Не беспокоить

Сколько раз в день вы отвлекаетесь на приходящие на ваш телефон СМС? Радостно, если это сообщения от родных, друзей, важные информационные письма от коллег, партнёров по бизнесу. Однако большая их часть - это совершенно бесполезный спам.

За маму ответят
Чаще всего, по словам начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Удмуртского Управления ФАС России Любови Мезриной, жалобы поступают на СМС-рассылку от служб такси, от финансовых организаций, предлагающих выдачу займов и кредитов, а также от магазинов.
Вот, к примеру, СМС от SuperZaym- «Нужны деньги? Звони! Займы от ООО «Нано-***». Или от Taxi 3*3*3* - «Детское такси - новая услуга от Т-34. Не экономь на безопасности ребёнка». Или от абонента 9*9*9* - «Внимание! Поездка от 40 рублей! Дешевле не найти!!! Звони! Тел. ***»
- Мало того, что такие рассылки без согласия абонента незаконны и приходят в любое время суток. Часто СМС содержат оскорбительные, непристойные сравнения, выражения, задевающие чувства граждан, - отмечает Любовь Мезрина. - Яркий тому пример СМС-спам от имени «Мама» в январе этого года. Люди, занимающиеся СМС-рассылкой, не всегда думают о последствиях.
Напомним, в январе 2013 года Ижевск буквально вздрогнул. Странная и в ряде случаев даже бесчеловечная рекламная кампания одной из служб такси столицы вызвала волну негодования среди горожан. Абонентам начали приходить СМС от «МАМЫ» с приглашением «доехать до меня всего за 80 рублей». Задумайтесь, какие чувства испытали те абоненты, у которых уже нет в живых матерей… Другие же бросились звонить родителям, чтобы узнать, всё ли в порядке.
Оправившись от шока, часть ижевчан (таких набралось 25) все-таки обратились в антимонопольную службу. Экспертный совет по применению законодательства о рекламе, действующий при Удмуртском УФАС России, признал наличие в рекламном СМС-сообщении, о котором идёт речь, оскорбительного образа по отношению к людям, потерявшим своих матерей. Также реклама распространялась незаконно, поскольку ни один абонент не давал разрешения на её получение.
Распутать цепь
Так по какой цепочке СМС доходит до абонента и кто за это отвечает? Прежде чем достичь того или иного адресата, оно проделывает очень длинный путь. Порой установить каждое звено нелегко и занимает много времени.
Возьмём, к примеру, крупный обувной магазин. Его владелец решил объявить о распродаже товара посредством СМС. Он заключает договор с компанией, которая занимается СМС-рассылкой и имеет определённую клиентскую базу. В свою очередь у последней существует договор с операторами связи, которые предоставляют доступ к услуге «Корпоративный СМС-центр». Для рассылки выделяется конкретный номер, с него сообщение через СМС-центротправляется абоненту. Интересно, что сотовые операторы в свою очередь заключают договоры по предоставлению услуги СМС-центров между собой. То есть рекламораспространитель может заключить договор лишь с одним сотовым оператором, но СМС по цепочке придут также абонентам других операторов, с которыми выстроены деловые отношения.
Не уполномочены
Казалось бы, всё прозрачно. И ежегодно в Удмуртском Управлении ФАС России фиксируются десятки заявлений и возбуждаются дела. Однако наказать истинных нарушителей не всегда удаётся.
- Сложность в распутывании длинных цепочек СМС-центров различных операторов связи, через которые проходят сообщения, а также в получении информации о том, с каких номеров приходят рассылки, - отмечает наш эксперт. - К примеру, часто сталкиваемся с тем, что операторы связи отказываются предоставлять информацию о том, с каких номеров приходят СМС-рассылки, ссылаясь на Законы «О связи» и «О защите персональных данных». В связи с непредставлением информации в отношении операторов связи возбуждаются административные дела. В настоящее время один из операторов связи привлечён к ответственности, постановление о наложении штрафа обжаловано в судебном порядке. От позиции суда по данному вопросу будет зависеть, предоставят нам операторы связи информацию для установления рекламораспространителей незаконной СМС-рассылки или нет. В случае, если суд встанет на сторону операторов связи, то установить рекламораспространителей рекламы будет практически невозможно. Соответственно, необходимы поправки в законодательство в части расширения полномочий ФАС по запросу информации либо налаживание взаимодействия с оперативно-разыскными службами. Только это позволит вести целенаправленную и эффективную борьбу.
Однако возлагать всю вину на сотовых операторов, что порой и делают потребители, не совсем правильно.
- Безусловно, за предоставление доступа к корпоративным СМС-центрам операторы связи получают деньги. Но насколько выгодно это для них, не могу сказать. В конце концов, через эти СМС-центры проходит не только спам рекламного характера. Это могут быть информационные письма, сообщения от операторов о новых услугах, то есть сведения полезные и нужные для абонента. Операторы ведь, оказывая услугу, не знают, что содержится в тексте сообщения. Потому вряд ли их можно назвать виновниками, - отмечает Любовь Мезрина. - Ответственность, согласно закону о рекламе, несет рекламораспространитель. Признаётся им тот, кто самый первый в цепочке производит СМС-рассылку. В нашем примере, это та компания, которой магазин заказал услугу по рассылке сообщений.
Ждем окончания
С начала года в Удмуртское Управление ФАС России поступило 50 жалоб о незаконной СМС-рассылке. Кстати, заявления по спаму от «МАМЫ» объединили в одно дело, оно по-прежнему на стадии рассмотрения.
- Оформление запросов и ожидание ответа затягивает процесс. Но это дело будет доведено до логического завершения, - заверяет Любовь Мезрина. - После установления рекламораспространителя в отношении него будет возбуждено производство по признакам нарушения законодательства о рекламе. Санкция предусматривает штраф в размере 100-500 тысяч рублей (на юридических лиц), 4-12 тысяч рублей (на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей), 2-2,5 тысячи рублей - на граждан.
Она также считает, что повышение штрафов в случае, если суды признают отсутствие у антимонопольного органа права на получение информации от операторов связи, вряд ли будет эффективным методом. Необходимо, прежде всего, более чётко прописать в законодательстве возможность получения ФАС такой информации. Также бессмысленно за рассылку СМС-спама наказывать рекламодателей: тогда конкуренты без труда смогут подставить друг друга.
Куда обращаться?
Если вы стали жертвой спамеров, то можете обратиться в антимонопольную службу с заявлением. При этом следует приложить к нему фотографию СМС-сообщения на экране телефона (с датой, временем, текстом сообщения), детализацию звонков в день поступления СМС и копию договора с оператором связи, заверенную в одном из его офисов. Также вы можете проконсультироваться по телефону 57-22-50.


Депутаты Госдумы России предлагают создать единый общегосударственный реестр номеров абонентов, отказавшихся от получения СМС-спама. Внести свой номер телефона в базу сможет любой желающий, даже если раньше он давал согласие на рассылку. Сделать это предлагается через портал госуслуг. Спамера, нарушившего покой владельца из запретного списка, ждет штраф до 500 тысяч рублей.