Решение № СЮ 05-03/2013-91 Ж по результатам рассмотрения жалобы

Номер дела: СЮ 05-03/2013-91
Дата публикации: 24 июля 2013, 13:27

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя – «…», члены Комиссии – «…» – начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов (отсутствует), «…» – вр.и.о начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), «…» – старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов,

рассмотрев дело № ТГ08-02/2013-91 Ж по жалобе ОАО «Сорбент» (далее - Заявитель) на действия МУП г. Ижевска «Ижводоканал»  (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на поставку «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение» (№ извещения 31300393128),

в присутствии:

представителей Заказчика – МУП г. Ижевска «Ижводоканал» - «…» доверенность от 17.07.2013 года № 4718/111, «…» доверенность от 17.07.2013 года № 4715/111, 

представителя подателя жалобы – ОАО «Сорбент» - «…» доверенность от 24.06.2013 года № 132-Д,

 

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 10.07.2013 года поступила жалоба ОАО «Сорбент» на действия Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» при проведении открытого запроса предложений на поставку «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение» (№ извещения 31300393128).

Содержание жалобы Заявителя:

По мнению Заявителя, Заказчик при опубликовании и проведении указанного открытого запроса предложений нарушил ряд требований Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках товара), «Положения о закупках МУП г. Ижевска «Ижводоканал» (далее – Положение, Положение МУП г. Ижевска «Ижводоканал»), а именно:

1. Закупочная комиссия МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушила порядок рассмотрения и оценки предложений участников, а также неправильно определила победителя. В извещении и в п. 2.1.4, 2.1.5 Документации по открытому запросу предложений (далее - Документация) указаны сроки оплаты товара – 60 календарных дней. Некоторые участники в своих предложениях указали худшие условия исполнения договора по срокам оплаты товара (15 дней, 100% предоплата). Заявитель считает, что таких участников Закупочная комиссия должна была отклонить, а не признавать участниками запроса предложений и тем более победителем.

2. В соответствии с п. 7.4.2 Положения срок между датой извещения о запросе предложений и датой окончания подачи заявок должен составлять не менее 6 рабочих дней. Однако в нарушение указанного требования Заказчик сократил указанный срок до 5 рабочих дней.

3. Заказчик в извещении о запросе предложений и протоколе указал, что поставке требуется «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение», а в п. 1.1.1, 2.2.1 Документации указано «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-В или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение».

4. В п. 2.4 Документации Заказчиком установлено требование к поставщику: «Участник запроса предложений должен являться производителем закупаемой продукции …». По мнению Заявителя, ни один из участников, помимо ОАО «Сорбент», не являлся и не является производителем активного угля.

На основании изложенного, Заявитель просил аннулировать результаты указанного открытого запроса предложений. 

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика письменно и устно пояснили, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя не согласны, считают жалобу необоснованной.

Закупочной комиссией был выбран победитель с предложенной отсрочкой платежа меньшей, чем заявлено в извещении, так как сравнительный анализ цен всех представленных заявок показал наибольшую привлекательность выбранного предложения.

В связи с тем, что в 2013 году качество воды в Ижевском пруду  несколько отличается от параметров качества прошлых лет, отдел главного технолога задержал предоставление заявки с указанием необходимого количества угля марки ОУ-А, поэтому сроки для подачи заявок были сокращены до 5 рабочих дней.

В связи с опечаткой в наименовании марки угля активного в Документации Заказчиком был продлен срок для подачи заявок до 16 часов 00 минут 01.07.2013 года.

В п. 2.4 Документации Заказчиком установлено требование к поставщику: «Участник запроса предложений должен являться производителем закупаемой продукции …» в качестве производителя закупаемой продукции  могут быть, в том числе, организации – дилеры, на законном основании обладающие правом на реализацию на соответствующей территории продукции, подтвердившие такое право официальным письмом Завода-изготовителя. Участником ООО «Удмуртская химическая компания» в составе заявки было приложено письмо ОАО «Амзинский лесокомбинат», согласно которому ООО «Удмуртская химическая компания» является официальным дилером ОАО «Амзинский лесокомбинат» по реализации угля активного марки ОУ-А.

Представители заказчика также пояснили, что контракт заключен с победителем запроса предложений - ООО «Удмуртская химическая компания» 08.07.2013 года.

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу ОАО «Сорбент», письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Приказом директора МУП г. Ижевска «Ижводоканал» от 26.03.2012 года № 198 утверждено Положение о закупках МУП г. Ижевска «Ижводоканал» и опубликовано на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. 26.09.2012 года.

25 июня 2013 года МУП г. Ижевска «Ижводоканал» на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении открытого запроса предложений (номер извещения - 31300393128) на поставку «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение». 

Согласно протоколу совещания по рассмотрению коммерческих предложений от 05.07.2013 года № 56 на участие в запросе предложений поступило 5 заявок от:

- ООО «Омега» (г. Пермь) с ценовым предложением – 7 788 000 рублей,

- ОАО «Сорбент» (г. Пермь) с ценовым предложением – 7 463 500 рублей,

- ЗАО ТО «Энергопроминвест» (г. Москва) с ценовым предложением – 6 050 000 рублей,

- ООО «Удмуртская химическая компания» с ценовым предложением – 6 324 999,53 рублей,

- ООО «Велес» (г. Пермь) с ценовым предложением – 6 600 000 рублей.

По результатам рассмотрения коммерческих предложений, учитывая потребности МУП г. Ижевска «Ижводоканал», Закупочной комиссией было принято решение признать победителем в запросе предложений ООО «Удмуртская химическая компания» с ценовым предложением 6 324 999,53 рубля.

