О заседании Общественно-консультативного Совета при Удмуртском УФАС России


16 декабря 2009 года состоялось расширенное заседание Общественно-консультативного Совета, созданного при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, по вопросам похоронного дела и ритуальных услуг, а также о ситуации на рынке оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации (захоронению) отходов.

C докладом о состоянии законности, соблюдении антимонопольного законодательства при организации погребения и похоронного дела на территории Удмуртской Республики, о выявленных нарушениях закона и принятых мерах, выступил заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России Герасимова Татьяна Васильевна.
Было отмечено, что Удмуртским УФАС России в текущем году проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. Проверка проводилась камерально, по представленным органами местного самоуправления нормативным и ненормативным правовым актам, регулирующим сферу ритуальных услуг.
Из 30-ти муниципальных образований, включая города и 25 районов республики, акты, регулирующие указанную сферу правоотношений, приняты только в 14 муниципальных образованиях, из них в 8 муниципальных образованиях действующие акты нарушали антимонопольное законодательство. Удмуртским УФАС России было возбуждено и рассмотрено 8 дел, по всем делам приняты решения, в отношении Администраций г.Сарапула, г.Глазова, МО «Камбарское», МО «Завьяловское» выданы предписания об устранении нарушений. В настоящее время предписания исполнены.
Учитывая, что в г. Ижевске правила содержания мест погребения и порядок деятельности общественных кладбищ приняты только во втором квартале 2009 года, проверка в отношении актов Администрации г. Ижевска продолжится.

О ситуации на рынке оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации (захоронению) отходов выступил начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков Удмуртского УФАС России Стерхова Елена Ивановна. В качестве наиболее значимого дела, рассмотренного Управлением в 2009 году, Стерхова Е.И. отметила дело, возбуждённое в отношении ООО «Чистый город». В апреле текущего года Комиссия Удмуртского УФАС России признала ООО «Чистый город» нарушившим требования антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, что выразилось в нарушении порядка ценообразования, навязывании невыгодных условий договора, необоснованном установлении различных цен (тарифов) на одну услугу. ООО «Чистый город» при заключении договоров и в расчётах с контрагентами не учитывало, что образуемые отходы при некоторых видах деятельности (например, по оптово-розничной торговле, деятельность образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры и спорта, торгово-развлекательных комплексов, а также иных учреждений и организаций) относятся к отходам потребления (твердым бытовым отходам), а не к отходам производства.
При рассмотрении дела было установлено, что ООО «Чистый город» при заключении договоров и выставлении счетов за оказанные услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (отходов потребления) применяло тарифы, утвержденные Администрацией г. Ижевска в размере 38,73 рубля за куб.м., только при расчётах с организациями, осуществляющими вывоз отходов с жилого фонда. В отношении иных организаций и предпринимателей применяет тариф с 01.01.2009г. - 182,51 руб. за куб.м. (с НДС), установленный приказом директора.
Применение тарифов, не утверждённых в установленном законом порядке, является нарушением порядка ценообразования, и не допускается в соответствии с пунктом 10) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Применение различных тарифов на одну услугу для разных потребителей является нарушением пункта 6) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
По результатам рассмотрения дела ООО «Чистый город» было выдано предписание, в соответствии с которым общество обязано прекратить нарушение порядка ценообразования, применение различных тарифов на одну услугу, навязывание невыгодных условий договоров.
Решение и предписание антимонопольного органа были обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики, который признал решение антимонопольного органа незаконным в части, однако апелляционная инстанция признала решение и предписание Удмуртского УФАС России законными и обоснованными в полном объёме.

По результатам обсуждения Общественно-консультативный Совет принял решение подготовить и направить Президенту Удмуртской Республики информацию о ситуации на рынке ритуальных услуг, с целью информирования и принятия соответствующих мер в данной сфере деятельности.