Состоялась пресс-конференция Удмуртского УФАС России на тему: «Контроль за соблюдением законодательства о рекламе и пресечение недобросовестной конкуренции на территории Удмуртской Республики по итогам 2009г.- первого квартала 2010г.»


27 мая 2010 года, в рамках объединённого пресс-центра при Главном федеральном инспекторе по Удмуртской Республике, состоялась пресс-конференция с участием заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Юшкина Сергея Васильевича.

На пресс-коференции обсуждались вопросы деятельности Удмуртского УФАС России в сфере контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе и пресечения недобросовестной конкуренции на территории Удмуртской Республики в 2009г. – первом квартале 2010 года, ужесточение мер административной ответственности за нарушение ФЗ «О рекламе».

Во вступительной речи заместитель руководителя Удмуртского УФАС России Сергей Васильевич Юшкин представил присутствующим информацию об итогах работы Управления по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за 2009 год.

Так, в 2009 году Управлением:
- рассмотрено 152 факта нарушения законодательства РФ о рекламе, указывающих на событие правонарушения;
- выявлено нарушений по 137 фактам;
- возбуждено дел 91, из них:
- принято решений о нарушении законодательства о рекламе – всего 78, по 13 делам производство по делу прекращено;
- выдано предписаний 72, в 6 случаях нарушения законодательства о рекламе прекращены до вынесения решения Комиссией.

В 2009 году наибольшее количество нарушений установлено:
- при размещении рекламы с отсутствием части существенных условий, которые искажают смысл информации и вводят потребителей рекламы в заблуждение (часть 7 статьи 5) - 11 фактов;
- размещение рекламы алкогольной продукции с нарушениями требований статьи 21 - 14 фактов;
- размещение рекламы пива с нарушениями требований статьи 22 - 30 фактов;
- отсутствие в рекламе предупреждения о наличии противопоказаний к применению, использованию лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники (статья 24) – 13 факта;
- размещение рекламы табака с нарушением требований статьи 23 - 19 фактов;
- размещение рекламы потребительского кредитования с нарушением требований статьи 28 - 9 фактов;
- размещение недостоверной рекламы -9 фактов;
- реклама оружия с нарушением статьи 26 – 6 фактов.

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 2009 году Удмуртским УФАС России возбуждено и рассмотрено 142 административных дела с последующим наложением штрафов на сумму более 2 млн. руб.

Для предупреждения фактов нарушения рекламного законодательства проводится мониторинг издаваемых в Республике периодических печатных изданий – газет и журналов (в возможном объёме), просматриваются и прослушиваются теле- и радиопрограммы. Для рекламодателей и рекламораспространителей проводятся семинары, в ходе которых доводятся последние изменения в рекламном законодательстве. Активно ведётся работа Экспертного Совета по применению законодательства РФ о рекламе, куда входят представители печатных, электронных средств массовой информации, высших учебных заведений, Удмуртского регионального отделения «ОПОРА России», Объединённого пресс-центра при Главном Федеральном инспекторе по Удмуртской Республике, специалисты в области наружной рекламы.

Заместитель руководителя отметил, что особое внимание Управление уделяет рекламе пива и табачных изделий. Специалистами Управления постоянно проводятся мероприятия по контролю за соблюдением законодательства РФ о рекламе при распространении наружной рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также рекламы сигарет и табака, размещённой на торгово-остановочных комплексах, расположенных на территории г. Ижевска. Так, за 2009 год было проверено более 30 торговых павильонов, по результатам проведенных мероприятий было возбуждено 27 дел в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность в данных точках.
Основными нарушениями явились:
- распространение рекламы пива без предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ч.3 ст.22 Закона «О рекламе»);
- распространение рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (в данном случае на торговых павильонах), что является нарушением п.4) ч.2 ст.23 ФЗ «О рекламе»;
- распространение наружной рекламы пива и сигарет ближе 100 метров от детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, планетариях – п.6) ч.2 ст.22, п.6) ч.2 ст.23 Закона «О рекламе».

Необходимо отметить, что надписи, содержащие слово «ПИВО», «СИГАРЕТЫ», «ТАБАК», «ВОДКА», размещённые на торговых павильонах, либо с помощью различного рода средств наружной рекламы (рекламных конструкций), являются рекламой данных товаров, так как указанная информация адресована неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – товару (пиву, алкогольной продукции, сигаретам), что способствует его реализации.

Осуществление контроля за распространением наружной рекламы алкогольной продукции, пива и сигарет на территории УР продолжается со стороны Удмуртского УФАС России и в 2010 году. Так, Управлением уже установлено 16 фактов нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы пива, 5 и 12 фактов распространения ненадлежащей рекламы алкоголя и сигарет соответственно.

Пристальное внимание Удмуртское УФАС России оказывает и рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения. В 2009 году значительно возросло количество нарушений в данной сфере. В 2009 году было выявлено 13 фактов нарушений, несмотря на то, что Удмуртское УФАС России периодически информирует СМИ и публикует на собственном сайте информационные материалы об основных положениях статьи 24 ФЗ «О рекламе», предупреждая об административной ответственности, которая может наступить за распространение ненадлежащей рекламы. В 2010 году уже выявлено 7 фактов нарушения статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Продолжая работу по выявлению и пресечению ненадлежащей рекламы на территории Удмуртской Республики, за первые 3 месяца 2010 года Удмуртским УФАС России:
-возбуждено 39 дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
-принято 20 решений о наличии нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе;
-вынесено 17 предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
-возбуждено 33 дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
-вынесено 24 постановления о наложении административных штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

Кроме того, Удмуртским УФАС России осуществляется контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе пресечение недобросовестной конкуренции на территории Удмуртской Республики.
Так, за 1-ый квартал 2010 года Управлением:
- принято 2 решения о признании действий, совершенных хозяйствующими субъектами, недобросовестной конкуренцией (ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции»),
-вынесено 2 постановления о наложении административных штрафов за осуществление недобросовестной конкуренции.

В качестве наиболее значимых дел, рассмотренных антимонопольным управлением в первом квартале 2010 года Сергей Васильевич отметил следующие:

• Дело, возбужденное в отношении ООО ТСЦ «Лео Смарт» по факту размещения на официальном сайте «Лео Смарт» недостоверной рекламы услуг эвакуатора.
Основанием для возбуждения дела явилось поступившее в Удмуртское УФАС России заявление гражданки о распространении на официальном сайте автосалона «Лео Смарт» недостоверной рекламы предоставления услуг эвакуатора.
Комиссией по результатам рассмотрения дела было установлено, что реклама услуг эвакуатора, оказываемых ООО ТСЦ «Лео Смарт», размещённая на официальном сайте «Лео Смарт» (www.leosmart.ru), в нарушение п.4) ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе», содержала не соответствующие действительности сведения о стоимости услуги, поскольку на указанном сайте содержалась следующая информация: «Для клиентов автосалона «Лео Смарт» ЭВАКУАТОР предоставляется бесплатно». Вместе с тем, за оказанную услугу эвакуатора, клиент автосалона оплатил 700 рублей.
Решением Комиссии Удмуртского УФАС России реклама акции «Эвакуатор – бесплатно!», размещённая на официальном сайте автосалона «Лео Смарт», была признана ненадлежащей, нарушающей требования п.5) ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе», ООО Торгово-сервисный центр «Лео Смарт» признано рекламодателем, нарушившим указанную норму закона.
Также было принято решение о выдаче указанному обществу предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе и передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения в отношении ООО Торгово-сервисный центр «Лео Смарт» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.

• Дело, возбужденное в отношении ООО «Ольгаз» по факту размещения недостоверной рекламной информации о предоставляемых Обществом скидках.
Дело в отношении ООО «Ольгаз» было возбуждено на основании заявления гражданина, который указал, что в июле 2009 года с ООО «Ольгаз» был заключен договор подряда по проектированию и монтажу газопровода. К данному договору также был приложен купон о предоставлении 5 % скидки предъявителю купона и пенсионерам. Однако, при предъявлении данного купона, заявителю 5 % скидка предоставлена не была.
Комиссией по результатам рассмотрения дела было установлено, что скидка в размере 5 % предоставлялась только на работы по наружному и внутреннему газопроводу, и не распространялась на оборудование и материалы, поскольку цены на данную продукцию уже содержали определённую скидку, кроме того, в ряде случаев пенсионерам и лицам, предъявившим купон, скидка на работы предоставлялась, но в меньшем размере.
В связи с этим, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что рекламные листовки «АКЦИЯ «Да будет газ!» нарушают требования пункта 4) части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», так как содержат недостоверную информацию о предоставлении предъявителям купона 5 % скидки.
Комиссией было принято решение о признании ООО «Ольгаз» рекламодателем, нарушившим п.4) ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» и выдаче обществу предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе. Также, материалы дела были переданы уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения в отношении ООО «Ольгаз» производства по делу об административном правонарушении по ст.14.3 КоАП РФ.

• Дела, возбужденные в отношении ООО «Рекламная группа «СПРУТ-МЕДИА» по фактам распространения ненадлежащей рекламы в телепрограмме «ДТВ» на территории г. Сарапула.
По заявлениям граждан были проведены проверки по соблюдению законодательства РФ о рекламе при распространении рекламы в телепрограмме «ДТВ» на территории г. Сарапула, вещание которой осуществляет ООО «Рекламная группа «СПРУТ-МЕДИА». По результатам проверок были установлены следующие факты нарушения ФЗ «О рекламе»:
- совмещение с телевикториной «Клуб Детективов» рекламы способом «бегущей строки» путем наложения на кадр, на котором имелись надписи разъясняющего характера об условиях участия в указанной викторине (п.2) ч.2 ст. 14 ФЗ «О рекламе»);
- совмещение рекламы способом «бегущей строки» с мультфильмами продолжительностью менее 15 минут (п.2) ч.4 ст. 14);
- прерывание телепередачи «Погода» продолжительностью менее 15 минут спонсорской рекламой продолжительностью 1 мин. 33 сек. (ч.5 ст.14);
- совмещение с мультфильмом продолжительностью 29 мин. 50 сек. рекламы продолжительностью 5 мин. 32 сек. способом «бегущей строки» в начале мультфильма (ч.7 ст. 14);
- распространение рекламы в день траура, объявленный в РФ (ч.14 ст.14);
- превышение общей продолжительности вещания рекламы в течение часа (ч.3 ст.14);
- распространение в телепрограмме ДТВ рекламы VIP-сауны, содержащей рекламу кальяна (п1) ч.2 ст23 ФЗ «О рекламе»).
По фактам нарушения ФЗ «О рекламе» ООО «Рекламная группа «СПРУТ-МЕДИА» привлечено к административной ответственности в виде административных штрафов на общую сумму 240 000 рублей.

В качестве дела, рассмотренного Удмуртским УФАС России по факту недобросовестной конкуренции (ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции»), заместитель руководителя отметил дело, возбужденное в отношении ООО «ЛА-МАНШ».
Так, дело в отношении ООО «ЛА-МАНШ» было возбуждено по заявлению ООО «НПО «НОРТ» об осуществлении ООО «ЛА-МАНШ» недобросовестной конкуренции в виде предоставления заведомо ложных сведений об огнезащитном составе «Асфор-Экстра», содержащихся в котировочной заявке, представленной по запросу котировок, проведенного ГУ УР «Государственная заводская конюшня «Удмуртская» с ипподромом».
Нарушение выразилось в указании ООО «ЛА-МАНШ» в котировочной заявке ложных сведений о том, что работы по огнезащитному покрытию деревянных конструкций будут произведены огнезащитным составом, позволяющим получить показатели пожарной опасности древесины Г1, РП1, В1, Д2, при отсутствии соответствующего сертификата пожарной безопасности на примененный состав «Асфор-Экстра».
С учетом того, что предоставление ООО «ЛА-МАНШ» ложных сведений было направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, и могло причинить убытки хозяйствующим субъектам, которые участвовали в проведении данного запроса котировок, указанные действия были признаны недобросовестной конкуренцией, ООО «ЛА-МАНШ» нарушившим требования пункта 1) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". При этом ООО «ЛА-МАНШ» было выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Также, материалы дела были переданы уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения в отношении ООО «ЛА-МАНШ» производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.14.33 КоАП РФ.
Решение и предписание Удмуртского УФАС России были обжалованы ООО «ЛА-МАНШ» в судебном порядке. Арбитражным судом Удмуртской Республики решение и предписание Управления признаны законными и обоснованными.

Заместителем руководителя также было отмечено, что в целях ужесточения мер административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе Федеральным законом от 28.12.2009г. № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены существенные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые вступили в силу с 31 марта 2010 года.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на более чем двукратное увеличение минимального размера штрафа за нарушение законодательства о рекламе (статья 14.3 КоАП) (за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 14.3, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ). Так, если ранее минимальный размер штрафа, налагаемый антимонопольным органом на юридических лиц, составлял 40 тысяч рублей, то с 31 марта 2010 года он составил уже 100 тысяч рублей, максимальный размер при этом оставлен в прежних размерах – 500 тысяч рублей.

Кроме того, в статью 14.3 КоАП РФ введены новые составы административных правонарушений за нарушения норм законодательства о рекламе (распространения рекламы в средствах массовой информации), а также детализированы меры административной ответственности по ним.

В частности, часть 2 статьи 14.3 КоАП предусматривает, что нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.

За превышение допустимого законодательством о рекламе объёма рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, предусмотрены штрафные санкции для должностных лиц в размере от 4 тысяч до 7 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 40 тысяч до 100 тысяч рублей (часть 3 статьи 14.3 КоАП).

Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 тысяч до 500 тысяч рублей (часть 4 статьи 14.3 КоАП).

Нововведением также являются статьи 14.37 и 14.38 КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушения требований к установке рекламной конструкции (ст. 14.37) и размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах (ст.14.38).

Так, установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на её установку и (или) установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 1,5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 80 тысяч рублей.

Размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 2,5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 15 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 2,5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 200 тысяч рублей.

Размещение рекламы на транспортном средстве, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 2,5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 200 тысяч рублей.

Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 2,5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 4 тысяч до 7 тысяч рублей; на юридических лиц - от 40 тысяч до 100 тысяч рублей.

Кроме того, впервые вводится административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы, установленных законодательством о рекламе, - статья 19.31 КоАП РФ. Размер административной ответственности за указанное правонарушение установлен в виде штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, на должностных лиц - от 2 тысяч до 10 тысяч рублей, на юридических лиц - от 20 тысяч до 200 тысяч рублей.

Также необходимо обратить внимание, что в КоАП РФ введена норма, предусматривающая повышенный размер ответственности за непредставление в антимонопольный орган информации, предусмотренной законодательством о рекламе, - часть 6 статьи 19.8 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность как за полное непредставление в антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, так и представление таких сведений (информации) не в полном объёме или в искажённом виде либо представление недостоверных сведений (информации).
Данный состав административного правонарушения выступает одним из специальных составов административных правонарушений, предусматривающих ответственность за непредставление информации по обязательным запросам государственных органов, и закрепляет повышенную ответственность по сравнению со случаями, указанными в общей норме статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В заключительной части пресс-конференции заместитель руководителя Удмуртского УФАС России ответил на интересующие журналистов вопросы, в том числе о причинах ужесточения административной ответственности за нарушение ФЗ «О рекламе», а также о ситуации на рынке реализации нефтепродуктов.