – МАУ «Здоровое питание» - <…>, директор, <…>, доверенность от 24.12.2012 г. № 05, <…>, доверенность от 29.12.2012 г. № 06,

 

у с т а н о в и л а:

 

Основанием к возбуждению дела № ТГ08-02/2012-97 в отношении Администрации МО «Город Глазов» (далее – Администрация), МАУ «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» (далее – МАУ «Здоровое питание», Учреждение) явились материалы проверки Глазовской межрайонной прокуратуры (вх. № 8785 от 28.09.2012 года).

По результатам рассмотрения представленных документов и информации и было возбуждено настоящее дело.

На заседаниях Комиссии представители ответчика по делу Администрации письменно и устно пояснили, что МАУ «Здоровое питание» учреждено Администрацией в конце 2009 года в связи с необходимостью организации предоставления горячего питания в общеобразовательных учреждениях города Глазова. Организацией, оказывающей такие услуги ранее, являлось ЗАО «Спектр». Указанная необходимость была вызвана банкротством ЗАО «Спектр», а также обязанностью органов местного самоуправления по организации образовательного процесса в школах города Глазова, в том числе и организации питания учащихся школ.

В 2011-2012 годах МАУ «Здоровое питание» Администрацией были выданы муниципальные задания на оказание муниципальных услуг по школьному питанию.

Закупка продуктов, товаров для приготовления пищи для учащихся школ города Глазова осуществлялась МАУ «Здоровое питание» без проведения торгов.

Поставщиков продуктов питания МАУ «Здоровое питание» выбирает самостоятельно с учетом цен и качества. Полномочия учредителя МАУ «Здоровое питание» осуществляет Управление образования Администрации города Глазова, в соответствии с возложенными на него обязанностями.

С конца 2012 года организация питания учащихся школ города Глазова осуществляется самими образовательными учреждениями посредством проведения запросов котировок на оказание услуг по организации питания.

На заседаниях Комиссии представители заинтересованного лица по делу МАУ «Здоровое питание» письменно и устно пояснили, что в рассматриваемых действиях МАУ «Здоровое питание», Администрации города Глазова нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют. В 2011 году МАУ «Здоровое питание» согласно утвержденному для него муниципальному заданию самостоятельно оказывало услуги по организации предоставления горячего питания в общеобразовательных учреждениях г. Глазова, а также услуги по организации предоставления горячего питания в МУЗ «ГБ №1» в отделении восстановительного лечения – санаторий. Услуги по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова заключались в закупке необходимых продуктов питания и поставке их в адрес муниципальных дошкольных образовательных учреждений города.

 

Рассмотрев представленные лицами, участвующими в деле, документы и информацию, выслушав пояснения ответчиков по делу, Комиссией установлено следующее.

Постановлением Администрации от 05.10.2009 г. № 18/72 создано МАУ «Здоровое питание», утвержден его Устав.

Согласно пункту 2.1 Устава, предметом деятельности Учреждения является выполнение работ и оказание услуг по организации и осуществлению соответствующего установленным действующим законодательством нормам и требованиям, полноценного здорового питания детей и взрослых в муниципальных образовательных учреждениях и муниципальных учреждениях здравоохранения города Глазова. Поставка продуктов питания в дошкольные учреждения не является предметом деятельности МАУ «Здоровое питание».

31.12.2010 года постановлением Администрации города Глазова № 36/29 утверждено Муниципальное задание для МАУ «Здоровое питание» на 2011 год (далее – Муниципальное задание).

Разделом 1 Муниципального задания установлено наименование муниципальной услуги: «Услуга по организации предоставления горячего питания в общеобразовательных учреждениях города Глазова».

Разделом 2 Муниципального задания установлено наименование муниципальной услуги: «Услуга по организации предоставления горячего питания в муниципальном учреждении здравоохранения «ГБ №1» в отделении восстановительного лечения – санаторий».

Разделом 3 Муниципального задания установлено наименование муниципальной услуги: «Поставка продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения». Объем услуги по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения утвержден Администрацией города Глазова в размере 20 150 000 рублей. Раздел 3 муниципального задания действует с 10.01.2011 года по 30.06.2011 года.

