Нескольких предпринимателей наказали за незаконную деятельность по перевозке пассажиров на пригородных маршрутах

Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике вынесло решение о привлечении к ответственности предпринимателей, осуществляющих незаконную деятельность по перевозке пассажиров по направлениям, полностью совпадающим с действующими пригородными маршрутами ОАО «ИПОПАТ». В частности, речь идет о маршрутах №№338, 317, 301, 356. Предприниматели работали без заключенного договора об организации регулярных перевозок, без маршрутных карт, утвержденного паспорта маршрута и графиков движения. У некоторых отсутствовали даже лицензионные карточки. Нужно отметить, что действия таких «черных» и «серых» перевозчиков наносят ущерб не только ИПОПАТ, но и другим организациям и предпринимателям, которые соблюдая законные требования, организуют работу на маршрутах, предоставляют льготы и т.п. Как говорится в решении Комиссии УФАС, действия этих предпринимателей, нарушают сразу несколько нормативных актов: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Положение «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации, Закон Удмуртской Республики «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике», а также Федеральный закон «О защите конкуренции».

Ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена в виде наложения административного штрафа на индивидуальных предпринимателей – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. В отношении незаконных перевозчиков размер штрафа был установлен в размере 12 тысяч рублей. Помимо этого, выявленный факт работы транспортного средства без маршрутной карты подпадает под действие статьи Закона УР «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений» и карается штрафом от 500 тысяч до 1 млн. рублей. Упорядочением работы перевозчиков на маршрутах пригородного и междугороднего сообщения занимается Министерство транспорта и дорожного хозяйства УР. Любой предприниматель или организация, желающая осуществлять перевозку на выбранном маршруте, может написать заявку, принять участие в конкурсе и заключить соответствующий договор по результатам конкурса. Многие предприниматели не высказывают заинтересованности в данных открытых процедурах, поскольку при оформлении договора им необходимо предоставлять не только лицензию и документы, подтверждающие техническую возможность осуществлять перевозку пассажиров, но и зафиксировать график движения и другие обязательства перед пассажирами. Фактическая же ситуация обстоит следующим образом: «Исходя из пояснений, ИП <…> (индивидуальный предприниматель, привлеченный к ответственности) использует в своей работе такие моменты, как знание расписания, время наибольшего пассажиропотока. Хотя автобусы предпринимателя не новые, недостатка в пассажирах ИП <…> не испытывает. Работает предприниматель только в теплое время года (апрель-октябрь). В связи с этим, ИП <…> пользуется преимуществом, которое выражается в подаче автотранспорта заблаговременно до автобусов ОАО «ИПОПАТ» и забирает при этом пассажиров, которые не пользуются льготным проездом, оставляя ОАО «ИПОПАТ» пассажиров, пользующихся льготным проездом» (выписка из решения УФАС по делу № СЮ04-02/2011-25).

В своих пояснениях индивидуальные предприниматели говорят о том, что их транспортные средства работают не на регулярной основе и не по маршруту, а «по свободному графику работы и по заявкам пассажиров», т.е. фактически они снимают с себя обязанность проводить ежедневный медицинский и технический осмотры. Напомним, что в августе прошлого года в Игринском районе в результате ДТП с участием автобуса, незаконно работающего на маршруте, несколько человек погибло, многие пассажиры были ранены.