Постановление о наложении на индивидуального предпринимателя штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-109А

Дата публикации: 18 января 2010, 13:30


18 января 2010 года
г.Ижевск

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-109А, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <...> (426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Мельничная, 58; ИНН 183502033680).
Потерпевшими по делу являются – ЗАО ТФ «Индустриальная» (426000, Удмуртская республика, г Ижевск, ул. Салютовская, 53), Ассоциация предприятий «Леон» (4260000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. К.Маркса, 244), ИП <...> (426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Смирнова, 32) как лица, которые обратились с заявлением по факту резкого увеличения с 01.01.2009г. стоимости тарифа для организаций на услугу вывоза ТБО.

Дело рассмотрено:
в отсутствии индивидуального предпринимателя <...> уведомленного надлежащим образом, что подтверждает почтовое уведомление № 42605121134687;
в отсутствии потерпевших по делу: ЗАО ТФ «Индустриальная», Ассоциация предприятий «Леон», ИП <...>, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела. От ЗАО ТФ «Индустриальная» поступило ходатайство о рассмотрении дела №СЮ 06-07/2009-109А без их присутствия;
место рассмотрения дела: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М. Горького, 73 (ранее - Советская, 1), каб. 195, 18 января 2010г. 13-30ч.

УСТАНОВИЛ:

13.11.2009г. решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу №ММ 06-06/2009-44 ИП <...> признан нарушившим пункт 6 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в ведении согласованных действий по экономическому, технологическому и иным образом не обоснованному установлению различных цен на одну и ту же услугу.
25.12.2009г. в отношении ИП <...> был составлен протокол об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-109А в присутствии законного представителя. Копия протокола вручена представителю, о чем свидетельствует подпись в протоколе.
25.12.2009г. протокол передан на рассмотрение. Определением о назначении времени и места рассмотрения дела дело назначено к рассмотрению на 18.01.2010г.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
С целью выявления перечня хозяйствующих субъектов и определения долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг сбора и вывоза отходов производства и потребления Удмуртское УФАС России провело исследование товарного рынка услуг по сбору и вывозу отходов производства и потребления (за исключением 1 и 2 классов опасности).
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, определялся на основании сведений представленных самими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и вывозу отходов, потребителями данных услуг, а также с учетом иных сведений. Состав хозяйствующих субъектов на 01.01.2009г., оказывающих услуги по сбору и вывозу отходов производства и потребления в г. Ижевске образуют: ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Уралсервис», ООО «Аргон-сервис», ООО Торговый дом «Уралоптторг», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой», ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО «Чистый Двор Сервис», ООО «Эко-Мед», ООО «Многопрофильное предприятие «Комфорт», ООО «Стройснаб», ООО «Ареал», ООО «Соболь», ООО «Спецтранс», ЗАО «Ижевский авторемонтный завод», ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> ИП <...>. Доля хозяйствующих субъектов, в отношении которых возбуждено дело №ММ 06-06/2009-44, а именно ООО «Чистый двор сервис» (5,9%), ООО «Аргон-Сервис» (3,9%), ИП <...> (9,7%), ООО «Ремонтная жилищная компания» (3,2%), ООО Торговый дом «Уралоптторг» (4,0%), ОАО «Спецавтохозяйство» (52,13%), ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» (6,5%), ООО «Спецтранс» (2,5%), ООО «Соболь» (1,6%), что в совокупности составляет 89,43 %, что создает возможность воздействовать в одностороннем порядке на общие условия обращения услуг по сбору и вывозу отходов. Указанные выше хозяйствующие субъекты не составляют одну группу лиц и имеют существенные доли на данном рынке. Данные сведения подтверждаются аналитическим отчетом по результатам анализа рынка, сведениями, представленными хозяйствующими субъектами, участниками рынка.

Согласно статье 8 ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

В результате жизнедеятельности человека, производственной деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей образуются отходы, которые подлежат сбору и вывозу на места их размещения (полигоны).
В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 №607
- под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации;
- под отходами производства понимают остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
Согласно примечанию ГОСТ 30772-2001 в последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (их иногда называют твердыми бытовыми отходами - ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Таким образом, ГОСТ 30772-2001 предполагает разделение отходов на 2 вида: отходы производства и отходы потребления.

Как следует из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2008 №12-29/8900, твердые отходы разделяются на две неодинаковые группы: на отходы производства и отходы потребления. Под отходами производства подразумевают то, что образовалось в результате функционирования промышленных областей – добычи и обогащения полезных ископаемых, энергетики, металлургии, химии и коксохимии, машиностроения и металлообработки, деревообработки и целлюлозно-бумажного производства, легкой промышленности, строительной индустрии и т.п. Отходы потребления, по другой классификации называются твердыми бытовыми отходами (ТБО). Последние образуются, как непосредственно в домашних хозяйствах, так и в коммунальной сфере в целом. Основные компоненты отходов потребления – использованная упаковка, пищевые остатки, отработанные товары и материалы (в том числе опасные – аккумуляторы, батарейки, ртутные и обычные лампы накаливания, бытовая химия), изношенные автомобильные шины, уличный мусор, срезанные ветви, листья и т.п.
Также в письме Минприроды России указывается, что в федеральном классификационном каталоге отходов в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике. Как следует из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.01.2009 №1144-АД/14, к твердым бытовым отходам относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств, опавшие листья, крупногабаритные отходы.

Потребителями услуг по сбору и вывозу отходов потребления являются как физические лица, приобретающие услуги для собственных нужд, так и юридические лица, индивидуальные предприниматели, приобретающие услуги для производственных нужд и иные организации и учреждения. В соответствии со статьей 16 закона об отходах производства и потребления транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
• наличие паспорта опасных отходов;
• наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
• соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
• наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2008 № 786 (в ред. Приказа МПР от 30.07.2003 № 663) каждому классу отходов присваивается индивидуальный код.
Каждому виду отходов присваивается класс опасности согласно критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее ОПС), утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
Отходам с очень высокой и высокой степенью вредного воздействия опасных отходов на ОПС присваивается 1 – 2 класс опасности.
К отходам 3-5 классов опасности относят отходы из жилищ несортированные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли, лампы электрические, провода эмалированные, потерявшие потребительские свойства и др. отходы с периодом самовосстановления от 3 до 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия. Такие отходы образуются как в результате жизнедеятельности населения, так и в процессе коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.

В ходе рассмотрения заявлений, установлено, что технология сбора и вывоза отходов производства и потребления 3-5 классов опасности является единой. Данный факт подтверждает управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике и хозяйствующие субъекты, участвующие в деле. Также из пояснений хозяйствующих субъектов установлено, что сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществляется по средствам специализированного транспортного средства (мусоровоза) с боковой загрузкой из специальных, предназначенных для сбора отходов контейнеров со специально оборудованных для контейнеров площадок, различия между технологией транспортировки отходов образующихся от населения и от деятельности иных лиц отсутствуют. Поскольку технология сбора и вывоза едина, то затраты на оказание таких услуг являются едиными и не могут быть различны.
На данные услуги заключается договор единой формы «Договор на оказание услуг по сбору и вывозу отходов производства и потребления».
Хозяйствующие субъекты также пояснили, что увеличение тарифа «для прочих организаций» связано с прямым увеличением доли выручки, за счет которой полученные денежные средства они распределяют по текущим затратам. Таким образом, организации-перевозчики отходов решили проблему пополнения собственных оборотных средств не путем снижения затрат своих услуг, а путем повышения стоимости тарифов.
Несмотря на единую технологию и отсутствие экономического обоснования такими хозяйствующими субъектами, как ООО «Чистый двор сервис», ООО «Аргон-Сервис», ИП <...>, ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО Торговый дом Уралоптторг», ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» установлены различные тарифы услуги сбора, вывоза отходов производства и потребления (за исключением 1 и 2 классов опасности) в зависимости от потребителя данных услуг.

Учитывая, что отходы потребления образуются как от населения, так и от организаций, технология сбора и вывоза отходов потребления является одинаковой, то установление различных тарифов на услуги сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для населения (с жилого фонда) и от организаций является экономически, технологически и иным образом необоснованным.
Таким образом, проанализировав вышеизложенное можно сделать следующий вывод:
• все хозяйствующие субъекты, занимающиеся сбором и вывозом отходов производства и потребления и заключающие с потребителями данных услуг договоры на сбор и вывоз данных отходов, устанавливают два различных тарифа: тариф для населения и тариф для прочих организаций;
• все хозяйствующие субъекты, занимающиеся сбором и вывозом отходов производства и потребления, имеют разные уровни затрат. Факторов, увеличивающие затраты, которые в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов, отсутствует;
• результат установления различных цен при одинаковой технологической обработке отходов соответствует экономическим интересам каждого из них, т.к. каждый из них извлекает большую выгоду;
• указанные хозяйствующие субъекты занимают существенную долю на рынке услуг сбора и вывоза отходов производства и потребления, обладают значительной рыночной властью и имеют возможность воздействовать друг на друга и на общие условия обращения услуги на рынке;
• отходы от организаций, находящиеся на территории жилых домов, собираются с тех же контейнеров, что и отходы с жилого фонда;
• технология сбора и вывоза отходов от прочих организаций и отходов от населения едина и затраты на оказание таких услуг являются едиными;
• установление различных тарифов на услуги для населения и для организаций известно каждому хозяйствующему субъекту. Разные тарифы установлены путем повторений поведения друг друга.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, действия ООО «Чистый Двор Сервис», ООО «Аргон-Сервис», ИП <...>, ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО Торговый Дом «Уралоптторг», ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» нарушают пункт 6 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, который запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

