Решение № СЮ04-02/2012-16 по жалобе жителей многоквартирного жилого дома №31а по ул. Орджоникидзе в г. Ижевске, ООО УК «Доверие» на действия МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» по отказу в передаче технической документации на дом

Номер дела: СЮ04-02/2012-16
Дата публикации: 23 июля 2012, 16:54

Комиссия Удмуртского УФАС России  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – <…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, члены Комиссии: <…> – ВрИО начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…> – ведущий специалист–эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…> - специалист–эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело № СЮ04-02/2012-16, возбужденное по заявлению граждан: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, а также по заявлению ООО «УК Доверие» в отношении Муниципального автономного учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» (далее – МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска») по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в присутствии:
заявителя – гражданки <…> (паспорт <…>),
заявителя – гражданина <…> (паспорт <…>)
представителя заявителя – ООО «УК Доверие» – <…>, действующего на основании доверенности от 30.12.2011г.,
представителя ответчика – МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» – <…>, действующей на основании доверенности № 07-Д от 10.01.2012г.,
в отсутствии:
заявителя – гражданки <…>, (письмо о направлении копии определения о назначении дела № СЮ04-02/2012-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению вернулось в Удмуртское УФАС России с отметкой почты «отсутствие адресата по указанному адресу»),
заявителя – гражданина <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление № 42600951108457 от 08.06.2012г.),
заявителя – гражданки <…>, уведомленной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление № 43600951108440 от 09.06.2012г.)
заявителя – гражданки <…> (письмо о направлении копии определения о назначении дела № СЮ04-02/2012-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению вернулось в Удмуртское УФАС России с отметкой почты «истек срок хранения»),
заявителя – гражданки <…> (письмо о направлении копии определения о назначении дела № СЮ04-02/2012-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению вернулось в Удмуртское УФАС России с отметкой почты «истек срок хранения»),
заявителя – гражданки <…> (почтовое уведомление о вручении № 4260095108563 от 08.06.2012г.),

у с т а н о в и л а:

05.05.2012г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Удмуртское УФАС России) поступило заявление граждан: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> (вх.№ 4066) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска», выразившемся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации. Из заявления следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а принято решение расторгнуть договор управления с прежней управляющей организацией и заключить договор с вновь выбранной управляющей организацией – ООО «УК «Доверие».
В адрес прежней управляющей организации – МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» было направлено соответствующее уведомление с приложением подтверждающих документов. МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» от передачи технической документации на дом по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а, новой управляющей организации – ООО «УК «Доверие» уклонилось, продолжало выставлять платежные документы и получать коммунальные платежи от жильцов дома 31а по ул. Орджоникидзе в г. Ижевске.
В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Удмуртским УФАС России был направлен запрос в адрес ООО «УК Доверие» о предоставлении в срок до 01.06.2012г. информации, необходимой для рассмотрения заявления по существу.

29.05.2012г. ООО «УК Доверие» представило в Удмуртское УФАС России заявление о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска», а 30.05.2012г. – письменные пояснения, из которых следует, что действия (бездействие) МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» по удержанию технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом (далее – МКД), выставлении платежных документов и сбору денежных средств, непринятию мер по внесению изменений в договоры энерго(ресурсо)снабжения с поставщиками коммунальных ресурсов, направлены на получение МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, являются незаконными и способны причинить убытки ООО «УК Доверие», а также копию постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7677/11 от 22.11.2011г., копию договора управления многоквартирным домом от 09.08.2011г. № 12-31аО с приложениями, копию постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7677/11 от 22.11.2011г. под грифом «Для служебного пользования».
Приказом Удмуртского УФАС России № 621 от 01.06.2012г. в отношении МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» было возбуждено дело № СЮ04-02/2012-16 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту отказа от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации – ООО «УК Доверие», а также во взимании с жильцов дома № 31а по ул. Орджоникидзе в г. Ижевске коммунальных платежей после расторжения договора управления многоквартирным домом.
Определением от 04.06.2012г. рассмотрение дела № СЮ04-02/2012-16 было назначено на 09 июля 2012 года, у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.
29.06.2012г. МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» представило в Удмуртское УФАС России  следующие документы и информацию: ходатайство о продлении срока предоставления документов, копию письма МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» от 30.09.2011 № 7376/07-07 и копию акта приема-передачи технической документации на многоквартирный дом; копии актов приемки выполненных работ (услуг) по обслуживанию, ремонту и санитарному содержанию многоквартирного дома за август-сентябрь 2011 года; копию письма МУП г. Ижевска «Ижводоканал» о фактически отпущенной холодной питьевой воды и сброшенных сточных вод за август-сентябрь 2011 года; копии расчетов ООО «Удмуртские коммунальные системы» потребленной тепловой энергии и ГВС за август и сентябрь 2011 года; копию контракта на оказание услуг по содержанию многоквартирных домов от 01.05.2011г. №33; копию договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 24.11.2006г. №1, заключенного между МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» и МУП г. Ижевска «Ижводоканал»; копию письма МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» в адрес МУП г. Ижевска «Ижводоканал»  от 03.10.2011г. №7419/06-07 об исключении из приложения к договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод дома № 31а по ул. Орджоникидзе в г. Ижевске; копию договора теплоснабжения № К256 от 01.12.2011г., заключенного между МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» и ООО «Удмуртские коммунальные системы»; копию письма МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» в адрес ООО «УКС» от 04.10.2011г. №7454/06-07; копию обращения ООО УК «Доверие» и председателя совета дома <...> от 17.08.2012г. № 815 «О выборе управляющей организации»; копию договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 24.11.2006г., заключенного между МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» и МУП г. Ижевска «Ижводоканал», с приложениями; сопроводительное письмо от 29.06.2011г. № 3686101-17/04.

26.06.2012г. ООО «УК Доверие» представило в Удмуртское УФАС России  следующие документы и информацию: копии счетов-фактур и ведомостей начисления за период с октября 2011 года по май 2012 года; копию договора водоснабжения № 634; копию письма от 13.09.2011г. № 998 в адрес МУП г. Ижевска «Ижводоканал»; копию договора энергоснабжения № Р4575; копию письма от 13.09.2011г. № 999 в адрес ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания»; копию договора теплоснабжения № 04-УД/К3005; копии счетов-фактур и расчетов потребления ресурсов за период с октября 2011 года по май 2012 года; копию письма от 13.09.2011г. № 997 в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы»; копии актов выполненных работ за период с октября 2011 года по май 2012 года; копию договора № 02-УД от 11.01.2011 г.; копию дополнительного соглашения № 5 от 29.09.2011 г.; копии счетов-фактур и актов выполненных ремонтных работ за период с ноября 2011 года по апрель 2012 года; сопроводительное письмо б/н от 26.07.2012г.; копию доверенности представителя.

На заседании Комиссии, состоявшемся 09 июля 2012 года, представитель ООО «УК Доверие» поддержал ранее представленные в Удмуртское УФАС России письменные пояснения в полном объеме, указав, что действия ответчика по отказу в передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов препятствовали осуществлению ООО «УК Доверие» деятельности по обслуживанию многоквартирного жилого дома.
Представитель МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» пояснил, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации. Уведомление о смене управляющей организации получено МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» 17.08.2011г. При этом, по мнению МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска», ООО «УК Доверие», представитель собственников – <...> не приложили к уведомлению все необходимые документы. В связи с этим, МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» запросило у ООО «УК Доверие» уведомление о проведении общего собрания собственников жилых помещений, листы голосования. После получения указанных документов техническая документация была передана.
Заявитель – гражданка <...> пояснила, что МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» ненадлежащим образом исполняло свои обязанности по договору управления многоквартирным домом, не устраняло последствия аварий.
Заявитель – гражданин <...> пояснил, что с января 2011 года по сентябрь 2011 года в адрес МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» с двухкомнатной квартиры на содержание и ремонт уплачивалось 639,80 руб.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

В силу п. 7) ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые  направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9) ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).
Статья 14 указанного Закона содержит запрет на недобросовестную конкуренцию.
ООО «УК Доверие» и МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» являются хозяйствующими субъектами – конкурентами, поскольку осуществляют деятельность на одном товарном рынке (рынке по управлению многоквартирными домами) в пределах одних географических границ (на территории г. Ижевска).
Порядок выбора способа управления, а также осуществления управления МКД управляющей организацией закрепляется Жилищным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно частям 3 и  9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно ч. 8 ст. 162 Жилищного кодекса РФ изменение и(или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Общими нормами ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (ч. 3 ст. 450 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1. и 8.2. ст. 162 Жилищного кодекса РФ, а также по изложенным выше правовым основаниям – в случаях, определенных соглашением сторон.

По итогам общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а, проведенного в форме очного голосования, оформленного протоколом № 1/31аО от 09.08.2011г., приняты следующие решения: о подтверждении факта неисполнения бывшей управляющей организацией (МУ «ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска») условий договора управления МКД, некачественного обслуживания и некачественного выполнения ремонтных работ общего имущества дома (п.3 повестки); отказаться от исполнения договора управления МКД с бывшей управляющей организацией в связи с неисполнением управляющей организацией условий договора (п.4 повестки); расторгнуть договор управления МКД с бывшей управляющей организацией (п.5 повестки); сменить управляющую организацию, выбрать в качестве управляющей организации ООО «УК Доверие» (п.6 повестки); утвердить договор управления МКД, заключить собственникам дома договор управления МКД с ООО «УК Доверие» (п.7 повестки); выбрать уполномоченного представителя собственников помещений дома и предоставить полномочия представлять интересы жителей дома № 31а по ул. Орджоникидзе по управлению домом во всех государственных органах и иных организациях любой формы собственности, для осуществления всех фактических и юридических действий, в том числе обращение с требованием о расторжении договора управления с прежней управляющей организацией, направление в ее адрес уведомления о расторжении (п.14 повестки).

Решение собственников в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано.

Уведомление № 845 от 17.08.2011г. о расторжении договора управления МКД с МУ «ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска» с 31.08.2011г. подписано и направлено ответчику уполномоченным представителем собственников МКД – гражданкой <...> и получено МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» 17.08.2011г. Кроме того, с аналогичными требованиями к ответчику в этом же уведомлении обратилась вновь избранная управляющая компания – ООО «УК Доверие». В данном уведомлении также указано предложение о передаче технической документации на спорный многоквартирный дом.

В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Указанная обязанность МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» в установленный законодательством срок исполнена не была.
В уведомлении № 845 от 17.08.2011г. МАУ «ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска» сообщается о расторжении договора управления МКД с МУ «ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска» с 31.08.2011г.
Договор управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а, заключенный с ООО «УК Доверие» и приложенный к уведомлению МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» о расторжении договора и передаче технической документации, в соответствии с п. 10.1. вступил в силу 10.10.2011г.
Вместе с тем, техническая документация на жилой дом по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, 31а, была передана МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» в адрес ООО «УК Доверие» лишь 30.09.2012г., что подтверждается актом приема-передачи технической документации от 30.09.2012г.

Кроме того, как следует из анализа норм действующего законодательства, уполномоченные представители собственников помещений многоквартирного дома или представителя вновь выбранной управляющей организации не обязаны представлять в прежнюю управляющую организацию какие-либо документы, наряду с уведомлением о расторжении договора. Соответственно, довод ответчика о том, что задержка в передаче технической документации связана с непредставлением в его адрес уведомления о проведении общего собрания собственников жилых помещений, листов голосования, является несостоятельным.

Таким образом, действия МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» по отказу от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации – ООО «УК Доверие» в установленные сроки противоречат положениям Жилищного кодекса РФ, обычаям делового оборота, требованиям разумности, добропорядочности и справедливости. Такие действия учреждения создают препятствие ООО «УК Доверие» в осуществлении управления домом № 31а по ул. Орджоникидзе в г. Ижевске и способны причинить убытки хозяйствующему субъекту.

С учетом того, что по состоянию на 09.07.2012г. МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» передало ООО «УК Доверие» техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанных с управлением домом документы,  Комиссия Удмуртского УФАС России считает нецелесообразным выдавать МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Руководствуясь  статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи  41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС России

р е ш и л а:

1. Признать действия Муниципального автономного учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» по отказу от передачи технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а, и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации – ООО «УК Доверие», что нарушает требования части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, требования добропорядочности, разумности и справедливости, способно причинить убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам,
недобросовестной конкуренцией, нарушающей часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать Муниципальное автономное учреждение «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Производство по делу в отношении Муниципального автономного учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

4. Не выдавать Муниципальному автономному учреждению «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

5. Передать материалы дела № СЮ04-02/2012-16 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении Муниципального автономного учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» и виновного должностного лица учреждения производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в трехмесячный срок с момента вынесения решения

stdClass Object ( [vid] => 12838 [uid] => 5 [title] => Решение № СЮ04-02/2012-16 по жалобе жителей многоквартирного жилого дома №31а по ул. Орджоникидзе в г. Ижевске, ООО УК «Доверие» на действия МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» по отказу в передаче технической документации на дом [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12839 [type] => solution [language] => ru [created] => 1343307323 [changed] => 1370517505 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517505 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Удмуртского УФАС России  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – <…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, члены Комиссии: <…> – ВрИО начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…> – ведущий специалист–эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…> - специалист–эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело № СЮ04-02/2012-16, возбужденное по заявлению граждан: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, а также по заявлению ООО «УК Доверие» в отношении Муниципального автономного учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» (далее – МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска») по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в присутствии:
заявителя – гражданки <…> (паспорт <…>),
заявителя – гражданина <…> (паспорт <…>)
представителя заявителя – ООО «УК Доверие» – <…>, действующего на основании доверенности от 30.12.2011г.,
представителя ответчика – МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» – <…>, действующей на основании доверенности № 07-Д от 10.01.2012г.,
в отсутствии:
заявителя – гражданки <…>, (письмо о направлении копии определения о назначении дела № СЮ04-02/2012-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению вернулось в Удмуртское УФАС России с отметкой почты «отсутствие адресата по указанному адресу»),
заявителя – гражданина <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление № 42600951108457 от 08.06.2012г.),
заявителя – гражданки <…>, уведомленной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление № 43600951108440 от 09.06.2012г.)
заявителя – гражданки <…> (письмо о направлении копии определения о назначении дела № СЮ04-02/2012-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению вернулось в Удмуртское УФАС России с отметкой почты «истек срок хранения»),
заявителя – гражданки <…> (письмо о направлении копии определения о назначении дела № СЮ04-02/2012-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению вернулось в Удмуртское УФАС России с отметкой почты «истек срок хранения»),
заявителя – гражданки <…> (почтовое уведомление о вручении № 4260095108563 от 08.06.2012г.),

у с т а н о в и л а:

05.05.2012г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Удмуртское УФАС России) поступило заявление граждан: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> (вх.№ 4066) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска», выразившемся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации. Из заявления следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а принято решение расторгнуть договор управления с прежней управляющей организацией и заключить договор с вновь выбранной управляющей организацией – ООО «УК «Доверие».
В адрес прежней управляющей организации – МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» было направлено соответствующее уведомление с приложением подтверждающих документов. МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» от передачи технической документации на дом по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а, новой управляющей организации – ООО «УК «Доверие» уклонилось, продолжало выставлять платежные документы и получать коммунальные платежи от жильцов дома 31а по ул. Орджоникидзе в г. Ижевске.
В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Удмуртским УФАС России был направлен запрос в адрес ООО «УК Доверие» о предоставлении в срок до 01.06.2012г. информации, необходимой для рассмотрения заявления по существу.

29.05.2012г. ООО «УК Доверие» представило в Удмуртское УФАС России заявление о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска», а 30.05.2012г. – письменные пояснения, из которых следует, что действия (бездействие) МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» по удержанию технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом (далее – МКД), выставлении платежных документов и сбору денежных средств, непринятию мер по внесению изменений в договоры энерго(ресурсо)снабжения с поставщиками коммунальных ресурсов, направлены на получение МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, являются незаконными и способны причинить убытки ООО «УК Доверие», а также копию постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7677/11 от 22.11.2011г., копию договора управления многоквартирным домом от 09.08.2011г. № 12-31аО с приложениями, копию постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7677/11 от 22.11.2011г. под грифом «Для служебного пользования».
Приказом Удмуртского УФАС России № 621 от 01.06.2012г. в отношении МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» было возбуждено дело № СЮ04-02/2012-16 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту отказа от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации – ООО «УК Доверие», а также во взимании с жильцов дома № 31а по ул. Орджоникидзе в г. Ижевске коммунальных платежей после расторжения договора управления многоквартирным домом.
Определением от 04.06.2012г. рассмотрение дела № СЮ04-02/2012-16 было назначено на 09 июля 2012 года, у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.
29.06.2012г. МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» представило в Удмуртское УФАС России  следующие документы и информацию: ходатайство о продлении срока предоставления документов, копию письма МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» от 30.09.2011 № 7376/07-07 и копию акта приема-передачи технической документации на многоквартирный дом; копии актов приемки выполненных работ (услуг) по обслуживанию, ремонту и санитарному содержанию многоквартирного дома за август-сентябрь 2011 года; копию письма МУП г. Ижевска «Ижводоканал» о фактически отпущенной холодной питьевой воды и сброшенных сточных вод за август-сентябрь 2011 года; копии расчетов ООО «Удмуртские коммунальные системы» потребленной тепловой энергии и ГВС за август и сентябрь 2011 года; копию контракта на оказание услуг по содержанию многоквартирных домов от 01.05.2011г. №33; копию договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 24.11.2006г. №1, заключенного между МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» и МУП г. Ижевска «Ижводоканал»; копию письма МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» в адрес МУП г. Ижевска «Ижводоканал»  от 03.10.2011г. №7419/06-07 об исключении из приложения к договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод дома № 31а по ул. Орджоникидзе в г. Ижевске; копию договора теплоснабжения № К256 от 01.12.2011г., заключенного между МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» и ООО «Удмуртские коммунальные системы»; копию письма МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» в адрес ООО «УКС» от 04.10.2011г. №7454/06-07; копию обращения ООО УК «Доверие» и председателя совета дома <...> от 17.08.2012г. № 815 «О выборе управляющей организации»; копию договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 24.11.2006г., заключенного между МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» и МУП г. Ижевска «Ижводоканал», с приложениями; сопроводительное письмо от 29.06.2011г. № 3686101-17/04.

26.06.2012г. ООО «УК Доверие» представило в Удмуртское УФАС России  следующие документы и информацию: копии счетов-фактур и ведомостей начисления за период с октября 2011 года по май 2012 года; копию договора водоснабжения № 634; копию письма от 13.09.2011г. № 998 в адрес МУП г. Ижевска «Ижводоканал»; копию договора энергоснабжения № Р4575; копию письма от 13.09.2011г. № 999 в адрес ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания»; копию договора теплоснабжения № 04-УД/К3005; копии счетов-фактур и расчетов потребления ресурсов за период с октября 2011 года по май 2012 года; копию письма от 13.09.2011г. № 997 в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы»; копии актов выполненных работ за период с октября 2011 года по май 2012 года; копию договора № 02-УД от 11.01.2011 г.; копию дополнительного соглашения № 5 от 29.09.2011 г.; копии счетов-фактур и актов выполненных ремонтных работ за период с ноября 2011 года по апрель 2012 года; сопроводительное письмо б/н от 26.07.2012г.; копию доверенности представителя.

На заседании Комиссии, состоявшемся 09 июля 2012 года, представитель ООО «УК Доверие» поддержал ранее представленные в Удмуртское УФАС России письменные пояснения в полном объеме, указав, что действия ответчика по отказу в передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов препятствовали осуществлению ООО «УК Доверие» деятельности по обслуживанию многоквартирного жилого дома.
Представитель МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» пояснил, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации. Уведомление о смене управляющей организации получено МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» 17.08.2011г. При этом, по мнению МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска», ООО «УК Доверие», представитель собственников – <...> не приложили к уведомлению все необходимые документы. В связи с этим, МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» запросило у ООО «УК Доверие» уведомление о проведении общего собрания собственников жилых помещений, листы голосования. После получения указанных документов техническая документация была передана.
Заявитель – гражданка <...> пояснила, что МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» ненадлежащим образом исполняло свои обязанности по договору управления многоквартирным домом, не устраняло последствия аварий.
Заявитель – гражданин <...> пояснил, что с января 2011 года по сентябрь 2011 года в адрес МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» с двухкомнатной квартиры на содержание и ремонт уплачивалось 639,80 руб.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

В силу п. 7) ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые  направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9) ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).
Статья 14 указанного Закона содержит запрет на недобросовестную конкуренцию.
ООО «УК Доверие» и МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» являются хозяйствующими субъектами – конкурентами, поскольку осуществляют деятельность на одном товарном рынке (рынке по управлению многоквартирными домами) в пределах одних географических границ (на территории г. Ижевска).
Порядок выбора способа управления, а также осуществления управления МКД управляющей организацией закрепляется Жилищным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно частям 3 и  9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно ч. 8 ст. 162 Жилищного кодекса РФ изменение и(или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Общими нормами ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (ч. 3 ст. 450 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1. и 8.2. ст. 162 Жилищного кодекса РФ, а также по изложенным выше правовым основаниям – в случаях, определенных соглашением сторон.

По итогам общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а, проведенного в форме очного голосования, оформленного протоколом № 1/31аО от 09.08.2011г., приняты следующие решения: о подтверждении факта неисполнения бывшей управляющей организацией (МУ «ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска») условий договора управления МКД, некачественного обслуживания и некачественного выполнения ремонтных работ общего имущества дома (п.3 повестки); отказаться от исполнения договора управления МКД с бывшей управляющей организацией в связи с неисполнением управляющей организацией условий договора (п.4 повестки); расторгнуть договор управления МКД с бывшей управляющей организацией (п.5 повестки); сменить управляющую организацию, выбрать в качестве управляющей организации ООО «УК Доверие» (п.6 повестки); утвердить договор управления МКД, заключить собственникам дома договор управления МКД с ООО «УК Доверие» (п.7 повестки); выбрать уполномоченного представителя собственников помещений дома и предоставить полномочия представлять интересы жителей дома № 31а по ул. Орджоникидзе по управлению домом во всех государственных органах и иных организациях любой формы собственности, для осуществления всех фактических и юридических действий, в том числе обращение с требованием о расторжении договора управления с прежней управляющей организацией, направление в ее адрес уведомления о расторжении (п.14 повестки).

Решение собственников в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано.

Уведомление № 845 от 17.08.2011г. о расторжении договора управления МКД с МУ «ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска» с 31.08.2011г. подписано и направлено ответчику уполномоченным представителем собственников МКД – гражданкой <...> и получено МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» 17.08.2011г. Кроме того, с аналогичными требованиями к ответчику в этом же уведомлении обратилась вновь избранная управляющая компания – ООО «УК Доверие». В данном уведомлении также указано предложение о передаче технической документации на спорный многоквартирный дом.

В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Указанная обязанность МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» в установленный законодательством срок исполнена не была.
В уведомлении № 845 от 17.08.2011г. МАУ «ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска» сообщается о расторжении договора управления МКД с МУ «ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска» с 31.08.2011г.
Договор управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а, заключенный с ООО «УК Доверие» и приложенный к уведомлению МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» о расторжении договора и передаче технической документации, в соответствии с п. 10.1. вступил в силу 10.10.2011г.
Вместе с тем, техническая документация на жилой дом по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, 31а, была передана МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» в адрес ООО «УК Доверие» лишь 30.09.2012г., что подтверждается актом приема-передачи технической документации от 30.09.2012г.

Кроме того, как следует из анализа норм действующего законодательства, уполномоченные представители собственников помещений многоквартирного дома или представителя вновь выбранной управляющей организации не обязаны представлять в прежнюю управляющую организацию какие-либо документы, наряду с уведомлением о расторжении договора. Соответственно, довод ответчика о том, что задержка в передаче технической документации связана с непредставлением в его адрес уведомления о проведении общего собрания собственников жилых помещений, листов голосования, является несостоятельным.

Таким образом, действия МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» по отказу от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации – ООО «УК Доверие» в установленные сроки противоречат положениям Жилищного кодекса РФ, обычаям делового оборота, требованиям разумности, добропорядочности и справедливости. Такие действия учреждения создают препятствие ООО «УК Доверие» в осуществлении управления домом № 31а по ул. Орджоникидзе в г. Ижевске и способны причинить убытки хозяйствующему субъекту.

С учетом того, что по состоянию на 09.07.2012г. МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» передало ООО «УК Доверие» техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанных с управлением домом документы,  Комиссия Удмуртского УФАС России считает нецелесообразным выдавать МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Руководствуясь  статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи  41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС России

р е ш и л а:

1. Признать действия Муниципального автономного учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» по отказу от передачи технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а, и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации – ООО «УК Доверие», что нарушает требования части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, требования добропорядочности, разумности и справедливости, способно причинить убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам,
недобросовестной конкуренцией, нарушающей часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать Муниципальное автономное учреждение «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Производство по делу в отношении Муниципального автономного учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

4. Не выдавать Муниципальному автономному учреждению «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

5. Передать материалы дела № СЮ04-02/2012-16 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении Муниципального автономного учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» и виновного должностного лица учреждения производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в трехмесячный срок с момента вынесения решения

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Удмуртского УФАС России  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии – <…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, члены Комиссии: <…> – ВрИО начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…> – ведущий специалист–эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…> - специалист–эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело № СЮ04-02/2012-16, возбужденное по заявлению граждан: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, а также по заявлению ООО «УК Доверие» в отношении Муниципального автономного учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» (далее – МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска») по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в присутствии:
заявителя – гражданки <…> (паспорт <…>),
заявителя – гражданина <…> (паспорт <…>)
представителя заявителя – ООО «УК Доверие» – <…>, действующего на основании доверенности от 30.12.2011г.,
представителя ответчика – МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» – <…>, действующей на основании доверенности № 07-Д от 10.01.2012г.,
в отсутствии:
заявителя – гражданки <…>, (письмо о направлении копии определения о назначении дела № СЮ04-02/2012-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению вернулось в Удмуртское УФАС России с отметкой почты «отсутствие адресата по указанному адресу»),
заявителя – гражданина <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление № 42600951108457 от 08.06.2012г.),
заявителя – гражданки <…>, уведомленной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление № 43600951108440 от 09.06.2012г.)
заявителя – гражданки <…> (письмо о направлении копии определения о назначении дела № СЮ04-02/2012-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению вернулось в Удмуртское УФАС России с отметкой почты «истек срок хранения»),
заявителя – гражданки <…> (письмо о направлении копии определения о назначении дела № СЮ04-02/2012-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению вернулось в Удмуртское УФАС России с отметкой почты «истек срок хранения»),
заявителя – гражданки <…> (почтовое уведомление о вручении № 4260095108563 от 08.06.2012г.),

у с т а н о в и л а:

05.05.2012г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Удмуртское УФАС России) поступило заявление граждан: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> (вх.№ 4066) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска», выразившемся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации. Из заявления следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а принято решение расторгнуть договор управления с прежней управляющей организацией и заключить договор с вновь выбранной управляющей организацией – ООО «УК «Доверие».
В адрес прежней управляющей организации – МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» было направлено соответствующее уведомление с приложением подтверждающих документов. МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» от передачи технической документации на дом по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а, новой управляющей организации – ООО «УК «Доверие» уклонилось, продолжало выставлять платежные документы и получать коммунальные платежи от жильцов дома 31а по ул. Орджоникидзе в г. Ижевске.
В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Удмуртским УФАС России был направлен запрос в адрес ООО «УК Доверие» о предоставлении в срок до 01.06.2012г. информации, необходимой для рассмотрения заявления по существу.

29.05.2012г. ООО «УК Доверие» представило в Удмуртское УФАС России заявление о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска», а 30.05.2012г. – письменные пояснения, из которых следует, что действия (бездействие) МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» по удержанию технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом (далее – МКД), выставлении платежных документов и сбору денежных средств, непринятию мер по внесению изменений в договоры энерго(ресурсо)снабжения с поставщиками коммунальных ресурсов, направлены на получение МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, являются незаконными и способны причинить убытки ООО «УК Доверие», а также копию постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7677/11 от 22.11.2011г., копию договора управления многоквартирным домом от 09.08.2011г. № 12-31аО с приложениями, копию постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7677/11 от 22.11.2011г. под грифом «Для служебного пользования».
Приказом Удмуртского УФАС России № 621 от 01.06.2012г. в отношении МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» было возбуждено дело № СЮ04-02/2012-16 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту отказа от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации – ООО «УК Доверие», а также во взимании с жильцов дома № 31а по ул. Орджоникидзе в г. Ижевске коммунальных платежей после расторжения договора управления многоквартирным домом.
Определением от 04.06.2012г. рассмотрение дела № СЮ04-02/2012-16 было назначено на 09 июля 2012 года, у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.
29.06.2012г. МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» представило в Удмуртское УФАС России  следующие документы и информацию: ходатайство о продлении срока предоставления документов, копию письма МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» от 30.09.2011 № 7376/07-07 и копию акта приема-передачи технической документации на многоквартирный дом; копии актов приемки выполненных работ (услуг) по обслуживанию, ремонту и санитарному содержанию многоквартирного дома за август-сентябрь 2011 года; копию письма МУП г. Ижевска «Ижводоканал» о фактически отпущенной холодной питьевой воды и сброшенных сточных вод за август-сентябрь 2011 года; копии расчетов ООО «Удмуртские коммунальные системы» потребленной тепловой энергии и ГВС за август и сентябрь 2011 года; копию контракта на оказание услуг по содержанию многоквартирных домов от 01.05.2011г. №33; копию договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 24.11.2006г. №1, заключенного между МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» и МУП г. Ижевска «Ижводоканал»; копию письма МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» в адрес МУП г. Ижевска «Ижводоканал»  от 03.10.2011г. №7419/06-07 об исключении из приложения к договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод дома № 31а по ул. Орджоникидзе в г. Ижевске; копию договора теплоснабжения № К256 от 01.12.2011г., заключенного между МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» и ООО «Удмуртские коммунальные системы»; копию письма МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» в адрес ООО «УКС» от 04.10.2011г. №7454/06-07; копию обращения ООО УК «Доверие» и председателя совета дома <...> от 17.08.2012г. № 815 «О выборе управляющей организации»; копию договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 24.11.2006г., заключенного между МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» и МУП г. Ижевска «Ижводоканал», с приложениями; сопроводительное письмо от 29.06.2011г. № 3686101-17/04.

26.06.2012г. ООО «УК Доверие» представило в Удмуртское УФАС России  следующие документы и информацию: копии счетов-фактур и ведомостей начисления за период с октября 2011 года по май 2012 года; копию договора водоснабжения № 634; копию письма от 13.09.2011г. № 998 в адрес МУП г. Ижевска «Ижводоканал»; копию договора энергоснабжения № Р4575; копию письма от 13.09.2011г. № 999 в адрес ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания»; копию договора теплоснабжения № 04-УД/К3005; копии счетов-фактур и расчетов потребления ресурсов за период с октября 2011 года по май 2012 года; копию письма от 13.09.2011г. № 997 в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы»; копии актов выполненных работ за период с октября 2011 года по май 2012 года; копию договора № 02-УД от 11.01.2011 г.; копию дополнительного соглашения № 5 от 29.09.2011 г.; копии счетов-фактур и актов выполненных ремонтных работ за период с ноября 2011 года по апрель 2012 года; сопроводительное письмо б/н от 26.07.2012г.; копию доверенности представителя.

На заседании Комиссии, состоявшемся 09 июля 2012 года, представитель ООО «УК Доверие» поддержал ранее представленные в Удмуртское УФАС России письменные пояснения в полном объеме, указав, что действия ответчика по отказу в передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов препятствовали осуществлению ООО «УК Доверие» деятельности по обслуживанию многоквартирного жилого дома.
Представитель МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» пояснил, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации. Уведомление о смене управляющей организации получено МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» 17.08.2011г. При этом, по мнению МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска», ООО «УК Доверие», представитель собственников – <...> не приложили к уведомлению все необходимые документы. В связи с этим, МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» запросило у ООО «УК Доверие» уведомление о проведении общего собрания собственников жилых помещений, листы голосования. После получения указанных документов техническая документация была передана.
Заявитель – гражданка <...> пояснила, что МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» ненадлежащим образом исполняло свои обязанности по договору управления многоквартирным домом, не устраняло последствия аварий.
Заявитель – гражданин <...> пояснил, что с января 2011 года по сентябрь 2011 года в адрес МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» с двухкомнатной квартиры на содержание и ремонт уплачивалось 639,80 руб.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

В силу п. 7) ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые  направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9) ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).
Статья 14 указанного Закона содержит запрет на недобросовестную конкуренцию.
ООО «УК Доверие» и МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» являются хозяйствующими субъектами – конкурентами, поскольку осуществляют деятельность на одном товарном рынке (рынке по управлению многоквартирными домами) в пределах одних географических границ (на территории г. Ижевска).
Порядок выбора способа управления, а также осуществления управления МКД управляющей организацией закрепляется Жилищным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно частям 3 и  9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно ч. 8 ст. 162 Жилищного кодекса РФ изменение и(или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Общими нормами ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (ч. 3 ст. 450 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1. и 8.2. ст. 162 Жилищного кодекса РФ, а также по изложенным выше правовым основаниям – в случаях, определенных соглашением сторон.

По итогам общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а, проведенного в форме очного голосования, оформленного протоколом № 1/31аО от 09.08.2011г., приняты следующие решения: о подтверждении факта неисполнения бывшей управляющей организацией (МУ «ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска») условий договора управления МКД, некачественного обслуживания и некачественного выполнения ремонтных работ общего имущества дома (п.3 повестки); отказаться от исполнения договора управления МКД с бывшей управляющей организацией в связи с неисполнением управляющей организацией условий договора (п.4 повестки); расторгнуть договор управления МКД с бывшей управляющей организацией (п.5 повестки); сменить управляющую организацию, выбрать в качестве управляющей организации ООО «УК Доверие» (п.6 повестки); утвердить договор управления МКД, заключить собственникам дома договор управления МКД с ООО «УК Доверие» (п.7 повестки); выбрать уполномоченного представителя собственников помещений дома и предоставить полномочия представлять интересы жителей дома № 31а по ул. Орджоникидзе по управлению домом во всех государственных органах и иных организациях любой формы собственности, для осуществления всех фактических и юридических действий, в том числе обращение с требованием о расторжении договора управления с прежней управляющей организацией, направление в ее адрес уведомления о расторжении (п.14 повестки).

Решение собственников в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано.

Уведомление № 845 от 17.08.2011г. о расторжении договора управления МКД с МУ «ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска» с 31.08.2011г. подписано и направлено ответчику уполномоченным представителем собственников МКД – гражданкой <...> и получено МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» 17.08.2011г. Кроме того, с аналогичными требованиями к ответчику в этом же уведомлении обратилась вновь избранная управляющая компания – ООО «УК Доверие». В данном уведомлении также указано предложение о передаче технической документации на спорный многоквартирный дом.

В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Указанная обязанность МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» в установленный законодательством срок исполнена не была.
В уведомлении № 845 от 17.08.2011г. МАУ «ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска» сообщается о расторжении договора управления МКД с МУ «ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска» с 31.08.2011г.
Договор управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а, заключенный с ООО «УК Доверие» и приложенный к уведомлению МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» о расторжении договора и передаче технической документации, в соответствии с п. 10.1. вступил в силу 10.10.2011г.
Вместе с тем, техническая документация на жилой дом по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, 31а, была передана МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» в адрес ООО «УК Доверие» лишь 30.09.2012г., что подтверждается актом приема-передачи технической документации от 30.09.2012г.

Кроме того, как следует из анализа норм действующего законодательства, уполномоченные представители собственников помещений многоквартирного дома или представителя вновь выбранной управляющей организации не обязаны представлять в прежнюю управляющую организацию какие-либо документы, наряду с уведомлением о расторжении договора. Соответственно, довод ответчика о том, что задержка в передаче технической документации связана с непредставлением в его адрес уведомления о проведении общего собрания собственников жилых помещений, листов голосования, является несостоятельным.

Таким образом, действия МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» по отказу от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации – ООО «УК Доверие» в установленные сроки противоречат положениям Жилищного кодекса РФ, обычаям делового оборота, требованиям разумности, добропорядочности и справедливости. Такие действия учреждения создают препятствие ООО «УК Доверие» в осуществлении управления домом № 31а по ул. Орджоникидзе в г. Ижевске и способны причинить убытки хозяйствующему субъекту.

С учетом того, что по состоянию на 09.07.2012г. МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» передало ООО «УК Доверие» техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанных с управлением домом документы,  Комиссия Удмуртского УФАС России считает нецелесообразным выдавать МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 48 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Руководствуясь  статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи  41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС России

р е ш и л а:

1. Признать действия Муниципального автономного учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» по отказу от передачи технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 31а, и иных связанных с управлением домом документов вновь выбранной управляющей организации – ООО «УК Доверие», что нарушает требования части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, требования добропорядочности, разумности и справедливости, способно причинить убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам,
недобросовестной конкуренцией, нарушающей часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать Муниципальное автономное учреждение «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Производство по делу в отношении Муниципального автономного учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» прекратить, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

4. Не выдавать Муниципальному автономному учреждению «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

5. Передать материалы дела № СЮ04-02/2012-16 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении Муниципального автономного учреждения «Городское жилищное управление – Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» и виновного должностного лица учреждения производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в трехмесячный срок с момента вынесения решения

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => СЮ04-02/2012-16 [format] => [safe_value] => СЮ04-02/2012-16 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 37 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 37 [vid] => 6 [name] => Жилищно-коммунальное хозяйство [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-23 12:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-23 12:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1343307323 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )