Неоднократные нарушения заказчиком требований законодательства о размещении заказов не являются обстоятельствами непреодолимой силы


03 июня 2010 года Удмуртским УФАС России получено постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в соответствии с которым ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», ФГУП «Управление специального строительства по территории № 8 при Федеральном агентстве специального строительства» отказано в удовлетворении требований о признании решения Арбитражного суда УР незаконным.

Напомним, 09.12.2009г. Удмуртским УФАС России было рассмотрено дело по проверке соблюдения ГОУ ВПО «ИГМА» законодательства о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ по реконструкции спортивно-оздоровительного комплекса у единственного подрядчика - ФГУП «УССТ №8».
ГОУ ВПО «ИГМА» было принято решение о заключении государственного контракта № 84 от 30.11.2009г. на выполнение работ по реконструкции спортивно-оздоровительного комплекса с ФГУП «УССТ №8» как с единственным подрядчиком. Цена контракта составила 148 150 000 (Сто сорок восемь миллионов сто пятьдесят тысяч) рублей.

По итогам проведения внеплановой проверки Инспекция Удмуртского УФАС России признала государственного заказчика – ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» нарушившим требования части 1 статьи 1, части 2 статьи 10 ФЗ «О размещении заказов …».
Нарушение заключалось в том, что государственный контракт от 30 ноября 2009 года № 84 был заключен без проведения торгов (у единственного подрядчика) при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, что противоречит требованиям части 2 статьи 10 ФЗ «О размещении заказов …».

Не согласившись с решением Удмуртского УФАС России ГОУ ВПО «ИГМА» обжаловало его в Арбитражный суд Удмуртской Республики, в качестве доводов указав, что контракт был заключен на основании пункта 6 части 2 статьи 55 ФЗ «О размещении заказов …» в связи с возникновением потребности в подрядных работах вследствие непреодолимой силы (Заказчику требовалось освоить денежные средства, выделенные из федерального бюджета на 2009 год, в размере 45 000 000 рублей до 29 декабря 2009 года, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, было нецелесообразно). По мнению ГОУ ВПО «ИГМА», у Академии отсутствовала возможность провести торги в установленном порядке по ряду не зависящих причин.

ФГУП «УССТ №8» также обжаловало решение Удмуртского УФАС России в Арбитражный суд Удмуртской Республики, указав, что контракт был заключен на основании части 6 статьи 36 ФЗ «О размещении заказов …» по причине признания аукциона несостоявшимся.

Арбитражный суд Удмуртской Республики отказал ГОУВПО «ИГМА» и ФГУП «УССТ №8» в удовлетворении заявленных требований, мотивировав это тем, что основание заключения Академией государственного контракта с единственным подрядчиком не относится к обстоятельствам непреодолимой силы. Утрата ФГУП «УССТ № 8» статуса участника аукциона также не является основанием заключения контракта с единственным подрядчиком.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд согласился с позицией Арбитражного суда Удмуртской Республики и антимонопольного органа.

Необходимо отметить, что признавая законным решение Удмуртского УФАС России, суд апелляционной инстанции согласился с выводами антимонопольного органа, что неоднократные нарушения заказчиком требований законодательства о размещении заказов привели к переносу проведения аукциона, объявленного 25.09.2009г. на 15.12.2009г. Несоблюдение ГОУВПО «ИГМА» требований закона и наступление последствий от таких действий не может рассматриваться в качестве обстоятельства непреодолимой силы, в связи с чем размещение заказа в порядке, предусмотренном п.6 ч.2 ст.55 ФЗ «О размещении заказов …» является неправомерным.