20 лет на страже конкуренции

Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской республике отмечает юбилей.

За два десятка лет антимонопольный орган не раз сменил структуру, название и полномочия, но его задачи оставались неизменными – защита конкуренции и создание условий для свободной торговли.

Одной из основных задач, стоявших перед страной после распада Советского Союза, являлся переход экономики на рыночные рельсы. Во многом решение этой проблемы легло на плечи антимонопольных органов, призванных реализовать новое конкурентное законодательство.

История антимонопольного органа в Удмуртии началась в феврале 1992 года, когда было организовано республиканское территориальное управление Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В течение 10 лет с момента образования руководителем Удмуртского антимонопольного органа был Владимир Степанов. Бесценный опыт работы на посту генерального директора ИЭО «Металлист», а также министра местной промышленности УАССР позволил Владимиру Алексеевичу в короткий срок организовать работу Территориального управления. Под его руководством была разработана программа демонополизации республиканской экономики.

В 90-е годы одной из главных задач антимонопольного органа в Удмуртии стала поддержка малого и среднего предпринимательства.

Находясь в эпицентре бурных событий и рыночных кризисов, которые вызывали огромный общественный ажиотаж, ведомство становилось все более узнаваемым. Всплеск публичности работы антимонопольной службы выпал на 2003 год, когда в республике разразился ряд громких скандалов на рынке розничной торговли бензином и обязательного медицинского страхования. Антимонопольному управлению и по сей день приходится усмирять аппетиты субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках. За свою деятельность Удмуртское УФАС России взыскало в федеральную казну только в 2011 году более 60 млн. рублей.

После образования Федеральной антимонопольной службы в марте 2004 года Территориальное управление получает свое современное название – Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, а глава ведомства Михаил Маренников сохраняет руководящий пост. На сегодняшний день под руководством Михаила Михайловича работают 35 специалистов, чьими главными ценностями являются честность и открытость. «Коллектив антимонопольной службы был изначально высокопрофессиональным, - рассказывает Михаил Маренников. - У многих сотрудников по два высших образования». К слову, у самого руководителя Удмуртского УФАС России, не считая профессиональной переподготовки в Финансовой академии при Правительстве России, дипломов о высшем образовании три.

Наиболее эффективную работу ФАС можно наблюдать только последние несколько лет – до недавнего времени узкие полномочия не позволяли успешно развивать конкуренцию. Сегодня в арсенале антимонопольщиков целый ряд инструментов, направленных на формирование конкурентной среды для российского бизнеса.

В начале января текущего года в законную силу вступил так называемый «третий антимонопольный пакет», призванный ужесточить ответственность для злостных нарушителей и внести ясность в определенные требования закона.

О его миссии мы спросили у руководителя Удмуртского УФАС России Михаила МАРЕННИКОВА.

— Михаил Михайлович, какие наиболее важные моменты «третьего антимонопольного пакета» вы можете отметить?

— В первую очередь третий пакет поправок вводит институты предостережения и предупреждения, применяемые в качестве превентивных мер в целях предотвращения нарушения антимонопольного законодательства в случаях, предусмотренных федеральным законом о защите конкуренции. Наше ведомство выносит предостережения в том случае, если видно, что действия компании имеют все признаки нарушения антимонопольного законодательства. Если предприятие исправит нарушения в течение десятидневного срока, то оно освобождается от штрафа. Мы уже применяем данные нормы. Это, во-первых, ускоряет устранение нарушения антимонопольного законодательства, а во-вторых, позволяет добросовестным компаниям избежать штрафов.

В основном изменения, предлагаемые «третьим антимонопольным пакетом», направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям.

Важно отметить, что в антимонопольном законодательстве теперь появилось определение «картель», под которым понимается поддержка завышенных цен путем раздела рынка, создания искусственного дефицита, а также отказ от заключения договора с определенным покупателем. Количество правонарушений, связанных с образованием картелей, на сегодняшний день резко возросло.

— А для обычных потребителей что-нибудь изменится?

— Согласно внесенным изменениям у потребителей появилось право на обращение в суд за восстановлением своих прав в результате нарушения антимонопольного законодательства. К примеру, если установлено, что какая-либо нефтяная компания монопольно завышает цены на бензин, то клиент, который приобрел его, может обратиться в суд и потребовать взыскать убытки. Кроме того, новый закон запрещает предоставление государственных услуг на платной основе, за исключением случаев, закрепленных в законодательстве.

— Какие задачи стоят перед антимонопольной службой сегодня?

— Одна из главных задач - либерализация экономической среды, развития и поддержки бизнеса. Одной из важных задач для нашего ведомства является также недопущение создания препятствий бизнесу, в том числе и со стороны органов власти. К сожалению, в настоящее время большинство нарушений антимонопольного законодательства выявлено со стороны чиновников. Безусловно, административная ответственность вызывает немало недовольства у местных органов власти, однако закон есть закон, и он должен исполняться. Ну, а мы, как и прежде, будем стоять на защите потребителя и честного бизнеса.