08.07.2013 года МУП г. Ижевска «Ижводоканал» заключило контракт с ООО «Удмуртская химическая компания».

1. Согласно пункту 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках товара в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота). 

 В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (пункты 5, 6, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках товара).

Аналогичные требования указаны в подпунктах в), г), д), е) пункта 7.3.3, подпункте д) пункта 7.4.1 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

Согласно разделу 3 «Предмет закупки» извещения о проведении открытого запроса предложений начальная (максимальная) цена договора установлена Заказчиком – «без указания цены».

Подпунктом 4.4.5.1 пункта 4.4.5 Положения начальная (предельная) цена установлена Заказчиком – «без указания цены».

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований пункта 5 части 9, пункта 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках товара, подпункта е), в) пункта 7.3.3, подпункта д) пункта 7.4.1 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал», в части неуказания в извещении и документации о проведении открытого запроса предложений сведений о начальной (максимальной) цене договора.

2. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках товаров при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках товаров положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 7.4.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» срок между датой извещения в запросе предложений и датой окончания подачи заявок на участие в запросе предложений должен составить не менее 6 рабочих дней.

Учитывая, что извещение о проведении открытого запроса предложений Заказчиком было размещено на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. 25.06.2013 года, а последний день для подачи заявок Заказчиком установлен 01.07.2013 года, то срок для подачи заявок составил 3 рабочих дня.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик в нарушение требований пункта 7.4.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» сократил срок для подачи заявок на 3 рабочих дня, чем нарушил часть 1 статьи 2 Закона о закупках товаров.

3. В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках товара извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Сведения, содержащиеся в закупочной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в приглашении к участию в данном запросе предложений (пункт 7.3.2 Положения).

 Согласно извещению о проведении открытого запроса предложений поставке требовался «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. m = 55т. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение».

В соответствии с пунктом 2.2.1 документации поставке требовался «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-В или аналог. Объем поставки угля – 55 тонн».  

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований части 8 статьи 4 Закона о закупках товара, пункта 7.3.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал», в части не соответствия сведений, указанных в извещении о проведении открытого запроса предложений сведениям, указанным в документации по открытому запросу предложений.

4. Согласно пункту 2.1.3 документации форма и порядок оплаты: безналичный расчет, в течении 60 (Шестидесяти) календарных дней с момента поставки партии товара.

В случае, если сроки поставки продукции, отгрузочные реквизиты/базис поставки, форма и порядок оплаты, указанные в п.п. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 настоящей Документации, противоречат соответствующим срокам поставки продукции, отгрузочным реквизитам/базису поставки, форме и порядку оплаты, указанным в Приложении №1 (Техническом задании) к настоящей Документации, Поставщики при подготовке Предложений должны руководствоваться условиями, указанными в п.п. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 настоящей Документации (пункт 2.1.4 документации).

В соответствии с пунктом 2.1.5 документации поставщик должен указать в составе своего предложения конкретные условия оплаты, не хуже условий указанных в п. 2.1.4 документации.

Проанализировав заявку ООО «Удмуртская химическая компания», Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в заявке указаны следующие условия оплаты – «100% оплата в течении 15 дней после поставки товара». По мнению Комиссии Удмуртского УФАС России указанные ООО «Удмуртская химическая компания» условия оплаты хуже условий, указанных Заказчиком в документации.

В соответствии с пунктом 7.12.1 Положения отбор участников запроса предложений проводится из числа потенциальных участников запроса предложений, своевременно подавших заявки на участие в запросе предложений. В рамках отбора  Закупочная Комиссия проверяет поданные заявки на участие в запросе предложений на соответствие установленным требованиям и условиям приглашения к участию в запросе предложений и закупочной документации, в частности:

а) наличие, действительность и правильность оформления требуемых документов;

б) соответствие предлагаемой продукции и предлагаемых условий договора;

в) соответствие обеспечения исполнения обязательств участника запроса предложений в связи с подачей заявки на участие в запросе предложений, если требовалось.

В случае, если заявка потенциального участника запроса предложений или сам потенциальный участник не отвечают какому-либо из требований, указанных в пункте 7.12.1настоящего Положения, его заявка может быть отклонена (пункт 7.12.3 Положения).

Учитывая вышеизложенное Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что заявка ООО «Удмуртская химическая компания» не соответствует предлагаемым условиям договора, поскольку в заявке указаны условия оплаты товара хуже условий, указанных Заказчиком в документации, и должна была быть отклонена.

Однако, согласно Положению вопрос о допуске участников решается Закупочной комиссией. Именно Закупочная комиссия должна определить (по своему усмотрению) подлежит заявка отклонению или признается соответствующей требованиям документации и подлежит дальнейшей оценке.

5. В соответствии с пунктом 2.4.1 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» участник запроса предложений должен являться производителем закупаемой продукции. В качестве «производителей закупаемой продукции» рассматриваются следующие лица:

- организации, непосредственно и на законном основании производящие и реализующие Продукцию («Заводы-Изготовители»),

- организации, аффилированные Заводу-Изготовителю (в силу принадлежности к одной холдинговой структуре, наличия общих органов управления или по иным основаниям), единственной или основной деятельностью которых является реализация Продукции, производимой Заводом-Изготовителем, самостоятельно не реализующим производимую им Продукцию и подтвердившие право реализации официальными документами (в т.ч. письмами Завода-Изготовителя) (далее – «Торговые Дома»),

- организации-дилеры, на законном основании обладающие правом на реализацию на соответствующей территории Продукции,  подтвердившие такое право официальным письмом Завода-Изготовителя.

