О результатах рассмотрения жалоб на действия заказчиков по осуществлению закупок для обеспечения государственных нужд, а также обращений заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В период с 06 августа по 10 августа 2018 года на рассмотрение Комиссии Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок поступило 3 жалобы от участников закупки на действия заказчиков при осуществлении закупок для обеспечения нужд Министерства информатизации и связи Удмуртской Республики, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике», ТФОМС УР.

1. 07 августа 2018 года Комиссией Удмуртского УФАС России рассмотрена жалоба участника закупки на действия заказчика - Министерства информатизации и связи Удмуртской Республики при осуществлении закупки работ по созданию и внедрению государственной информационной системы управления проектной деятельностью органов власти Удмуртской Республики.

По мнению заявителя, заказчик неверно выбрал способ определения исполнителя, установил значимость стоимостного критерия оценки конкурсных заявок с нарушением требований постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085, а также неправомерно внёс изменения в конкурсную документацию в части условий о критериях «деловая репутация участника закупки» и «опыт участника». Также, заявитель считал, что в нарушении требований постановления Правительства от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик установил в конкурсной документации условие об использовании иностранного программного обеспечения.

В ходе рассмотрения жалобы доводы заявителя не нашли фактического подтверждения. Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что при определении способа закупки, предметом которой является создание и внедрение государственной информационной системы управления проектной деятельностью органов власти Удмуртской Республики, а также при определении значимости стоимостного критерия оценки конкурсных заявок заказчиком не совершены действия, противоречащие  требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), а также постановления Правительства РФ от 28.11.2013г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что внесение изменений в конкурсную документацию в части условий о критериях «деловая репутация участника закупки» и «опыт участника» обусловлено достижением цели осуществления закупки, то есть заключения контракта с лицом, услуги которого наилучшим образом удовлетворят потребность заказчика в создании и внедрении государственной информационной системы управления проектной деятельностью органов власти Удмуртской Республики. Доводы жалобы о нарушении заказчиком требований Закона в части применения национального режима осуществления закупок также не нашли фактического подтверждения. Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что конкурсная документация не содержит требований о том, что при выполнении работ (исполнении услуг) услуг по контракту исполнитель должен использовать исключительно иностранное программное обеспечение.

В связи с тем, что заявителем не представлены достаточные доказательства о нарушении заказчиком требований Закона, жалоба Общества признана необоснованной.

2. 08.08.2018 Комиссией Удмуртского УФАС России рассмотрена жалоба участника закупки на положения документации об электронном аукционе при осуществлении закупки вычислительной техники для обеспечения нужд

По мнению заявителя, в нарушение требований статьи 33 Закона технические характеристики товара, указанные заказчиком в документации об аукционе при описании объекта закупки, соответствуют товару одного производителя, что влечёт ограничение количества участников закупки. Заявитель считал, что документация об аукционе содержит противоречивые требования к гарантийному сроку товара, предоставляемой на товар. Также, заявитель указывал на то, что заказчик установил неправомерное требование о том, что товар должен быть произведён на территории Российской Федерации.

В ходе рассмотрения жалобы доводы заявителя частично нашли фактическое подтверждение. Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона описание объекта закупки содержит условие о гарантийном сроке товара, установленное в качестве показателя товара, что не допускается частями 1, 2 статьи 33 Законом. Кроме того, условие о гарантийном сроке товара, содержащееся в описании объекта закупки документации об аукционе, противоречило условиям проекта контракта документации об аукционе, и не позволяло достоверно установить требования заказчика к гарантийному сроку товара, подлежащего поставке. Также, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в нарушение требований части 2 статьи 8 Закона документация об аукционе содержала ограничивающее количество участников закупки условие о том, что вычислительная техника должна быть произведена на территории Российской Федерации.

Довод жалобы заявителя о том, что условиям документации об аукционе соответствует товар одного производителя, Комиссией Удмуртского УФАС России признан необоснованным в связи с тем, что заявителем не представлены соответствующие доказательства.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что объектом закупки являлась поставка вычислительной техники с установленным программным обеспечением. Вместе с тем, в нарушение требований части 3 статьи 14 Закона документация о закупке не содержала условия о запрете на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

По факту выявленных нарушений Комиссия Удмуртского УФАС России выдала заказчику предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений требований Закона.

3. 09.08.2018 состоялось заседание Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалобы участника закупки на положения документации об электронном аукционе по осуществлению закупки работ по монтажу и вводу в эксплуатацию системы видеонаблюдения для обеспечения нужд .

По мнению заявителя, документация об аукционе содержит требования к показателям товара, используемого при выполнении работ, значения которого становятся известны участникам закупки только при наличии у них указанного товара. Заявитель считает, что указанные действия заказчика влекут ограничение количества участников закупки.

В связи с необходимостью истребования у заказчика, а также заявителя дополнительных пояснений в заседании Комиссии Удмуртского УФАС России объявлен перерыв до 13 часов 30 минут 13.08.2018.

4. 06.08.2018 Комиссией Удмуртского УФАС России рассмотрено обращение заказчика - МУП г.Ижевска «Ижгорэлектротранс» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «Поиск», уклонившегося от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона по осуществлению закупки воды питьевой бутилированной.

По итогам рассмотрения обращения заказчика Комиссией Удмуртского УФАС России принято решение об отказе во включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку установлено, что заявка, поданная Обществом для участия в электронном аукционе, не содержала информации о конкретных показателях товара, соответствующих требованиям документации об аукционе (в отношении показателей «негазированная» и «первой категории»). Заявка Общества должна была быть отклонена за не предоставление информации, представление которой являлось обязательным в силу требований части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Общество в отсутствие правовых оснований было признано победителем аукциона, в связи с чем, правовые основания для заключения контракта заказчиком с Обществом отсутствуют.

На заседание Комиссии Удмуртского УФАС России представителем Общества представлены документы, подтверждающие добросовестность участника закупки. При этом, заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие умышленное поведение участника закупки, направленное на уклонение от заключения контракта. В связи с изложенным, основания для включения сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренные статьёй 104 Закона, отсутствуют.

5. 09.08.2018 Комиссией Удмуртского УФАС России рассмотрено обращение заказчика - БУЗ УР «ГКБ № 4 МЗ УР» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя, уклонившегося от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона по осуществлению закупки расходных материалов для стерилизации.

По итогам рассмотрения обращения заказчика Комиссией Удмуртского УФАС России принято решение о включении сведений в отношении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку установлено, что в течение установленного Законом срока индивидуальным предпринимателем, являющимся победителем аукциона, не подписан контракт и не представлены заказчику документы, подтверждающие внесение обеспечение исполнения контракта.

На заседание Комиссии Удмуртского УФАС России индивидуальным предпринимателем не представлены документы, подтверждающие добросовестность участника закупки, а также доказательства, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя реального намерения заключить контракт. В связи с изложенным, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьёй 104 Закона, для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя.

6. 09.08.2018 Комиссией Удмуртского УФАС России рассмотрено обращение заказчика - Министерства образования и науки Удмуртской Республики о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении участника закупки – физического лица, уклонившегося от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона по осуществлению закупки жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений.

По итогам рассмотрения обращения заказчика Комиссией Удмуртского УФАС России принято решение о включении сведений в отношении лица в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку установлено, что в течение установленного Законом срока участником закупки, являющимся победителем аукциона, не подписан контракт и не представлены заказчику документы, подтверждающие внесение обеспечение исполнения контракта.

На заседание Комиссии Удмуртского УФАС России лицом, уклонившимся от заключения контракта, не представлены документы, подтверждающие добросовестность участника закупки, а также доказательства, подтверждающие наличие реального намерения заключить контракт.  В связи с изложенным, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьёй 104 Закона, для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя.

7. 09.08.2018 Комиссией Удмуртского УФАС России также рассмотрено обращение заказчика - БУЗ УР «РКДЦ МЗ УР» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО «МедПитер Торг» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на поставку лекарственного препарата Гистидин + гистидина хлорид моногидрат + натрия хлорид + магния хлорид гексагидрат + калия хлорид + маннитол + триптофан + кетоглутарат калия + кальция хлорид дигидрат.

По итогам рассмотрения обращения заказчика Комиссией Удмуртского УФАС России принято решение об отказе во включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков. Установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято на основании части 15 статьи 95 Закона в связи с прекращением действия полученной Обществом лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, которая на момент заключения контракта подтверждала его соответствие требованиям действующего законодательства к поставщикам лекарственных средств.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что на момент заключения контракта Общество полностью соответствовало требованиям закупочной документации и действующего законодательства, кроме того, предоставило обеспечение исполнения контракта, что свидетельствует о намерении исполнить обязательства. Учитывая, что дальнейшее исполнение обязательств по контракту стало невозможным в связи с отзывом у Общества лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, а также принимая во внимание отсутствие  доказательств, подтверждающих умышленное поведение участника закупки, направленное на уклонение от исполнения контракта, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о том, что  основания для включения сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренные статьёй 104 Закона, отсутствуют.

Решения размещены в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте http://zakupki.gov.ru.