Баннер не без греха

Жители Ижевска просят убрать с улиц города непристойную рекламу

В Ижевске и Удмуртии участились случаи размещения так называемой непристойной рекламы. Креативщики из кожи вон лезут, создавая рекламный шедевр, часто работая на эпатаж. И вот тут-то их и поджидает УФАС со своими штрафами и предписаниями.

реклама уфас ур непристойность
   

За что судим, господа?

В настоящее время в Удмуртском УФАС России находятся на рассмотрении два дела, возбужденные по фактам размещения непристойной рекламы. На обеих рекламных картинках расположены полуобнаженные девушки. Руководителям предприятий, которые решили разместить такие образы, грозит теперь немалый штраф - от 100 до 500 тысяч рублей.

Мы решили разобраться, что есть нерпистойная реклама и кто решает, является она таковой или нет.

На данный момент наличие и степень непристойности определяется специальной комиссией, экспертным советом, созданным при Удмуртском УФАС, и регулируется законом «О рекламе». Так, частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» установлен запрет на использование в рекламе «бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия».

- Таким образом, с позиции ФАС России, к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности, - рассказал и.о. руководителя Удмуртского УФАС Сергей Юшкин. - К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям относятся слова и изображения, которые в том числе ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

При этом он подтверждает, что вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым человеком в отдельности.

Непристойный ты!

По мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

По словам Сергея Юшкина, жалобы на непристойность рекламы поступают редко:

- За прошлый год по этому вопросу мы рассмотрели всего шесть дел. Однако все эти жалобы выносятся на рассмотрение экспертного совета, решения которого носят рекомендательный характер.

Дело в том, что в законе нет прямого запрета на использование полуобнаженного образа. Формулировка звучит так: «Нельзя использовать в рекламе непристойные и оскорбительные образы». А это лишь оценочные понятия, и «непристойный образ» каждый понимает по-своему.

Споры о морали

Мы спросили у наших экспертов, что же все-таки можно считать непристойным и кто должен оценивать степень такой непристойности?

Владимир Соловьев, министр по делам молодежи УР:

- К сожалению, той морали, которая была с нами раньше, в советские времена, сегодня все меньше и меньше. В первую очередь это связано с 90-ми годами, и сегодня мы до сих пор пожинаем эти плоды. Тогда во главу угла ставились материальные блага. На десятый план ушли духовность, нравственность, взаимоотношения между людьми. Возродить все это непросто. Сегодня, когда допускается наличие в рекламе полуобнаженных девушек, - это как раз продукт того нашего общества, менее человечного и менее морально устойчивого. Мы замечаем мат даже в телевизионной рекламе. Бывает дискомфортно, когда со своим ребенком сидишь у телевизора, а там видишь те сцены жизни, которые не должны становиться достоянием общественности. Должна быть внутренняя цензура авторов. А вот если не хватает уровня воспитания у креативщика, тогда общество должно придумать какие-то инструменты, которые бы ограждали нас от таких сцен. Конечно, грань пристойности у каждого человека своя, но есть вещи, которые общеприняты. Например, не совсем хорошо, когда в рекламе присутствует мат или полуобнаженные и даже обнаженные девушки и мужчины. Или когда реклама на радио даже до пошлости доходит.

Дмитрий Космин, заместитель главы администрации Ижевска по экономическому и инвестиционному развитию:

- В Ижевске непристойной рекламы немного, и это радует. Однако же она имеется, и это нельзя отрицать. Я считаю, что к непристойной можно отнести рекламу, имеющую двойной смысл, определенные намеки, эксплуатирующую запрещенные темы, мат - в общем, рекламу на грани фола. Хотя, конечно, каждый думает в меру своей испорченности, и для кого-то данная определенная картинка будет непристойной, а для кого-то станет вполне обыденной.

Я считаю, что для определения антиморальной рекламы следует создать общественный совет, в который войдут рекламодатели, представители общественной палаты, представители конфессий и т.д. Поскольку если заниматься определением пристойности будет кто-то один, то возникает прекрасная почва для коррупции. Вот обсчитали меня в этом месте, поссорился с официантом, и все – выписал штраф о непристойности рекламы заведения. Да мало ли какие еще могут быть личные счеты. А когда занимается общественный орган, то степень коррупциогенности снижается. Но самое главное в этом вопросе - не дойти до абсурда.

Роман Воскресенских, священник, руководитель епархиального отдела по взаимоотношению Церкви и общества и по делам молодежи:

- Непристойная реклама, с моей точки зрения, – реклама, использующая образы развратного характера, подрывающая семейные ценности и культивирующая попрание нравственных ценностей и моральных норм. Больше всего такие образы оказывают пагубное влияние на детей и подростков. У них еще не сформировалось собственное мнение, они еще не понимают, что хорошо, а что плохо, не могут отделить белое от черного. В итоге мы можем получить поколение, попирающее семейные устои. К сожалению, современный мир полон негатива, у нас культивируется религия потребления со слоганом: «Бери от жизни все». Человек берет что-то, пользуется и выкидывает. От этого возникает бум гражданских браков, когда человек человеком пользуется, а затем уходит. Но ничто не проходит бесследно.

Максим Коновалов, ресторатор:

- У меня к этому вопросу кардинальный подход. Я считаю, что если потребитель считает рекламу непристойной, то он и должен голосовать против нее, и голосовать рублем. Когда государство вмешивается в какую-то из сторон жизни людей, как правило, ни к чему хорошему это не приводит. А в данном случае появляется коррупциогенный момент, который невозможен при общественном контроле. Взрослый человек сам в состоянии решить, что для него является пристойным, а что нет и, соответственно, что смотреть и куда ходить. Если мы говорим о детях, то у каждого ребенка есть родители, воспитатели, учителя, которые могут ему объяснить и рассказать, что хорошо, а что плохо. В противном случае получается, что государство открыто говорит родителям, что не доверяет им.

Иван Куприянов, сотрудник аналитического отдела компании Synovate Comcon:

- Непристойная реклама - реклама, которая не согласуется с нормами культуры. Если в ней показывают насилие, присутствует мат, попираются нормы морали и нравственных взаимоотношений, то она может быть признана непристойной. В то же время здесь очень важно не перейти грань. Например, даже к полуобнаженной девушке на баннере может быть двоякое отношение. Если она рекламирует белье или косметику и эстетично прикрыта, то это, по моему мнению, нельзя считать за непристойность. А вот баннер с полуобнаженной девушкой на фоне стройматериалов и надписями «Доступная цена», несет уже двоякий смысл, и должно считаться нарушением. В то же время откровенные эротические намеки и откровенные фото, выставленные на всеобщее обозрение в рекламе, - это очередная уловка, взывающая к самым низким человеческим инстинктам.

Таким образом, многие эксперты сходятся во мнении, что морально-этическая оценка рекламы меняется не только от региона к региону, но даже от человека к человеку, и найти компромисс здесь бывает весьма не просто. Однако все же в любом обществе существуют общепринятые нормы морали, которые должны соблюдаться при любых условиях.