Удмуртское УФАС России провело пресс-конференцию на тему: «Антимонопольный контроль за актами и действиями органов власти и органов местного самоуправления, ограничивающими конкуренцию»


26 января 2010 года, в пресс-центре медиагруппы «Центр» состоялась пресс-конференция с участием заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике Герасимовой Татьяны Васильевны.

На пресс-коференции обсуждались такие вопросы, как порядок предоставления государственных и муниципальных преференций, сокращение необоснованных административных барьеров, правовые последствия нарушений антимонопольного законодательства, в том числе действий, влекущих административную и уголовную ответственность.

Во вступительной речи Татьяна Герасимова напомнила, что 23 августа 2009 года вступил в силу «второй антимонопольный пакет» поправок к законам, который направлен на совершенствование антимонопольного регулирования в целях наиболее эффективного развития конкуренции на товарных рынках и пресечения негативных действий со стороны отдельных хозяйствующих субъектов, которые причиняют этой конкуренции ущерб. Было отмечено, что значительные изменения коснулись Федерального закона «О защите конкуренции», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, данный пакет призван активизировать применение уголовной ответственности за действия, ограничивающие конкуренцию (поправки внесены в 178 статью Уголовного Кодекса РФ).

Важным нововведением, по словам заместителя руководителя Удмуртского УФАС России, является изменение антимонопольного законодательства в части предоставления государственной помощи. Термин в законе теперь звучит иначе – государственные преференции. Под этим подразумевается предоставление преимущества хозяйствующему субъекту, путём передачи государственного или муниципального имущества, прав либо установления льгот. Закон расширил перечень целей, для которых возможно предоставление таких преференций. К таким целям относятся развитие культуры, спорта, образования и т.д.
Так, в 2009 году с целью предоставления преференций, в адрес Удмуртского УФАС России поступило 19 обращений, на которые были даны положительные заключения.
В качестве примера наиболее значимого дела, рассмотренного антимонопольным органом в 2009 году, Герасимова Татьяна отметила дело, возбуждённое в отношении Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска, по факту заключения договора на передачу в безвозмездное временное пользование муниципального имущества – 18 автомобилей скорой медицинской помощи, полученных Удмуртской Республикой в рамках реализации национального проекта «Здоровье» в 2007 году, закреплённого на праве оперативного управления за муниципальным учреждением здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи», без проведения торгов. По результатам рассмотрения данного дела Управление имущественных отношений Администрации г. Ижевска было признано нарушившим ч.3 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции», в части несоблюдения порядка предоставления ОАО «Медавтотранс» (ГУП «Автобаза Минздрава УР») муниципальной преференции в виде 18 автомобилей скорой медицинской помощи, а также ч.1 ст.15 указанного Закона, в части предоставления ОАО «Медавтотранс» муниципального имущества – 18 автомобилей скорой медицинской помощи, что привело к ограничению конкуренции на рынке по предоставлению транспортных услуг муниципальному учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи». Органу местного самоуправления, а также хозяйствующему субъекту было выдано предписание о принятии мер по возврату имущества. Предписание исполнено в полном объёме и в установленные сроки.

Значительные изменения внесены и в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Новшества коснулись ответственности должностных лиц органов власти и органов местного самоуправления, а так же должностных лиц организаций, осуществляющих функции органов власти, за допущенные нарушения антимонопольного законодательства. Так, статья 14.9. КоАП РФ («Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления»), в новой редакции звучит следующим образом: «действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством и приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а равно к ограничению свободы перемещения товаров, свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 14.32 настоящего Кодекса, – влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до 3 лет».

Также, было отмечено, что в целях предупреждения и устранения административных барьеров, Удмуртским УФАС России в 2009 году проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке ритуальных услуг. Проверка проводилась камерально, по представленным органами местного самоуправления нормативным и ненормативным правовым актам, регулирующим сферу ритуальных услуг.
Из 30-ти муниципальных образований, включая города и 25 районов республики, акты, регулирующие указанную сферу правоотношений, приняты только в 14 муниципальных образованиях, из них в 8 муниципальных образованиях действующие акты нарушали антимонопольное законодательство. Удмуртским УФАС России было возбуждено и рассмотрено 8 дел, по всем делам приняты решения, в отношении Администраций г.Сарапула, г.Глазова, МО «Камбарское», МО «Завьяловское» выданы предписания об устранении нарушений. В настоящее время предписания исполнены.

В заключении, ответив на вопросы представителей СМИ, присутствовавших на пресс-конференции, Татьяна Герасимова подчеркнула, - «Прошедший год был интересен не только качественными изменениями в работе антимонопольной службы, а также и тем, что появились новые разновидности и новые масштабы нарушений. А это значит, что и в наступившем году Управлению предстоит слаженная и напряженная работа. Принципы организации работы антимонопольной службы остаются прежними - это тщательность анализа материла и неотвратимость наказаний за нарушения законодательства».