О заседании Общественно-консультативного совета при Удмуртском УФАС России


22 сентября 2010 года состоялось очередное заседание Общественно-консультативного Совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике.

На данном заседании с докладом о порядке и оплате технологического присоединения к газораспределительным сетям выступил начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов Удмуртского УФАС России. В рамках доклада разъяснены особенности технологического присоединения, предусмотренные законодательством для граждан и хозяйствующих субъектов, освещены проблемы, связанные с тарифным регулированием ценообразования при осуществлении технологического присоединения. Также до присутствующих была доведена информация о работе Управления в сфере контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.
По итогам обсуждения данного вопроса членам Общественно-консультативного совета было рекомендовано при наличии информации о наличии признаков нарушения со стороны организаций, оказывающих услуги технологического присоединения к газораспределительным сетям, информировать Удмуртское УФАС России для рассмотрения вопроса, в пределах компетенции Управления, о соответствии действий организаций действующему законодательству. Кроме того, Удмуртскому УФАС России было рекомендовано подготовить обращение к Председателю Правительства Удмуртской Республики по вопросу установления РЭК УР в отношении крупнейшей газотранспортной организации, осуществляющей технологическое присоединение к газовым сетям на территории субъекта,- РОАО «Удмуртгаз» тарифа на технологическое присоединение к газораспределительным сетям.

Также на заседании Совета начальником отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов Удмуртского УФАС России была доведена информация о росте тарифов на услуги естественных монополий в Удмуртской Республике. Докладчиком было отмечено наличие в республике случаев уклонения субъектов естественных монополий от установления тарифов в установленном законом порядке и самостоятельное формирование цены на услугу, что обуславливает ее высокую стоимость для потребителя, наличие фактов неправильного исчисления цены услуг при установлении тарифа.
По результатам обсуждения данного вопроса членам Совета было рекомендовано при наличии информации о фактах необоснованного взимания платы за оказание услуг субъектами естественных монополий, без установления соответствующего обоснованного тарифа Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики, информировать Удмуртское УФАС России для рассмотрения вопроса о соответствии действий организаций антимонопольному законодательству.

С докладом о правовом регулировании рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок, продуктов детского питания, выступил временно исполняющий обязанности начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Удмуртского УФАС России.
По словам докладчика, правовое регулирование рекламы лекарственных средств, медицинских услуг, медицинское техники осуществляется статьей 24 ФЗ «О рекламе», которой устанавливаются ряд требований, направленных на защиту здоровья населения с учетом значительного воздействия рекламы на сознание и поведение людей.
На территории России запрещены к изготовлению, продаже и потреблению, а соответственно, и не могут быть объектом рекламы средства и вещества, не внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и не имеющие сертификата соответствия.
В докладе были озвучены требования, предъявляемые законодательством к рекламе лекарственных средств, медицинских услуг и медицинское техники, которые должны обеспечивать права потребителей, их безопасность, не допускать подрыва доверия к рекламодателю и производителю, а также веру в медицинские возможности. В частности, было указано, что реклама лекарственных средств не должна обращаться к несовершеннолетним, поскольку не достигший самостоятельного осознанного возраста человек, недостаточно обеспеченный в информативном плане, не может правильно определить, что его беспокоит на самом деле и установить причины этого беспокойства. Кроме того, было отмечено, что преследуя гуманные цели и рациональный подход к проблеме здоровья, ФЗ «О рекламе» запрещает в рекламе лекарственных средств указывать на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, даже если такое событие имело в действительности место.
Также запрещается использовать в рекламе фразы подобно предположениям о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья (допущение, догадка) часто выражающихся безликими вопросами "Замучила диарея?", "Тяжесть в желудке?", "Насморк?", "Болят суставы?".
Докладчиком было отмечено, что в целях обеспечения правильности приема лекарств и надлежащей эксплуатации медицинской техники законодатель обязывает рекламораспространителей размещать в рекламе предупредительную информацию. При этом, в соответствии с разъяснением антимонопольной службы содержание предостережения выбирается самостоятельно рекламодателем в зависимости от характера рекламируемого объекта из альтернативных вариантов: либо о существовании противопоказаний к применению (признак, указывающий на невозможность, нежелательность или вредность употребления), либо о необходимости ознакомления с инструкцией, либо о важности обращения к врачу перед использованием препарата.

В завершении руководителем Удмуртского УФАС России была представлена информация о состоянии уровня цен в Удмуртской Республике на социально значимые продукты питания и мерах, принимаемых Удмуртским УФАС России по данной ситуации. Так, было отмечено, что по сравнению с ценами прошлой недели (с 13 по 19 сентября 2010 года) отпускная цена на пастеризованное (стерилизованное) молоко увеличилась у 2 хозяйствующих субъектов: ОАО «Можгасыр» на 5,27%, у ОАО «Кезский сырзавод» на 2,84%. Розничные цены на пастеризованное (стерилизованное) молоко по сравнению с прошлым периодом увеличились у 1 хозяйствующего субъекта - ОАО «Айкай» на 6,16%. Розничные цены на масло подсолнечное увеличились у 1 хозяйствующего субъекта - ООО «Ижтрейдинг» на 14,49%. Отпускные и розничные цены на хлеб ржаной и хлеб пшеничный за период с 13.09. по 19.09.2010г. не изменились.

В связи с повышением цен на муку за период с 01.07.2010г. по 13.08.2010г. более чем на 100%, Управлением возбуждено дело по установлению монопольно высокой цены на муку в отношении группы лиц ООО «Удмуртмельпром» и ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов».
Рассмотрение дела отложено на 23 ноября 2010 года в связи с:
- необходимостью проведения анализа рынка поставки муки на территорию Удмуртской Республики с целью доказательства наличия (отсутствия) доминирующего положения группы лиц «ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов» и ООО «Удмуртмельпром»;
- привлечением в качестве ответчиков к участию в деле ООО «ТК «Русь-Матушка», как лицо, через которое осуществляется поставка всей произведенной вышеуказанными предприятиями муки, и ООО «Удмуртская хлебная компания» как лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов», ООО «Удмуртмельпром» и ООО ТК «Русь Матушка»;
- доквалификацией признаков нарушения, по которым возбуждено дело, признаками нарушения пункта 6) части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» - необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, поскольку при рассмотрении представленных материалов установлено, что мука отпускалась по разным ценам для различных покупателей.

Также руководителем Удмуртского УФАС России была доведена информация о том, что по заявлениям граждан Управлением проводится проверка обоснованности установления цен на хлеб в городах Ижевск, Воткинск на предмет злоупотребления доминирующим положением или согласованных действий по установлению и поддержанию цен.
17.09.2010г. состоялось заседание межведомственной рабочей группы МВД по УР и Удмуртского УФАС России по вопросу состояния уровня цен в Удмуртской Республике на социально значимые продукты питания и мерах, принимаемых антимонопольным органом, а также вопросу взаимодействия по контролю за уровнем цен в республике на социально значимые продукты питания.

Более подробно с протоколом заседания Общественно-консультативного Совета можно ознакомиться на официальном сайте Удмуртского УФАС России (www.udmurtia.fas.gov.ru) в разделе «Общественные советы и Комиссии».