При рассмотрении материалов дела установлено событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Событием административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, являются установленный в ходе рассмотрения дела №ММ 06-06/2009-44 факт ведения ИП <...> согласованных действий с ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Чистый Двор Сервис», ООО ТД «Уралоптторг», ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО «Аргон-Сервис», ООО «РСП «ИжРемСтрой», выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации) с 01.01.2009г.
Способ совершения – противоправные действия, выразившиеся в ведении согласованных действий путем экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации).
Объект правонарушения – отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающим согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.
Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения:
Место совершения правонарушения – нарушение совершено по месту нахождения и месту осуществления деятельности ИП <...> Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Мельничная, 58.
Время совершения правонарушения – по материалам дела установлен факт ведения согласованных действий выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации) с 01.01.2009г. правонарушение является длящимся, продолжается по настоящее время. Факт нарушения установлен 13 ноября 2009г. при рассмотрении дела №ММ 06-06/2009-44.
Субъект правонарушения - ИП <...> (426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Мельничная, 58; ИНН 183502033680).
Субъективная сторона – характеризуется виной в форме умысла, ИП <...> имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. ИП <...> не предпринял мер по исполнению предписания. Таким образом, ИП <...> сознавал противоправный характер своего действия, предвидел его вредные последствия и безразлично относился к последствиям нарушения.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учтено, что нарушение допущено впервые. При рассмотрении дела оснований для освобождения ИП <...> от административной ответственности не установлено. Ведение согласованных действий на товарном рынке создает существенную угрозу охраняемым государством Российской Федерации общественным отношениям по защите конкуренции, что в итоге посягает на интересы потребителей услуг. В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Ведение согласованных действий в силу ФЗ «О защите конкуренции» относится к фатам недобросовестной конкуренции, запрещенной Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, антимонопольным законодательством.
Таким образом, факт ведения согласованных действий не может рассматриваться в качестве малозначительности правонарушения.

ИП <...> в соответствии с примечанием к статье 14.32 КоАП РФ добровольно не обращался в антимонопольный орган с заявлением о ведении согласованных действий ограничивающих конкуренцию.
В соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на начало совершения нарушения), заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации (в редакции от 21.12.2009г. внесенными Федеральным законом от 23.11.2009г. №261-ФЗ) об административных правонарушениях, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, статья 14.32 КоАП РФ, действующая на момент вынесения постановления, отягчает административную ответственность.

На основании части 2 статьи 1.7 КоАП РФ ИП <...> подлежит административной ответственности на основании статьи 14.32 КоАП РФ, в редакции действующей на начало совершения нарушения, с санкцией административного штрафа в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Учитывая характер совершенного нарушения (что выразилось в введении согласованных действий по экономическому, технологическому и иным образом не обоснованному установлению различных цен на одну и ту же услугу), принимая во внимание установленные обстоятельства дела, считаю необходимым наложить штраф в минимальном размере 17 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, частью первой статьи 14.32, статьей 23.48, статьей 29.9, статьей 29.10, статьей 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать индивидуального предпринимателя <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на индивидуального предпринимателя <...> (месторасположение 426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Мельничная, 58; ИНН 183502033680), административный штраф в размере 17 000 (Семнадцать тысяч рублей) 00 копеек за нарушение статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Подпись должностного лица Удмуртского УФАС России

stdClass Object ( [vid] => 10129 [uid] => 1 [title] => Постановление о наложении на индивидуального предпринимателя штрафа по делу об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-109А [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10131 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320644270 [changed] => 1370517505 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517505 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


18 января 2010 года
г.Ижевск

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-109А, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <...> (426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Мельничная, 58; ИНН 183502033680).
Потерпевшими по делу являются – ЗАО ТФ «Индустриальная» (426000, Удмуртская республика, г Ижевск, ул. Салютовская, 53), Ассоциация предприятий «Леон» (4260000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. К.Маркса, 244), ИП <...> (426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Смирнова, 32) как лица, которые обратились с заявлением по факту резкого увеличения с 01.01.2009г. стоимости тарифа для организаций на услугу вывоза ТБО.

Дело рассмотрено:
в отсутствии индивидуального предпринимателя <...> уведомленного надлежащим образом, что подтверждает почтовое уведомление № 42605121134687;
в отсутствии потерпевших по делу: ЗАО ТФ «Индустриальная», Ассоциация предприятий «Леон», ИП <...>, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела. От ЗАО ТФ «Индустриальная» поступило ходатайство о рассмотрении дела №СЮ 06-07/2009-109А без их присутствия;
место рассмотрения дела: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М. Горького, 73 (ранее - Советская, 1), каб. 195, 18 января 2010г. 13-30ч.

УСТАНОВИЛ:

13.11.2009г. решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу №ММ 06-06/2009-44 ИП <...> признан нарушившим пункт 6 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в ведении согласованных действий по экономическому, технологическому и иным образом не обоснованному установлению различных цен на одну и ту же услугу.
25.12.2009г. в отношении ИП <...> был составлен протокол об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-109А в присутствии законного представителя. Копия протокола вручена представителю, о чем свидетельствует подпись в протоколе.
25.12.2009г. протокол передан на рассмотрение. Определением о назначении времени и места рассмотрения дела дело назначено к рассмотрению на 18.01.2010г.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
С целью выявления перечня хозяйствующих субъектов и определения долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг сбора и вывоза отходов производства и потребления Удмуртское УФАС России провело исследование товарного рынка услуг по сбору и вывозу отходов производства и потребления (за исключением 1 и 2 классов опасности).
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, определялся на основании сведений представленных самими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и вывозу отходов, потребителями данных услуг, а также с учетом иных сведений. Состав хозяйствующих субъектов на 01.01.2009г., оказывающих услуги по сбору и вывозу отходов производства и потребления в г. Ижевске образуют: ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Уралсервис», ООО «Аргон-сервис», ООО Торговый дом «Уралоптторг», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой», ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО «Чистый Двор Сервис», ООО «Эко-Мед», ООО «Многопрофильное предприятие «Комфорт», ООО «Стройснаб», ООО «Ареал», ООО «Соболь», ООО «Спецтранс», ЗАО «Ижевский авторемонтный завод», ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> ИП <...>. Доля хозяйствующих субъектов, в отношении которых возбуждено дело №ММ 06-06/2009-44, а именно ООО «Чистый двор сервис» (5,9%), ООО «Аргон-Сервис» (3,9%), ИП <...> (9,7%), ООО «Ремонтная жилищная компания» (3,2%), ООО Торговый дом «Уралоптторг» (4,0%), ОАО «Спецавтохозяйство» (52,13%), ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» (6,5%), ООО «Спецтранс» (2,5%), ООО «Соболь» (1,6%), что в совокупности составляет 89,43 %, что создает возможность воздействовать в одностороннем порядке на общие условия обращения услуг по сбору и вывозу отходов. Указанные выше хозяйствующие субъекты не составляют одну группу лиц и имеют существенные доли на данном рынке. Данные сведения подтверждаются аналитическим отчетом по результатам анализа рынка, сведениями, представленными хозяйствующими субъектами, участниками рынка.

Согласно статье 8 ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

В результате жизнедеятельности человека, производственной деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей образуются отходы, которые подлежат сбору и вывозу на места их размещения (полигоны).
В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 №607
- под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации;
- под отходами производства понимают остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
Согласно примечанию ГОСТ 30772-2001 в последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (их иногда называют твердыми бытовыми отходами - ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Таким образом, ГОСТ 30772-2001 предполагает разделение отходов на 2 вида: отходы производства и отходы потребления.

Как следует из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2008 №12-29/8900, твердые отходы разделяются на две неодинаковые группы: на отходы производства и отходы потребления. Под отходами производства подразумевают то, что образовалось в результате функционирования промышленных областей – добычи и обогащения полезных ископаемых, энергетики, металлургии, химии и коксохимии, машиностроения и металлообработки, деревообработки и целлюлозно-бумажного производства, легкой промышленности, строительной индустрии и т.п. Отходы потребления, по другой классификации называются твердыми бытовыми отходами (ТБО). Последние образуются, как непосредственно в домашних хозяйствах, так и в коммунальной сфере в целом. Основные компоненты отходов потребления – использованная упаковка, пищевые остатки, отработанные товары и материалы (в том числе опасные – аккумуляторы, батарейки, ртутные и обычные лампы накаливания, бытовая химия), изношенные автомобильные шины, уличный мусор, срезанные ветви, листья и т.п.
Также в письме Минприроды России указывается, что в федеральном классификационном каталоге отходов в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике. Как следует из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.01.2009 №1144-АД/14, к твердым бытовым отходам относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств, опавшие листья, крупногабаритные отходы.

Потребителями услуг по сбору и вывозу отходов потребления являются как физические лица, приобретающие услуги для собственных нужд, так и юридические лица, индивидуальные предприниматели, приобретающие услуги для производственных нужд и иные организации и учреждения. В соответствии со статьей 16 закона об отходах производства и потребления транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
• наличие паспорта опасных отходов;
• наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
• соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
• наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2008 № 786 (в ред. Приказа МПР от 30.07.2003 № 663) каждому классу отходов присваивается индивидуальный код.
Каждому виду отходов присваивается класс опасности согласно критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее ОПС), утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
Отходам с очень высокой и высокой степенью вредного воздействия опасных отходов на ОПС присваивается 1 – 2 класс опасности.
К отходам 3-5 классов опасности относят отходы из жилищ несортированные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли, лампы электрические, провода эмалированные, потерявшие потребительские свойства и др. отходы с периодом самовосстановления от 3 до 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия. Такие отходы образуются как в результате жизнедеятельности населения, так и в процессе коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.

