Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики об отказе Администрации МО «Город Глазов» в удовлетворении заявленных требований и признании незаконными решения и предписания Удмуртского УФАС России

Дата публикации: 30 июля 2009, 04:00

г. Ижевск
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2009г.
Полный текст решения изготовлен 20 июля 2009г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи <...>
при ведении протокола судебного заседания судьей <...>
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации г.Глазова к Управлению Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Удмуртской Республике г. Ижевск
при участии 3-его лица: Общества с ограниченной ответственностью «Ритуал» г. Ижевск
о признании незаконным и отмене решения и предписания.
В судебном заседании присутствовали представители
заявителя: <...> - юрисконсульт по доверенности от 18.09.2008г.;
ответчика: <...> - специалист по доверенности от 13.01.2009г., <...>- старший госинспектор по доверенности от 13.01.2009г.;
3-его лица: <...> - директор.

Администрация г.Глазова обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконным и отмене решения от 27.03.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40 и предписания от 27.03.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что на основании постановления Администрации г. Глазова от 07.10.2008г. № 17/50 функции специализированной службы по вопросам похоронного дела правомерно возложены на ООО «Ритуал», так как такие полномочия вправе осуществлять организации различных форм собственности. При этом заявитель сослался на п. 5.2 Рекомендаций содержания кладбищ в РФ МДК 11-01.2002, утв. Протоколом НТС Госстроя РФ от 25.12.2001г. за № 01-НС-22/1. Организация ритуальных услуг и услуг по содержанию мест захоронения, отнесенных законом к функциям местного самоуправления, обществом не осуществлялась, муниципальные кладбища в ведение общества не передавались. Обществом осуществлялись только услуги по погребению. Поэтому действия Администрации г.Глазова по возложению на общество функций по вопросам похоронного дела не нарушают требования ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

По мнению антимонопольного органа, в силу п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления через создаваемые этими органами специализированные службы. При этом ООО «Ритуал» неправомерно наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, т.к. является коммерческим предприятием. Также в соответствии с Порядком деятельности специализированной службы Администрации г.Глазова по вопросам похоронного дела обществом осуществляются функции органа местного самоуправления, а именно: выделяются земельные участки под захоронения, производится контроль за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, устанавливается режим работы кладбищ, регистрируются захоронения, благоустраиваются места захоронений. Поэтому неправомерны действия Администрации г.Глазова по наделению общества статусом специализированной службы и передаче ему полномочий органа местного самоуправления по организации похоронного дела.
В судебном заседании установлено следующее. Администрацией муниципального образования «Город Глазов» издано постановление от 07.10.2008г. № 17/50 «О создании специализированной службы Администрации г. Глазова по вопросам похоронного дела», на основании которого на Общество с ограниченной ответственностью «Ритуал» возложены обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в результате проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства сделан вывод о том, что действия Администрации г. Глазова по наделению ООО «Ритуал» статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает запрет, установленный ч.З ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ставит общество в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке услуг по погребению и тем самым имеет результатом ограничение конкуренции, поскольку иные хозяйствующие субъекты лишены гарантированного бюджетного финансирования, предусмотренного при предоставлении услуг по погребению на основании статьи 6 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», т.е. поставлены в невыгодное положение по отношению к хозяйствующему субъекту, необоснованно наделенному статусом специализированной службы. Поэтому действия Администрации г.Глазова по наделению общества функциями и правами органа местного самоуправления, а именно функциями и правами специализированной службы по вопросам похоронного дела, нарушают ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

По результатам проверки вынесено решение от 07.04.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40 о нарушении Администрации муниципального образования «Город Глазов» ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выдано предписание от 27.03.2009г. по делу №ТГ08-02/2009-40 о прекращении нарушения администрацией данного Закона о конкуренции, а именно: об отмене постановления от 07.10.2008г. № 17/50 в срок до 30.04.2009г.
Полагая, что вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по УР решение и предписание являются необоснованными и незаконными, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Оценив представленные доказательства по делу, суд считает, что требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Пунктом 3 статьи 15 Закона о конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами данных органов. В соответствии с п.п. 22, 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в частности относятся формирование и содержание муниципального архива, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления в том числе: создают муниципальные предприятия и учреждения; финансируют муниципальные учреждения; формируют и размещают муниципальные заказы; устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Право органом местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений закреплено также ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
На основании статьи 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что согласно оспариваемому постановлению от 07.10.2008г. № 17/50 обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела возложены Администрацией г.Глазова на Общество с ограниченной ответственностью «Ритуал».
Однако, из приведенных выше норм следует, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям. Системное толкование норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «О погребении и похоронном деле» свидетельствует, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления через специализированные службы, создаваемые этими органами только в форме муниципальных предприятий и учреждений. Поэтому присвоение Администрацией г.Глазова статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела ООО «Ритуал» является неправомерным.
Вывод о том, что присвоение статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю не является созданием органами местного самоуправления муниципального учреждения или предприятия следует также из постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 27.11.2008г. № Ф09-8936/08-С1.
Кроме того, неправомерным является и наделение общества функциями органа местного самоуправления. Так, Постановлением Главы Администрации г.Глазовы 07.10.2008г. за № 17/51 утвержден Порядок деятельности специализированной службы Администрации г. Глазова по вопросам похоронного дела. Согласно положениям пунктов 4,8,12 указанного Порядка следует, что к функциям специализированной службы относятся в том числе: своевременное информирование населения города о порядке и условиях оказания услуг по погребению; предоставление гарантированного перечня услуг по погребению; по согласованию с заказчиком установление времени захоронения, производится отвод земельного участка для захоронения, соблюдение норм выделения земельных участков под захоронения; своевременное осуществление подготовки могил, захоронение умерших, урн с прахом, подготовки и установки регистрационных знаков; регистрация захоронений в книге установленной формы; уход за могилами.

При проведении проверки установлено, что ООО «Ритуал» как специализированной службой в соответствии с вышеуказанным Порядком осуществляются функции по полному предоставлению объема ритуальных услуг (выделение земельных участков под захоронение, регистрация захоронения, подготовка могил), содержание мест захоронений, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установление режима работы кладбищ.
Однако, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления. Также статьей 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности. При этом возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта Законом не предусмотрена. Поэтому постановлением от 07.10.2007г. № 17/50 обществу предоставлены полномочия по организации похоронного дела, находящиеся в ведении Администрации г. Глазова.

Таким образом, вывод антимонопольного органа о наличии в действиях администрации признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в наделении общества функциями органа местного самоуправления в части выделения обществом земельных участков под захоронения, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установление режима работы кладбищ, регистрация захоронений, дачи разрешений на благоустройство мест захоронений создает преимущественные условия для деятельности общества как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг. Данный вывод также подтвержден позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 23.09.2008г. № 12027/07.

При изложенных обстоятельствах, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27.03.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40 и выданное в соответствии с указанным решением предписание о прекращении нарушения законодательства о защите конкуренции являются законными и обоснованными. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
С учетом вышеизложенных выводов судом не принимается довод заявителя о том, что создаваемые органами местного самоуправления специализированные службы по вопросам похоронного дела могут быть различных форм собственности. Судом также не принимается довод заявителя об отсутствии осуществления обществом функций при организации похоронного дела, отнесенных к полномочиям местного самоуправления, как противоречащий материалам дела.
В соответствии с принятым решением согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на антимонопольный орган. Последний в силу CT.CT.333.3S 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины освобожден.

Руководствуясь ст. 167-170, 201 АПК РФ, Арбитражный Суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявления Администрации гор. Глазова о признании незаконными решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27.03.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40 и выданного в соответствии с указанным решением предписания о прекращении нарушения законодательства о защите конкуренции отказать.

2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
stdClass Object ( [vid] => 11906 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики об отказе Администрации МО «Город Глазов» в удовлетворении заявленных требований и признании незаконными решения и предписания Удмуртского УФАС России [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11908 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320644270 [changed] => 1370517505 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517505 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
г. Ижевск
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2009г.
Полный текст решения изготовлен 20 июля 2009г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи <...>
при ведении протокола судебного заседания судьей <...>
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации г.Глазова к Управлению Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Удмуртской Республике г. Ижевск
при участии 3-его лица: Общества с ограниченной ответственностью «Ритуал» г. Ижевск
о признании незаконным и отмене решения и предписания.
В судебном заседании присутствовали представители
заявителя: <...> - юрисконсульт по доверенности от 18.09.2008г.;
ответчика: <...> - специалист по доверенности от 13.01.2009г., <...>- старший госинспектор по доверенности от 13.01.2009г.;
3-его лица: <...> - директор.

Администрация г.Глазова обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконным и отмене решения от 27.03.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40 и предписания от 27.03.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что на основании постановления Администрации г. Глазова от 07.10.2008г. № 17/50 функции специализированной службы по вопросам похоронного дела правомерно возложены на ООО «Ритуал», так как такие полномочия вправе осуществлять организации различных форм собственности. При этом заявитель сослался на п. 5.2 Рекомендаций содержания кладбищ в РФ МДК 11-01.2002, утв. Протоколом НТС Госстроя РФ от 25.12.2001г. за № 01-НС-22/1. Организация ритуальных услуг и услуг по содержанию мест захоронения, отнесенных законом к функциям местного самоуправления, обществом не осуществлялась, муниципальные кладбища в ведение общества не передавались. Обществом осуществлялись только услуги по погребению. Поэтому действия Администрации г.Глазова по возложению на общество функций по вопросам похоронного дела не нарушают требования ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

По мнению антимонопольного органа, в силу п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления через создаваемые этими органами специализированные службы. При этом ООО «Ритуал» неправомерно наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, т.к. является коммерческим предприятием. Также в соответствии с Порядком деятельности специализированной службы Администрации г.Глазова по вопросам похоронного дела обществом осуществляются функции органа местного самоуправления, а именно: выделяются земельные участки под захоронения, производится контроль за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, устанавливается режим работы кладбищ, регистрируются захоронения, благоустраиваются места захоронений. Поэтому неправомерны действия Администрации г.Глазова по наделению общества статусом специализированной службы и передаче ему полномочий органа местного самоуправления по организации похоронного дела.
В судебном заседании установлено следующее. Администрацией муниципального образования «Город Глазов» издано постановление от 07.10.2008г. № 17/50 «О создании специализированной службы Администрации г. Глазова по вопросам похоронного дела», на основании которого на Общество с ограниченной ответственностью «Ритуал» возложены обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в результате проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства сделан вывод о том, что действия Администрации г. Глазова по наделению ООО «Ритуал» статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает запрет, установленный ч.З ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ставит общество в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке услуг по погребению и тем самым имеет результатом ограничение конкуренции, поскольку иные хозяйствующие субъекты лишены гарантированного бюджетного финансирования, предусмотренного при предоставлении услуг по погребению на основании статьи 6 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», т.е. поставлены в невыгодное положение по отношению к хозяйствующему субъекту, необоснованно наделенному статусом специализированной службы. Поэтому действия Администрации г.Глазова по наделению общества функциями и правами органа местного самоуправления, а именно функциями и правами специализированной службы по вопросам похоронного дела, нарушают ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

По результатам проверки вынесено решение от 07.04.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40 о нарушении Администрации муниципального образования «Город Глазов» ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выдано предписание от 27.03.2009г. по делу №ТГ08-02/2009-40 о прекращении нарушения администрацией данного Закона о конкуренции, а именно: об отмене постановления от 07.10.2008г. № 17/50 в срок до 30.04.2009г.
Полагая, что вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по УР решение и предписание являются необоснованными и незаконными, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Оценив представленные доказательства по делу, суд считает, что требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Пунктом 3 статьи 15 Закона о конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами данных органов. В соответствии с п.п. 22, 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в частности относятся формирование и содержание муниципального архива, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления в том числе: создают муниципальные предприятия и учреждения; финансируют муниципальные учреждения; формируют и размещают муниципальные заказы; устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Право органом местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений закреплено также ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
На основании статьи 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что согласно оспариваемому постановлению от 07.10.2008г. № 17/50 обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела возложены Администрацией г.Глазова на Общество с ограниченной ответственностью «Ритуал».
Однако, из приведенных выше норм следует, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям. Системное толкование норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «О погребении и похоронном деле» свидетельствует, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления через специализированные службы, создаваемые этими органами только в форме муниципальных предприятий и учреждений. Поэтому присвоение Администрацией г.Глазова статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела ООО «Ритуал» является неправомерным.
Вывод о том, что присвоение статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю не является созданием органами местного самоуправления муниципального учреждения или предприятия следует также из постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 27.11.2008г. № Ф09-8936/08-С1.
Кроме того, неправомерным является и наделение общества функциями органа местного самоуправления. Так, Постановлением Главы Администрации г.Глазовы 07.10.2008г. за № 17/51 утвержден Порядок деятельности специализированной службы Администрации г. Глазова по вопросам похоронного дела. Согласно положениям пунктов 4,8,12 указанного Порядка следует, что к функциям специализированной службы относятся в том числе: своевременное информирование населения города о порядке и условиях оказания услуг по погребению; предоставление гарантированного перечня услуг по погребению; по согласованию с заказчиком установление времени захоронения, производится отвод земельного участка для захоронения, соблюдение норм выделения земельных участков под захоронения; своевременное осуществление подготовки могил, захоронение умерших, урн с прахом, подготовки и установки регистрационных знаков; регистрация захоронений в книге установленной формы; уход за могилами.

При проведении проверки установлено, что ООО «Ритуал» как специализированной службой в соответствии с вышеуказанным Порядком осуществляются функции по полному предоставлению объема ритуальных услуг (выделение земельных участков под захоронение, регистрация захоронения, подготовка могил), содержание мест захоронений, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установление режима работы кладбищ.
Однако, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления. Также статьей 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности. При этом возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта Законом не предусмотрена. Поэтому постановлением от 07.10.2007г. № 17/50 обществу предоставлены полномочия по организации похоронного дела, находящиеся в ведении Администрации г. Глазова.

Таким образом, вывод антимонопольного органа о наличии в действиях администрации признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в наделении общества функциями органа местного самоуправления в части выделения обществом земельных участков под захоронения, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установление режима работы кладбищ, регистрация захоронений, дачи разрешений на благоустройство мест захоронений создает преимущественные условия для деятельности общества как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг. Данный вывод также подтвержден позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 23.09.2008г. № 12027/07.

При изложенных обстоятельствах, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27.03.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40 и выданное в соответствии с указанным решением предписание о прекращении нарушения законодательства о защите конкуренции являются законными и обоснованными. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
С учетом вышеизложенных выводов судом не принимается довод заявителя о том, что создаваемые органами местного самоуправления специализированные службы по вопросам похоронного дела могут быть различных форм собственности. Судом также не принимается довод заявителя об отсутствии осуществления обществом функций при организации похоронного дела, отнесенных к полномочиям местного самоуправления, как противоречащий материалам дела.
В соответствии с принятым решением согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на антимонопольный орган. Последний в силу CT.CT.333.3S 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины освобожден.

Руководствуясь ст. 167-170, 201 АПК РФ, Арбитражный Суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявления Администрации гор. Глазова о признании незаконными решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27.03.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40 и выданного в соответствии с указанным решением предписания о прекращении нарушения законодательства о защите конкуренции отказать.

2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья [summary] => [format] => full_html [safe_value] =>


г. Ижевск

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2009г.
Полный текст решения изготовлен 20 июля 2009г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи
<...>

при ведении протокола судебного заседания судьей <...>

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Администрации г.Глазова
к Управлению Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Удмуртской Республике г. Ижевск

при участии 3-его лица: Общества с ограниченной ответственностью «Ритуал» г. Ижевск

о признании незаконным и отмене решения и предписания.

В судебном заседании присутствовали представители

заявителя: <...> - юрисконсульт по доверенности от 18.09.2008г.;

ответчика: <...> - специалист по доверенности от 13.01.2009г.,
<...>- старший госинспектор по доверенности от 13.01.2009г.;

3-его лица: <...> - директор.


Администрация г.Глазова обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконным и отмене решения от 27.03.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40 и предписания от 27.03.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике.


В обоснование заявленного требования заявитель указал, что на основании постановления Администрации г. Глазова от 07.10.2008г. № 17/50 функции специализированной службы по вопросам похоронного дела правомерно возложены на ООО «Ритуал», так как такие полномочия вправе осуществлять организации различных форм собственности. При этом заявитель сослался на п. 5.2 Рекомендаций содержания кладбищ в РФ МДК 11-01.2002, утв. Протоколом НТС Госстроя РФ от 25.12.2001г. за № 01-НС-22/1. Организация ритуальных услуг и услуг по содержанию мест захоронения, отнесенных законом к функциям местного самоуправления, обществом не осуществлялась, муниципальные кладбища в ведение общества не передавались. Обществом осуществлялись только услуги по погребению. Поэтому действия Администрации г.Глазова по возложению на общество функций по вопросам похоронного дела не нарушают требования ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».



По мнению антимонопольного органа, в силу п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления через создаваемые этими органами специализированные службы. При этом ООО «Ритуал» неправомерно наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, т.к. является коммерческим предприятием. Также в соответствии с Порядком деятельности специализированной службы Администрации г.Глазова по вопросам похоронного дела обществом осуществляются функции органа местного самоуправления, а именно: выделяются земельные участки под захоронения, производится контроль за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, устанавливается режим работы кладбищ, регистрируются захоронения, благоустраиваются места захоронений. Поэтому неправомерны действия Администрации г.Глазова по наделению общества статусом специализированной службы и передаче ему полномочий органа местного самоуправления по организации похоронного дела.


В судебном заседании установлено следующее.
Администрацией муниципального образования «Город Глазов» издано постановление от 07.10.2008г. № 17/50 «О создании специализированной службы Администрации г. Глазова по вопросам похоронного дела», на основании которого на Общество с ограниченной ответственностью «Ритуал» возложены обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в результате проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства сделан вывод о том, что действия Администрации г. Глазова по наделению ООО «Ритуал» статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает запрет, установленный ч.З ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ставит общество в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке услуг по погребению и тем самым имеет результатом ограничение конкуренции, поскольку иные хозяйствующие субъекты лишены гарантированного бюджетного финансирования, предусмотренного при предоставлении услуг по погребению на основании статьи 6 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», т.е. поставлены в невыгодное положение по отношению к хозяйствующему субъекту, необоснованно наделенному статусом специализированной службы. Поэтому действия Администрации г.Глазова по наделению общества функциями и правами органа местного самоуправления, а именно функциями и правами специализированной службы по вопросам похоронного дела, нарушают ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».



По результатам проверки вынесено решение от 07.04.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40 о нарушении Администрации муниципального образования «Город Глазов» ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выдано предписание от 27.03.2009г. по делу №ТГ08-02/2009-40 о прекращении нарушения администрацией данного Закона о конкуренции, а именно: об отмене постановления от 07.10.2008г. № 17/50 в срок до 30.04.2009г.

Полагая, что вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по УР решение и предписание являются необоснованными и незаконными, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики.



Оценив представленные доказательства по делу, суд считает, что требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Пунктом 3 статьи 15 Закона о конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами данных органов.
В соответствии с п.п. 22, 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в частности относятся формирование и содержание муниципального архива, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.



В силу п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления в том числе: создают муниципальные предприятия и учреждения; финансируют муниципальные учреждения; формируют и размещают муниципальные заказы; устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Право органом местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений закреплено также ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».



Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

На основании статьи 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.



Из материалов дела следует, что согласно оспариваемому постановлению от 07.10.2008г. № 17/50 обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела возложены Администрацией г.Глазова на Общество с ограниченной ответственностью «Ритуал».

Однако, из приведенных выше норм следует, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям. Системное толкование норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона «О погребении и похоронном деле» свидетельствует, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления через специализированные службы, создаваемые этими органами только в форме муниципальных предприятий и учреждений.
Поэтому присвоение Администрацией г.Глазова статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела ООО «Ритуал» является неправомерным.

Вывод о том, что присвоение статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю не является созданием органами местного самоуправления муниципального учреждения или предприятия следует также из постановления Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 27.11.2008г. № Ф09-8936/08-С1.

Кроме того, неправомерным является и наделение общества функциями органа местного самоуправления.
Так, Постановлением Главы Администрации г.Глазовы 07.10.2008г. за № 17/51 утвержден Порядок деятельности специализированной службы Администрации г. Глазова по вопросам похоронного дела. Согласно положениям пунктов 4,8,12 указанного Порядка следует, что к функциям специализированной службы относятся в том числе: своевременное информирование населения города о порядке и условиях оказания услуг по погребению; предоставление гарантированного перечня услуг по погребению; по согласованию с заказчиком установление времени захоронения, производится отвод земельного участка для захоронения, соблюдение норм выделения земельных участков под захоронения; своевременное осуществление подготовки могил, захоронение умерших, урн с прахом, подготовки и установки регистрационных знаков; регистрация захоронений в книге установленной формы; уход за могилами.



При проведении проверки установлено, что ООО «Ритуал» как специализированной службой в соответствии с вышеуказанным Порядком осуществляются функции по полному предоставлению объема ритуальных услуг (выделение земельных участков под захоронение, регистрация захоронения, подготовка могил), содержание мест захоронений, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установление режима работы кладбищ.

Однако, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления.
Также статьей 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности. При этом возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта Законом не предусмотрена.
Поэтому постановлением от 07.10.2007г. № 17/50 обществу предоставлены полномочия по организации похоронного дела, находящиеся в ведении Администрации г. Глазова.



Таким образом, вывод антимонопольного органа о наличии в действиях администрации признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о конкуренции, выразившегося в наделении общества функциями органа местного самоуправления в части выделения обществом земельных участков под захоронения, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установление режима работы кладбищ, регистрация захоронений, дачи разрешений на благоустройство мест захоронений создает преимущественные условия для деятельности общества как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.
Данный вывод также подтвержден позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 23.09.2008г. № 12027/07.



При изложенных обстоятельствах, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27.03.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40 и выданное в соответствии с указанным решением предписание о прекращении нарушения законодательства о защите конкуренции являются законными и обоснованными. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.

С учетом вышеизложенных выводов судом не принимается довод заявителя о том, что создаваемые органами местного самоуправления специализированные службы по вопросам похоронного дела могут быть различных форм собственности.
Судом также не принимается довод заявителя об отсутствии осуществления обществом функций при организации похоронного дела, отнесенных к полномочиям местного самоуправления, как противоречащий материалам дела.

В соответствии с принятым решением согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на антимонопольный орган. Последний в силу CT.CT.333.3S 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины освобожден.



Руководствуясь ст. 167-170, 201 АПК РФ, Арбитражный Суд Удмуртской Республики


РЕШИЛ:


1.В удовлетворении заявления Администрации гор. Глазова о признании незаконными решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27.03.2009г. по делу № ТГ08-02/2009-40 и выданного в соответствии с указанным решением предписания о прекращении нарушения законодательства о защите конкуренции отказать.


2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.


Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.



Судья

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 15 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-30 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-07-30 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320644270 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )