Арбитражный суд Удмуртской Республики подтвердил: ОАО «Автовокзалы Удмуртии» незаконно взимает кассовый сбор при продаже билетов


Сегодня, 18 декабря 2009 года, в Удмуртское УФАС России поступило решение Арбитражного суда Удмуртской Республики о признании решения и предписания антимонопольного органа, вынесенных в отношении ОАО «Автовокзалы Удмуртии», законными и обоснованными.

В июле 2009 года Удмуртское УФАС России признало ОАО «Автовокзалы Удмуртии» нарушившим антимонопольное законодательство, по факту злоупотребления доминирующим положением путём навязывания пассажирам невыгодных условий договора (необоснованное взимание финансовых средств за не оказанные услуги), что является нарушением п.3) ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ОАО «Автовокзалы Удмуртии» при продаже билетов необоснованно взимает с пассажиров кассовый сбор в размере 3 рубля на пригородные маршруты и 7 рублей на междугородные маршруты. При этом, при покупке билета непосредственно на автовокзале или автостанции уплата кассового сбора является обязательной.
В тоже время, при продаже билета никакие услуги, кроме как продажа билета, пассажиру не оказываются. На услуги автовокзала пассажирам, например, бронирование билетов, предварительная продажа билетов, справочная информация, туалеты, на основании приказов ОАО «Автовокзалы Удмуртии» установлена плата, которая взимается дополнительно при пользовании данными услугами.

Как установлено при рассмотрении дела, ОАО «Автовокзалы Удмуртии» заключают договоры с перевозчиками на оказание комплексных услуг, в том числе, на продажу билетов на маршруты перевозчиков. За оказание услуг по договору автовокзалы получают от перевозчиков вознаграждение.
Услуги автовокзала, в частности продажа билетов, является неотъемлемой частью договора перевозки. Взимание кассового сбора при продаже билетов фактически навязывает пассажиру дополнительную плату за услуги, которые либо должны быть бесплатны (пользование залами ожидания, туалетами), либо оплачиваются пассажирами при непосредственном пользовании дополнительной услугой (камера хранения, бронирование билетов и т.п.), а также оплачиваются перевозчиками и включены в тариф на услуги перевозки (услуги за организацию продажи билетов, организация посадки и высадки пассажиров и т.п.).

Кроме этого, при рассмотрении дела установлено, что ОАО «Автовокзалы Удмуртии» необоснованно устанавливает различные цены (тарифы) на одну услугу (услуги автовокзалов и автостанций) для перевозчиков.
На основании заключенных договоров установлено, что размер платы за услуги автовокзалов и автостанций для различных перевозчиков установлен от 10-16% с выручки, полученной от реализации билетов за провоз пассажиров. Установление различных тарифов экономически и технологически не обосновано, потому как создаёт дискриминационные условия для перевозчиков, что является нарушением пп.6, 8) ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции».
По результатам рассмотрения дела, ОАО «Автовокзалы Удмуртии» было выдано предписание об устранении нарушений и последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Однако, не согласившись с решением и предписанием административного органа, ОАО «Автовокзалы Удмуртии» подало заявление в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
11.12.2009г., с учётом всех обстоятельств дела, Арбитражный суда Удмуртской Республики вынес решение об отказе в удовлетворении заявления ОАО «Автовокзалы Удмуртии», признав решение и предписание Удмуртского УФАС России законными и обоснованными в полном объёме.

(С решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.12.2009г. вы можете ознакомиться на официальном сайте Управления – www.udmurtia.fas.gov.ru в разделе «Отдел контроля товарных и финансовых рынков»).