В материалы дела было представлено информационное письмо ОАО «Амзинский лесокомбинат» от 14.06.2013 года № 1431, согласно которому «ООО «Удмуртская химическая компания» является официальным дилером по реализации Угля активного осветляющего древесного порошкообразного марки ОУ-А ГОСТ 4453-74 (фасованного в бумажные мешки) производства нашего комбината на территории Удмуртской Республики».

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что участником запроса предложений - ООО «Удмуртская химическая компания» были представлены в составе заявки документы, предусмотренные пунктом 2.4.1 Положения, в связи с чем, у закупочной комиссии не было причин для отклонения заявки ООО «Удмуртская химическая компания» по этому основанию.

6. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках товара целями регулирования Закона о закупках товара являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках товара при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе:

 - равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Комиссией Удмуртского УФАС России проведен анализ Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» и установлено, что некоторые пункты Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не отвечают целям и принципам Закона о закупках товара.

Согласно пункту 7.12.3 Положения в случае, если заявка потенциального участника запроса предложений или сам потенциальный участник не отвечают какому-либо из требований, указанных в пункте 7.12.1настоящего Положения, его заявка может быть отклонена.

  В случае установления факта подачи одним потенциальным участником двух и более заявок на участие в закупочной процедуре, кроме случая подачи альтернативных предложений в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения, все такие заявки данного потенциального участника могут быть отклонены (пункт 7.12.4 Положения).

Лучшим признается участник запроса предложений, предложивший, по мнению членов Комиссии лучшие условия исполнения договора. Принятое решение фиксируется Протоколом, который размещается на официальном сайте в течение 3-х рабочих дней (пункт 7.13.5 Положения).

Такие формулировки, как «могут быть отклонены», «по мнению членов Комиссии» не способствуют развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивают гласность и прозрачность закупки, являются коррупционной составляющей. 

 По мнению Комиссии Удмуртского УФАС России в Положении должны быть указаны четкие основания (критерии), по которым члены комиссии должны отклонять заявки участников, кроме того, члены комиссии должны руководствоваться при принятии решения о признании участника победителем требованиями Положения, Закона о закупках товара, а не руководствоваться собственным мнением.

В связи с установлением в действиях Заказчика – МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушений Закона о закупке товаров, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений порядка организации торгов.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьями 1, 2, 3, 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Приказом ФАС России от 18.01.2013 года № 17/13 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ОАО «Сорбент» на действия МУП г. Ижевска «Ижводоканал»  при проведении открытого запроса предложений на поставку «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение» (№ извещения 31300393128) обоснованной в части:

1.1. Сокращения сроков подачи заявок на участие в открытом запросе предложений.

1.2. Несоответствия сведений, указанных в извещении о проведении открытого запроса предложений сведениям, указанным в документации по открытому запросу предложений.

2. Признать Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушившим часть 1 статьи 1, пункты 2, 3 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в установлении в Положении МУП г. Ижевска «Ижводоканал» пунктов 7.12.3, 7.12.4, 7.13.5 не отвечающих целям и принципам Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Признать Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушившим пункт 5 части 9 статьи 4, пункт 5 части 10 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в нарушении подпункта е), в) пункта 7.3.3, подпункта д) пункта 7.4.1 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

4. Признать Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в нарушении пункта 7.4.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

5. Признать Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушившим часть 8 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в нарушении пункта 7.3.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

6. Выдать МУП г. Ижевска «Ижводоканал» предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно устранить нарушения, указанные в пункте 2 настоящего решения.

stdClass Object ( [vid] => 13901 [uid] => 5 [title] => Решение № СЮ 05-03/2013-91 Ж по результатам рассмотрения жалобы [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13902 [type] => solution [language] => ru [created] => 1374658093 [changed] => 1374741121 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1374741121 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя – «…», члены Комиссии – «…» – начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов (отсутствует), «…» – вр.и.о начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), «…» – старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов,

рассмотрев дело № ТГ08-02/2013-91 Ж по жалобе ОАО «Сорбент» (далее - Заявитель) на действия МУП г. Ижевска «Ижводоканал»  (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на поставку «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение» (№ извещения 31300393128),

в присутствии:

представителей Заказчика – МУП г. Ижевска «Ижводоканал» - «…» доверенность от 17.07.2013 года № 4718/111, «…» доверенность от 17.07.2013 года № 4715/111, 

представителя подателя жалобы – ОАО «Сорбент» - «…» доверенность от 24.06.2013 года № 132-Д,

 

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 10.07.2013 года поступила жалоба ОАО «Сорбент» на действия Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» при проведении открытого запроса предложений на поставку «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение» (№ извещения 31300393128).

Содержание жалобы Заявителя:

По мнению Заявителя, Заказчик при опубликовании и проведении указанного открытого запроса предложений нарушил ряд требований Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках товара), «Положения о закупках МУП г. Ижевска «Ижводоканал» (далее – Положение, Положение МУП г. Ижевска «Ижводоканал»), а именно:

1. Закупочная комиссия МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушила порядок рассмотрения и оценки предложений участников, а также неправильно определила победителя. В извещении и в п. 2.1.4, 2.1.5 Документации по открытому запросу предложений (далее - Документация) указаны сроки оплаты товара – 60 календарных дней. Некоторые участники в своих предложениях указали худшие условия исполнения договора по срокам оплаты товара (15 дней, 100% предоплата). Заявитель считает, что таких участников Закупочная комиссия должна была отклонить, а не признавать участниками запроса предложений и тем более победителем.

2. В соответствии с п. 7.4.2 Положения срок между датой извещения о запросе предложений и датой окончания подачи заявок должен составлять не менее 6 рабочих дней. Однако в нарушение указанного требования Заказчик сократил указанный срок до 5 рабочих дней.

3. Заказчик в извещении о запросе предложений и протоколе указал, что поставке требуется «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение», а в п. 1.1.1, 2.2.1 Документации указано «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-В или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение».

4. В п. 2.4 Документации Заказчиком установлено требование к поставщику: «Участник запроса предложений должен являться производителем закупаемой продукции …». По мнению Заявителя, ни один из участников, помимо ОАО «Сорбент», не являлся и не является производителем активного угля.

На основании изложенного, Заявитель просил аннулировать результаты указанного открытого запроса предложений. 

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика письменно и устно пояснили, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя не согласны, считают жалобу необоснованной.

Закупочной комиссией был выбран победитель с предложенной отсрочкой платежа меньшей, чем заявлено в извещении, так как сравнительный анализ цен всех представленных заявок показал наибольшую привлекательность выбранного предложения.

В связи с тем, что в 2013 году качество воды в Ижевском пруду  несколько отличается от параметров качества прошлых лет, отдел главного технолога задержал предоставление заявки с указанием необходимого количества угля марки ОУ-А, поэтому сроки для подачи заявок были сокращены до 5 рабочих дней.

В связи с опечаткой в наименовании марки угля активного в Документации Заказчиком был продлен срок для подачи заявок до 16 часов 00 минут 01.07.2013 года.

В п. 2.4 Документации Заказчиком установлено требование к поставщику: «Участник запроса предложений должен являться производителем закупаемой продукции …» в качестве производителя закупаемой продукции  могут быть, в том числе, организации – дилеры, на законном основании обладающие правом на реализацию на соответствующей территории продукции, подтвердившие такое право официальным письмом Завода-изготовителя. Участником ООО «Удмуртская химическая компания» в составе заявки было приложено письмо ОАО «Амзинский лесокомбинат», согласно которому ООО «Удмуртская химическая компания» является официальным дилером ОАО «Амзинский лесокомбинат» по реализации угля активного марки ОУ-А.

Представители заказчика также пояснили, что контракт заключен с победителем запроса предложений - ООО «Удмуртская химическая компания» 08.07.2013 года.

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу ОАО «Сорбент», письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Приказом директора МУП г. Ижевска «Ижводоканал» от 26.03.2012 года № 198 утверждено Положение о закупках МУП г. Ижевска «Ижводоканал» и опубликовано на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. 26.09.2012 года.

25 июня 2013 года МУП г. Ижевска «Ижводоканал» на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении открытого запроса предложений (номер извещения - 31300393128) на поставку «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение». 

Согласно протоколу совещания по рассмотрению коммерческих предложений от 05.07.2013 года № 56 на участие в запросе предложений поступило 5 заявок от:

- ООО «Омега» (г. Пермь) с ценовым предложением – 7 788 000 рублей,

- ОАО «Сорбент» (г. Пермь) с ценовым предложением – 7 463 500 рублей,

- ЗАО ТО «Энергопроминвест» (г. Москва) с ценовым предложением – 6 050 000 рублей,

- ООО «Удмуртская химическая компания» с ценовым предложением – 6 324 999,53 рублей,

- ООО «Велес» (г. Пермь) с ценовым предложением – 6 600 000 рублей.

По результатам рассмотрения коммерческих предложений, учитывая потребности МУП г. Ижевска «Ижводоканал», Закупочной комиссией было принято решение признать победителем в запросе предложений ООО «Удмуртская химическая компания» с ценовым предложением 6 324 999,53 рубля.

08.07.2013 года МУП г. Ижевска «Ижводоканал» заключило контракт с ООО «Удмуртская химическая компания».

1. Согласно пункту 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках товара в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота). 

 В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (пункты 5, 6, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках товара).

Аналогичные требования указаны в подпунктах в), г), д), е) пункта 7.3.3, подпункте д) пункта 7.4.1 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

Согласно разделу 3 «Предмет закупки» извещения о проведении открытого запроса предложений начальная (максимальная) цена договора установлена Заказчиком – «без указания цены».

Подпунктом 4.4.5.1 пункта 4.4.5 Положения начальная (предельная) цена установлена Заказчиком – «без указания цены».

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований пункта 5 части 9, пункта 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках товара, подпункта е), в) пункта 7.3.3, подпункта д) пункта 7.4.1 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал», в части неуказания в извещении и документации о проведении открытого запроса предложений сведений о начальной (максимальной) цене договора.

2. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках товаров при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках товаров положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 7.4.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» срок между датой извещения в запросе предложений и датой окончания подачи заявок на участие в запросе предложений должен составить не менее 6 рабочих дней.

Учитывая, что извещение о проведении открытого запроса предложений Заказчиком было размещено на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. 25.06.2013 года, а последний день для подачи заявок Заказчиком установлен 01.07.2013 года, то срок для подачи заявок составил 3 рабочих дня.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик в нарушение требований пункта 7.4.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» сократил срок для подачи заявок на 3 рабочих дня, чем нарушил часть 1 статьи 2 Закона о закупках товаров.

3. В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках товара извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Сведения, содержащиеся в закупочной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в приглашении к участию в данном запросе предложений (пункт 7.3.2 Положения).

 Согласно извещению о проведении открытого запроса предложений поставке требовался «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. m = 55т. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение».

В соответствии с пунктом 2.2.1 документации поставке требовался «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-В или аналог. Объем поставки угля – 55 тонн».  

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований части 8 статьи 4 Закона о закупках товара, пункта 7.3.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал», в части не соответствия сведений, указанных в извещении о проведении открытого запроса предложений сведениям, указанным в документации по открытому запросу предложений.

4. Согласно пункту 2.1.3 документации форма и порядок оплаты: безналичный расчет, в течении 60 (Шестидесяти) календарных дней с момента поставки партии товара.

В случае, если сроки поставки продукции, отгрузочные реквизиты/базис поставки, форма и порядок оплаты, указанные в п.п. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 настоящей Документации, противоречат соответствующим срокам поставки продукции, отгрузочным реквизитам/базису поставки, форме и порядку оплаты, указанным в Приложении №1 (Техническом задании) к настоящей Документации, Поставщики при подготовке Предложений должны руководствоваться условиями, указанными в п.п. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 настоящей Документации (пункт 2.1.4 документации).

В соответствии с пунктом 2.1.5 документации поставщик должен указать в составе своего предложения конкретные условия оплаты, не хуже условий указанных в п. 2.1.4 документации.

Проанализировав заявку ООО «Удмуртская химическая компания», Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в заявке указаны следующие условия оплаты – «100% оплата в течении 15 дней после поставки товара». По мнению Комиссии Удмуртского УФАС России указанные ООО «Удмуртская химическая компания» условия оплаты хуже условий, указанных Заказчиком в документации.

В соответствии с пунктом 7.12.1 Положения отбор участников запроса предложений проводится из числа потенциальных участников запроса предложений, своевременно подавших заявки на участие в запросе предложений. В рамках отбора  Закупочная Комиссия проверяет поданные заявки на участие в запросе предложений на соответствие установленным требованиям и условиям приглашения к участию в запросе предложений и закупочной документации, в частности:

а) наличие, действительность и правильность оформления требуемых документов;

б) соответствие предлагаемой продукции и предлагаемых условий договора;

в) соответствие обеспечения исполнения обязательств участника запроса предложений в связи с подачей заявки на участие в запросе предложений, если требовалось.

В случае, если заявка потенциального участника запроса предложений или сам потенциальный участник не отвечают какому-либо из требований, указанных в пункте 7.12.1настоящего Положения, его заявка может быть отклонена (пункт 7.12.3 Положения).

Учитывая вышеизложенное Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что заявка ООО «Удмуртская химическая компания» не соответствует предлагаемым условиям договора, поскольку в заявке указаны условия оплаты товара хуже условий, указанных Заказчиком в документации, и должна была быть отклонена.

Однако, согласно Положению вопрос о допуске участников решается Закупочной комиссией. Именно Закупочная комиссия должна определить (по своему усмотрению) подлежит заявка отклонению или признается соответствующей требованиям документации и подлежит дальнейшей оценке.

5. В соответствии с пунктом 2.4.1 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» участник запроса предложений должен являться производителем закупаемой продукции. В качестве «производителей закупаемой продукции» рассматриваются следующие лица:

- организации, непосредственно и на законном основании производящие и реализующие Продукцию («Заводы-Изготовители»),

- организации, аффилированные Заводу-Изготовителю (в силу принадлежности к одной холдинговой структуре, наличия общих органов управления или по иным основаниям), единственной или основной деятельностью которых является реализация Продукции, производимой Заводом-Изготовителем, самостоятельно не реализующим производимую им Продукцию и подтвердившие право реализации официальными документами (в т.ч. письмами Завода-Изготовителя) (далее – «Торговые Дома»),

- организации-дилеры, на законном основании обладающие правом на реализацию на соответствующей территории Продукции,  подтвердившие такое право официальным письмом Завода-Изготовителя.

В материалы дела было представлено информационное письмо ОАО «Амзинский лесокомбинат» от 14.06.2013 года № 1431, согласно которому «ООО «Удмуртская химическая компания» является официальным дилером по реализации Угля активного осветляющего древесного порошкообразного марки ОУ-А ГОСТ 4453-74 (фасованного в бумажные мешки) производства нашего комбината на территории Удмуртской Республики».

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что участником запроса предложений - ООО «Удмуртская химическая компания» были представлены в составе заявки документы, предусмотренные пунктом 2.4.1 Положения, в связи с чем, у закупочной комиссии не было причин для отклонения заявки ООО «Удмуртская химическая компания» по этому основанию.

6. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках товара целями регулирования Закона о закупках товара являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках товара при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе:

 - равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Комиссией Удмуртского УФАС России проведен анализ Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» и установлено, что некоторые пункты Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не отвечают целям и принципам Закона о закупках товара.

Согласно пункту 7.12.3 Положения в случае, если заявка потенциального участника запроса предложений или сам потенциальный участник не отвечают какому-либо из требований, указанных в пункте 7.12.1настоящего Положения, его заявка может быть отклонена.

  В случае установления факта подачи одним потенциальным участником двух и более заявок на участие в закупочной процедуре, кроме случая подачи альтернативных предложений в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения, все такие заявки данного потенциального участника могут быть отклонены (пункт 7.12.4 Положения).

Лучшим признается участник запроса предложений, предложивший, по мнению членов Комиссии лучшие условия исполнения договора. Принятое решение фиксируется Протоколом, который размещается на официальном сайте в течение 3-х рабочих дней (пункт 7.13.5 Положения).

Такие формулировки, как «могут быть отклонены», «по мнению членов Комиссии» не способствуют развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивают гласность и прозрачность закупки, являются коррупционной составляющей. 

 По мнению Комиссии Удмуртского УФАС России в Положении должны быть указаны четкие основания (критерии), по которым члены комиссии должны отклонять заявки участников, кроме того, члены комиссии должны руководствоваться при принятии решения о признании участника победителем требованиями Положения, Закона о закупках товара, а не руководствоваться собственным мнением.

В связи с установлением в действиях Заказчика – МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушений Закона о закупке товаров, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений порядка организации торгов.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьями 1, 2, 3, 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Приказом ФАС России от 18.01.2013 года № 17/13 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ОАО «Сорбент» на действия МУП г. Ижевска «Ижводоканал»  при проведении открытого запроса предложений на поставку «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение» (№ извещения 31300393128) обоснованной в части:

1.1. Сокращения сроков подачи заявок на участие в открытом запросе предложений.

1.2. Несоответствия сведений, указанных в извещении о проведении открытого запроса предложений сведениям, указанным в документации по открытому запросу предложений.

2. Признать Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушившим часть 1 статьи 1, пункты 2, 3 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в установлении в Положении МУП г. Ижевска «Ижводоканал» пунктов 7.12.3, 7.12.4, 7.13.5 не отвечающих целям и принципам Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Признать Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушившим пункт 5 части 9 статьи 4, пункт 5 части 10 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в нарушении подпункта е), в) пункта 7.3.3, подпункта д) пункта 7.4.1 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

4. Признать Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в нарушении пункта 7.4.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

5. Признать Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушившим часть 8 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в нарушении пункта 7.3.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

6. Выдать МУП г. Ижевска «Ижводоканал» предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно устранить нарушения, указанные в пункте 2 настоящего решения.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя – «…», члены Комиссии – «…» – начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов (отсутствует), «…» – вр.и.о начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), «…» – старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – специалист 1 разряда отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов,

рассмотрев дело № ТГ08-02/2013-91 Ж по жалобе ОАО «Сорбент» (далее - Заявитель) на действия МУП г. Ижевска «Ижводоканал»  (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на поставку «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение» (№ извещения 31300393128),

в присутствии:

представителей Заказчика – МУП г. Ижевска «Ижводоканал» - «…» доверенность от 17.07.2013 года № 4718/111, «…» доверенность от 17.07.2013 года № 4715/111, 

представителя подателя жалобы – ОАО «Сорбент» - «…» доверенность от 24.06.2013 года № 132-Д,

 

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 10.07.2013 года поступила жалоба ОАО «Сорбент» на действия Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» при проведении открытого запроса предложений на поставку «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение» (№ извещения 31300393128).

Содержание жалобы Заявителя:

По мнению Заявителя, Заказчик при опубликовании и проведении указанного открытого запроса предложений нарушил ряд требований Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках товара), «Положения о закупках МУП г. Ижевска «Ижводоканал» (далее – Положение, Положение МУП г. Ижевска «Ижводоканал»), а именно:

1. Закупочная комиссия МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушила порядок рассмотрения и оценки предложений участников, а также неправильно определила победителя. В извещении и в п. 2.1.4, 2.1.5 Документации по открытому запросу предложений (далее - Документация) указаны сроки оплаты товара – 60 календарных дней. Некоторые участники в своих предложениях указали худшие условия исполнения договора по срокам оплаты товара (15 дней, 100% предоплата). Заявитель считает, что таких участников Закупочная комиссия должна была отклонить, а не признавать участниками запроса предложений и тем более победителем.

2. В соответствии с п. 7.4.2 Положения срок между датой извещения о запросе предложений и датой окончания подачи заявок должен составлять не менее 6 рабочих дней. Однако в нарушение указанного требования Заказчик сократил указанный срок до 5 рабочих дней.

3. Заказчик в извещении о запросе предложений и протоколе указал, что поставке требуется «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение», а в п. 1.1.1, 2.2.1 Документации указано «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-В или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение».

4. В п. 2.4 Документации Заказчиком установлено требование к поставщику: «Участник запроса предложений должен являться производителем закупаемой продукции …». По мнению Заявителя, ни один из участников, помимо ОАО «Сорбент», не являлся и не является производителем активного угля.

На основании изложенного, Заявитель просил аннулировать результаты указанного открытого запроса предложений. 

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика письменно и устно пояснили, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя не согласны, считают жалобу необоснованной.

Закупочной комиссией был выбран победитель с предложенной отсрочкой платежа меньшей, чем заявлено в извещении, так как сравнительный анализ цен всех представленных заявок показал наибольшую привлекательность выбранного предложения.

В связи с тем, что в 2013 году качество воды в Ижевском пруду  несколько отличается от параметров качества прошлых лет, отдел главного технолога задержал предоставление заявки с указанием необходимого количества угля марки ОУ-А, поэтому сроки для подачи заявок были сокращены до 5 рабочих дней.

В связи с опечаткой в наименовании марки угля активного в Документации Заказчиком был продлен срок для подачи заявок до 16 часов 00 минут 01.07.2013 года.

В п. 2.4 Документации Заказчиком установлено требование к поставщику: «Участник запроса предложений должен являться производителем закупаемой продукции …» в качестве производителя закупаемой продукции  могут быть, в том числе, организации – дилеры, на законном основании обладающие правом на реализацию на соответствующей территории продукции, подтвердившие такое право официальным письмом Завода-изготовителя. Участником ООО «Удмуртская химическая компания» в составе заявки было приложено письмо ОАО «Амзинский лесокомбинат», согласно которому ООО «Удмуртская химическая компания» является официальным дилером ОАО «Амзинский лесокомбинат» по реализации угля активного марки ОУ-А.

Представители заказчика также пояснили, что контракт заключен с победителем запроса предложений - ООО «Удмуртская химическая компания» 08.07.2013 года.

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу ОАО «Сорбент», письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Приказом директора МУП г. Ижевска «Ижводоканал» от 26.03.2012 года № 198 утверждено Положение о закупках МУП г. Ижевска «Ижводоканал» и опубликовано на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. 26.09.2012 года.

25 июня 2013 года МУП г. Ижевска «Ижводоканал» на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении открытого запроса предложений (номер извещения - 31300393128) на поставку «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение». 

Согласно протоколу совещания по рассмотрению коммерческих предложений от 05.07.2013 года № 56 на участие в запросе предложений поступило 5 заявок от:

- ООО «Омега» (г. Пермь) с ценовым предложением – 7 788 000 рублей,

- ОАО «Сорбент» (г. Пермь) с ценовым предложением – 7 463 500 рублей,

- ЗАО ТО «Энергопроминвест» (г. Москва) с ценовым предложением – 6 050 000 рублей,

- ООО «Удмуртская химическая компания» с ценовым предложением – 6 324 999,53 рублей,

- ООО «Велес» (г. Пермь) с ценовым предложением – 6 600 000 рублей.

По результатам рассмотрения коммерческих предложений, учитывая потребности МУП г. Ижевска «Ижводоканал», Закупочной комиссией было принято решение признать победителем в запросе предложений ООО «Удмуртская химическая компания» с ценовым предложением 6 324 999,53 рубля.

08.07.2013 года МУП г. Ижевска «Ижводоканал» заключило контракт с ООО «Удмуртская химическая компания».

1. Согласно пункту 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках товара в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота). 

 В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (пункты 5, 6, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках товара).

Аналогичные требования указаны в подпунктах в), г), д), е) пункта 7.3.3, подпункте д) пункта 7.4.1 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

Согласно разделу 3 «Предмет закупки» извещения о проведении открытого запроса предложений начальная (максимальная) цена договора установлена Заказчиком – «без указания цены».

Подпунктом 4.4.5.1 пункта 4.4.5 Положения начальная (предельная) цена установлена Заказчиком – «без указания цены».

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований пункта 5 части 9, пункта 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках товара, подпункта е), в) пункта 7.3.3, подпункта д) пункта 7.4.1 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал», в части неуказания в извещении и документации о проведении открытого запроса предложений сведений о начальной (максимальной) цене договора.

2. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках товаров при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках товаров положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 7.4.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» срок между датой извещения в запросе предложений и датой окончания подачи заявок на участие в запросе предложений должен составить не менее 6 рабочих дней.

Учитывая, что извещение о проведении открытого запроса предложений Заказчиком было размещено на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. 25.06.2013 года, а последний день для подачи заявок Заказчиком установлен 01.07.2013 года, то срок для подачи заявок составил 3 рабочих дня.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик в нарушение требований пункта 7.4.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» сократил срок для подачи заявок на 3 рабочих дня, чем нарушил часть 1 статьи 2 Закона о закупках товаров.

3. В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках товара извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Сведения, содержащиеся в закупочной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в приглашении к участию в данном запросе предложений (пункт 7.3.2 Положения).

 Согласно извещению о проведении открытого запроса предложений поставке требовался «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. m = 55т. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение».

В соответствии с пунктом 2.2.1 документации поставке требовался «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-В или аналог. Объем поставки угля – 55 тонн».  

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований части 8 статьи 4 Закона о закупках товара, пункта 7.3.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал», в части не соответствия сведений, указанных в извещении о проведении открытого запроса предложений сведениям, указанным в документации по открытому запросу предложений.

4. Согласно пункту 2.1.3 документации форма и порядок оплаты: безналичный расчет, в течении 60 (Шестидесяти) календарных дней с момента поставки партии товара.

В случае, если сроки поставки продукции, отгрузочные реквизиты/базис поставки, форма и порядок оплаты, указанные в п.п. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 настоящей Документации, противоречат соответствующим срокам поставки продукции, отгрузочным реквизитам/базису поставки, форме и порядку оплаты, указанным в Приложении №1 (Техническом задании) к настоящей Документации, Поставщики при подготовке Предложений должны руководствоваться условиями, указанными в п.п. 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 настоящей Документации (пункт 2.1.4 документации).

В соответствии с пунктом 2.1.5 документации поставщик должен указать в составе своего предложения конкретные условия оплаты, не хуже условий указанных в п. 2.1.4 документации.

Проанализировав заявку ООО «Удмуртская химическая компания», Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в заявке указаны следующие условия оплаты – «100% оплата в течении 15 дней после поставки товара». По мнению Комиссии Удмуртского УФАС России указанные ООО «Удмуртская химическая компания» условия оплаты хуже условий, указанных Заказчиком в документации.

В соответствии с пунктом 7.12.1 Положения отбор участников запроса предложений проводится из числа потенциальных участников запроса предложений, своевременно подавших заявки на участие в запросе предложений. В рамках отбора  Закупочная Комиссия проверяет поданные заявки на участие в запросе предложений на соответствие установленным требованиям и условиям приглашения к участию в запросе предложений и закупочной документации, в частности:

а) наличие, действительность и правильность оформления требуемых документов;

б) соответствие предлагаемой продукции и предлагаемых условий договора;

в) соответствие обеспечения исполнения обязательств участника запроса предложений в связи с подачей заявки на участие в запросе предложений, если требовалось.

В случае, если заявка потенциального участника запроса предложений или сам потенциальный участник не отвечают какому-либо из требований, указанных в пункте 7.12.1настоящего Положения, его заявка может быть отклонена (пункт 7.12.3 Положения).

Учитывая вышеизложенное Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что заявка ООО «Удмуртская химическая компания» не соответствует предлагаемым условиям договора, поскольку в заявке указаны условия оплаты товара хуже условий, указанных Заказчиком в документации, и должна была быть отклонена.

Однако, согласно Положению вопрос о допуске участников решается Закупочной комиссией. Именно Закупочная комиссия должна определить (по своему усмотрению) подлежит заявка отклонению или признается соответствующей требованиям документации и подлежит дальнейшей оценке.

5. В соответствии с пунктом 2.4.1 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» участник запроса предложений должен являться производителем закупаемой продукции. В качестве «производителей закупаемой продукции» рассматриваются следующие лица:

- организации, непосредственно и на законном основании производящие и реализующие Продукцию («Заводы-Изготовители»),

- организации, аффилированные Заводу-Изготовителю (в силу принадлежности к одной холдинговой структуре, наличия общих органов управления или по иным основаниям), единственной или основной деятельностью которых является реализация Продукции, производимой Заводом-Изготовителем, самостоятельно не реализующим производимую им Продукцию и подтвердившие право реализации официальными документами (в т.ч. письмами Завода-Изготовителя) (далее – «Торговые Дома»),

- организации-дилеры, на законном основании обладающие правом на реализацию на соответствующей территории Продукции,  подтвердившие такое право официальным письмом Завода-Изготовителя.

В материалы дела было представлено информационное письмо ОАО «Амзинский лесокомбинат» от 14.06.2013 года № 1431, согласно которому «ООО «Удмуртская химическая компания» является официальным дилером по реализации Угля активного осветляющего древесного порошкообразного марки ОУ-А ГОСТ 4453-74 (фасованного в бумажные мешки) производства нашего комбината на территории Удмуртской Республики».

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что участником запроса предложений - ООО «Удмуртская химическая компания» были представлены в составе заявки документы, предусмотренные пунктом 2.4.1 Положения, в связи с чем, у закупочной комиссии не было причин для отклонения заявки ООО «Удмуртская химическая компания» по этому основанию.

6. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках товара целями регулирования Закона о закупках товара являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках товара при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе:

 - равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Комиссией Удмуртского УФАС России проведен анализ Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» и установлено, что некоторые пункты Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не отвечают целям и принципам Закона о закупках товара.

Согласно пункту 7.12.3 Положения в случае, если заявка потенциального участника запроса предложений или сам потенциальный участник не отвечают какому-либо из требований, указанных в пункте 7.12.1настоящего Положения, его заявка может быть отклонена.

  В случае установления факта подачи одним потенциальным участником двух и более заявок на участие в закупочной процедуре, кроме случая подачи альтернативных предложений в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения, все такие заявки данного потенциального участника могут быть отклонены (пункт 7.12.4 Положения).

Лучшим признается участник запроса предложений, предложивший, по мнению членов Комиссии лучшие условия исполнения договора. Принятое решение фиксируется Протоколом, который размещается на официальном сайте в течение 3-х рабочих дней (пункт 7.13.5 Положения).

Такие формулировки, как «могут быть отклонены», «по мнению членов Комиссии» не способствуют развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивают гласность и прозрачность закупки, являются коррупционной составляющей. 

 По мнению Комиссии Удмуртского УФАС России в Положении должны быть указаны четкие основания (критерии), по которым члены комиссии должны отклонять заявки участников, кроме того, члены комиссии должны руководствоваться при принятии решения о признании участника победителем требованиями Положения, Закона о закупках товара, а не руководствоваться собственным мнением.

В связи с установлением в действиях Заказчика – МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушений Закона о закупке товаров, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений порядка организации торгов.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьями 1, 2, 3, 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Приказом ФАС России от 18.01.2013 года № 17/13 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ОАО «Сорбент» на действия МУП г. Ижевска «Ижводоканал»  при проведении открытого запроса предложений на поставку «Уголь активный осветляющий древесный порошкообразный марки ОУ-А или аналог. Область применения: хозяйственно-питьевое водоснабжение» (№ извещения 31300393128) обоснованной в части:

1.1. Сокращения сроков подачи заявок на участие в открытом запросе предложений.

1.2. Несоответствия сведений, указанных в извещении о проведении открытого запроса предложений сведениям, указанным в документации по открытому запросу предложений.

2. Признать Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушившим часть 1 статьи 1, пункты 2, 3 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в установлении в Положении МУП г. Ижевска «Ижводоканал» пунктов 7.12.3, 7.12.4, 7.13.5 не отвечающих целям и принципам Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Признать Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушившим пункт 5 части 9 статьи 4, пункт 5 части 10 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в нарушении подпункта е), в) пункта 7.3.3, подпункта д) пункта 7.4.1 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

4. Признать Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в нарушении пункта 7.4.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

5. Признать Заказчика - МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушившим часть 8 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в нарушении пункта 7.3.2 Положения МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

6. Выдать МУП г. Ижевска «Ижводоканал» предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно устранить нарушения, указанные в пункте 2 настоящего решения.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-03 [format] => [safe_value] => 05-03 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => СЮ 05-03/2013-91 [format] => [safe_value] => СЮ 05-03/2013-91 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 55 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 55 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-24 09:27:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-18 09:27:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1374658093 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )