Определение о назначении дела № ТГ08-02/2013-44 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

Номер дела: ТГ 08-02/2013-44
Дата публикации: 18 июля 2013, 13:06

 

Председатель Комиссии Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства – <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, рассмотрев заявление ИП <…> (вх. № 4314 от 13.06.2013 года), в рамках осуществления контроля соблюдения органами местного самоуправления Удмуртской Республики требований Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление ИП <…> (далее – Заявитель) на действия Администрации города Сарапула, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности Заявителя.

По мнению ИП <…>, принятый Администрацией города Сарапула акт, ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг.

 

По результатам рассмотрения обращения и приложенных документов, установлено следующее.

 

В силу статьи 25 Федерального Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон №8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона №8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Статьёй 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Системный анализ норм Федерального закона № 8-ФЗ свидетельствует о том, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Федеральный закон № 8-ФЗ не исключает возможность выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 Федерального закона № 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем, в силу статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ.

Таким образом, Федеральным законом №8-ФЗ лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставляется право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

 

Постановлением Администрации города Сарапула от 04 апреля 2012 года № 928 «Об утверждении положения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений на территории города Сарапула» утверждено положение по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений на территории города Сарапула (далее – Положение).

Согласно пункту 2.1 Положения организация похоронного дела осуществляется Администрацией города Сарапула в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.

В соответствии с пунктом 2.5 Положения для осуществления погребения умерших и оказания услуг по погребению, в том числе гарантированного законодательством перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, Администрацией города Сарапула создана специализированная служба по вопросам похоронного дела – МУП города Сарапула «Ритуальные услуги» (далее – МУП «Ритуальные услуги»).

В силу пункта 2.11 услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении включают:

- оформление документов, необходимых для погребения;

- облачение тела;

- предоставление гроба;

- перевозка умершего на кладбище;

- погребение.

 

Деятельность иных организаций, имеющих намерение осуществлять наряду со специализированной службой деятельность в сфере похоронного дела, определенными пунктами Положения, ставится в зависимость от решений и действий специализированной службы и осуществляется по согласованию с ней.

Так, в соответствии с подпунктами 4.8.1, 4.8.2 пункта 4.8 Положения, на территории кладбища города Сарапула без согласования со специализированной службой по вопросам похоронного дела запрещается:

- устанавливать, переделывать и снимать памятники и другие надмогильные сооружения;

- производить какие-либо работы, торговать цветами, предметами похоронного ритуала, материалами, предназначенными для благоустройства могил.

Согласно пункту 4.11 Положения все работы на кладбище, связанные с установкой (демонтажом) надмогильных сооружений, производятся силами работников специализированной службы по вопросам похоронного дела. По согласованию со специализированной службой по вопросам похоронного дела допускается производство указанных работ силами других организаций и граждан.

В силу пункта 5.3. Положения производство работ по содержанию и обустройству мест семейных (родовых) захоронений может осуществляться специализированной службой по вопросам похоронного дела либо по согласованию с ней иными юридическими и физическими лицами.

Иными пунктами Положения права хозяйствующих субъектов, осуществляющих (имеющих намерение осуществлять) деятельность в похоронной сфере, наряду со специализированной службой, не предусмотрены.

 

Статья 25 Федерального закона №8-ФЗ не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица, индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

Следовательно, услуги в сфере похоронного дела – это конкурентные виды деятельности. В связи с этим, неправомерно ставить хозяйствующие субъекты в зависимость от решений и действий специализированной службы, занимающейся аналогичными видами деятельности, что ведет к созданию преимущественных условий деятельности для указанного субъекта рынка, а также ограничивает конкуренцию путем создания неравных условий деятельности МУП «Ритуальные услуги» и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке ритуальных услуг.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функциям указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Передача Администрацией города Сарапула МУП «Ритуальные услуги» обязанностей по содержанию кладбищ и организации похоронного дела является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в соответствии с подпунктами 4.8.1 и 4.8.2 пункта 4.8 и пункта 4.11 Положения запрещается, в том числе устанавливать, переделывать и снимать памятники и другие надмогильные сооружения, производить какие либо работы на кладбище, торговать цветами, предметами похоронного ритуала без согласования со специализированной службой.

Из анализа названных норм следует, что только городской специализированной службе по вопросам похоронного дела предоставлено решение указанных вопросов, что ограничивает иных участников, оказывающих аналогичные услуги в осуществлении названной деятельности, что не соответствует требованиям статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, из названных норм следует, что городской специализированной службе по вопросам похоронного дела предоставлено право на осуществление разрешительно-согласовательной деятельности, что по своей природе является властно-распорядительной функцией, которой могут быть наделены только органы государственной власти и местного самоуправления.

Между тем, городской специализированной службой по вопросам похоронного дела является муниципальное унитарное предприятие, которое в силу статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В силу указанного, муниципальное унитарное предприятие не является органом местного самоуправления, в связи, с чем не вправе обладать властно-распорядительными полномочиями либо осуществлять иные функции аналогичного характера в отношении хозяйствующих субъектов.

Передача функций органа местного самоуправления муниципальному унитарному предприятию по приему и оформлению заказов на захоронение, по регистрации и учету захоронений, по даче разрешения на установку, снятие надмогильных сооружений и других функций является нарушением требований части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

На основании приказа руководителя Удмуртского УФАС России от 28.06.2013 года № 211 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и, в соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России  от 25.05.2012 г. № 339,

 

о п р е д е л и л:

 

1.            Назначить дело № ТГ08-02/2013-44 к рассмотрению на 6 августа 2013 года 9 часов 30 минут по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, 3 этаж, каб. 301.

2.            Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителя – ИП <…> (<…>).

3.            Привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика по делу – Администрацию города Сарапула Удмуртской Республики (427960, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Красная площадь, 8.).

4.            Привлечь к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица по делу – Муниципальное унитарное предприятие города Сарапул «Ритуальные услуги» (427964, Удмуртская Республика, город Сарапул, ул. Амурская, 17).

5.            Ответчику по делу – Администрации города Сарапула в срок до 1 августа 2013 года представить в Удмуртское УФАС России следующие документы, сведения и пояснения:

5.1.         копию свидетельства о регистрации Администрации МО «Город Сарапул» в качестве юридического лица;

5.2.         копию решения Администрации МО «Город Сарапул» о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела – МУП «Ритуальные услуги»;

5.3.         копию постановления Администрации МО «Город Сарапул» от 04.04.2012г. № 928 с приложением;

5.4.         копию постановления Администрации МО «Город Сарапул» от 04.04.2012г. № 929 с приложением;

5.5.         письменно пояснения относительно наделения МУП «Ритуальные услуги» обязанностями по содержанию кладбищ и организации похоронного дела;

5.6.         письменно пояснения относительно передачи МУП «Ритуальные услуги» функций органа местного самоуправления по приему и оформлению заказов на захоронение, по регистрации и учету захоронений, по даче разрешения на установку, снятие надмогильных сооружений и других функций;

5.7.         письменно пояснения по изложенной в определении информации.

6.            Заинтересованному лицу по делу – Муниципальному унитарному предприятию города Сарапула «Ритуальные услуги» в срок до 1 августа 2013 года представить в Удмуртское УФАС России следующие документы, сведения и пояснения:

6.1.            копию свидетельства о регистрации МУП «Ритуальные услуги» в качестве юридического лица;

6.2.            копию устава МУП «Ритуальные услуги»;

6.3.            копию переписки между МУП «Ритуальные услуги» и Администрацией МО «Город Сарапул» за период с даты создания МУП «Ритуальные услуги» по дату получения настоящего определения, относящуюся к основной деятельности МУП «Ритуальные услуги»;

6.4.            письменно пояснения по изложенной в определении информации.

7.            Заявитель – ИП <…> вправе представить дополнительную информацию.

 

Лица, участвующие в деле, вправе представить иные документы и информацию, которые будут способствовать рассмотрению настоящего дела.

При невозможности представления запрашиваемых документов, прошу в установленный срок проинформировать об этом в письменной форме с указанием причин.

Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела, не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и скреплены печатью.

Представленные документы должны иметь необходимые реквизиты (дату и исходящий номер).

При направлении документов и информации просьба ссылаться на наш исходящий номер и дату.

Информация, являющаяся конфиденциальной, коммерческой или иной служебной информацией, должна быть оформлена в соответствии с действующим законодательством.

При размещении запрошенной информации в открытом доступе, необходимо указать источник для её получения, а также реквизиты документов.

С материалами дела можно ознакомиться по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, каб. 302, согласовав дату и время по тел. (3412) 57-22-56 с <…>.

 

Председатель комиссии                                                                    

stdClass Object ( [vid] => 13850 [uid] => 5 [title] => Определение о назначении дела № ТГ08-02/2013-44 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13851 [type] => solution [language] => ru [created] => 1374138417 [changed] => 1374138417 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1374138417 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Председатель Комиссии Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства – <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, рассмотрев заявление ИП <…> (вх. № 4314 от 13.06.2013 года), в рамках осуществления контроля соблюдения органами местного самоуправления Удмуртской Республики требований Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление ИП <…> (далее – Заявитель) на действия Администрации города Сарапула, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности Заявителя.

По мнению ИП <…>, принятый Администрацией города Сарапула акт, ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг.

 

По результатам рассмотрения обращения и приложенных документов, установлено следующее.

 

В силу статьи 25 Федерального Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон №8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона №8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Статьёй 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Системный анализ норм Федерального закона № 8-ФЗ свидетельствует о том, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Федеральный закон № 8-ФЗ не исключает возможность выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 Федерального закона № 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем, в силу статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ.

Таким образом, Федеральным законом №8-ФЗ лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставляется право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

 

Постановлением Администрации города Сарапула от 04 апреля 2012 года № 928 «Об утверждении положения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений на территории города Сарапула» утверждено положение по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений на территории города Сарапула (далее – Положение).

Согласно пункту 2.1 Положения организация похоронного дела осуществляется Администрацией города Сарапула в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.

В соответствии с пунктом 2.5 Положения для осуществления погребения умерших и оказания услуг по погребению, в том числе гарантированного законодательством перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, Администрацией города Сарапула создана специализированная служба по вопросам похоронного дела – МУП города Сарапула «Ритуальные услуги» (далее – МУП «Ритуальные услуги»).

В силу пункта 2.11 услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении включают:

- оформление документов, необходимых для погребения;

- облачение тела;

- предоставление гроба;

- перевозка умершего на кладбище;

- погребение.

 

Деятельность иных организаций, имеющих намерение осуществлять наряду со специализированной службой деятельность в сфере похоронного дела, определенными пунктами Положения, ставится в зависимость от решений и действий специализированной службы и осуществляется по согласованию с ней.

Так, в соответствии с подпунктами 4.8.1, 4.8.2 пункта 4.8 Положения, на территории кладбища города Сарапула без согласования со специализированной службой по вопросам похоронного дела запрещается:

- устанавливать, переделывать и снимать памятники и другие надмогильные сооружения;

- производить какие-либо работы, торговать цветами, предметами похоронного ритуала, материалами, предназначенными для благоустройства могил.

Согласно пункту 4.11 Положения все работы на кладбище, связанные с установкой (демонтажом) надмогильных сооружений, производятся силами работников специализированной службы по вопросам похоронного дела. По согласованию со специализированной службой по вопросам похоронного дела допускается производство указанных работ силами других организаций и граждан.

В силу пункта 5.3. Положения производство работ по содержанию и обустройству мест семейных (родовых) захоронений может осуществляться специализированной службой по вопросам похоронного дела либо по согласованию с ней иными юридическими и физическими лицами.

Иными пунктами Положения права хозяйствующих субъектов, осуществляющих (имеющих намерение осуществлять) деятельность в похоронной сфере, наряду со специализированной службой, не предусмотрены.

 

Статья 25 Федерального закона №8-ФЗ не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица, индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

Следовательно, услуги в сфере похоронного дела – это конкурентные виды деятельности. В связи с этим, неправомерно ставить хозяйствующие субъекты в зависимость от решений и действий специализированной службы, занимающейся аналогичными видами деятельности, что ведет к созданию преимущественных условий деятельности для указанного субъекта рынка, а также ограничивает конкуренцию путем создания неравных условий деятельности МУП «Ритуальные услуги» и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке ритуальных услуг.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функциям указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Передача Администрацией города Сарапула МУП «Ритуальные услуги» обязанностей по содержанию кладбищ и организации похоронного дела является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в соответствии с подпунктами 4.8.1 и 4.8.2 пункта 4.8 и пункта 4.11 Положения запрещается, в том числе устанавливать, переделывать и снимать памятники и другие надмогильные сооружения, производить какие либо работы на кладбище, торговать цветами, предметами похоронного ритуала без согласования со специализированной службой.

Из анализа названных норм следует, что только городской специализированной службе по вопросам похоронного дела предоставлено решение указанных вопросов, что ограничивает иных участников, оказывающих аналогичные услуги в осуществлении названной деятельности, что не соответствует требованиям статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, из названных норм следует, что городской специализированной службе по вопросам похоронного дела предоставлено право на осуществление разрешительно-согласовательной деятельности, что по своей природе является властно-распорядительной функцией, которой могут быть наделены только органы государственной власти и местного самоуправления.

Между тем, городской специализированной службой по вопросам похоронного дела является муниципальное унитарное предприятие, которое в силу статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В силу указанного, муниципальное унитарное предприятие не является органом местного самоуправления, в связи, с чем не вправе обладать властно-распорядительными полномочиями либо осуществлять иные функции аналогичного характера в отношении хозяйствующих субъектов.

Передача функций органа местного самоуправления муниципальному унитарному предприятию по приему и оформлению заказов на захоронение, по регистрации и учету захоронений, по даче разрешения на установку, снятие надмогильных сооружений и других функций является нарушением требований части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

На основании приказа руководителя Удмуртского УФАС России от 28.06.2013 года № 211 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и, в соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России  от 25.05.2012 г. № 339,

 

о п р е д е л и л:

 

1.            Назначить дело № ТГ08-02/2013-44 к рассмотрению на 6 августа 2013 года 9 часов 30 минут по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, 3 этаж, каб. 301.

2.            Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителя – ИП <…> (<…>).

3.            Привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика по делу – Администрацию города Сарапула Удмуртской Республики (427960, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Красная площадь, 8.).

4.            Привлечь к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица по делу – Муниципальное унитарное предприятие города Сарапул «Ритуальные услуги» (427964, Удмуртская Республика, город Сарапул, ул. Амурская, 17).

5.            Ответчику по делу – Администрации города Сарапула в срок до 1 августа 2013 года представить в Удмуртское УФАС России следующие документы, сведения и пояснения:

5.1.         копию свидетельства о регистрации Администрации МО «Город Сарапул» в качестве юридического лица;

5.2.         копию решения Администрации МО «Город Сарапул» о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела – МУП «Ритуальные услуги»;

5.3.         копию постановления Администрации МО «Город Сарапул» от 04.04.2012г. № 928 с приложением;

5.4.         копию постановления Администрации МО «Город Сарапул» от 04.04.2012г. № 929 с приложением;

5.5.         письменно пояснения относительно наделения МУП «Ритуальные услуги» обязанностями по содержанию кладбищ и организации похоронного дела;

5.6.         письменно пояснения относительно передачи МУП «Ритуальные услуги» функций органа местного самоуправления по приему и оформлению заказов на захоронение, по регистрации и учету захоронений, по даче разрешения на установку, снятие надмогильных сооружений и других функций;

5.7.         письменно пояснения по изложенной в определении информации.

6.            Заинтересованному лицу по делу – Муниципальному унитарному предприятию города Сарапула «Ритуальные услуги» в срок до 1 августа 2013 года представить в Удмуртское УФАС России следующие документы, сведения и пояснения:

6.1.            копию свидетельства о регистрации МУП «Ритуальные услуги» в качестве юридического лица;

6.2.            копию устава МУП «Ритуальные услуги»;

6.3.            копию переписки между МУП «Ритуальные услуги» и Администрацией МО «Город Сарапул» за период с даты создания МУП «Ритуальные услуги» по дату получения настоящего определения, относящуюся к основной деятельности МУП «Ритуальные услуги»;

6.4.            письменно пояснения по изложенной в определении информации.

7.            Заявитель – ИП <…> вправе представить дополнительную информацию.

 

Лица, участвующие в деле, вправе представить иные документы и информацию, которые будут способствовать рассмотрению настоящего дела.

При невозможности представления запрашиваемых документов, прошу в установленный срок проинформировать об этом в письменной форме с указанием причин.

Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела, не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и скреплены печатью.

Представленные документы должны иметь необходимые реквизиты (дату и исходящий номер).

При направлении документов и информации просьба ссылаться на наш исходящий номер и дату.

Информация, являющаяся конфиденциальной, коммерческой или иной служебной информацией, должна быть оформлена в соответствии с действующим законодательством.

При размещении запрошенной информации в открытом доступе, необходимо указать источник для её получения, а также реквизиты документов.

С материалами дела можно ознакомиться по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, каб. 302, согласовав дату и время по тел. (3412) 57-22-56 с <…>.

 

Председатель комиссии                                                                    

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Председатель Комиссии Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства – <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, рассмотрев заявление ИП <…> (вх. № 4314 от 13.06.2013 года), в рамках осуществления контроля соблюдения органами местного самоуправления Удмуртской Республики требований Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление ИП <…> (далее – Заявитель) на действия Администрации города Сарапула, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности Заявителя.

По мнению ИП <…>, принятый Администрацией города Сарапула акт, ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг.

 

По результатам рассмотрения обращения и приложенных документов, установлено следующее.

 

В силу статьи 25 Федерального Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон №8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона №8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Статьёй 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Системный анализ норм Федерального закона № 8-ФЗ свидетельствует о том, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Федеральный закон № 8-ФЗ не исключает возможность выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, согласно статье 9 Федерального закона № 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Вместе с тем, в силу статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ.

Таким образом, Федеральным законом №8-ФЗ лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставляется право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

 

Постановлением Администрации города Сарапула от 04 апреля 2012 года № 928 «Об утверждении положения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений на территории города Сарапула» утверждено положение по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений на территории города Сарапула (далее – Положение).

Согласно пункту 2.1 Положения организация похоронного дела осуществляется Администрацией города Сарапула в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.

В соответствии с пунктом 2.5 Положения для осуществления погребения умерших и оказания услуг по погребению, в том числе гарантированного законодательством перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, Администрацией города Сарапула создана специализированная служба по вопросам похоронного дела – МУП города Сарапула «Ритуальные услуги» (далее – МУП «Ритуальные услуги»).

В силу пункта 2.11 услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении включают:

- оформление документов, необходимых для погребения;

- облачение тела;

- предоставление гроба;

- перевозка умершего на кладбище;

- погребение.

 

Деятельность иных организаций, имеющих намерение осуществлять наряду со специализированной службой деятельность в сфере похоронного дела, определенными пунктами Положения, ставится в зависимость от решений и действий специализированной службы и осуществляется по согласованию с ней.

Так, в соответствии с подпунктами 4.8.1, 4.8.2 пункта 4.8 Положения, на территории кладбища города Сарапула без согласования со специализированной службой по вопросам похоронного дела запрещается:

- устанавливать, переделывать и снимать памятники и другие надмогильные сооружения;

- производить какие-либо работы, торговать цветами, предметами похоронного ритуала, материалами, предназначенными для благоустройства могил.

Согласно пункту 4.11 Положения все работы на кладбище, связанные с установкой (демонтажом) надмогильных сооружений, производятся силами работников специализированной службы по вопросам похоронного дела. По согласованию со специализированной службой по вопросам похоронного дела допускается производство указанных работ силами других организаций и граждан.

В силу пункта 5.3. Положения производство работ по содержанию и обустройству мест семейных (родовых) захоронений может осуществляться специализированной службой по вопросам похоронного дела либо по согласованию с ней иными юридическими и физическими лицами.

Иными пунктами Положения права хозяйствующих субъектов, осуществляющих (имеющих намерение осуществлять) деятельность в похоронной сфере, наряду со специализированной службой, не предусмотрены.

 

Статья 25 Федерального закона №8-ФЗ не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица, индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

Следовательно, услуги в сфере похоронного дела – это конкурентные виды деятельности. В связи с этим, неправомерно ставить хозяйствующие субъекты в зависимость от решений и действий специализированной службы, занимающейся аналогичными видами деятельности, что ведет к созданию преимущественных условий деятельности для указанного субъекта рынка, а также ограничивает конкуренцию путем создания неравных условий деятельности МУП «Ритуальные услуги» и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке ритуальных услуг.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функциям указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Передача Администрацией города Сарапула МУП «Ритуальные услуги» обязанностей по содержанию кладбищ и организации похоронного дела является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в соответствии с подпунктами 4.8.1 и 4.8.2 пункта 4.8 и пункта 4.11 Положения запрещается, в том числе устанавливать, переделывать и снимать памятники и другие надмогильные сооружения, производить какие либо работы на кладбище, торговать цветами, предметами похоронного ритуала без согласования со специализированной службой.

Из анализа названных норм следует, что только городской специализированной службе по вопросам похоронного дела предоставлено решение указанных вопросов, что ограничивает иных участников, оказывающих аналогичные услуги в осуществлении названной деятельности, что не соответствует требованиям статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, из названных норм следует, что городской специализированной службе по вопросам похоронного дела предоставлено право на осуществление разрешительно-согласовательной деятельности, что по своей природе является властно-распорядительной функцией, которой могут быть наделены только органы государственной власти и местного самоуправления.

Между тем, городской специализированной службой по вопросам похоронного дела является муниципальное унитарное предприятие, которое в силу статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В силу указанного, муниципальное унитарное предприятие не является органом местного самоуправления, в связи, с чем не вправе обладать властно-распорядительными полномочиями либо осуществлять иные функции аналогичного характера в отношении хозяйствующих субъектов.

Передача функций органа местного самоуправления муниципальному унитарному предприятию по приему и оформлению заказов на захоронение, по регистрации и учету захоронений, по даче разрешения на установку, снятие надмогильных сооружений и других функций является нарушением требований части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

На основании приказа руководителя Удмуртского УФАС России от 28.06.2013 года № 211 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства и, в соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России  от 25.05.2012 г. № 339,

 

о п р е д е л и л:

 

1.            Назначить дело № ТГ08-02/2013-44 к рассмотрению на 6 августа 2013 года 9 часов 30 минут по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, 3 этаж, каб. 301.

2.            Привлечь к рассмотрению дела в качестве заявителя – ИП <…> (<…>).

3.            Привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика по делу – Администрацию города Сарапула Удмуртской Республики (427960, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Красная площадь, 8.).

4.            Привлечь к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица по делу – Муниципальное унитарное предприятие города Сарапул «Ритуальные услуги» (427964, Удмуртская Республика, город Сарапул, ул. Амурская, 17).

5.            Ответчику по делу – Администрации города Сарапула в срок до 1 августа 2013 года представить в Удмуртское УФАС России следующие документы, сведения и пояснения:

5.1.         копию свидетельства о регистрации Администрации МО «Город Сарапул» в качестве юридического лица;

5.2.         копию решения Администрации МО «Город Сарапул» о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела – МУП «Ритуальные услуги»;

5.3.         копию постановления Администрации МО «Город Сарапул» от 04.04.2012г. № 928 с приложением;

5.4.         копию постановления Администрации МО «Город Сарапул» от 04.04.2012г. № 929 с приложением;

5.5.         письменно пояснения относительно наделения МУП «Ритуальные услуги» обязанностями по содержанию кладбищ и организации похоронного дела;

5.6.         письменно пояснения относительно передачи МУП «Ритуальные услуги» функций органа местного самоуправления по приему и оформлению заказов на захоронение, по регистрации и учету захоронений, по даче разрешения на установку, снятие надмогильных сооружений и других функций;

5.7.         письменно пояснения по изложенной в определении информации.

6.            Заинтересованному лицу по делу – Муниципальному унитарному предприятию города Сарапула «Ритуальные услуги» в срок до 1 августа 2013 года представить в Удмуртское УФАС России следующие документы, сведения и пояснения:

6.1.            копию свидетельства о регистрации МУП «Ритуальные услуги» в качестве юридического лица;

6.2.            копию устава МУП «Ритуальные услуги»;

6.3.            копию переписки между МУП «Ритуальные услуги» и Администрацией МО «Город Сарапул» за период с даты создания МУП «Ритуальные услуги» по дату получения настоящего определения, относящуюся к основной деятельности МУП «Ритуальные услуги»;

6.4.            письменно пояснения по изложенной в определении информации.

7.            Заявитель – ИП <…> вправе представить дополнительную информацию.

 

Лица, участвующие в деле, вправе представить иные документы и информацию, которые будут способствовать рассмотрению настоящего дела.

При невозможности представления запрашиваемых документов, прошу в установленный срок проинформировать об этом в письменной форме с указанием причин.

Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела, не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и скреплены печатью.

Представленные документы должны иметь необходимые реквизиты (дату и исходящий номер).

При направлении документов и информации просьба ссылаться на наш исходящий номер и дату.

Информация, являющаяся конфиденциальной, коммерческой или иной служебной информацией, должна быть оформлена в соответствии с действующим законодательством.

При размещении запрошенной информации в открытом доступе, необходимо указать источник для её получения, а также реквизиты документов.

С материалами дела можно ознакомиться по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, каб. 302, согласовав дату и время по тел. (3412) 57-22-56 с <…>.

 

Председатель комиссии                                                                    

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 08-02 [format] => [safe_value] => 08-02 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => ТГ 08-02/2013-44 [format] => [safe_value] => ТГ 08-02/2013-44 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 15 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-18 09:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-12 09:06:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1374138417 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )