Протокол №2 от 30.11.2016 г.
ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
30.11.2016 г. №2
Председательствовал: <…>
Присутствовали:
члены Совета <…>,
<…>,
<…>,
<…>
Повестка дня:
- О ситуации на рынке оказания коммунальных услуг: изменения в Жилищный кодекс РФ в части внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; проблемы заключения договоров на поставку коммунальных ресурсов между управляющими и ресурсоснабжающими организациями;
- Вопросы технологического присоединения к электрическим сетям:
- о проверке отсутствия/наличия технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям при установлении платы за присоединение в индивидуальном порядке;
- о необходимости отмены или изменения условий применения при расчете платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт).
- Слушали: <...> – вступительное слово.
2. Слушали:
<…> – изложила порядок обсуждения вопросов, стоящих на повестке заседания Совета. Внесла предложение о пересмотре состава Совета.
Решили:
1) Принять информацию к сведению.
3. Слушали:
<…> – довел до членов Совета изменения, внесенные в ЖК РФ, в части внесения гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в частности затронул тему о том, что плата за ОДН с 2017 года должна войти в состав платы за содержание общедомового имущества, то есть выйти из состава коммунальной услуги: при отсутствии договора между управляющей компанией (ТСЖ) и РСО о приобретении коммунального ресурса, индивидуальное потребление будет оплачиваться потребителями напрямую в РСО, а коммунальный ресурс, израсходованный на ОДН будет приобретаться у РСО уже управляющими компаниями (далее – УК) по утвержденному нормативу. При этом разницу, между показаниями общедомового прибора учета и нормативом, должна будет оплатить УК.
Проинформировал членов Совета о том, что в Удмуртской Республике проведена большая работа по урегулированию отношений и расчету платы за ОДН. В настоящее время в большинстве многоквартирных домов расходы ресурсов на ОДН ниже, чем установленные нормативы, поэтому переход на расчеты ОДН по нормативам приведет к увеличению платы граждан за содержание общего имущества.
Просил членов Совета поддержать позицию ГЖИ УР о необходимости отсрочить введение положений по расчету платы за ОДН по нормативам, либо полностью их исключить.
Указал, что в настоящее время на территории Удмуртской Республики преобладают прямые договорные отношения между потребителями и поставщиками коммунальных ресурсов.
Отметил, что зачастую складывается ситуация, когда ресурсоснабжающие организации (далее – РСО), заключая прямые договоры с потребителями, фактически должны совмещать обязанности поставщика и исполнителя коммунального ресурса. Вместе с тем, интерес у РСО остается лишь в получении прямых денежных поступлений от потребителей, а вопросы исполнения требований, возложенных на РСО как на исполнителя коммунального ресурса, остаются без внимания.
Изложил позицию Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР (далее – ГЖИ УР) по обозначенным проблемам.
<…> – изложила позицию Удмуртского УФАС России по обозначенным вопросам.
Проинформировала Совет о принятых антимонопольных органом мерах по выявлению нарушений в рамках возложенных полномочий. Отметила, что при неисполнении, либо ненадлежащем исполнении РСО своих обязанностей по заключению договора с УК, при представлении последней всех необходимых документов, в действиях РСО будут содержаться признаки нарушения антимонопольного законодательства. При этом, в случае устранения причин, повлекших вынесение антимонопольным органом предупреждения в адрес РСО, а именно направление проекта договора в соответствующую УК, дальнейшее урегулирование отношений будет осуществляться в рамках гражданско-правовых отношений, при этом урегулирование данных вопросов не будет входить в компетенцию антимонопольного органа, за исключением случаев, если со стороны РСО предпринимаются действия по навязыванию невыгодных условий договора.
Сообщила о внесении изменений в Закон «О защите конкуренции» в части определения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
Решили:
1) Принять информацию к сведению.
2) Продолжить контроль за соблюдением законодательства с учетом внесенных изменений в рамках полномочий.
3) ГЖИ УР подготовить проект обращения в ФАС России в части отсрочки введения положений по расчету платы за ОДН по нормативам, либо об их полном исключении.
4. Слушали:
<…> – обозначил причины, которые приводят к необходимости отмены или изменения условий применения при расчете платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт). В частности, указал, что рассчитанная с помощью этих ставок плата в большинстве случаев не покрывает реальных затрат ТСО на выполнение мероприятий «последней мили». Данные ставки, в отличие от стандартизированных ставок, не индексируются в течении года в зависимости от стоимости на работы и цен на материалы, и зафиксированы на «среднем уровне» с учетом плановой инфляции. В большинстве случаев это приводит к значительной разнице в размере платы за одно присоединение, рассчитанной двумя способами.
Предложил расширить перечень документов, предоставляемых к заявлению об установлении платы, определенный в Правилах технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года №861, приказе ФСТ России от 11 сентября 2012 года №209-э/1 «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям», добавив в него документы, подтверждающие достоверность информации об отсутствии технической возможности технологического присоединения. Либо прописать возможность запроса регулирующего органа в Ростехнадзор.
<…> – изложила позицию Удмуртского УФАС России по обозначенным вопросам.
Довела до членов Совета информацию, что в 2016 году в отношении электросетевых организаций и их должностных лиц было возбуждено 52 дела по фактам нарушения ст.9.21 КоАП РФ. Наиболее часто встречающимися нарушениями являются: нарушение срока подключения; отказ в заключении договора технологического присоединении в связи с тем, что сетевая организация является не ближайшей к участку заявителя; в проектах договоров и технических условиях указаны требования, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.
Проинформировала, что с 05.01.2016г. норма статьи 9.21 КоАП РФ является специальной по отношению к статье 14.31 КоАП РФ, в связи с чем, при наличии в действиях сетевых организаций признаков нарушения порядка технологического присоединения, антимонопольным органом возбуждается дело об административном правонарушении, а не дело о нарушении антимонопольного законодательства по ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением).
Решили:
1) Принять информацию к сведению.
2) Поскольку действующим законодательством для органа регулирования тарифов не предусмотрена возможность по истребованию у сетевых организаций дополнительных документов, подтверждающих отсутствие технической возможности осуществления технологического присоединения, то при обращении сетевыми организациями за установлением тарифа для заключения договора об осуществлении технологического присоединения в индивидуальном порядке, орган регулирования тарифов обязан выполнить расчет и установить соответствующий тариф. Вопросы отсутствия/наличия технической возможности регулируются постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года №861, в том числе предполагают право заявителя обратиться в уполномоченные органы для получения подтверждения об отсутствии/наличии технической возможности при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению.
Председатель Совета
заместитель руководителя
Удмуртского УФАС России А.В. Анголенко
Секретарь <…>