В ходе рассмотрения заявлений, установлено, что технология сбора и вывоза отходов производства и потребления 3-5 классов опасности является единой. Данный факт подтверждает управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике и хозяйствующие субъекты, участвующие в деле. Также из пояснений хозяйствующих субъектов установлено, что сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществляется по средствам специализированного транспортного средства (мусоровоза) с боковой загрузкой из специальных, предназначенных для сбора отходов контейнеров со специально оборудованных для контейнеров площадок, различия между технологией транспортировки отходов образующихся от населения и от деятельности иных лиц отсутствуют. Поскольку технология сбора и вывоза едина, то затраты на оказание таких услуг являются едиными и не могут быть различны.
На данные услуги заключается договор единой формы «Договор на оказание услуг по сбору и вывозу отходов производства и потребления».
Хозяйствующие субъекты также пояснили, что увеличение тарифа «для прочих организаций» связано с прямым увеличением доли выручки, за счет которой полученные денежные средства они распределяют по текущим затратам. Таким образом, организации-перевозчики отходов решили проблему пополнения собственных оборотных средств не путем снижения затрат своих услуг, а путем повышения стоимости тарифов.
Несмотря на единую технологию и отсутствие экономического обоснования такими хозяйствующими субъектами, как ООО «Чистый двор сервис», ООО «Аргон-Сервис», ИП <...>, ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО Торговый дом Уралоптторг», ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» установлены различные тарифы услуги сбора, вывоза отходов производства и потребления (за исключением 1 и 2 классов опасности) в зависимости от потребителя данных услуг.

Учитывая, что отходы потребления образуются как от населения, так и от организаций, технология сбора и вывоза отходов потребления является одинаковой, то установление различных тарифов на услуги сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для населения (с жилого фонда) и от организаций является экономически, технологически и иным образом необоснованным.
Таким образом, проанализировав вышеизложенное можно сделать следующий вывод:
• все хозяйствующие субъекты, занимающиеся сбором и вывозом отходов производства и потребления и заключающие с потребителями данных услуг договоры на сбор и вывоз данных отходов, устанавливают два различных тарифа: тариф для населения и тариф для прочих организаций;
• все хозяйствующие субъекты, занимающиеся сбором и вывозом отходов производства и потребления, имеют разные уровни затрат. Факторов, увеличивающие затраты, которые в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов, отсутствует;
• результат установления различных цен при одинаковой технологической обработке отходов соответствует экономическим интересам каждого из них, т.к. каждый из них извлекает большую выгоду;
• указанные хозяйствующие субъекты занимают существенную долю на рынке услуг сбора и вывоза отходов производства и потребления, обладают значительной рыночной властью и имеют возможность воздействовать друг на друга и на общие условия обращения услуги на рынке;
• отходы от организаций, находящиеся на территории жилых домов, собираются с тех же контейнеров, что и отходы с жилого фонда;
• технология сбора и вывоза отходов от прочих организаций и отходов от населения едина и затраты на оказание таких услуг являются едиными;
• установление различных тарифов на услуги для населения и для организаций известно каждому хозяйствующему субъекту. Разные тарифы установлены путем повторений поведения друг друга.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, действия ООО «Чистый Двор Сервис», ООО «Аргон-Сервис», ИП <...>, ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО Торговый Дом «Уралоптторг», ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» нарушают пункт 6 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, который запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

При рассмотрении материалов дела установлено событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Событием административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, являются установленный в ходе рассмотрения дела №ММ 06-06/2009-44 факт ведения ИП <...> согласованных действий с ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Чистый Двор Сервис», ООО ТД «Уралоптторг», ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО «Аргон-Сервис», ООО «РСП «ИжРемСтрой», выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации) с 01.01.2009г.
Способ совершения – противоправные действия, выразившиеся в ведении согласованных действий путем экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации).
Объект правонарушения – отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающим согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.
Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения:
Место совершения правонарушения – нарушение совершено по месту нахождения и месту осуществления деятельности ИП <...> Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Мельничная, 58.
Время совершения правонарушения – по материалам дела установлен факт ведения согласованных действий выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации) с 01.01.2009г. правонарушение является длящимся, продолжается по настоящее время. Факт нарушения установлен 13 ноября 2009г. при рассмотрении дела №ММ 06-06/2009-44.
Субъект правонарушения - ИП <...> (426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Мельничная, 58; ИНН 183502033680).
Субъективная сторона – характеризуется виной в форме умысла, ИП <...> имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. ИП <...> не предпринял мер по исполнению предписания. Таким образом, ИП <...> сознавал противоправный характер своего действия, предвидел его вредные последствия и безразлично относился к последствиям нарушения.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учтено, что нарушение допущено впервые. При рассмотрении дела оснований для освобождения ИП <...> от административной ответственности не установлено. Ведение согласованных действий на товарном рынке создает существенную угрозу охраняемым государством Российской Федерации общественным отношениям по защите конкуренции, что в итоге посягает на интересы потребителей услуг. В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Ведение согласованных действий в силу ФЗ «О защите конкуренции» относится к фатам недобросовестной конкуренции, запрещенной Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, антимонопольным законодательством.
Таким образом, факт ведения согласованных действий не может рассматриваться в качестве малозначительности правонарушения.

ИП <...> в соответствии с примечанием к статье 14.32 КоАП РФ добровольно не обращался в антимонопольный орган с заявлением о ведении согласованных действий ограничивающих конкуренцию.
В соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на начало совершения нарушения), заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации (в редакции от 21.12.2009г. внесенными Федеральным законом от 23.11.2009г. №261-ФЗ) об административных правонарушениях, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, статья 14.32 КоАП РФ, действующая на момент вынесения постановления, отягчает административную ответственность.

На основании части 2 статьи 1.7 КоАП РФ ИП <...> подлежит административной ответственности на основании статьи 14.32 КоАП РФ, в редакции действующей на начало совершения нарушения, с санкцией административного штрафа в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Учитывая характер совершенного нарушения (что выразилось в введении согласованных действий по экономическому, технологическому и иным образом не обоснованному установлению различных цен на одну и ту же услугу), принимая во внимание установленные обстоятельства дела, считаю необходимым наложить штраф в минимальном размере 17 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, частью первой статьи 14.32, статьей 23.48, статьей 29.9, статьей 29.10, статьей 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать индивидуального предпринимателя <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на индивидуального предпринимателя <...> (месторасположение 426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Мельничная, 58; ИНН 183502033680), административный штраф в размере 17 000 (Семнадцать тысяч рублей) 00 копеек за нарушение статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Подпись должностного лица Удмуртского УФАС России

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>


18 января 2010 года
г.Ижевск



Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-109А, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <...> (426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Мельничная, 58; ИНН 183502033680).

Потерпевшими по делу являются – ЗАО ТФ «Индустриальная» (426000, Удмуртская республика, г Ижевск, ул. Салютовская, 53), Ассоциация предприятий «Леон» (4260000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. К.Маркса, 244), ИП <...> (426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Смирнова, 32) как лица, которые обратились с заявлением по факту резкого увеличения с 01.01.2009г. стоимости тарифа для организаций на услугу вывоза ТБО.


Дело рассмотрено:

в отсутствии индивидуального предпринимателя <...> уведомленного надлежащим образом, что подтверждает почтовое уведомление № 42605121134687;

в отсутствии потерпевших по делу: ЗАО ТФ «Индустриальная», Ассоциация предприятий «Леон», ИП <...>, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела. От ЗАО ТФ «Индустриальная» поступило ходатайство о рассмотрении дела №СЮ 06-07/2009-109А без их присутствия;

место рассмотрения дела: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М. Горького, 73 (ранее - Советская, 1), каб. 195, 18 января 2010г. 13-30ч.



УСТАНОВИЛ:



13.11.2009г. решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу №ММ 06-06/2009-44 ИП <...> признан нарушившим пункт 6 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в ведении согласованных действий по экономическому, технологическому и иным образом не обоснованному установлению различных цен на одну и ту же услугу.

25.12.2009г. в отношении ИП <...> был составлен протокол об административном правонарушении №СЮ 06-07/2009-109А в присутствии законного представителя. Копия протокола вручена представителю, о чем свидетельствует подпись в протоколе.

25.12.2009г. протокол передан на рассмотрение. Определением о назначении времени и места рассмотрения дела дело назначено к рассмотрению на 18.01.2010г.



В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

С целью выявления перечня хозяйствующих субъектов и определения долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг сбора и вывоза отходов производства и потребления Удмуртское УФАС России провело исследование товарного рынка услуг по сбору и вывозу отходов производства и потребления (за исключением 1 и 2 классов опасности).

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, определялся на основании сведений представленных самими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и вывозу отходов, потребителями данных услуг, а также с учетом иных сведений. Состав хозяйствующих субъектов на 01.01.2009г., оказывающих услуги по сбору и вывозу отходов производства и потребления в г. Ижевске образуют: ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Уралсервис», ООО «Аргон-сервис», ООО Торговый дом «Уралоптторг», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой», ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО «Чистый Двор Сервис», ООО «Эко-Мед», ООО «Многопрофильное предприятие «Комфорт», ООО «Стройснаб», ООО «Ареал», ООО «Соболь», ООО «Спецтранс», ЗАО «Ижевский авторемонтный завод», ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> ИП <...>.
Доля хозяйствующих субъектов, в отношении которых возбуждено дело №ММ 06-06/2009-44, а именно ООО «Чистый двор сервис» (5,9%), ООО «Аргон-Сервис» (3,9%), ИП <...> (9,7%), ООО «Ремонтная жилищная компания» (3,2%), ООО Торговый дом «Уралоптторг» (4,0%), ОАО «Спецавтохозяйство» (52,13%), ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» (6,5%), ООО «Спецтранс» (2,5%), ООО «Соболь» (1,6%), что в совокупности составляет 89,43 %, что создает возможность воздействовать в одностороннем порядке на общие условия обращения услуг по сбору и вывозу отходов. Указанные выше хозяйствующие субъекты не составляют одну группу лиц и имеют существенные доли на данном рынке. Данные сведения подтверждаются аналитическим отчетом по результатам анализа рынка, сведениями, представленными хозяйствующими субъектами, участниками рынка.



Согласно статье 8 ФЗ «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям.



В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.



В результате жизнедеятельности человека, производственной деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей образуются отходы, которые подлежат сбору и вывозу на места их размещения (полигоны).

В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 №607

- под отходами потребления принято понимать остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации;

- под отходами производства понимают остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Согласно примечанию ГОСТ 30772-2001 в последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (их иногда называют твердыми бытовыми отходами - ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.
Таким образом, ГОСТ 30772-2001 предполагает разделение отходов на 2 вида: отходы производства и отходы потребления.


Как следует из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2008 №12-29/8900, твердые отходы разделяются на две неодинаковые группы: на отходы производства и отходы потребления. Под отходами производства подразумевают то, что образовалось в результате функционирования промышленных областей – добычи и обогащения полезных ископаемых, энергетики, металлургии, химии и коксохимии, машиностроения и металлообработки, деревообработки и целлюлозно-бумажного производства, легкой промышленности, строительной индустрии и т.п. Отходы потребления, по другой классификации называются твердыми бытовыми отходами (ТБО). Последние образуются, как непосредственно в домашних хозяйствах, так и в коммунальной сфере в целом. Основные компоненты отходов потребления – использованная упаковка, пищевые остатки, отработанные товары и материалы (в том числе опасные – аккумуляторы, батарейки, ртутные и обычные лампы накаливания, бытовая химия), изношенные автомобильные шины, уличный мусор, срезанные ветви, листья и т.п.

Также в письме Минприроды России указывается, что в федеральном классификационном каталоге отходов в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике.
Как следует из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.01.2009 №1144-АД/14, к твердым бытовым отходам относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств, опавшие листья, крупногабаритные отходы.



Потребителями услуг по сбору и вывозу отходов потребления являются как физические лица, приобретающие услуги для собственных нужд, так и юридические лица, индивидуальные предприниматели, приобретающие услуги для производственных нужд и иные организации и учреждения.
В соответствии со статьей 16 закона об отходах производства и потребления транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:

• наличие паспорта опасных отходов;

• наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

• соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

• наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2008 № 786 (в ред. Приказа МПР от 30.07.2003 № 663) каждому классу отходов присваивается индивидуальный код.

Каждому виду отходов присваивается класс опасности согласно критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее ОПС), утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».

Отходам с очень высокой и высокой степенью вредного воздействия опасных отходов на ОПС присваивается 1 – 2 класс опасности.

К отходам 3-5 классов опасности относят отходы из жилищ несортированные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли, лампы электрические, провода эмалированные, потерявшие потребительские свойства и др. отходы с периодом самовосстановления от 3 до 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия. Такие отходы образуются как в результате жизнедеятельности населения, так и в процессе коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.


В ходе рассмотрения заявлений, установлено, что технология сбора и вывоза отходов производства и потребления 3-5 классов опасности является единой. Данный факт подтверждает управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике и хозяйствующие субъекты, участвующие в деле. Также из пояснений хозяйствующих субъектов установлено, что сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществляется по средствам специализированного транспортного средства (мусоровоза) с боковой загрузкой из специальных, предназначенных для сбора отходов контейнеров со специально оборудованных для контейнеров площадок, различия между технологией транспортировки отходов образующихся от населения и от деятельности иных лиц отсутствуют.
Поскольку технология сбора и вывоза едина, то затраты на оказание таких услуг являются едиными и не могут быть различны.

На данные услуги заключается договор единой формы «Договор на оказание услуг по сбору и вывозу отходов производства и потребления».

Хозяйствующие субъекты также пояснили, что увеличение тарифа «для прочих организаций» связано с прямым увеличением доли выручки, за счет которой полученные денежные средства они распределяют по текущим затратам. Таким образом, организации-перевозчики отходов решили проблему пополнения собственных оборотных средств не путем снижения затрат своих услуг, а путем повышения стоимости тарифов.

Несмотря на единую технологию и отсутствие экономического обоснования такими хозяйствующими субъектами, как ООО «Чистый двор сервис», ООО «Аргон-Сервис», ИП <...>, ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО Торговый дом Уралоптторг», ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» установлены различные тарифы услуги сбора, вывоза отходов производства и потребления (за исключением 1 и 2 классов опасности) в зависимости от потребителя данных услуг.



Учитывая, что отходы потребления образуются как от населения, так и от организаций, технология сбора и вывоза отходов потребления является одинаковой, то установление различных тарифов на услуги сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для населения (с жилого фонда) и от организаций является экономически, технологически и иным образом необоснованным.

Таким образом, проанализировав вышеизложенное можно сделать следующий вывод:

• все хозяйствующие субъекты, занимающиеся сбором и вывозом отходов производства и потребления и заключающие с потребителями данных услуг договоры на сбор и вывоз данных отходов, устанавливают два различных тарифа: тариф для населения и тариф для прочих организаций;

• все хозяйствующие субъекты, занимающиеся сбором и вывозом отходов производства и потребления, имеют разные уровни затрат. Факторов, увеличивающие затраты, которые в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов, отсутствует;

• результат установления различных цен при одинаковой технологической обработке отходов соответствует экономическим интересам каждого из них, т.к. каждый из них извлекает большую выгоду;

• указанные хозяйствующие субъекты занимают существенную долю на рынке услуг сбора и вывоза отходов производства и потребления, обладают значительной рыночной властью и имеют возможность воздействовать друг на друга и на общие условия обращения услуги на рынке;

• отходы от организаций, находящиеся на территории жилых домов, собираются с тех же контейнеров, что и отходы с жилого фонда;

• технология сбора и вывоза отходов от прочих организаций и отходов от населения едина и затраты на оказание таких услуг являются едиными;

• установление различных тарифов на услуги для населения и для организаций известно каждому хозяйствующему субъекту. Разные тарифы установлены путем повторений поведения друг друга.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, действия ООО «Чистый Двор Сервис», ООО «Аргон-Сервис», ИП <...>, ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО Торговый Дом «Уралоптторг», ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Ремонтно-строительное предприятие «ИжРемСтрой» нарушают пункт 6 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, который запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.



При рассмотрении материалов дела установлено событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Событием административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, являются установленный в ходе рассмотрения дела №ММ 06-06/2009-44 факт ведения ИП <...> согласованных действий с ОАО «Спецавтохозяйство», ООО «Чистый Двор Сервис», ООО ТД «Уралоптторг», ООО «Ремонтная жилищная компания», ООО «Аргон-Сервис», ООО «РСП «ИжРемСтрой», выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации) с 01.01.2009г.

Способ совершения – противоправные действия, выразившиеся в ведении согласованных действий путем экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации).

Объект правонарушения – отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающим согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.

Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения:

Место совершения правонарушения – нарушение совершено по месту нахождения и месту осуществления деятельности ИП <...> Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Мельничная, 58.

Время совершения правонарушения – по материалам дела установлен факт ведения согласованных действий выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу сбора и вывоза отходов потребления (ТБО) для различных групп потребителей – население и прочие организации) с 01.01.2009г. правонарушение является длящимся, продолжается по настоящее время. Факт нарушения установлен 13 ноября 2009г. при рассмотрении дела №ММ 06-06/2009-44.

Субъект правонарушения - ИП <...> (426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Мельничная, 58; ИНН 183502033680).

Субъективная сторона – характеризуется виной в форме умысла, ИП <...> имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. ИП <...> не предпринял мер по исполнению предписания. Таким образом, ИП <...> сознавал противоправный характер своего действия, предвидел его вредные последствия и безразлично относился к последствиям нарушения.


Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учтено, что нарушение допущено впервые.
При рассмотрении дела оснований для освобождения ИП <...> от административной ответственности не установлено.
Ведение согласованных действий на товарном рынке создает существенную угрозу охраняемым государством Российской Федерации общественным отношениям по защите конкуренции, что в итоге посягает на интересы потребителей услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.


Ведение согласованных действий в силу ФЗ «О защите конкуренции» относится к фатам недобросовестной конкуренции, запрещенной Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, антимонопольным законодательством.

Таким образом, факт ведения согласованных действий не может рассматриваться в качестве малозначительности правонарушения.



ИП <...> в соответствии с примечанием к статье 14.32 КоАП РФ добровольно не обращался в антимонопольный орган с заявлением о ведении согласованных действий ограничивающих конкуренцию.

В соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на начало совершения нарушения), заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации (в редакции от 21.12.2009г. внесенными Федеральным законом от 23.11.2009г. №261-ФЗ) об административных правонарушениях, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, статья 14.32 КоАП РФ, действующая на момент вынесения постановления, отягчает административную ответственность.


На основании части 2 статьи 1.7 КоАП РФ ИП <...> подлежит административной ответственности на основании статьи 14.32 КоАП РФ, в редакции действующей на начало совершения нарушения, с санкцией административного штрафа в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.



Учитывая характер совершенного нарушения (что выразилось в введении согласованных действий по экономическому, технологическому и иным образом не обоснованному установлению различных цен на одну и ту же услугу), принимая во внимание установленные обстоятельства дела, считаю необходимым наложить штраф в минимальном размере 17 000 рублей.


На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, частью первой статьи 14.32, статьей 23.48, статьей 29.9, статьей 29.10, статьей 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,



ПОСТАНОВИЛ:



1. Признать индивидуального предпринимателя <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


2. Наложить на индивидуального предпринимателя <...> (месторасположение 426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Мельничная, 58; ИНН 183502033680), административный штраф в размере 17 000 (Семнадцать тысяч рублей) 00 копеек за нарушение статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.




Подпись должностного лица Удмуртского УФАС России

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование на финансовых рынках [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-01-18 10:30:59 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-01-18 10:30:59 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320644270 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Удмуртское УФАС России )