В Удмуртском УФАС России состоялся Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе


30 июня 2010 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике состоялось очередное заседание Экспертного совета по вопросам применения законодательства о рекламе.

На заседании Экспертного совета обсуждался вопрос использования непристойных, оскорбительных образов и выражений в рекламе шахтинской плитки, распространяемой на улицах города Ижевска, в которой содержится изображение женщины в халате с оголенными ногами, сидящей на кафельной плитке, и которая сопровождается фразой: «Ляжет как миленькая». В ходе дискуссии было заслушано мнение каждого из членов Экспертного совета в отношении вышеуказанной рекламы и принято решение о том, что в рекламе непристойные либо оскорбительные образы не усматриваются. В рекламе соблюдены существующие нормы обнажения для публично демонстрируемых визуальных образов, отсутствуют неприличные позы и жесты. В тоже время, антимонопольному органу рекомендовано направить в адрес рекламодателя письмо с указанием на необходимость более внимательного подхода к креативной составляющей рекламных сообщений и о необходимости соблюдения норм общественной морали при производстве и распространении рекламы, в связи с возможным неоднозначным восприятием потребителями данной рекламы.

Также Экспертный совет признал рекламу магазина разливного Дива, содержащего фразу: «Светлое, темное, живое, нефильтрованное» рекламой пива. По мнению члена Экспертного совета – преподавателя русского языка и литературы, «все словари русского языка однозначно информируют нас о том, что слово «диво» никак не может иметь лексическую (смысловую) связь с понятиями «темное», «светлое», «янтарное», «живое», «нефильтрованное». Диво – это то, что вызывает удивление, чудо, невидаль, диковина». Большой толковый словарь под словом «пиво» понимает – «умеренно-алкогольный напиток, получаемый брожением особых дрожжей в солодовом сусле с добавлением хмеля. Пенистое п. Светлое п. Темное п. Варить п. П. в разлив». Под словом «диво» понимается «то, что вызывает удивление; нечто необыкновенное, поразительное». Слово «Диво», используемое в рекламе с фразой «Светлое, темное, живое, нефильтрованное» связано со словом пиво, формирует интерес к данному продукту, его сортам и разновидностям, а, следовательно, является рекламой пива.

На заседании Совета рассматривался вопрос о том, являются ли рекламой поздравления, размещенные в печатных СМИ. По данному вопросу Экспертный совет пришел к выводу, что те поздравления, которые помимо должности, Ф.И.О. поздравителя и наименовании организации содержат в дополнение логотип компании, носят рекламный характер, привлекая и формируя, тем самым, интерес читателей к свой деятельности.

Обсуждался вопрос о том, считать ли рекламой информацию о курсе валют, публикуемую в печатных СМИ. Совет признал, что подобного рода информация не содержит признаков рекламы, указанных в ФЗ «О рекламе», а является справочно-информационным и аналитическим материалом.

Большое внимание на Совете было уделено вопросу о том, что считать существенной информацией при распространении рекламы по оказанию риэлторских и строительных услуг. Данный вопрос рассматривался по инициативе Объединения работодателей «Союз строителей Удмуртии», по мнению которого в рекламных сообщениях по оказанию риэлторских и строительных услуг, размещенных в печатных СМИ, отсутствует часть существенной информации, которая определена в п.2) ст.10 ФЗ «О защите прав потребителей». В указанной статье предусмотрено, что информация об услугах в обязательном порядке должна содержать следующую информацию:
- адрес, фирменное наименование исполнителя услуг;
- сведения об основных потребительских свойствах услуги;
- цену в рублях и условиях приобретения услуги;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров услуги;
- информацию о правилах оказания услуги;
- указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги.
Таким образом, по мнению ОР «Союз строителей Удмуртии», отсутствие в рекламе по оказанию риэлторских и строительных услуг перечисленной выше информации, приводит к искажению смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что недопустимо в соответствии с ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе».
Экспертный совет, в свою очередь, пришел к выводу, что информация, перечисленная в Законе «О защите прав потребителей», не является обязательной при распространении рекламы риэлторских и строительных услуг, и что ее отсутствие не будет являться нарушением законодательства о рекламе, ввиду того, что требования, перечисленные в п.2) ст.10 Федеральном законе «О защите прав потребителей», являются обязательными для организаций при распространении (доведении) информации об услугах до потребителей (покупателей).
В соответствии с п.2) ч.2 ст.2 ФЗ «О рекламе» требования настоящего Закона не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. Следовательно, Федеральный закон «О рекламе» является специальным законом по установлению требований, предъявляемых непосредственно к информации рекламного характера. При этом данный закон не содержит каких-либо специальных требований к рекламе риэлторских и строительных услуг.
Таким образом, реклама по оказанию риэлторских и строительных услуг должна соответствовать лишь общим требованиям, содержащимся в ФЗ «О рекламе».

На обсуждение выносился вопрос о том, является ли рекламой информация финансовых организаций, публикуемая в печатных СМИ, о смене лицензии либо реорганизации, ликвидации и т.п. По мнению членов Экспертного совета, в случае если в Федеральном законе от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» указано, что та или иная информация является обязательной для доведения ее до потребителей, то, в силу п.2) ч.2 ст.2 ФЗ «О рекламе» она не является рекламной, а носит информационный и ознакомительный характер.

В заключении обсуждался вопрос о том, является ли рекламой статья, опубликованная в печатном СМИ, в которой рассказывается о выпуске (запуске) новой серии молочной продукции. Экспертный совет пришел к выводу, что в случае, если в статье указаны конкретные названия продукции (к примеру, сырок «Топтыжка», йогурт «Молочная речка», молоко «Родная Любава»), содержится логотип организации, адреса магазинов либо дается качественная характеристика товару (к примеру, «творог обезжиренный со вкусом ванили и яблока» и т.д.), то такая информация подпадает под понятие рекламы и при ее распространении должны соблюдаться требования, предъявляемые ФЗ «О рекламе».