Во исполнение Раздела 3 Муниципального задания для МАУ «Здоровое питание» на 2011 год, в 2011 году Учреждение заключало гражданско-правовые договоры с хозяйствующими субъектами на поставку продуктов питания для целей дальнейшей передачи таких товаров в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова.

 

В силу пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении, Закон № 131-ФЗ) организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения (часть 5 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании»).

Согласно части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Частью 1 статьи 54 Закона № 131-ФЗ установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов, Закон № 94-ФЗ).

Частью 2 статьи 3 Закона № 94-ФЗ определено, что под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В силу пункта 2 статьи 2 Закона № 210-ФЗ муниципальная услуга - предоставляемая органом местного самоуправления деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.

Заявителем является - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 Закона № 210-ФЗ, или в организации, указанные в пункте 5 статьи  2 Закона № 210-ФЗ, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме (пункт 3 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).

Таким образом, исходя из законодательного определения муниципальных услуг, получателем (приобретателем) услуг (работ) автономного учреждения являются физические лица (граждане) и юридические лица, а не орган местного самоуправления.

 

Из материалов дела следует, что на МАУ «Здоровое питание» возложена обязанность выполнять работы (поставка продуктов питания в муниципальные дошкольные учреждения г. Глазова).

Обеспечение продуктами питания воспитанников дошкольных образовательных учреждений в силу пункта 13 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, является полномочием органов местного самоуправления.

Исполнение функции по обеспечению воспитанников дошкольных образовательных учреждений возложено в силу части 5 статьи 51 об образовании на образовательные учреждения.

Следовательно, получателем бюджетных средств в пределах лимитов, установленных представительным органом местного самоуправления, является дошкольное образовательное учреждение (детский сад).

Поскольку получателями бюджетных средств должны были являться муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения, то и размещение заказов на поставку продуктов питания для воспитанников таких учреждений должно проводиться в рамках Закона о размещении заказов.

В нарушение требований Закона № 94-ФЗ бюджетные средства в сумме 20 150 000 рублей были направлены Администрацией в МАУ «Здоровое питание», а не муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждениям, либо муниципальный заказ должен был быть размещен Администрацией самостоятельно.

Исходя из фактических обстоятельств дела следует, что Администрация выдала МАУ «Здоровое питание» муниципальное задание на поставку продуктов питания, зная заранее, что в силу действующего законодательства автономное учреждение не может являться муниципальным (государственным) заказчиком следовательно выбор поставщиков продуктов питания для нужд муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений будет определен не по итогам торгов, а самостоятельным волеизъявлением должностных лиц МАУ «Здоровое питание».

Являясь учредителем МАУ «Здоровое питание», а также в силу Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» являясь членом попечительского совета Учреждения, Администрация, в лице её должностных лиц, обладала информацией о деятельности Учреждения, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, более того, утверждала указанные документы.

Таким образом, Администрация, заранее предполагая отсутствие конкурентных процедур при определении поставщиков продуктов питания для воспитанников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений ограничила, устранила, недопустила конкуренцию на рынке услуг по поставке продуктов питания для воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Глазова.

 

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в том числе, ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено выделение автономным учреждениям субсидий, в том числе, на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с муниципальным заданием, порядок предоставления и определения объема которых устанавливается местной администрацией.

Анализ вышеназванной нормы права позволяет прийти к выводу о том, что предоставление субсидий автономным учреждениям производится в случае выполнения ими муниципальных заданий по оказанию услуг или выполнению работ физическим и юридическим лицам, а не в отношении тех услуг (работ), которые оказываются для органа местного самоуправления в целях обеспечения муниципальных нужд.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своём Постановлении от 29.11.2011 г. № 8799/11 по делу № А66-7056/2010 указал, что в тех случаях, когда проведение торгов в силу закона является обязательным, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, материалами дела установлено, что системные действия Администрации и МАУ «Здоровое питание»:

- по утверждению Раздела 3 муниципального задания для муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» на 2011 год, в соответствии с которым Учреждение должно оказывать услуги по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения,

- по выделению для МАУ «Здоровое питание» субсидии в размере 20 150 000 рублей на выполнение указанного муниципального задания,

- по фактической передаче МАУ «Здоровое питание» полномочий по размещению муниципальных заказов на оказание услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова,

- по выбору Учреждением поставщиков продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова без проведения торгов,

ограничили круг участников процедур размещения заказов, в связи с чем, повлекли ограничение конкуренции на соответствующих товарных рынках, в то время как проведение торгов является одним из способов обеспечения конкуренции.

Принимаемые Администрацией, Учреждением решения, а также совершаемые ими действия должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, Закона о защите конкуренции.

 

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 

Действия Администрации по выдаче (утверждению) постановлением от 31.12.2010 г. № 36/29 МАУ «Здоровое питание» муниципального задания для муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» на 2011 год (Раздел 3), несоответствующего требованиям действующего законодательства, позволили МАУ «Здоровое питание» определять поставщиков продуктов питания для муниципальных нужд и финансируемых из бюджета муниципального образования «Город Глазов» без учета требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о размещении заказов, создали необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Действия Учреждения, как организации наделенной функциями Администрации города Глазова, дошкольных образовательных учреждений города Глазова, выразившиеся в размещении заказов на поставку продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова в 2011 году у определенных хозяйствующих субъектов без учета требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о размещении заказов, привели или могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова, создали таким хозяйствующим субъектам преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Постановлением Администрации от 27.05.2011 года № 18/42 «О внесении изменений в постановление Администрации города Глазова от 31.12.2010 № 36/29 «Об установлении муниципального задания для муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» в Раздел 3 муниципального задания для МАУ «Здоровое питание» на 2011 год внесены изменения: уменьшен объем денежных средств, выделенных для выполнения муниципального задания – до 12 711 000 рублей, а также сокращен срок выполнения муниципального задания – до 31.05.2011 года.

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства, установленное Комиссией Удмуртского УФАС России, ответчиками по делу – Администрацией, Учреждением, добровольно устранены 27.05.2011 года.

 

23.08.2009 года вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым введена в действие статья 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных лиц или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности.

Учитывая, что действия (бездействия) Администрации, Учреждения, нарушающие требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, совершены после вступления в силу данной нормы, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностных лиц Администрации муниципального образования «город Глазов», МАУ «Здоровое питание».

 

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.140 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339,

 

р  е  ш  и  л  а  :

 

1. Признать Администрацию муниципального образования «Город Глазов» нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части выдачи (утверждения) постановлением от 31.12.2010 г. № 36/29 МАУ «Здоровое питание» муниципального задания для муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» на 2011 год (Раздел 3), несоответствующего требованиям действующего законодательства, что позволило МАУ «Здоровое питание» определять поставщиков продуктов питания для муниципальных нужд и финансируемых из бюджета муниципального образования «Город Глазов» без учета требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о размещении заказов, что создало или могло создать необоснованные препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынке услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова.

 

2. Признать МАУ «Здоровое питание», как организацию наделенную функциями Администрации муниципального образования «Город Глазов», нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части размещения заказов на поставку продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова в 2011 году у определенных хозяйствующих субъектов без проведения торгов, что привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке услуг по поставке продуктов питания в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Глазова, что создало или могло создать необоснованные препятствования осуществлению деятельности иным хозяйствующим субъектам на соответствующем рынке.

 

3. Прекратить рассмотрение дела в отношении Администрации муниципального образования «Город Глазов» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

4. Прекратить рассмотрение дела в отношении МАУ «Здоровое питание» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

 

5. Передать материалы дела старшему государственному инспектору отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России <…> для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

    Председатель Комиссии                                                                    <…>

Члены Комиссии                                                                                            <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 08-02 [format] => [safe_value] => 08-02 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => ТГ 08-02/2012-97 [format] => [safe_value] => ТГ 08-02/2012-97 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 15 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-25 11:09:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-11 11:09:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1375096215 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )