Решение по делу №СЮ 05-03/2012-77 о нарушении антимонопольного законодательства

Номер дела: СЮ05-03/2012-77
Дата публикации: 7 ноября 2012, 13:25

принято 25 октября 2012 года
изготовлено 07 ноября 2012 года                          г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело №СЮ 05-03/2012-77, по признакам нарушения ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ул.Бумашевская,11, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833037470) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),
в отсутствии заявителя МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска», уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела №СЮ 05-03/2012-77,
в присутствии ответчика – представителя ООО «Удмуртские коммунальные системы» – <…>,

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России 02.07.2012г. (вх. №6203) поступило заявление МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» от 28.06.2012г. №3670/01-17/04 на действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в ущемлении интересов жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в части отказа ООО «Удмуртские коммунальные системы» в допуске общедомового узла учета тепловой энергии в эксплуатацию.
Между МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» и ООО «Удмуртские коммунальные системы» заключен договор теплоснабжения №К256 от 01.12.2011г., предметом которого является подача теплоснабжающей организацией тепловой энергии и горячей воды для целей предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению пользователям помещений многоквартирных домов (в том числе, согласно приложению №3 к договору, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61).
Письмом от 31.05.2012г. №3161/01-17/06 МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» с заявлением об оформлении допуска узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в эксплуатацию. ООО «Удмуртские коммунальные системы» направило в адрес МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» ответ, в котором указало, что допуск узла учета в части отопления при отключенном отоплении не возможен ввиду отсутствия измерения расхода теплоносителя.
Согласно пункту 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995г. №Вк-4936 (далее – Правила учета тепловой энергии и теплоносителя), допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
В соответствии с пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях»), услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в нарушении сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, при оформлении допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, результатом которых является ущемление интересов жителей многоквартирного дома, при организации расчетов за потребленные коммунальные ресурсы, имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
В связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 31.07.2012г. №712 «О возбуждении дела №СЮ 05-03/2012-77 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. №447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №СЮ 05-03/2012-77. Определением о назначении дела №СЮ 05-03/2012-77 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 31.07.2012г. дело назначено к рассмотрению на 27.09.2012г.
В связи с отсутствием 27.09.2012г. кворума, необходимого для рассмотрения дела по существу, дело №СЮ 05-03/2012-77 было отложено и назначено к рассмотрению на 25.10.2012г.
В процессе рассмотрения дела 25.10.2012г. представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» пояснил, что считает, что действия общества не нарушают действующее законодательство, письмо МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» не является надлежащей заявкой на допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Узел учета был допущен в части горячего водоснабжения, был оформлен соответствующий акт, а также был оформлен акт забракования узла учета тепловой энергии в связи с неисправностью обратного расходомера. МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с просьбой допустить узел учета тепловой энергии с 01.06.2012г. Перед каждым отопительным сезоном узлы учета повторно допускаются в эксплуатацию, если при этом выявляются какие-либо неисправности, то согласно разделу 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, обращение происходит в ресурсоснабжающую организацию по правилам раздела 7 Правил. Организация обращается в ресурсоснабжающую организацию за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, до настоящего времени никакого обращения в адрес ресурсоснабжающей организации не поступало. Осуществить проверку узла учета в июне при отсутствии измеряемого параметра (теплоносителя) невозможно.
        
Рассмотрев представленные сторонами материалы, Комиссия установила следующее.
Между МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» и ООО «Удмуртские коммунальные системы» заключен договор теплоснабжения №К256 от 01.12.2011г., предметом которого является подача теплоснабжающей организацией тепловой энергии и горячей воды для целей предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению пользователям помещений многоквартирных домов (в том числе, согласно приложению №3 к договору, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61).
Актом забракования узла учета тепловой энергии у потребителя от 23.11.2011г. ООО «Удмуртские коммунальные системы» не допустило к эксплуатации узел учета в части отопления с 17.11.2011г. из-за неисправности расходомера на подающем трубопроводе отопления Т1 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61. Узел учета в части отопления был не допущен до устранения причины забракования и повторного допуска.
Письмом от 31.05.2012г. №3161/01-17/06 МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» (как энергоснабжающей организации) с заявлением об оформлении допуска узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в эксплуатацию. При этом в письме управляющая организация указала, что в апреле 2012г. на данном узле учета произведены ремонтные работы, преобразователи расхода прошли проверку в ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Удмуртской Республике».
Письмом от 21.06.2012г. №15-19-1421 ООО «Удмуртские коммунальные системы» направило в адрес МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» ответ, в котором указало, что допуск узла учета в части отопления при отключенном отоплении (отсутствии расхода теплоносителя) не возможен ввиду отсутствия измерения расхода теплоносителя.
На момент рассмотрения дела №СЮ 05-03/2012-77 Комиссией, акт допуска в эксплуатацию  узла учета тепловой энергии в части отопления в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, ООО «Удмуртские коммунальные системы» не составлен.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Согласно пункту 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
Согласно пункту 7.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, в случае выявления несоответствия требованиям настоящих Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.
Пунктом 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя определенно, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
В соответствии с пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.
МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обращалось в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» с заявлениями о допуске узла учета тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в эксплуатацию. Акт допуска в эксплуатацию  узла учета тепловой энергии ООО «Удмуртские коммунальные системы» составлен не был. Таким образом, обществом нарушены сроки, установленные пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.
Доводы представителя ООО «Удмуртские коммунальные системы» Митягина А.Ю. о том, что никакого обращения о допуске в эксплуатацию узла учета в части отопления в адрес ресурсоснабжающей организации со стороны МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» не поступало, а осуществить проверку узла учета в июне при отсутствии измеряемого параметра (теплоносителя) невозможно, являются необоснованным ввиду следующего.
Письмо МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» от 31.05.2012г. №3161/01-17/06 является заявкой на осуществление допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в части отопления.
Момент обращения потребителя в ресурсоснабжающую организацию с заявкой на осуществление допуска в эксплуатацию узла учета в законодательстве не урегулирован.
Правила учета тепловой энергии и теплоносителя устанавливают обязанность энергоснабжающей организации составить акт допуска (либо недопуска) узла учета по заявлению потребителя.
Следовательно, управляющая организация вправе обращаться в ресурсоснабжающую организацию с целью составления акта в любое время вне зависимости от факта начала (либо окончания) отопительного сезона.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Аналогичные требования установлены Федеральным законом от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «Об энергосбережении»).
Частью 1 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» определенно, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Также частью 2 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» в целях энергосбережения и повышении энергетической эффективности установлен приоритет расчетов за потребленные энергоресурсы на основании данных приборов учета над расчетным способом определения количества потребленных энергетических ресурсов.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (в редакции, действующей на момент обращения управляющей организации в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с целью ввода эксплуатации прибора учета тепловой энергии), под потребителем понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Подпунктом в) пункта 52 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (в редакции, действующей на момент обращения управляющей организации в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с целью ввода эксплуатации прибора учета тепловой энергии), на потребителя возложена обязанность по использованию коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, внесенных в государственный реестр средств измерений, с целью обеспечения учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю.
Нарушение ООО «Удмуртские коммунальные системы» сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, ущемляют права граждан, проживающих в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, 61, на получение достоверной информации о потребленной тепловой энергии, лишают возможности граждан на проведение мероприятий по энергосбережению и совершению действий, направленных на экономию потребленных энергоресурсов, препятствуют исполнению возложенных на граждан обязанностей по использованию приборов учета, препятствуют возможности оплаты за конкретный объем потребленного коммунального ресурса и могут привести к нарушению гражданами положений Закона «Об энергосбережении».
В соответствии с пп. 1), 2) ч.1 ст.23 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона «О естественных монополиях», органы регулирования естественных монополий вправе принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения Закона «О естественных монополиях».
В соответствии с пп. 4.4, 4.5 положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011г. №30, территориальный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Согласно части 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Закона «О естественных монополиях», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» осуществляет деятельность в условиях естественной монополии и является субъектом естественной монополии.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» является специальным субъектом правового регулирования, в отношении которого применяются правила и запреты, установленные антимонопольным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Исходя из вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в нарушении сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, при оформлении допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых является ущемление интересов жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, при организации расчетов за потребленные коммунальные ресурсы.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.40, 3.43, 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447 Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах муниципального образования «город Ижевск», находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».
2. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, результатом которых является нарушение интересов граждан, проживающих в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, находящихся под управлением МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска», при организации расчетов за потребленные коммунальные ресурсы.
3. Выдать ООО «Удмуртские коммунальные системы» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, а именно: прекратить нарушение сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995г. №Вк-4936, для составления актов допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию и выполнить требования, предусмотренные разделом 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995г. №Вк-4936, в срок до 26.11.2012г. Проинформировать Удмуртское УФАС России об исполнении предписания в срок до 29.11.2012г.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» и виновного должностного лица.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

stdClass Object ( [vid] => 13076 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №СЮ 05-03/2012-77 о нарушении антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13077 [type] => solution [language] => ru [created] => 1355304509 [changed] => 1370517505 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517505 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

принято 25 октября 2012 года
изготовлено 07 ноября 2012 года                          г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело №СЮ 05-03/2012-77, по признакам нарушения ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ул.Бумашевская,11, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833037470) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),
в отсутствии заявителя МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска», уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела №СЮ 05-03/2012-77,
в присутствии ответчика – представителя ООО «Удмуртские коммунальные системы» – <…>,

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России 02.07.2012г. (вх. №6203) поступило заявление МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» от 28.06.2012г. №3670/01-17/04 на действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в ущемлении интересов жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в части отказа ООО «Удмуртские коммунальные системы» в допуске общедомового узла учета тепловой энергии в эксплуатацию.
Между МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» и ООО «Удмуртские коммунальные системы» заключен договор теплоснабжения №К256 от 01.12.2011г., предметом которого является подача теплоснабжающей организацией тепловой энергии и горячей воды для целей предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению пользователям помещений многоквартирных домов (в том числе, согласно приложению №3 к договору, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61).
Письмом от 31.05.2012г. №3161/01-17/06 МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» с заявлением об оформлении допуска узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в эксплуатацию. ООО «Удмуртские коммунальные системы» направило в адрес МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» ответ, в котором указало, что допуск узла учета в части отопления при отключенном отоплении не возможен ввиду отсутствия измерения расхода теплоносителя.
Согласно пункту 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995г. №Вк-4936 (далее – Правила учета тепловой энергии и теплоносителя), допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
В соответствии с пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях»), услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в нарушении сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, при оформлении допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, результатом которых является ущемление интересов жителей многоквартирного дома, при организации расчетов за потребленные коммунальные ресурсы, имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
В связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 31.07.2012г. №712 «О возбуждении дела №СЮ 05-03/2012-77 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. №447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №СЮ 05-03/2012-77. Определением о назначении дела №СЮ 05-03/2012-77 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 31.07.2012г. дело назначено к рассмотрению на 27.09.2012г.
В связи с отсутствием 27.09.2012г. кворума, необходимого для рассмотрения дела по существу, дело №СЮ 05-03/2012-77 было отложено и назначено к рассмотрению на 25.10.2012г.
В процессе рассмотрения дела 25.10.2012г. представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» пояснил, что считает, что действия общества не нарушают действующее законодательство, письмо МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» не является надлежащей заявкой на допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Узел учета был допущен в части горячего водоснабжения, был оформлен соответствующий акт, а также был оформлен акт забракования узла учета тепловой энергии в связи с неисправностью обратного расходомера. МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с просьбой допустить узел учета тепловой энергии с 01.06.2012г. Перед каждым отопительным сезоном узлы учета повторно допускаются в эксплуатацию, если при этом выявляются какие-либо неисправности, то согласно разделу 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, обращение происходит в ресурсоснабжающую организацию по правилам раздела 7 Правил. Организация обращается в ресурсоснабжающую организацию за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, до настоящего времени никакого обращения в адрес ресурсоснабжающей организации не поступало. Осуществить проверку узла учета в июне при отсутствии измеряемого параметра (теплоносителя) невозможно.
        
Рассмотрев представленные сторонами материалы, Комиссия установила следующее.
Между МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» и ООО «Удмуртские коммунальные системы» заключен договор теплоснабжения №К256 от 01.12.2011г., предметом которого является подача теплоснабжающей организацией тепловой энергии и горячей воды для целей предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению пользователям помещений многоквартирных домов (в том числе, согласно приложению №3 к договору, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61).
Актом забракования узла учета тепловой энергии у потребителя от 23.11.2011г. ООО «Удмуртские коммунальные системы» не допустило к эксплуатации узел учета в части отопления с 17.11.2011г. из-за неисправности расходомера на подающем трубопроводе отопления Т1 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61. Узел учета в части отопления был не допущен до устранения причины забракования и повторного допуска.
Письмом от 31.05.2012г. №3161/01-17/06 МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» (как энергоснабжающей организации) с заявлением об оформлении допуска узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в эксплуатацию. При этом в письме управляющая организация указала, что в апреле 2012г. на данном узле учета произведены ремонтные работы, преобразователи расхода прошли проверку в ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Удмуртской Республике».
Письмом от 21.06.2012г. №15-19-1421 ООО «Удмуртские коммунальные системы» направило в адрес МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» ответ, в котором указало, что допуск узла учета в части отопления при отключенном отоплении (отсутствии расхода теплоносителя) не возможен ввиду отсутствия измерения расхода теплоносителя.
На момент рассмотрения дела №СЮ 05-03/2012-77 Комиссией, акт допуска в эксплуатацию  узла учета тепловой энергии в части отопления в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, ООО «Удмуртские коммунальные системы» не составлен.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Согласно пункту 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
Согласно пункту 7.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, в случае выявления несоответствия требованиям настоящих Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.
Пунктом 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя определенно, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
В соответствии с пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.
МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обращалось в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» с заявлениями о допуске узла учета тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в эксплуатацию. Акт допуска в эксплуатацию  узла учета тепловой энергии ООО «Удмуртские коммунальные системы» составлен не был. Таким образом, обществом нарушены сроки, установленные пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.
Доводы представителя ООО «Удмуртские коммунальные системы» Митягина А.Ю. о том, что никакого обращения о допуске в эксплуатацию узла учета в части отопления в адрес ресурсоснабжающей организации со стороны МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» не поступало, а осуществить проверку узла учета в июне при отсутствии измеряемого параметра (теплоносителя) невозможно, являются необоснованным ввиду следующего.
Письмо МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» от 31.05.2012г. №3161/01-17/06 является заявкой на осуществление допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в части отопления.
Момент обращения потребителя в ресурсоснабжающую организацию с заявкой на осуществление допуска в эксплуатацию узла учета в законодательстве не урегулирован.
Правила учета тепловой энергии и теплоносителя устанавливают обязанность энергоснабжающей организации составить акт допуска (либо недопуска) узла учета по заявлению потребителя.
Следовательно, управляющая организация вправе обращаться в ресурсоснабжающую организацию с целью составления акта в любое время вне зависимости от факта начала (либо окончания) отопительного сезона.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Аналогичные требования установлены Федеральным законом от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «Об энергосбережении»).
Частью 1 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» определенно, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Также частью 2 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» в целях энергосбережения и повышении энергетической эффективности установлен приоритет расчетов за потребленные энергоресурсы на основании данных приборов учета над расчетным способом определения количества потребленных энергетических ресурсов.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (в редакции, действующей на момент обращения управляющей организации в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с целью ввода эксплуатации прибора учета тепловой энергии), под потребителем понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Подпунктом в) пункта 52 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (в редакции, действующей на момент обращения управляющей организации в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с целью ввода эксплуатации прибора учета тепловой энергии), на потребителя возложена обязанность по использованию коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, внесенных в государственный реестр средств измерений, с целью обеспечения учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю.
Нарушение ООО «Удмуртские коммунальные системы» сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, ущемляют права граждан, проживающих в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, 61, на получение достоверной информации о потребленной тепловой энергии, лишают возможности граждан на проведение мероприятий по энергосбережению и совершению действий, направленных на экономию потребленных энергоресурсов, препятствуют исполнению возложенных на граждан обязанностей по использованию приборов учета, препятствуют возможности оплаты за конкретный объем потребленного коммунального ресурса и могут привести к нарушению гражданами положений Закона «Об энергосбережении».
В соответствии с пп. 1), 2) ч.1 ст.23 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона «О естественных монополиях», органы регулирования естественных монополий вправе принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения Закона «О естественных монополиях».
В соответствии с пп. 4.4, 4.5 положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011г. №30, территориальный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Согласно части 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Закона «О естественных монополиях», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» осуществляет деятельность в условиях естественной монополии и является субъектом естественной монополии.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» является специальным субъектом правового регулирования, в отношении которого применяются правила и запреты, установленные антимонопольным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Исходя из вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в нарушении сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, при оформлении допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых является ущемление интересов жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, при организации расчетов за потребленные коммунальные ресурсы.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.40, 3.43, 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447 Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах муниципального образования «город Ижевск», находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».
2. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, результатом которых является нарушение интересов граждан, проживающих в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, находящихся под управлением МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска», при организации расчетов за потребленные коммунальные ресурсы.
3. Выдать ООО «Удмуртские коммунальные системы» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, а именно: прекратить нарушение сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995г. №Вк-4936, для составления актов допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию и выполнить требования, предусмотренные разделом 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995г. №Вк-4936, в срок до 26.11.2012г. Проинформировать Удмуртское УФАС России об исполнении предписания в срок до 29.11.2012г.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» и виновного должностного лица.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

принято 25 октября 2012 года
изготовлено 07 ноября 2012 года                          г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело №СЮ 05-03/2012-77, по признакам нарушения ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ул.Бумашевская,11, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833037470) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),
в отсутствии заявителя МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска», уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела №СЮ 05-03/2012-77,
в присутствии ответчика – представителя ООО «Удмуртские коммунальные системы» – <…>,

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России 02.07.2012г. (вх. №6203) поступило заявление МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» от 28.06.2012г. №3670/01-17/04 на действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в ущемлении интересов жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в части отказа ООО «Удмуртские коммунальные системы» в допуске общедомового узла учета тепловой энергии в эксплуатацию.
Между МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» и ООО «Удмуртские коммунальные системы» заключен договор теплоснабжения №К256 от 01.12.2011г., предметом которого является подача теплоснабжающей организацией тепловой энергии и горячей воды для целей предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению пользователям помещений многоквартирных домов (в том числе, согласно приложению №3 к договору, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61).
Письмом от 31.05.2012г. №3161/01-17/06 МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» с заявлением об оформлении допуска узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в эксплуатацию. ООО «Удмуртские коммунальные системы» направило в адрес МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» ответ, в котором указало, что допуск узла учета в части отопления при отключенном отоплении не возможен ввиду отсутствия измерения расхода теплоносителя.
Согласно пункту 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995г. №Вк-4936 (далее – Правила учета тепловой энергии и теплоносителя), допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
В соответствии с пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях»), услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в нарушении сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, при оформлении допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, результатом которых является ущемление интересов жителей многоквартирного дома, при организации расчетов за потребленные коммунальные ресурсы, имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
В связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 31.07.2012г. №712 «О возбуждении дела №СЮ 05-03/2012-77 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. №447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №СЮ 05-03/2012-77. Определением о назначении дела №СЮ 05-03/2012-77 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 31.07.2012г. дело назначено к рассмотрению на 27.09.2012г.
В связи с отсутствием 27.09.2012г. кворума, необходимого для рассмотрения дела по существу, дело №СЮ 05-03/2012-77 было отложено и назначено к рассмотрению на 25.10.2012г.
В процессе рассмотрения дела 25.10.2012г. представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» пояснил, что считает, что действия общества не нарушают действующее законодательство, письмо МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» не является надлежащей заявкой на допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Узел учета был допущен в части горячего водоснабжения, был оформлен соответствующий акт, а также был оформлен акт забракования узла учета тепловой энергии в связи с неисправностью обратного расходомера. МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с просьбой допустить узел учета тепловой энергии с 01.06.2012г. Перед каждым отопительным сезоном узлы учета повторно допускаются в эксплуатацию, если при этом выявляются какие-либо неисправности, то согласно разделу 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, обращение происходит в ресурсоснабжающую организацию по правилам раздела 7 Правил. Организация обращается в ресурсоснабжающую организацию за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, до настоящего времени никакого обращения в адрес ресурсоснабжающей организации не поступало. Осуществить проверку узла учета в июне при отсутствии измеряемого параметра (теплоносителя) невозможно.
        
Рассмотрев представленные сторонами материалы, Комиссия установила следующее.
Между МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» и ООО «Удмуртские коммунальные системы» заключен договор теплоснабжения №К256 от 01.12.2011г., предметом которого является подача теплоснабжающей организацией тепловой энергии и горячей воды для целей предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению пользователям помещений многоквартирных домов (в том числе, согласно приложению №3 к договору, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61).
Актом забракования узла учета тепловой энергии у потребителя от 23.11.2011г. ООО «Удмуртские коммунальные системы» не допустило к эксплуатации узел учета в части отопления с 17.11.2011г. из-за неисправности расходомера на подающем трубопроводе отопления Т1 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61. Узел учета в части отопления был не допущен до устранения причины забракования и повторного допуска.
Письмом от 31.05.2012г. №3161/01-17/06 МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» (как энергоснабжающей организации) с заявлением об оформлении допуска узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в эксплуатацию. При этом в письме управляющая организация указала, что в апреле 2012г. на данном узле учета произведены ремонтные работы, преобразователи расхода прошли проверку в ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Удмуртской Республике».
Письмом от 21.06.2012г. №15-19-1421 ООО «Удмуртские коммунальные системы» направило в адрес МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» ответ, в котором указало, что допуск узла учета в части отопления при отключенном отоплении (отсутствии расхода теплоносителя) не возможен ввиду отсутствия измерения расхода теплоносителя.
На момент рассмотрения дела №СЮ 05-03/2012-77 Комиссией, акт допуска в эксплуатацию  узла учета тепловой энергии в части отопления в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, ООО «Удмуртские коммунальные системы» не составлен.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Согласно пункту 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
Согласно пункту 7.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, в случае выявления несоответствия требованиям настоящих Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.
Пунктом 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя определенно, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
В соответствии с пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.
МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обращалось в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» с заявлениями о допуске узла учета тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в эксплуатацию. Акт допуска в эксплуатацию  узла учета тепловой энергии ООО «Удмуртские коммунальные системы» составлен не был. Таким образом, обществом нарушены сроки, установленные пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.
Доводы представителя ООО «Удмуртские коммунальные системы» Митягина А.Ю. о том, что никакого обращения о допуске в эксплуатацию узла учета в части отопления в адрес ресурсоснабжающей организации со стороны МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» не поступало, а осуществить проверку узла учета в июне при отсутствии измеряемого параметра (теплоносителя) невозможно, являются необоснованным ввиду следующего.
Письмо МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» от 31.05.2012г. №3161/01-17/06 является заявкой на осуществление допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в части отопления.
Момент обращения потребителя в ресурсоснабжающую организацию с заявкой на осуществление допуска в эксплуатацию узла учета в законодательстве не урегулирован.
Правила учета тепловой энергии и теплоносителя устанавливают обязанность энергоснабжающей организации составить акт допуска (либо недопуска) узла учета по заявлению потребителя.
Следовательно, управляющая организация вправе обращаться в ресурсоснабжающую организацию с целью составления акта в любое время вне зависимости от факта начала (либо окончания) отопительного сезона.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Аналогичные требования установлены Федеральным законом от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «Об энергосбережении»).
Частью 1 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» определенно, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Также частью 2 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» в целях энергосбережения и повышении энергетической эффективности установлен приоритет расчетов за потребленные энергоресурсы на основании данных приборов учета над расчетным способом определения количества потребленных энергетических ресурсов.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (в редакции, действующей на момент обращения управляющей организации в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с целью ввода эксплуатации прибора учета тепловой энергии), под потребителем понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Подпунктом в) пункта 52 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (в редакции, действующей на момент обращения управляющей организации в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с целью ввода эксплуатации прибора учета тепловой энергии), на потребителя возложена обязанность по использованию коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, внесенных в государственный реестр средств измерений, с целью обеспечения учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю.
Нарушение ООО «Удмуртские коммунальные системы» сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, ущемляют права граждан, проживающих в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, 61, на получение достоверной информации о потребленной тепловой энергии, лишают возможности граждан на проведение мероприятий по энергосбережению и совершению действий, направленных на экономию потребленных энергоресурсов, препятствуют исполнению возложенных на граждан обязанностей по использованию приборов учета, препятствуют возможности оплаты за конкретный объем потребленного коммунального ресурса и могут привести к нарушению гражданами положений Закона «Об энергосбережении».
В соответствии с пп. 1), 2) ч.1 ст.23 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона «О естественных монополиях», органы регулирования естественных монополий вправе принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения Закона «О естественных монополиях».
В соответствии с пп. 4.4, 4.5 положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011г. №30, территориальный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Согласно части 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Закона «О естественных монополиях», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» осуществляет деятельность в условиях естественной монополии и является субъектом естественной монополии.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» является специальным субъектом правового регулирования, в отношении которого применяются правила и запреты, установленные антимонопольным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Исходя из вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в нарушении сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, при оформлении допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых является ущемление интересов жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, при организации расчетов за потребленные коммунальные ресурсы.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.40, 3.43, 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447 Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах муниципального образования «город Ижевск», находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».
2. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, результатом которых является нарушение интересов граждан, проживающих в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, находящихся под управлением МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска», при организации расчетов за потребленные коммунальные ресурсы.
3. Выдать ООО «Удмуртские коммунальные системы» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, а именно: прекратить нарушение сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995г. №Вк-4936, для составления актов допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию и выполнить требования, предусмотренные разделом 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995г. №Вк-4936, в срок до 26.11.2012г. Проинформировать Удмуртское УФАС России об исполнении предписания в срок до 29.11.2012г.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» и виновного должностного лица.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => СЮ05-03/2012-77 [format] => [safe_value] => СЮ05-03/2012-77 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 6 [name] => Жилищно-коммунальное хозяйство [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-07 09:25:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-07 09:25:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1355304509 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )