Протокол № 2 от 19.02.2015 г.

Председательствовал:                                         <…>

 

Присутствовали:

 

члены Совета                                                      <…>,

<…>,<…>,<…>,

приглашенные                                                     <…>,

<…>, <…>

 

 

Повестка дня:

  1. Об утверждении плана работы Экспертного Совета на 2015 год.
  2. О применении двух компонентного тарифа на горячее водоснабжение.

 

  1. Слушали:

 

<…> – руководитель Удмуртского УФАС России – вступительное слово.

 

<…> – изложил позицию ООО «Удмуртские коммунальные системы» о применении двух компонентного тарифа на горячее водоснабжение.

  1. Причины возникновения разногласий.

Постановлением Правительства РФ № 1149 от 08.11.2012г. «О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» было утверждено, что тариф на горячую воду состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (п. 48, п. 49 Изменений). В соответствии с  пунктом 3 ПП РФ № 1149 Министерству регионального развития РФ требовалось предоставить в Правительство РФ следующие проекты актов:

о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, предусматривающих в том числе порядок установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения;

о внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, предусматривающих в том числе порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению исходя из тарифов на горячую воду, установленных с учетом изменений, утвержденных настоящим постановлением;

РЭК УР со своей стороны установил двухкомпонентный тариф на ГВС на 2014 год.

При этом никаких изменений, касающихся порядка расчета по двухкомпонентному тарифу ни в 306, ни в 354 внесено  не было.

Распоряжением № 38-р от 27.01.2014 Правительство УР утвердило показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, а также порядок расчета стоимости горячей воды в случае отсутствия прибора учета коммунальных услуг (ресурсов), обеспечивающих учет по каждому компоненту.

Таким образом, возникла ситуация следующая ситуация:

- при наличии показаний прибора учета, определяющего каждый из компонента горячей воды, объем начисления предъявлялся в соответствии с данными показаниями;

- при отсутствии прибора учета, при отсутствии учета тепловой энергии в составе горячей воды объем компонента на тепловую энергию определялся как произведение куб. метров (определенных по показаниями, либо по нормативу) на удельный расход тепловой энергии, утвержденный Распоряжением 38-р.

Основная часть общедомовых приборов учета, установленных на границе между ООО «УКС» и ИКУ учитывают объем тепловой энергии в составе горячей воды. При этом в индивидуальных приборах учета такой учет не ведется.

Исходя из этого возникли следующие расхождения:

- РСО (ООО «УКС») производит начисления ИКУ на основании показаний ОДПУ, т.е. по фактическому нагреву;

- ИКУ начисляет по показаниям ИПУ, либо по нормативу с учетом удельного нагрева.

Вопрос – куда девать разницу между фактическим и удельным нагревом.

Практика показала, что удельный нагрев, установленный Правительством УР, значительно ниже фактического (в частности для УКС фактический – 0,066 Гкал/м2, удельный 0,051965 Гкал/м2).

Порядок расчета размера платы за горячее водоснабжение определен Правилами, утвержденными ПП РФ № 354. Однако, как было сказано выше, порядок определения размера платы при двухкомпонентном тарифе не описан.

Варианты расчета размера платы за ГВС по двухкомпонентному  тарифу:

  1. Наличие прибора учета, определяющего расход горячей воды (компонент на холодную воду – далее V) и количество тепловой энергии в составе горячей воды ( компонент на тепловую энергию – далее Q).

Стоимость ГВС определяется по формуле:

где:

V – компонент на холодную воду, определенный по показаниям прибора учета, м3;

Q – компонент на тепловую энергию, определенный по показаниям прибора учета, Гкал;

TV – тариф на компонент на холодную воду, руб./куб .м.;

TQ – тариф на компонент на тепловую энергию, руб./Гкал.

Пример:

По показаниям прибора учета V=100 м3, Q=6 Гкал.

Стоимость ГВС составит:

НПА: Постановление РЭК УР от 17.12.2013 № 21/8.

  1. Наличие прибора учета, определяющего только расход горячей воды V.

Стоимость ГВС определяется по формуле:

где:

g – удельный расход тепловой энергии на подогрев воды (согласно Распоряжению 38-р), Гкал/м3.

Пример:

По показаниям прибора учета V=100 м3.

Стоимость ГВС составит:

НПА: Постановление РЭК УР от 17.12.2013 № 21/8, Распоряжение Правительства УР от 27.01.2014 № 38-р.

  1. Показания прибора учета отсутствуют.

Расход горячей воды при этом определяется по нормативу.

Стоимость ГВС определяется по формуле:

Пример:

По нормативам расход ГВС составил V=100 м3 (индивидуальное потребления + ОДН).

Стоимость ГВС составит:

НПА: Постановление РЭК УР от 17.12.2013 № 21/8, Распоряжение Правительства УР от 27.01.2014 № 38-р., Постановление Правительства УР от 27.05.2013 № 222, Постановление Правительства УР от 27.05.2013 № 223.

  1. Пути решения.

2.1 Пунктом № 54 ПП РФ № 354 определен порядок определения размера платы в случае самостоятельно производства ИКУ по отоплению и ГВС с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества .

В частности для ГВС формула 20:

,

где:

- объем (количество) горячей воды, определенный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил;

- тариф на холодную воду, использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- объем v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованный за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

- тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогия с двухкомпонентным тарифом прямая. Все использованное тепло распределяется между всеми пропорционально использованным куб.м.

То есть до утверждения двухкомпонентного тарифа жители домов, где установлены бойлеры ГВС, были в проигрышной ситуации по сравнению с жителями домов, где бойлера не было и где начисляли по однокомпонентному тарифу, ведь в домах с бойлерами платили за фактически потребленное тепло, а в домах с централизованным ГВС – только за тепло, заложенное в тарифе!

  1. Утвердить на территории УР нормативный расход тепловой энергии на нагрев воды близкий к факту. При этом поставить жесткое условие, что данный показатель применяется вне зависимости от наличия показаний ПУ.

При этом возможна дифференциация:

- для систем горячего водоснабжения с полотенцесушителями;

- для систем горячего водоснабжения без полотенцесушителей.

Данная дифференциация прописана в СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов», приложение 2, табл 1.

Контраргументы к выступлению представителя ГЖИ, утверждающего, что в среднем по городу фактический нагрев составляет удельный согласно Распоряжению:

  1. В таком случае вряд ли пришлось бы поднимать вопрос о применении двухкомпонентного тарифа, так как корректировки были бы незначительными, при этом объем корректировки в «плюс» был бы  равен корректировке в «минус».
  2. В частности был приведен пример район Буммаша, где, якобы, нагрев в среднем 0,036. При этом УК ЖРП-8 (в основном МКД  в районе Буммаш) была произведена корректировка в «плюс», что говорит о среднем нагреве выше удельного.

Для исключения теоретических рассуждений о фактической величине нагрева предлагаем произвести расчет на основании ведомостей ОДПУ.

Господином <…> была  в качестве примера предложена информация о тарифах на ГВС в Москве. Так вот в данных тарифах заложен коэффицент нагрева 0,062 Гкал/м3, что еще раз подтверждает, что коэффициент нагрева, установленный для ООО «УКС», низкий.

Кроме того РЭК УР на 2015 год для ряда организаций-поставщиков ГВС установил двухкомпонентный тариф на ГВС. Таким образом, ООО «УКС» приобретает ГВС по фактическому нагреву, который значительно выше удельного, и продает по удельному. Учитываются интересы всех участников, кроме ООО «УКС».

Установление нагрева в районе 0,052 Гкал/м3 подразумевает некачественное ГВС (что было показано на примере). Исходя из этого ООО «УКС» дважды снижает размер платы: 1 – из-за низкого нагрева, 2 – из-за некачественной ГВ по Правилам 354.

 

         <…> – изложил позицию Ассоциации товарищей собственников жилья в УР.

Проблема последнего времени – это кто предоставляет коммунальную услугу в МКД, кажется все предельно ясно и точно описано в законодательстве, и почему сегодня идут ожесточенные споры между  УК и РСО, где проходит та грань, которая определяет

кто же осуществляет  гражданам  коммунальную услугу?

         Наверное, необходимо прочитать трактовку «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений  МКД  и жилых домов – Постановление № 354 от 06 мая 2011 года и  Правила обязательные при заключении Управляющей организацией или товариществом собственников жилья, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124. И так, трактовка кто есть Исполнитель:

- ИСПОЛНИТЕЛЬ – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, представляющий потребителю коммунальную услугу.

- КОММУНАЛЬНАЯ УСЛУГА – осуществление исполнителем деятельности по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечению благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в МКД, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

- РЕСУРСОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу коммунальных  ресурсов (отведению сточных бытовых вод)

         Учитывая и сравнивая формулировку  исполнителя и ресурсоснабжающей организации,  читаем дальше Правила № 354, где пункт 6 гласит:

- предоставление  коммунальной услуги потребителю осуществляется на основании возмездного договора содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из  числа договоров, указанных в пунктах 9,10,11, и 12 настоящих правил.

         Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее конклюдентные действия).

         Пункт 7 Правил гласит:

- договор, содержащий положение о предоставлении коммунальных услуг заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий считается заключенным на условиях предусмотренных настоящими Правилами.

         Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, в письменной  форме, должен  соответствовать положениям  настоящих Правил и может содержать  особенности исполнения такого договора в случаях и пределах  предусмотренных  настоящими Правилами.

         В случае несоответствия заключенного в письменной форме договора содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, положения настоящих  Правил он считается заключенным  на условиях предусмотренных настоящими правилами.

         Потребителю  не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае  отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

         Считаю необходимым обратится к Гражданскому кодексу РФ и рассмотреть  положения  параграфа 6 ст.539-547, так ст.548 ГК РФ,  где п.1 гласит «Правила  предусмотренные ст.539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанными со снабжением тепловой энергии через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иным правовыми актами».

         Ст.541 говорит. « Количество  поданной  абонементу и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета и ее фактическом потреблении».

         Ст.544 гласит: « Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количества энергии  в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон».

         Ст.547 гласит: « В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательства, обязана возместить причиненный этим реальный  ущерб (пункт 2 статьи 15).

         Проанализировав  положения законодательства РФ, необходимо отметь следующее: в сложившейся ситуации, возникшей в силу вступления  постановления Правительства УР от17 декабря 2013г № 21\8 «О тарифах на горячую воду, отпускаемую ООО «Удмуртские коммунальные системы»  на 2014 год,  как двухкомпонентный тариф на горячую воду. В связи с аннулированием договоров с УК с сентября 2013 года ООО «Удмуртские коммунальные системы» перешли на прямые расчеты с населением,  и тем самым, перешли в сферу товарно-денежных отношений, УКС как продавец товара с обязательствами по цене, объему, качеству товара. Цена товара определяется  Постановлением правительства УР, в данном случае это постановление № 21\8 от 17 декабря 2013 года и изменению не подлежит,  кроме  домов, не оборудованных приборами учета, в соответствии с временной методикой № 38-р, где  утвержден временный показатель удельного расхода тепловой энергии  на подогрев воды для  организаций коммунального комплекса.

         Руководствуясь п.6 и п.7 Правил № 354 УКС без оформления письменного договора, на основе  конклюдентных действий, заключил  договор на основе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД , так как другие условия поставки ресурса небыли оговорены.

          При  этом УКС производил начисления собственнику за поставленный ресурс (горячая вода)  с нарушением  ст.541 и ст.544, где начисление платы производилось не за фактическое потребление в соответствии с данными потребления  учета, как предписывает постановление № 21\8, а  по временной методике Правительства УР № 38-р, на что такого права УКС не имеет.

Данное распоряжение распространяется  на многоквартирные дома а не на квартиры в которых проживают граждане,97% домов в г Ижевске имеют приборы учета ресурса как по объему так и по

учету компонента подогрев. В данном случае УКС является исполнителем коммунальных услуг и

выставлять счета собственникам по Распоряжению №38-р индивидуально по каждой квартире

права не имеет.

         Установление тарифа  расчета за коммунальные услуги по Удмуртской Республике в  2014 году  обладал РЭК  УР, в этом случае полномочия  УКС были завышены.

         При этом, вопреки  Правил № 354, УКС, всем потребителям имеющих договор на поставку ресурса  с октября 2014года, была изменена схема оплаты за поставленный ресурс (горячая вода),  расчет стоимости потребленного ресурса выборочно по ТСЖ и УК, стали производить в соответствии с постановлением Правительства УР № 21\8, при этом в нарушение правил № 354 Приложение №1 произведены доначисления платы за ГВС с  января 2014год.

          Учитывая вышеизложенное, Ассоциация товариществ собственников жилья УР для решения проблемы с ГВС в 2014 году предлагает  Правительству УР  внести изменения в  Распоряжение №38-р от 27 января 2014 года в части распространения  временной методической  рекомендации по применению двухкомпонентных тарифов на горячую, распространив их на все дома, включая дома с наличием прибора учета.

 

         <…> – изложил позицию комитета по строительству, ЖКХ и архитектуре Молодежного парламента при Государственном Совете Удмуртской Республики.

В связи с применением при расчете размера платы за горячее водоснабжение двухкомпонентного тарифа, установленного Постановлением Региональной энергетической комиссии УР от 17 декабря 2013 г. № 21/8, сложилась ситуация, когда ООО «Удмуртские коммунальные системы» применяло в 2014 году различные способы расчета размера платы за горячее водоснабжение (при наличии общедомовых приборов учета) различным категориям потребителей:

  1. потребителям (собственникам помещений в многоквартирных домах), с которыми у ООО «Удмуртские коммунальные системы» заключены прямые договоры – при расчете размера платы за горячее водоснабжение применялся показатель удельного расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды, утв. Распоряжением Правительства УР от 27.01.14 г. №38-р
  2. управляющим организациям и ТСЖ, имеющим договоры на поставку ресурсов с ООО «Удмуртские коммунальные системы» - произведено доначисление размера платы за горячее водоснабжение за период январь-сентябрь 2014 года без учета показателя удельного  расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды, а также за период с сентября 2014 по декабрь 2014 произведено начисление без учета показателя удельного расхода. Это привело к тому, что выставленная поставщиком исполнителю стоимость горячей воды выросла в некоторых случаях в несколько раз.

При таких обстоятельствах считаем, что в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» необходимо проведение проверки на предмет нарушения ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 г. условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В настоящее время Правила №354 не содержат методики определения размера платы по двухкомпонентному тарифу на горячее водоснабжение.

При принятии решений необходимо учитывать тот факт, что управляющая организация (товарищество собственников жилья) не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников помещений как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из платежей, причитающихся с потребителей. Обязательства управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем в случае заключения ресурсоснабжающей организацией прямых договоров с собственниками. При таком положении порядок расчета и размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть аналогичен порядку расчета и размеру платы за коммунальную услугу, применяемым исполнителем коммунальных услуг во взаимоотношениях с жильцами управляемых домов в силу императивных требований соответствующих правил.

Таким образом, предлагаю для закрепления в Решении Экспертного совета при Удмуртском УФАС России следующие решения:

1. Признать, что применение двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение в 2014 году являлось объективно невозможным, поэтому действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в выставлении платы за горячее водоснабжение управляющим организациям и товариществам собственников жилья по двухкомпонентному тарифу, являются недобросовестными и должны квалифицироваться как злоупотребление правом (ст. 11 Гражданского кодекса РФ);

2. Рекомендовать ООО «Удмуртские коммунальные системы» выставить всем потребителям (управляющим организациям и товариществам собственников жилья) платежные документы за горячее водоснабжение за 2014 год с учетом удельного расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. холодной воды, утв. Распоряжением Правительства УР от 27.01.14 г. №38-р.

 

         Решили:

  1. Утвердить план работы Экспертного Совета на 2015 год:

1) Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства в ЖКХ (обзор практики по Российской Федерации) – ответственный: начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков Удмуртского УФАС России <…> – 2 квартал 2015 года.

2) О порядке подключения к системам теплоснабжения установленного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» -  ответственный: руководитель регионального правового управления Филиала «Удмуртский» ОАО «Волжская ТГК» <…> - 2 квартал 2015 года.

3) Изменения порядка оплаты за коммунальную услугу «отопление» - ответственный: начальник Государственной жилищной инспекции Удмуртской Республики при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики УР <…> – 3 квартал 2015 года.

4) Изменения в Закон «О защите конкуренции»: четвертый антимонопольный пакет – ответственный: и.о. заместителя руководителя Удмуртского УФАС России <…> – 3 квартал 2015 года.

        

2. Предложить:

  1. Правительству Удмуртской Республики рассмотреть вопрос о механизме компенсации исполнителям коммунальных услуг, надлежащим образом исполнившим обязанность по установке узлов учета горячей воды, возможных убытков вследствие применения распоряжения Правительства УР от 27.01.2014 № 38-р «О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению» в случае невозможности выставления гражданам счетов на оплату за горячее водоснабжение с учетом фактически потребленного ресурса при применении двухкомпонентного тарифа.

 

  1. Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики дать оценку действиям ООО «Удмуртские коммунальные системы», а также иных организаций поименованных в распоряжение Правительства УР от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению" за 2014 год при применении двухкомпонентного тарифа, в части наличия (отсутствия) признаков нарушения статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях при организации расчетов за потребленный коммунальный ресурс (ГВС).

 

  1.  Удмуртскому УФАС России, рассмотреть вопрос о соответствии распоряжения Правительства УР от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению" требованиям антимонопольного законодательства, как акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, с учетом результатов рассмотрения Правительством Удмуртской Республики и Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики пунктов 1 и 2 настоящего Решения о применении двухкомпонентного тарифа.

 

 

Председатель Совета

И.о. заместителя руководителя

Удмуртского УФАС России                                                        <…>

 

 

Секретарь                                                                                      <…>

Дата проведения Совета: 
19 февраля 2015, 07:19