19 февраля 2009 года на отчётной пресс-конференции Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике подвело итоги работы за 2008 год


Сегодня, 19 февраля 2009 года, в рамках проведения единой информационной политики Объединённого пресс-центра при Главном федеральном инспекторе по Удмуртской Республике, направленной на повышение информационной открытости территориальных органов федеральных структур на территории Удмуртской Республики, состоялась пресс-конференция с участием руководителя Удмуртского УФАС России Михаила Маренникова, в ходе которой были освещены итоги деятельности Управления за 2008 год и определены основные задачи на 2009 год.

Руководитель Удмуртского УФАС России Михаил Маренников отметил, что в 2008 году Управление проводило плановые контрольные мероприятия и внеплановые, что позволило выявить и в последующем пресечь нарушения действующего законодательства. По всем выявленным антимонопольным органом правонарушениям в отношении органов власти, хозяйствующих субъектов и должностных лиц, возбуждались дела об административных правонарушениях и применялись соответствующие санкции, что позволило соблюсти принцип неотвратимости наказания, сократить предпосылки к дальнейшим нарушениям законодательства.

На пресс-конференции Михаил Маренников довёл информацию о деятельности Удмуртского УФАС России за 2008 год. В частности, было обращено внимание на то, что с каждым годом возрастает количество обращений и жалоб в антимонопольную службу.
Так, к примеру, за 2008 год Управлением, при осуществлении контроля за концентрацией на рынке финансовых услуг, было рассмотрено 889 (в 2007 году – 732; в 2006 году – 153) ходатайств и уведомлений по сделкам и соглашениям финансовых организаций. По итогам года исследовано 29 товарных рынков на предмет состояния конкурентной среды, в том числе в сфере оптовой и розничной реализации нефтепродуктов на территории Удмуртской Республики, услуг розничной торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, услуг предоставления доступа к сети Интернет, оптового рынка цемента и др. Ежегодно осуществляется исследование рынка банковских, лизинговых услуг, рынка негосударственных пенсионных фондов, рынка ценных бумаг.

В 2008 году Управлением было рассмотрено 136 заявлений по признакам нарушения антимонопольного законодательства, что говорит о росте числа обращений по сравнению с 2007 годом в 1,5 раза. При этом нарушения антимонопольного законодательства установлены в 54,4% случаях от общего количества поступивших заявлений.

В 2008 году выявлено 27 (в 2007 году - 18) фактов злоупотребления доминирующим положением, в том числе нарушения антимонопольного законодательства со стороны субъектов естественных монополий.
Наибольшее количество нарушений выявлено на рынках электроснабжения, в том числе на рынках услуг по передаче электрической энергии и услуг по безвозмездному осуществлению перетока электрической энергии через принадлежащие объекты элетроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения, а также на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Основными нарушениями явились: навязывание невыгодных условий договора, необоснованное требование финансовых средств – 6 (в 2007 году - 4); необоснованное сокращение или прекращение производства – 5 (2); необоснованный отказ от заключения договора – 5 (2); необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар -1 (0); создание дискриминационных условий – 3 (1); нарушение порядка ценообразования (применение неутвержденных тарифов на горячее водоснабжение) -7 (3).
Всего по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» было возбуждено 45 дел (в 2007 году - 22), из них по заявлениям – 42.
Михаил Маренников отметил, что в минувшем году активно велась работа и по выявлению административных правонарушений. Всего за 2008 год Управлением возбуждено 235 административных дела, общая сумма наложенных штрафов составила 144 млн. руб., что в 10 раз больше, чем в 2007 году.
Впервые в 2008 году Управлением применены санкции в виде оборотных штрафов за злоупотребление доминирующим положением.

При осуществлении государственного контроля за соблюдение законодательства о рекламе в 2008 году Удмуртским УФАС России возбуждено и рассмотрено 71 административных дела (в 2007 году – 122) с последующим наложением штрафов на сумму более 3 млн. руб. (в 2007 году - более 2 млн. руб.).
За отчётный период, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, прекращено распространение рекламы с использованием непристойных образов, бранных слов и выражений. Если в 2007 году было установлено 25 фактов нарушений, то в 2008 году не установлено ни одного факта.

Снижение количества возбуждённых дел, по мнению руководителя Управления, в первую очередь, связано с положительной работой антимонопольного органа по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства о рекламе. Для предупреждения фактов нарушения рекламного законодательства проводится мониторинг издаваемых в Республике периодических изданий – газет и журналов (в возможном объёме), просматриваются и прослушиваются теле- и радиопрограммы, для рекламодателей и рекламораспространителей проводятся семинары, в ходе которых доводятся последние изменения в рекламном законодательстве, даются консультации. Активно ведётся работа Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе, куда входят представители печатных, электронных средств массовой информации, представители высших учебных заведений, Удмуртского регионального отделения «ОПОРА России», Объединённого пресс-центра при Главном Федеральном инспекторе по Удмуртской Республике, специалисты в области наружной рекламы.

В 2008 году специалистами Удмуртского УФАС России проведена инспекционная проверка наружной рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, размещённой на временных рекламных конструкциях: зонтах, ограждениях, шатрах летних кафе на территории г. Ижевска. В ходе данного мероприятия было проверено 15 мест размещения отдельно стоящих летних кафе, по результатам проверки было возбуждено 9 дел в отношении индивидуальных предпринимателей и обществ, осуществляющих торговую деятельность в летних кафе.
Основными нарушениями явились:
- распространение рекламы пива без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе (часть 3 статьи 22 Закона «О рекламе»);
- распространение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий (пункт 6) части 2 статьи 22 Закона «О рекламе»).

Российские граждане всё чаще пользуются услугами банков, особенно быстрыми темпами растёт рынок потребительских кредитов. Вместе с этим увеличивается и возможность применения банками и другими финансовыми организациями недобросовестных способов привлечения клиентов. Так, например, в условиях жёсткой конкуренции некоторые банки распространяют ложные, неточные или искажённые сведения об условиях предоставления своих услуг. В отчётном периоде, по поручению ФАС России, Управлением проведена проверка рекламы услуг банков по предоставлению потребительских кредитов. Данная проверка показала, что большинство рекламных объявлений содержит указание на минимальные и максимальные суммы кредита, минимальный и максимальный сроки, на который предоставляется кредит, а также ставки по кредитам указаны в размере «от и до», но при этом, в рекламе отсутствуют промежуточные показатели суммы и срока, от которых зависит размер процентной ставки по кредиту.
Управлением возбуждено 10 дел в отношении банков по признакам отсутствия в рекламе, в том числе, указания на промежуточные показатели сумм, сроков и ставок по кредиту, при том, что все остальные условия, влияющие на стоимость кредита, указаны.

Михаил Маренников подчеркнул, что в 2008 году почти в 10 раз, по сравнению с 2007 годом, увеличилось количество нарушений порядка предоставления государственной или муниципальной помощи. Суммарное количество выявленных нарушений статей 19-21 Закона «О защите конкуренции» за отчётный период составило 39 (в 2007 году - 4).
Увеличение выявленных нарушений указанных статей произошло в связи с проведением Удмуртским УФАС России контрольных мероприятий в отношении органов власти муниципальных образований Удмуртской Республики. Наиболее характерными видами нарушений по предоставлению государственной или муниципальной помощи является несоответствие целей предоставления государственной (муниципальной) помощи, и предоставление государственной (муниципальной) помощи без письменного согласия антимонопольного органа.

В 2008 году в Удмуртское УФАС России поступило 127 жалоб участников размещения заказов на действия государственных и муниципальных заказчиков при размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд, государственных нужд Удмуртской Республики, нужд муниципальных образований Удмуртской Республики (за 2007 год – 82 жалобы).
По результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок выявлены нарушения в 56 размещаемых заказах, в связи с чем заказчикам, комиссиям было выдано 24 предписания, которые исполнены в установленные сроки.
В 2008 году было возбуждено (окончено) 78 дел об административных правонарушениях, из них по 41 делу наложены административные штрафы на общую сумму 1.450.000 рублей.
Следует отметить, что наиболее часто встречающимися административными нарушениями в сфере размещения государственного и муниципального заказа, являются нарушения, административная ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение членом конкурсной или аукционной комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона; ч.1, 2 ст.7.29 КоАП – нарушение способа размещения заказа; ч.1.2 ст.7.32 КоАП – нарушение сроков заключения государственных и муниципальных контрактов.
Количество поступивших жалоб, по сравнению с 2007 годом, возросло на 35 %, что свидетельствует о возрастающем интересе предпринимателей к государственным и муниципальным заказам, о реальной и эффективной возможности защиты прав и интересов участников размещения заказа в досудебном порядке.

Кроме того, произошли существенные изменения в распределении количества выявленных нарушений между различными уровнями заказчиков (федеральным, субъекта Российской Федерации, муниципальным).
Так, в 2008 году выявлено 226 нарушений при рассмотрении жалоб и внеплановым проверкам при рассмотрении жалоб (в 2007 году всего 125). По сравнению с 2007 годом, в 2008 году значительно увеличилось количество нарушений, допущенных федеральными (с 34 до 81), муниципальными (с 63 до 76) и республиканскими (с 28 до 69) заказчиками. Увеличение числа выявленных нарушений Закона о размещении заказов объясняется, прежде всего, тем, что федеральные и муниципальные заказчики, как правило, осуществляют размещение заказов самостоятельно, без привлечения специализированных организаций, допуская при этом большое количество нарушений.

Михаил Маренников особо подчеркнул, что открыт и функционирует сайт Удмуртского УФАС России (www.udmurtia.fas.gov.ru), на котором размещены решения и предписания антимонопольного органа, судебные решения, имеется реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов. На страницах сайта регулярно выходят новости территориального органа, а также иная информация, которая может представлять интерес для пользователей сайта.
Кроме того, Управление работает со всеми средствами массовой информации. За 2008 год проведено 2 отчётные пресс-конференции, дано около 30 интервью электронным и печатным СМИ, информация о деятельности Удмуртского УФАС России регулярно размещается в региональных и местных печатных изданиях.
Данный факт свидетельствует о том, что Удмуртское УФАС России ведёт открытую для общественности и средств массовой информации деятельность, которая направлена на обеспечение соблюдения добросовестной конкуренции и защиту законных интересов хозяйствующих субъектов и граждан.

В заключительной части пресс-конференции руководитель Удмуртского УФАС России наметил основные задачи, стоящие перед антимонопольным органом в 2009 году, а также ответил на интересующие журналистов вопросы, в том числе о деятельности Управления по контролю за ценами на ГСМ и социально-значимые продукты питания.