Осторожно, двери закрываются

Сотни жителей сельских районов Удмуртии в ближайшее время могут быть отрезаны от Ижевска и других крупных населённых пунктов республики. Проблема автобусных перевозок между районными центрами и внутри районов становится в этом году ещё более острой. На субсидирование пригородных перевозок нет средств ни у республики, ни у районов. Из требующихся на это 36 миллионов рублей в региональной казне заложено только 8 миллионов. Под угрозой закрытия 111 маршрутов из 247 ныне действующих. Конкурсы по ним должны состояться в феврале. Эта тема обсуждалась на днях на расширенном заседании фракции КПРФ в Госсовете Удмуртии.
Перебои с субсидиями
О ситуации с финансированием автобусных маршрутов сначала доложил начальник отдела автомобильного транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Вячеслав Сидоров. Он признал, что средств выделяется слишком мало, несмотря на то, что эту проблему ведомство поднимало не раз. Однако в непростой экономической ситуации, усугубляющейся резким увеличением расходов бюджета Удмуртии на повышение зарплат бюджетникам, денег на решение всех острых проблем не хватает. Большинство сельских маршрутов убыточны, и без финансовой поддержки со стороны бюджета перевозчики обслуживать их не готовы. Они просто не участвуют в конкурсах. Причём это касается не только частников, но и таких крупных предприятий, как «Удмуртавтотранс» и «ИПОПАТ», на которые после приватизации власти уже не могут влиять. Эти компании также выбирают маршруты исходя из их выгодности. Так и получается, что население остаётся без автобусного сообщения. Страдают от этого, в первую очередь, социально незащищённые граждане, которые даже в больницу не могут теперь выехать.
Решить проблему, по мнению представителя Миндортранса, можно только увеличением объёмов субсидирования автобусных маршрутов. Однако присутствовавшие на заседании представители частных перевозчиков с этим оказались в корне не согласны.
Кто «убил» конкуренцию?
Они готовы возить и без субсидий, если палки в колёса им не будут вставлять чиновники. А именно так можно назвать ситуацию, когда предприятия с собственным парком и водителями лишаются возможности работать на маршрутах из-за того, что им не удалось получить разрешение Миндортранса. Всем остальным параметрам они вполне соответствуют. Подробнее об этом присутствующим рассказал представитель частного перевозчика из Балезино Сергей Биянов:
«Мы на этом рынке работаем с 2003 года. У нас есть свои автобусы, водители проходят медосмотры, всем требованиям для осуществления пассажирских перевозок мы соответствуем. Каждый год мы участвовали в конкурсе на маршрут Балезино-Ижевск и их выигрывали. В течение полутора лет организовали движение автобусов с полуторачасовым интервалом. Такая ситуация заинтересовала «Удмуртавтотранс». После того, как был принят 38-й закон, где победа в конкурсе определяется по баллам, у нас начались проблемы. Среди критериев было, например, наличие медработника в штате или по договору. Если медработник в штате, то сразу даётся высокий балл. В итоге «Удмуртавтотранс» выставляется на конкурс с нашим расписанием и побеждает. Мы остались не у дел, а у нас автопарк, 30 водителей. В Минтрансе нас попытались успокоить, что есть куча других маршрутов - нам предлагают Алнаши, Можгу. Но мы не «Удмуртавтотранс» - у нас нет филиалов в разных населённых пунктах. Нам что, самим туда переехать? Мы стали с того момента вне закона».
Внесённые в итоге поправки в упомянутый закон отменили балльную систему, однако легче перевозчикам, по их словам, не стало.
Вне закона или банкрот
Чтобы остаться на рынке, частники продолжают работать нелегально, за что их в итоге штрафуют как недобросовестных конкурентов. Представитель Удмуртского УФАС на это ответила, что ведомство следит исключительно за исполнением действующего законодательства. И получается, что если на рейс выходит предприниматель, не имеющий договора с Минтрансом республики, то он оказывается в более выгодном положении - потому, например, что может «перехватить» пассажиров у официального перевозчика.
Биянов поделился сразу несколькими историями, когда перевозчики становились банкротами после того, как проигрывали конкурсы. При этом он отметил, что новому предпринимателю зайти на рынок практически невозможно. Для этого ему нужно купить как минимум пару автобусов и оборудовать базу, однако никакой гарантии, что он в итоге выиграет конкурс, нет. Перевозчики продолжают работать на маршрутах внутри районов, но и там их вытесняют более крупные компании, которые через некоторое время сокращают количество рейсов или вовсе закрывают маршрут как нерентабельный.
Претензии есть и у ижевских перевозчиков. Представитель АТП «СТЭФ» отметил, что после нескольких лет работы у их маршрута № 18 появился конкурент в виде маршрута № 78, запущенного ИПОПАТом. Он во многом дублирует движение автобусов частного перевозчика. Он также добавил, что не видит смысла вкладываться в обновление автопарка, если гарантии на дальнейшую работу на рынке нет.
Спорное предложение
Некоторые более продвинутые предприниматели, имея в наличии пару автобусов, умудряются побеждать сразу в нескольких конкурсах. При этом они привлекают на условиях подряда других перевозчиков, которые вынуждены платить им часть выручки.
Нередко предприниматели лишаются маршрутов, которые они сами несколько лет нарабатывали. Как рассказал председатель саморегулирующей организации (СРО) автоперевозчиков Удмуртии Альберт Курняев, подобный случай произошёл на направлении Казмаска-Ижевск. «Перевозчик разработал маршрут. Его пригласили жители Казмаски. Было сформировано расписание, удобное для населения. Заявка на работу по маршруту лежала в Минтрансе два года. В итоге его выставили на конкурс, однако из списка участников этого предпринимателя убрали из-за мелочи - он забыл написать приказ о назначении ответственного лица», - посетовал Альберт Курняев.
По словам частных перевозчиков, им крайне сложно конкурировать с такими крупными предприятиями как «Удмуртавтотранс» и «ИПОПАТ». За последние несколько лет ряд небольших фирм уже закрылись. Через некоторое время прекращается обслуживание и тех маршрутов, которых они лишились. В итоге путь вроде бы свободен, но вставать на него уже некому.
Однако представитель Минтранса отметил, что сами перевозчики не хотят участвовать в конкурсах на свободных маршрутах, видя, что прибыли они от этого не получат.
Участники встречи в качестве одного из вариантов решения проблемы предложили выставлять сразу несколько маршрутов - выгодных и убыточных - одним лотом. Однако представитель Минтранса отметил, что такое не позволит УФАС. В итоге депутаты решили предложить вынести этот вопрос на обсуждение Президиума Госсовета Удмуртской Республики.